Образование лиц с ограничеснными возможностями в контексте программы Юнеско Образование для всех: Опыт России - файл n1.doc

Образование лиц с ограничеснными возможностями в контексте программы Юнеско Образование для всех: Опыт России
Скачать все файлы (737 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc737kb.31.03.2014 00:00скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Организация Объединенных Наций по вопросам образования и культуры


Л. В. Андреева, Д. И. Бойков, Е. Ф. Войлокова,

Ю. Г. Елизарова, В. З. Кантор, С. В. Кудрина,

Л. В. Лопатина, Л. В. Матвеева, Ю. В. Нефедова,

Г. В. Никулина, Г. Н. Пенин


ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»:

ОПЫТ РОССИИ
Санкт-Петербург

2007
Российский государственный педагогический

университет им. А. И. Герцена
Л. В. Андреева, Д. И. Бойков, Е. Ф. Войлокова, Ю. Г. Елизарова,

В. З. Кантор, С. В. Кудрина, Л. В. Лопатина,

Л. В. Матвеева, Ю. В. Нефедова, Г. В. Никулина, Г. Н. Пенин
ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»: ОПЫТ РОССИИ
Аналитический обзор
Под редакцией

действительного члена РАО,

доктора физико-математических наук,

профессора Г. А. Бордовского
Санкт-Петербург

Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

2007


ББК 74.0 Печатается по решению президиума редакционно-

А 65 издательского совета РГПУ им. А. И. Герцена
Выполнено и печатается при финансовой поддержке

Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За представленную информацию несут ответственность авторы
Рецензионная комиссия: канд. филол. наук, доц. Л. А. Балясникова

д-р филол. наук, проф. С. А. Гончаров

д-р пед. наук, проф. В. П. Соломин
Научный редактор — В. З. Кантор
Л. В. Андреева, Д. И. Бойков, Е.Ф. Войлокова, Ю. Г. Елизарова, В. З. Кантор, С. В. Кудрина, Л. В. Лопатина, Л.В. Матвеева, Ю. В. Нефедова, Г. В. Никулина, Г. Н. Пенин

А 65 Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО

«Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 81 с.
ISBN 978–5–8064–1149–6
В исследовании характеризуются актуальные для России нормативно-правовые, теоретико-методические, институциональные, структурно-содержательные и прикладные подходы к образованию детей и взрослых с различными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, речевой и двигательной

сферы.

В работе рассматриваются такие вопросы, как нормативно-правовая база образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, образование лиц с нарушениями зрения, слуха, с нарушениями речи, с интеллектуальной недостаточностью, в частности, с задержкой психического развития, с интеллектуальным недоразвитием, с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, реабилитационно-образовательная работа с молодежью и взрослыми с ограниченными возможностями, профессиональное образование инвалидов в системе их социальной реабилитации, культурно-просветительная работа с молодежью и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья.

ББК 74.0
ISBN 978–5–8064–1149–6 © Л. В. Андреева, Д. И. Бойков, Е.Ф. Войлокова, Ю. Г. Елиза-

рова, В. З. Кантор, С. В. Кудрина, Л. В. Лопатина, Л. В. Мат-

веева, Ю. В. Нефедова, Г. В. Никулина, Г. Н. Пенин, 2007

© Н. С. Балясникова, перевод на английский язык, 2007

© ЮНЕСКО, 2007

© Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007
The Herzen State Pedagogical University of Russia


L. V. Angreeva, D. I. Boikov, E. F. Voilokova, J. G. Elizarova,

V. Z. Kantor, S. V. Kudrina, L. V. Lopatina, L. V. Matveeva,

J. V. Nefiodova, G. V. Nikulina, G. N. Penin


EDUCATION OF DISABLE PEOPLE

IN THE CONTEXT

OF UNESCO EFA PROGRAMME:

EXPERIENCE OF RUSSIA
Analytical review
Under the editorship

of the full member of Russian Academy of Education,

Doctor of Physics and Mathematics,

Professor G. А. Bordovsky
Saint Petersburg

Herzen University Publishing House

2007


LBC 74.0 Published on decision of the Presidium of The Herzen

A 65 State Pedagogical University of Russia editorial pub-

lishing council
Elaborated and printed with the financial support of the UNESCO Moscow Office

The authors are responsible for the choice and the presentation of the facts contained in this book and for the opinions expressed therein, which are not necessarily those of UNESCO and do not commit the Organization

Expert group: Candidate of Philology, Associate Professor L. А. Balyasnikova

Doctor of Philology, Professor S. А. Goncharov

Doctor of Pedagogy, Professor V. P. Solomin
Scientific editor — V. Z. Kantor
L.V. Angreeva, D. I. Boikov, E. F. Voilokova, J. G. Elizarova, V. Z. Kantor, S. V. Kudrina, L. V. Lopatina, L. V. Matveeva, J. V. Nefiodova, G. V. Nikulina, G. N. Penin

A 65 Education of disable people in the context of UNESCO EFA Programme: experience of Russia: Analytical review / Under the editorship of Professor G. А. Bordovsky. — Saint Petersburg: Herzen University Publishing House, 2007. — 81 p.
ISBN 978–5–8064–1149–6
The following research describes legal, theoretical and methodological, institutional, structural and pithy approaches to education of disabled children and adults with different sensory, mental, speech and locomotor impairments and the importance of these problems in Russia. The research focuses on such things as the legal basis for education of disabled people

in Russia, education for disabled children, education of people with visual and hearing impairment or speech and languages difficulties, education of people with mental disabilities,education of children with psychological delays and serious mental disabilities and education of children with impairments of support-motor apparatus. — Also such important work as

professional education of disabled people in the system of their social rehabilitation and cultural and educational work with disabled youth and adults (informal education of disabled people) is highlighted.

LBC 74.0
ISBN 978–5–8064–1149–6 © L. V. Angreeva, D. I. Boikov, E. F. Voilokova, J. G. Elizarova,

V. Z. Kantor, S. V. Kudrina, L. V. Lopatina, L. V. Matveeva,

J. V. Nefiodova, G. V. Nikulina, G. N. Penin, 2007

© N. S. Balyasnikova, translation, 2007

© UNESCO, 2007

© Herzen University Publishing House, 2007


CОДЕРЖАНИЕ
Преамбула.................................................................. 6

1. Нормативно-правовая база образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России..................................................................... 9

2. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья............. 13

2.1. Образование детей с нарушениями зрения............................. 13

2.2. Образование детей с нарушениями слуха.............................. 22

2.3. Образование детей с интеллектуальной недостаточностью.............. 31

2.3.1. Дошкольное образование детей с интеллектуальной недостаточностью. 31

2.3.2. Образование детей с задержкой психического развития ..............33

2.3.3. Образование детей с интеллектуальным недоразвитием .............. 35

2.3.4. Образование детей с умеренной, тяжелой и глубокой умствен-

ной отсталостью…………....................................................... 37

2.4. Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ..... 41

2.5. Образование детей с нарушениями речи............................... 49

3. Реабилитационно-образовательная работа с молодежью и взрос-

лыми с ограниченными возможностями здоровья............................... 59

3.1 Система работы по профессиональному образованию инвалидов:

социально-реабилитационный контекст ...................................... 59

3.2 Реабилитационно-образовательная работа культурно-досуговых

учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья ................ 70

Заключение ....................................................... 73

Список литературы ................................................ 77

5


ПРЕАМБУЛА
Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой

по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа

различных групп населения к образовательным ценностям, в максималь-

ной степени актуализирует внимание к проблемам образования и приме-

нительно к такой специфической категории граждан, как лица с ограни-

ченными возможностями здоровья (инвалидов). Именно эта, внутренне

многообразная, категория граждан служит в обществе своего рода соци-

альным индикатором истинной доступности образования для населения в

целом.

Особую важность проблема безбарьерного доступа к образованию для

лиц с ограниченными возможностями здоровья, включения инвалидов всех

категорий в систему непрерывного образования приобретает для совре-

менной России. По имеющимся данным, 16% российских детей страдают

хроническими заболеваниями. На начало 2003 г. в стране насчитывалось

620,3 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, причем прирост их чис-

ленности в сравнении с 1996 г. составил 158 тыс. чел. В свою очередь, Ми-

нистерство образования и науки РФ оценивает количество детей с ограни-

ченными возможностями здоровья примерно в 1,5 млн чел., что составляет

около 4,5% от общего числа детей в стране (Т. В. Волосовец, 2003; Б.В.

Белявский, А. С. Госпорьян, М. А. Новикова, 2006).

Между тем, в последние годы в Российской Федерации произошли

существенные изменения в образовательной политике, реализуемой в от-

ношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Модернизация

нормативно-правовой базы образования и социальной защиты инвалидов,

укоренение восходящего еще к Л. С. Выготскому понимания инвалидности

прежде всего как социальной недостаточности, прямо или косвенно обу-

словливаемой нарушением здоровья, отказ от постулата необучаемости

для некоторых категорий детей и молодежи — это и многое другое создало

новую ситуацию в сфере образования лиц с ограниченными возможностя-

ми (специального образования) в России, когда сложившаяся в предшест-

вующие периоды инфраструктура, сохраняя свои позитивные черты, зако-

номерно подвергается модернизации (Т. В. Волосовец, 2003).

По оценке ученых Российской академии образования, сущность со-

временного периода функционирования системы специального образова-

ния в стране состоит в том, что он носит переходный характер. При этом

очевидна обязательность построения такой системы специального образо-

вания, основополагающими характеристиками которой являлись бы:

6
– охват образованием всех без исключения детей с особыми образо-

вательными потребностями;

– свобода выбора форм организации образования, типа учебного за-

ведения;

– максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление и диаг-

ностика особых социальных и образовательных потребностей ребенка и

семьи, его воспитывающей;

– максимальное сокращение разрыва между моментом определения

первичного нарушения в развитии ребенка и началом комплексной меди-

ко-психолого-педагогической помощи;

– специализированный образовательный стандарт, предполагающий

вполне определенный уровень не только образовательных достижений ре-

бенка, но и достижений в области жизненной компетенции;

– смещение смыслового центра специального образования в сторону

личностного, социально-эмоционального развития, развития самосознания,

сознательной регуляции поведения в социуме;

– расширение временных границ специального образования: нижняя

граница — первые месяцы жизни, верхняя граница — вся жизнь;

– расширение пространственных границ специального образования,

т. е. целенаправленное обучение ребенка за пределами собственно образо-

вательного учреждения;

– обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и

их особая целенаправленная подготовка силами специалистов;

– новый механизм взаимодействия специального и массового обра-

зования: должен состояться переход от двух параллельно существующих

систем к единой образовательной системе, где границы между специаль-

ным и обычным образованием станут проницаемыми;

– создание образовательных учреждений комбинированного типа,

где дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться со-

вместно с нормально развивающимися сверстниками;

– придание специальным коррекционно-образовательным учрежде-

ниям новых функций ― сопровождение интегрированных детей, консуль-

тирование их родителей, педагогов массовых школ;

– подготовка специалистов, принимающих новую систему ценностей

― установку на политкорректность, толерантность (Н. Н. Малофеев,

2003).

В свете этих требований и должно рассматриваться сегодняшнее со-

стояние системы образования лиц с ограниченными возможностями здо-

ровья в России.

Попытку дать его аналитическую характеристику и представляет со-

бой настоящая работа. Данная попытка реализована в контексте изменений

в нормативно-правовом регулировании образования лиц с ограниченными

возможностями здоровья и с учетом двухмерного строения системы спе-

циального образования в России: при рассмотрении в горизонтальном

7
измерении она распадается на подсистемы, номенклатура которых соот-

ветствует номенклатуре основных нарушений психофизического развития,

а при рассмотрении в вертикальном измерении — на иерархически взаи-

мосвязанные подструктуры, номенклатура которых адекватна номенклату-

ре основных образовательных уровней (ступеней).

Авторами разделов являются: Л. В. Андреева, (раздел 2.2), Д. И. Бой-

ков (раздел 2.4), Е. Ф. Войлокова (раздел 2.3.4), Ю. Г. Елизарова (раздел

2.3.2), В. З. Кантор (раздел 3), С. В. Кудрина, Л. В. Матвеева (раздел

2.3.3), Л. В. Лопатина (раздел 2.5), Нефедова Ю. В. (раздел 2.3.1),

Г. В. Никулина (раздел 2.1), Г.Н. Пенин (раздел 1).
8


1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ
Нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограничен-

ными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют доку-

менты нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Рос-

сией), федеральные, правительственные, ведомственные и региональные.

К международно-правовым документам, определяющим положение

ребенка в современном мире, относится, прежде всего, принятая Генераль-

ной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. «Конвенция ООН о правах ребен-

ка», ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и дей-

ствительная ныне на всей территории Российской Федерации как право-

преемницы Советского Союза.

Что касается нормативно-правовых актов Российской Федерации, ре-

гулирующих вопросы образования лиц с ограниченными возможностями

здоровья, то основным Федеральным законом, обеспечивающим развитие

специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,

служит закон РФ «Об образовании» (принят 25 октября 1991 г.). Закон со-

держит ряд статей (№ 3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих право детей-

инвалидов на получение качественного образования в соответствии с

имеющимися у них потребностями и возможностями. За годы существова-

ния закона в его статьи 11 раз вносились различные дополнения и уточне-

ния, что позволило в значительной мере обновить его с учетом меняющих-

ся реалий.

Центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования,

в том числе специального, занимает закон «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ

3 июля 1998 г.). Закон устанавливает основные гарантии прав и законных

интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделе-

ны основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Феде-

рации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены го-

сударственные минимальные социальные стандарты основных показателей

качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на

отдых, на профессиональную подготовку и др.

Важной составляющей нормативно-правовой базы специального об-

разования являются федеральные правительственные документы, опреде-

ляющие общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц с ог-
9

раниченными возможностями здоровья. Наиболее значимо в этом плане

постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. «Об утверждении

Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном

учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви-

тии». В соответствии с ним созданы коррекционные (компенсирующие)

учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразователь-

ные учреждения, коррекционные учреждения начального профессиональ-

ного образования. Типовое положение распространяется на специальные

(коррекционные) образовательные учреждения различных видов: для не-

слышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и

поздноослепших, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушения-

ми опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития,

для умственно отсталых. Оно регулирует деятельность всех государствен-

ных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных уч-

реждений, создавая благоприятные условия обучающимся, воспитанникам

с отклонениями в развитии для обучения, воспитания, лечения, социальной

адаптации и интеграции в общество.

Основополагающим государственным документом, устанавливающим

приоритет образования в государственной политике, определяющим стра-

тегию и основные направления его развития, служит постановление Пра-

вительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образова-

ния в Российской Федерации». Доктрина определяет цели воспитания и

обучения, пути их достижения посредством государственной политики в

области образования, ожидаемые результаты развития системы образова-

ния на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов

образовательных учреждений и вариативность образовательных программ,

обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-

ориентированное обучение и воспитание.

Одной из основных задач, поставленных в доктрине, является «созда-

ние и реализация условий для получения общего и профессионального об-

разования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родите-

лей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей». Лицам с

ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное и

бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и выс-

шее профессиональное образование.

С национальной доктриной образования непосредственно связана

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 го-

да», одобренная Правительством РФ 29 декабря 2001 г.

Согласно Концепции дети с ограниченными возможностями здоровья

«должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и

специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразо-

вательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих

медицинских показаний — в специальных школах и школах-интернатах».

Предусматривается также введение персональных счетов для детей-

10
инвалидов с целью аккумулирования государственных, корпоративных,

спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каж-

дого ребенка.

Важное место в Концепции отводится вопросам подготовки социаль-

ных педагогов и психологов в целях совершенствования работы с детьми

группы риска, осуществления профилактики социального сиротства. За-

служивают специального внимания и положения Концепции о структур-

ной и институциональной перестройке профессионального образования

выпускников общеобразовательных (в том числе коррекционных) учебных

заведений, о разработке различных моделей интеграции среднего и высшего

профессионального образования, о создании университетских комплексов.

Среди ведомственных нормативных документов, обеспечивающих

развитие образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в

России, следует выделить «Концепцию реформирования системы специ-

ального образования», принятую коллегией Министерства образования РФ

9 февраля 1999 г.

Согласно Концепции образование учащихся-инвалидов должно пре-

дусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей

среды, обеспечивающей воспитанникам адекватные условия и равные с

«обычными» детьми возможности для получения образования, лечение и

оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года мо-

гут пользоваться услугами специального образования в различных его ор-

ганизационных формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении,

в общеобразовательном учреждении общего назначения).

Вместе с тем, в Концепции отмечается, что в Российской Федерации

еще недостаточно развита система дошкольной коррекционной психолого-

педагогической помощи детям; общественным воспитанием охвачено чуть

более половины всех детей от 1 года до 6 лет, остальные воспитываются в

семье; отсутствуют единая система раннего выявления отклонений в раз-

витии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям, кон-

сультирование семей; не разработан государственный стандарт дошколь-

ного образования детей, имеющих отклонения в развитии.

В этом контексте в Концепции определяются наиболее значимые на-

правления совершенствования системы специального образования, а

именно:

– структурная перестройка;

– содержание и оценка качества образования, образовательные тех-

нологии;

– научно-исследовательская и инновационная деятельность;

– обновление системы подготовки, переподготовки и повышения

квалификации психолого-педагогических кадров для системы специально-

го образования.

11


Наконец, нормативно-правовая база образования лиц с ограниченны-

ми возможностями здоровья на региональном ее уровне в настоящее время

переживает этап своего становления.

Примером успешного продвижения в данном направлении может слу-

жить принятый, в частности, в Ленинградской области Закон о специаль-

ном (коррекционном) образовании (№ 28 от 23 июля 2002 г.). Этот област-

ной закон — в пределах компетенции субъекта Российской Федерации —

регулирует вопросы реализации конституционного права на образование

лицами с ограниченными возможностями здоровья, проживающими на

территории Ленинградской области.

В законе излагаются содержательно-целевые установки государствен-

ной политики Ленинградской области в сфере специального (коррекцион-

ного) образования, определяются участники правовых отношений в сфере

специального (коррекционного) образования, характеризуется система

специального (коррекционного) образования Ленинградской области, ого-

варивается порядок получения специального (коррекционного) образова-

ния, освещаются вопросы управления системой специального (коррекци-

онного) образования в Ленинградской области и ее финансирования; кроме

того, Закон фиксирует компетенцию работников специального (коррекци-

онного) образовательного учреждения, закрепляет права лиц с ограничен-

ными возможностями здоровья в области специального (коррекционного)

образования, а также права и обязанности родителей (законных представи-

телей) лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.

Таким образом, образование лиц с ограниченными возможностями

здоровья в России в настоящее время опирается на многоуровневую нор-

мативно-правовую базу.
12


2
  1   2   3   4   5   6   7
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации