Шпаргалка - Экзаменационные билеты и ответы по конституционому праву - файл n1.doc

Шпаргалка - Экзаменационные билеты и ответы по конституционому праву
Скачать все файлы (1117 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1117kb.30.03.2014 23:53скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
1.Понятие, основные принципы гражданства.

«Гражданство - один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя» Значение и ценность гражданства подчеркивается в ряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6, 61, 62, 63. Конституция и Закон о гражданстве устанавливает, прежде всего, те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6).2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства. 3. Гражданство РФ имеет свободный характер. Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство - это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.4. Гражданство РФ экстерриториально, то есть проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.5. Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.6. В основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается.

7. Российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой - обязанности гражданина по отношению к государству. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы которых не имеют иностранцы и лица без гражданства.Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданин может нести и за границей. Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства проживающими на территории РФ, но при этом необходимо доказать факт безгражданства, как и иностранное гражданство.

2.СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Структура парламента РФ в определенной степени отражает сущный характер самого органа государственной власти и обусловлена по меньшей мере тремя факторами: 1. федеральным характером российского государства;

2. сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования;3. функциональными закономерностями, основными направлениями его деятельности.Исходя из структурных признаков, различают нижние и верхние палаты парламента.Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.Конституция содержит лишь отдельные положения и нормы, которые могут быть отнесены к проблеме структуры Совета Федерации.Во-первых, Конституция РФ (ст.96) предусматривает: порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.Во-вторых, Совет Федерации состоит из членов Совета Федерации, причем одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.В-третьих, Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.В-четвертых, в целом организационно-структурную основу Совета Федерации составляют корпус членов Совета Федерации и образуемые ими комитеты и комиссии. Перечень и конкретные функции комитетов и комиссий Совета Федерации содержатся в Регламенте Совета Федерации.Более сложной и разветвленной является структура Государственной Думы. Это во многом обусловлено местом, ролью функциональным предназначением данной палаты в системе Федерального Собрания, ее конституционным статусом.В самой Конституции РФ определен количественный состав, срок полномочий и частично правовой статус депутатов Государственной Думы, которые работают в ней на профессиональной постоянной основе, что вместе взятое составляет организационно-структурный фундамент Государственной Думы. Это достаточно разветвленная система комитетов и комиссий, а также депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе, что также определяет сложную структуру этой палаты, а комитеты и комиссии можно с полным основанием считать структурными образованиями Государственной Думы. К руководящим структурам Государственной Думы относятся: Совет Госдумы, а также Председатель Госдумы, его заместители , которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.Ст.101 (ч.3) Конституции РФ гласит: «Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания».Комитеты Госдумы по вопросам, отнесенным к их ведению: · организуют проводимые Госдумой парламентские слушания;· дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;· решают вопросы организации своей деятельности.· подготавливают заключения по проектам законов РФ о поправках к Конституции РФ , федеральных конституционных законов, одобренных Госдумой, по федеральным законам, принятым Госдумой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;· организуют проведение парламентских слушаний;· решают вопросы организации своей работы и деятельности палаты.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Госдумой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.Комитеты могут создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Председатели комитетов и их заместители избираются палатой, при этом голосование может проводиться по единому списку кандидатур.Состав комитетов утверждается Госдумой, причем в состав комитетов, а также Мандатной комиссии не могут быть избраны Председатель Госдумы и его заместители. Каждый депутат, за исключением Председателя Госдумы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из ее комитетов.Регламент Госдумы кроме общей характеристики вопросов предметов ведения и перечня комитетов, не содержит подробного и конкретного изложения их задач, функций и полномочий. Все это излагается в Положении о комитетах Госдумы, которое утверждается палатой.Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует комитеты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации достаточно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.Совет Федерации образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому, таможенному и валютному регулированию, банковской деятельности ; по вопросам социальной политики; по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравооранению и экологии; по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов.Комитеты, являясь постоянно действующими органами палаты:Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии, в состав которых могут входить члены комитетов Совета Федерации.Численный состав каждого комитета определяется палатой; при этом в состав комитета Совета Федерации должно входить не менее 8 членов палаты. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты.

3.Правовое положение монарха в системе органов государственной власти.




 

При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель – монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. Монархия как форма весьма неоднородна, гибка и изменчива, благодаря чему ей и удалось выжить в современных условиях.

Статус Президента Российской Федерации

 Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.   Президент определяет основные направления внутренней политики.  Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Президент определяет основные направления внешней политики.  Президенту Российской Федерации даны широкие права по проведению внешнеполитического курса страны. Именно глава государства во многом определяет позиции России на международной арене. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий. В первую очередь речь идет о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала 'сверка часов' по различным вопросам мировой политики с иностранными партнерами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.  Осуществляя политическое руководство Вооруженными Силами, Президент в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационный план Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Министр обороны и Начальник Генерального штаба подчинены Президенту непосредственно. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определенных возрастов, отслуживших в армии, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве. 

5. Вопросы, относящиеся к предмету ведения РФ

К исключительному ведению Российской Федерации относится: 1 ) в области государственном строительства:- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;- федеративное устройство и территория Российской Федерации;- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;- гражданство в Российской Федерации;- регулирование и защита прав национальных меньшинств;- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;- формирование федеральных органов государственной власти;- судоустройство, прокуратура;- уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;- амнистия и помилование;-гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;- правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- федеральное коллизионное право;- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации;- федеральная государственная служба;

- государственные награды и почетные звания Российской Федерации; 2) в экономической, социальной, культурной областях.- федеральная государственная собственность и управление ею;- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации;- установление правовых основ единого рынка;- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;- федеральные экономические службы, включая федеральные банки;- федеральный бюджет; 3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:  - внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации;- вопросы войны и мира;

6.Полномочия Президента Российской Федерации

 Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ)
 1. Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;  2. Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;  3. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства.  4. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне. Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти. (ст. 84 Конституции РФ) 1. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы.  2. Исходя из роли арбитра между тремя ветвями власти, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации. 3. Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.  4. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы. 5. Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.
 6. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.  Полномочия Президента РФ в области внешней политики 1. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты.
  Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ 1. Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями.  2. Президент утверждает план гражданской обороны Российской Федерации, а также планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.   Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства. Президент решает вопросы: 1) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
 2) принимает решения по вопросам восстановления гражданства;  3) дает разрешение на выход из гражданства;  4) разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство.  5) предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.
Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской ФедерацииПравительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

7.Понятие гражданства.

Гражданство - один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя» Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, призна­ваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.В настоящее время все отношения, связанные с граждан­ством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 де­кабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует По­ложение об Управлении по вопросам гражданства Админи­страции Президента Российской Федерации.Отношения, связанные с гражданством республик Россий­ской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соот­ветствующих законодательных актах.Действующая Конституция расширила число норм, регули­рующих гражданство Российской Федерации. Причем наибо­лее важные нормы в этой области отнесены к основам кон­ституционного строя (ст. 6).Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федера­ции». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивый характер отношений гражданства за­ключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого по­рядка их прекращения, не допускающего расторжения граж­данином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловече­ских ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации