Педагогическая коммуникация - файл n1.doc

Педагогическая коммуникация
Скачать все файлы (73.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc74kb.30.03.2014 23:52скачать

n1.doc

Педагогическая коммуникация
Коммуникация – междисциплинарное понятие.

1.В самом общем виде коммуникацией называют обмен информации по средствам общей системы знаков в биологических, механических, социальных системах.

2. В кибернетике понимают обмен информацией между динамичными системами, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать;

3.на уровне общественных связей он трактуется как социально обусловленный процесс передачи и прем информации в межличностном и массовом общении по разным каналам при помощи вербальных и невербальных средств;

4. В лингвистике понятие «коммуникация» отражает информационный аспект общения.
Отличие коммуникации от общения

общение

коммуникация

Соотнесенность с процессами обмена и передачи информации



Межличностное взаимодействие

информационный обмен в обществе

Процесс обмен мыслями и чувствами при помощи вербальных средств

Процесс передачи и восприятия по разным каналам при помощи вербальных и невербальных средств

Связь с языком как средством передачи информации




Цель общения – само общение, задачи порождаются ситуативно

Цель определена дефицитом информации, задачи соответствуют этапам деятельности

Содержание определяется субъективными особенностями и ситуацией

Задано характером общения

Спонтанный

Строго целевой акт


КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ

У ребенка любого возраста не может отсутствовать потребность в информации, т.к. это базовая потребность организма. Просто она не всегда совпадает с интересом к информации, заложенной в параграфе учебника. Успех коммуникации в точном выборе органичных для каждого ребенка носителей информации, каналов ее передачи, создании благоприятных коммуникативных ситуаций.

Педагогически значимой информацией для участников образовательного процесса могут стать:

Свойства информации


Коммуникативная ситуация-

1. это ситуация другой деятельности, в которую «вписана» коммуникация и относительно которой она значима.

2. ее формируют место, время, участники, цель, задачи и предмет коммуникации.

3. встречаются спонтанные и постановочные ситуации

4. типичные коммуникативные ситуации: знакомство с классом, выступление на педагогическом (методическом и др.) совете, беседа с родителями, первое посещение семьи учащегося и др.

Выбор каналов передачи


Этапы педагогической коммуникации

Предкоммуникативный этап.

  1. Работа по созданию педагогического сообщения:

    • анализ коммуникативных потребностей аудитории;

    • формирование содержания сообщения на основе имеющейся информации;

    • выбор языка кодирования информации;

    • кодирование сообщения и его текстуальное оформление;

    • экспертиза полученного текста с позиции педагогического замысла.

  2. Выбор и подготовка канала и формы педагогической коммуникации.

  3. Оценка коммуникативного потенциала образовательной ситуации.

Коммуникативный акт.

  1. Передача сообщения (трансляция текста учащимся):

Этап установления обратной связи.

  1. Оценка результативности и коррекция коммуникативной деятельности:

Этап информационного воздействия.

6. степень обеспечения полноты и завершенности данного цикла по отношению к той или иной коммуникативной цели позволяет судить об успешности коммуникативной деятельности педагога.

Показатели результативности коммуникации

Факт достижения поставленной коммуникативной цели (решений коммуникативных задач с помощью коммуникативной деятельности).

Как переданное сообщение было понято (насколько понимание соответствовало исходно заложенным в нем значениям и смыслам).

Эффект гармонизации взаимодействия (степень подлинного взаимодействия между коммуникантами и проявление чувства радости от общения).

Публичность коммуникативной деятельности учителя.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ


В литературе не существует общепризнанной классификации презентаций по типу содержания и оформления. Поэтому текст, содержащийся ниже – разработки и наблюдения одного из авторов, который будет благодарен своим ученикам за критику и пожелания по этому (да, впрочем, и по всему остальному!) материалу.

 

Приступая к созданию презентации, необходимо представлять:


 каковы цели, которые Вы хотите достичь в результате показа данной презентации

 какие задачи Вам предстоит решать в ходе Вашего выступления;

 какова аудитория, перед которой Вам предстоит выступать

 какова мотивация Вашей аудитории к тому, чтобы Вас слушать

 в каких технических условиях она будет демонстрироваться;

Условия демонстрации


Прежде всего, необходимо решить – в каких условиях будет использоваться Ваш материал. Можно выделить 3 ситуации:

1. Проецирование слайдов на большой экран. Участники собрания (слушатели) следят за показом со своих мест.

2. Участники собрания (слушатели) во время Вашего выступления видят на своих компьютерах Вашу презентацию. Вы даете пояснения (неважно, с помощью большого экрана или используя свой собственный компьютер). При этом Вы управляете показом словами, говоря: следующий слайд, на следующем слайде и т.д.

3. Слушатели самостоятельно знакомятся с Вашей презентацией (без ваших комментариев и без Вашего присутствия).

Ситуация № 1 – доклад, отчет, лекция, ознакомительный урок.

Ситуация № 2 – учебный класс, урок, семинар.

Ситуация № 3 – презентация в роли раздаточного (электронного) материала (самотестирование, повторение материала, описание предстоящей лабораторной работы, справочные материалы).

Соответственно меняются требования к подготовке Ваших материалов.

Доклад в аудитории


В Ситуации № 1 (доклад) только Вы решаете, что показывать, в какой последовательности (если Вы предусмотрели в презентации средства ветвления презентации). Поэтому не выдвигается требований к тому, чтобы средства «навигации» по слайдам были бы интуитивно понятны слушателям.

Однако необходимо учитывать расстояние от слушателя (зрителя) до экрана. Вы можете использовать старый театральный принцип «предмет, меньший, чем спичечный коробок, из зала не виден». Это означает, что Вы не можете делать слишком мелкий текст на слайдах, поскольку он не будет виден слушателям. Более того, Вы должны учитывать особенности восприятия Вашего доклада: на Вас смотрят «холодными глазами». Как правило, никто не заинтересован вчитываться и всматриваться в текст на Ваших слайдах. Следовательно, Вы должны очень четко структурировать Ваш материал. На слайды Вы должны помещать только опорные тезисы Вашего выступления, которые Вы должны в ходе выступления раскрывать и развивать. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране.

Семинар


Ситуация № 2 отличается от предыдущего случая тем, что слушатели могут вчитываться в Ваш текст. Поэтому Вы можете располагать на слайдах больше текста и текст Вы можете делать более мелкий. При этом требования к созданию навигации по презентации – более жесткие, чем в предыдущем случае, поскольку управлять презентацией должны теперь Ваши слушатели, а не её автор, знающий все нюансы.

Раздаточный электронный материал

Ситуация №3


В этом случае Вы уже не можете вмешиваться в работу слушателя с презентацией. Навигация должна быть интуитивно понятной, все ненужные разветвления должны быть заблокированы. Тексты и иллюстрации должны быть выверены так, чтобы не возникало лишних вопросов. Такая презентация может быть снабжена дополнительным печатным материалом.

Типы презентаций


Как мы уже говорили, презентация – это последовательность экранов (слайдов), на которых могут быть текстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). Обсудим возможные типы презентация, выстроив их по степени «оживляемости» различными эффектами.

Официальная презентация.


Это – различного рода отчеты, доклады и т.д. перед вышестоящим начальством.

Как мы уже говорили – на Вас смотрят «холодными» глазами.

Другое дело, если Вы СОЗНАТЕЛЬНО пошли на это. А именно – пролистываете кучу слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «вот тут приведен разного рода ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ материал, но я его хочу пропустить, чтобы не влезать в подробности», то аудитория будет испытывать к Вам благодарность. Правда, такой прием делать в НАЧАЛЕ и в КОНЦЕ презентации – есть финт рискованный. А вот в СЕРЕДИНЕ – вполне возможно.

Слайд, вероятно, не должен находиться на экране больше 40 – 60 секунд. (Сюда не входит время случайно возникшего обсуждения!).

С этими опасностями нужно бороться, повторяем, четким структурированием и «выбрасыванием» на слайд ВСЕХ тезисов Вашего доклада, не оставляя ничего важного за кадром.

 Пример: Автор, готовясь к лекции, сделал большую презентацию («Основы растровой графики»), рассчитанную приблизительно на 2 часа. Это была УЧЕБНАЯ презентация (то есть выступление в большой аудитории, но не перед начальством). Там было несколько слайдов, структурно похожих друг на друга. Описания объектов Автор делал анимированными, то есть по щелчку мыши на экране появлялось очередное свойство. Так вот, на РЕПЕТИЦИИ доклада Автор обнаружил, что в силу склероза и понятного эмоционального напряжения от выступления перед сотней человек он иногда ПУТАЕТСЯ, поскольку не может точно вспомнить – а вот на ЭТОМ слайде сколько свойств задумано к обсуждению. Поэтому могли возникнуть неприятные ситуации: Автор говорит – теперь рассмотрим следующий слайд, щелкает мышкой, а на экране возникает ещё одно свойство обсуждавшегося объекта. Тога нужно будет извиняться и говорить – ах, простите, я путаюсь в собственном материале.

 Так что же сделал Автор? Он схитрил и теперь одновременно с последним демонстрируемым объектом на каждом слайде у него появляется маленькая зеленая стрелочка, причем её появление анимировано (чтобы её не пропустить взглядом!). Конечно, для маскировки на неё навешена гиперссылка «Переход на следующий слайд». Но на самом-то деле – это всего лишь ФЛАЖОК, который говорит, что слайд показан полностью, и можно двигаться дальше!

 

Официально-эмоциональная презентация


Такого словосочетания нет в словарях. Сейчас поясним, что мы имеем в виду.

Представьте себе, что Вы хотите сделать отчет не перед вышестоящим начальством, а перед своим коллективом или просто – коллективом единомышленников.

Например, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования Сергей Владимирович Монахов выступает перед слушателями очередного очного потока в Московском центре Интернет-образования с рассказом о том, что такое Федерация и каковы цели и задачи проекта Поколение.ru.

 По его заданию и под его руководством создается соответствующая презентация. С одной стороны – это официальный документ. С другой стороны – здесь не только допустим, но даже приветствуется эмоциональный настрой. Поэтому дизайнер и создатель презентации Ирина Альбертовна Потапова оказалась перед очень трудной задачей: как совместить эти два подхода? Кроме того, официальная презентация требует некоторого единого шаблона оформления, а это может приводить как раз к единообразию, то есть к скуке, которая тоже является эмоциональным проявлением, но не тем, которого хочется добиться. Задача была решена блестяще!

 Фактически, презентация была разбита на три части (это не зафиксировано в самой презентации). Первые две из них – рассказ о Проекте и рассказ об открытии новый центров Федерации – были выдержаны в едином цветовом решении. При этом часть, посвященная открытию новых центров, состояла из похожих друг на друга слайдов. Это - решение, субъективно подчеркивающее серийность этих центров. То есть вот Вам воздействие на слушателя на ЭМОЦИОНАЛЬНОМ уровне!

А последняя часть презентации была посвящена различным мероприятиям Федерации, в частности, Интернет-фестивалям. В этом рассказе было важно донести до аудитории ДУХ, царивший на этих фестивалях. И это было сделано, причем буквально методами кинематографического монтажа, повторяю с самой минимальной анимацией.

Этот монтаж достигался просто сменой планов (от, грубо говоря, портретного плана – к общему), с минимумом пояснений. В результате цель была достигнута: была сделана официальная презентация, сочетающая информацию с эмоциональным воздействием.

Можно представить себе ситуацию (увы, фантастическую), в которой классный руководитель на родительском собрании рассказывает о проблемах, достижениях и перспективах с помощью презентации. Думаю, что такая презентация тоже может быть отнесена к официально-эмоциональному типу.

«Плакаты»


Презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд-проектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на докладчике. Высоко желателен единый шаблон оформления. То есть если он изменяется от слайда к слайду, для этого должны быть какие-то веские причины. Без нужды его не следует менять.

В качестве примера – географические карты, плакаты по устройству автомобиля и т.д.

«Двойное действие»


На слайдах помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его.

Например, в случае «пояснений» Вы, рассказывая об устройстве танка Т-34, приводите визуальный материал – фотографию танка, а в текстовом материале сообщаете его тактико-технические характеристики.

В случае «расширений» Вы, оставляя тот же визуальный ряд, в текстовом материале приводите данные о боевом применении танков, об искусстве танковых прорывов и т.п. В сопровождающем рассказе Вы не касаетесь содержания текстов. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, Вы задействуете три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что Вы говорите, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.

Вы можете построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот. Двойственность действия тут в том, что в дополнение к обычному воздействию – зрительное и слуховое, появляется третье.

Такая загрузка слушателя, вероятно, наиболее эффективна в предметах гуманитарного цикла – география, история, мировая художественная культура.

Например, рассказывая об эпохе Петра Первого, Вы можете постоянно держать на экране его портрет, а менять сведения о его деяниях. Вы можете также приводить на экране постепенную смену его портретов в хронологической последовательности, увязывая их с событиями в истории России. Вы можете также использовать анимацию, при которой один портрет как бы растворяется, а его заменяет другой.

Интерактивный семинар (урок)

Если Вы планируете провести урок, семинар (доклад) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации – в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на Ваши вопросы и суждения. В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.

Материал для самостоятельной проработки


Как мы уже говорили, если презентация предназначена для самостоятельной проработки, её интерфейс, навигация по слайдам, возможности разветвления должны быть хорошо продуманы.

Например, нельзя уйти с данного слайда иначе как щелчком по кнопкам «Да» или «Нет». Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она Вами создается именно как ЭЛЕКТРОННЫЙ материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид.

В некотором смысле такая презентация стоит на другом полюсе, чем официальная презентация, как по требованиям к составу и нацеленности текста, так и по требованиям к включению анимационных эффектов, и по требованиям к строгости и единообразию оформления.

Информационный ролик


Несколько особняком стоит такая презентация, как рекламный (информационный) ролик.

Представьте себе, что у Вас в учреждении проводится День открытых дверей или Вы принимаете участие в какой-либо Выставке или ещё какое-то мероприятие, на котором Вы используете компьютер с установленным на нем информационном роликом презентации.

Тут требования совершенно иные, чем раньше.

Задача Вашего ролика – заинтересовать посетителя, чтобы он к Вам обратился за пояснениями, или хотя бы он запомнил, что есть на свете вот такая организация, делающая интересное дело.

Соответственно возникают требования и композиции Вашей презентации, к её монтажу.

 Соотношение числа событий в таких фильмах обычно 1:2:3 на единицу времени. В качестве примера такого монтажа (для кино!) приведем «Трех мушкетеров». (Медленное начало, постепенное увеличение числа событий и, наконец, калейдоскоп действий в конце книги!)

 Например. Презентация, сделанная И.А.Потаповой (см. выше), на наш взгляд, прекрасно отвечает этому принципу! При этом заметьте, что Автор, обсуждая презентацию И.А.Потаповой, говорит о скорости (то есть о характеристиках времени), хотя там нет никаких автоматических переходов слайдов, то есть темп восприятия  задается только ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ характеристиками оформления слайдов и отбором материалов, которые выкладываются на слайды.

 

Другие рекомендации: время.


Итак, мы обсудили 7 типов презентаций.

Официальная презентация.

Официально-эмоциональная презентация

«Плакаты»

«Двойное действие»

Интерактивный семинар (урок)

Материал для самостоятельной проработки

Информационный ролик

Это – деление условное. Оно напоминает разложение векторов по осям координат. Если вектор не расположен строго параллельно какой-либо оси, то в нем есть составляющие от других осей.

Поэтому не следует относиться к данным рекомендациям, как к чему-то фиксированному.

Остановимся на расчете времени для первых 5 типов презентаций.

Совет: не делайте ни того, ни другого, особенно если Вы – начинающий докладчик!

 Например. Вы сделали смену слайдов по времени (истекло положенное время, и слайд сменился!) а во время доклада уронили указку, или мышку, курсором которой показываете, да просто закашлялись!

Да ещё более простая ситуация! Вам просто кто-то из присутствующих подал реплику, и Вы оказались вынуждены потратить на ответ 20 секунд. Произошла смена слайда, пошли один за другим Ваши тезисы  на новом слайде, а Вы все ещё комментируете ушедший слайд. Вам придется извиняться, останавливать показ, возвращаться на нужный слайд, продолжать комментарии, а затем снова запускать презентацию, но уже из середины. Несомненно, впечатление от Вас будет скомкано!

Поэтому - не рискуйте понапрасну!

 Действительно, пусть фон Вашего слайда – белый, а Вы включили анимацию заголовка «по щелчку». Представьте реакцию зрителя, которому показывают яркий белый экран (ну, пусть не белый, но все равно – пустой!), на котором с какой-то задержкой (щелчок – всегда задержка!) появляется заголовок. Возникает микро-пауза в ритме восприятия, которая вредит впечатлению от Вашей блестящей презентации. Если Вам так уж нужно, чтобы появление заголовка было «прочувствовано» слушателями, поставьте анимацию заголовка в режиме «сразу после предыдущего».
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации