Ответы на вопросы к экзамену (шпаргалки) - файл n1.doc

Ответы на вопросы к экзамену (шпаргалки)
Скачать все файлы (214 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc214kb.30.03.2014 22:03скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Предмет, методы и задачи статистики финансов
Финансовая статистика является составной частью экономической статистики. Она количественно характеризует процессы и явления, происходящие в финансовой системе (распределение и конечное использование ВНП, создание первичных и конечных доходов домашних хозяйств, государственных учреждений, предприятий, накопление основных фондов и т. д.).

Предметом финансовой статистики является количественное соотношение массовых явлений и процессов, присущих финансовой системе; закономерности их развития и формирования в неразрывной связи с их качественными характеристиками.

Основной задачей статистики финансов явл. характеристика и анализ ситуации в финансово-кредитной сфере с целью определения содержания и направленности финансовой политики страны. В соответствии с этим задачи статистики финансов состоят в следующем:

-определение расходов и доходов гос.бюджета, их структуры, эффективности фискальной и бюджетной политики

-изучение состояния денежного обращения, определение объема, структуры и скорости обращения денежной массы, оценка покупательной способности денег и уровня инфляции

-опрделение степени развития рынка ценных бумаг и процессов, происходящих на нем, характеристики содержания фондовых индексов и их практической значимости

-оценка развития банковского дела, вкладных и кредитных операций, динамики процентных ставок

-изучение состояния и развития финансово-денежных отношений организаций, анализ финансовых ресурсов, финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельности.

ля решения этих задач статистика использует специфические приемы и методы, которые образуют статистическую методологию. При этом исследования в сфере финансов и кредита состоят из трех этапов:

1.статистическое наблюдение

2.сводка и группировка данных, позволяющих привести первичную информацию в необходимый для анализа вид

3.построение показателей, анализ, формулировка выводов и рекомендаций


2. система показателей статистики финансов
Система статистических показателей - это комплекс взаимосвязанных показателей, позволяющих получить целостную, всестороннюю характеристику какого-либо массового явления или процесса.

Система показателей отраслей финансовой статистики включает в себя:

  1. показатели статистики государственного бюджета(доходы, расходы, трансферы, субвенции, размеры профицита или дефицита)

  2. показатели денежного обращения и инфляции (денежная масса и ее структура, обеспеченность денежными знаками, покупательная способность рубля и инфляция)

  3. показатели рынка ценных бумаг (объем и структура РЦБ, операции с ценными бумагами и их эффективность, фондовые индексы)

  4. показатели банковской статистики (развитие сети банковских учреждений, эффективность банковской деятельности)

  5. показатели статистики страхования( расчет тарифных ставок, оценка деятельности страховых компаний)

  6. показатели статистики кредита (объем и состав кредитных ресурсов, оценка эффективности их использования, оборачиваемость кредитов)

  7. показатели статистики финансов организаций (объем, состав и структура финансовых ресурсов, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость, платежеспособность и ликвидность)


3. особенности статистики государственного бюджета. Бюджетная классификация
Государственный бюджет – это план создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, которые осуществляются органами государственной власти.

Статистика госбюджета изучает:

Бюджетная классификация- это методологический документ, который лежит в основе составления и исполнения бюджета.

Бюджетная классификация РФ содержит следующие блоки:

-Классификация доходов бюджета. Доходы госбюджета – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.

-Классификация расходов бюджета. Расходы госбюджета – это государственные затраты, которые осуществляются на безвозвратной основе и направлены на текущие и капитальные расходы государства.

-Классификация источников финансирования бюджета

-Классификация видов государственного долга


4. Классификация и показатели доходов государственного бюджета. Классификация доходов государственного бюджета Российской Федерации ориентирована на международную классификацию госбюджета, согласно которой доходы бюджета – это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет. Действующая российская бюджетная классификация выглядит следующим образом: доходы бюджета делятся на 2 группы: налоговые и неналоговые. Налоговые:

1.Прямые налоги на прибыль, доход и прирост апитала;

2.Налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда;3.Налоги на имущество;4.Налоги на товары и услуги;5.Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;6.Платежи за использование природных ресурсов;7.Прочие налоги, сборы и пошлины

Неналоговые:

1.Доходы от имущества, находящегося в гос. и муницип.собственности;

2.Доходы от продажи им-ва, находящ.в гос.и муницип. собственности;

3.Доходы от реализации государственных запасов;

4.Доходы от продажи земли и нематериальных активов;

5.Административные сборы и платежи;

7.Штрафные санкции, возмещение ущерба;

8.Доходы от внешнеэкономической деятельности;

9.Прочие неналоговые доходы;

10.Безвозмездные перечисления: государственных внебюджетных фондов; государственных организаций.

Согласно действующей классификации обобщающими показателями доходов госбюджета РФ являются показатели общего объема доходов, налоговых доходов, неналоговых доходов.

Показатель общего объема доходов госбюджета РФ отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего распределению по территориальному, отраслевому и целевому назначению.

Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходный налог, налоги на прибыль, отчисления на социальное страхование, внутренние налоги на товары и услуги и прочие налоги.

Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в гос.и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.
5. Классификация и показатели расходов государственного бюджета. Расходы госбюджета включают все невозвратные платежи не зависимости от целей их дальнейшего использования. В действующей классификации предусмотрена группировка по трем признакам: функциональному, экономическому и ведомственному назначению.

Функциональная классиф.расходов бюджетов РФ

1) госуд. управление и местное самоуправление;

2) судебная власть;3) м/н деят-ть;4) национальная оборона;5) правоохранительная деятельность;7) пром-ть, энергетика и строительство;8) сельское хозяйство и рыболовство;9) охрана природной среды10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; 12) жкх;13) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных и стихийных бедствий;14) образование;

15) культура, искусство,;16) средства массовой информации;17) здравоохранение и физическая культура;18) социальная политика;

19) обслуживание государственного долга;

20) пополнение государственных запасов и резервов;

24) прочие расходы;

Экономическая классификация расходов бюджета:

1) текущие расходы;

2) капитальные расходы;

3) предоставление кредитов за вычетом погашений.

Ведомственная классификация расходов бюджета:

1) перечень прямых получателей средств из федер. бюджета, в кот. выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства, а также органы законодательной, судебной власти, исполнительный аппарат Президента и правительства;

2) классификация целевых статей расходов федер. бюджета;

3) детализация направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств.

Обобщающий пок-ль объема расходов госбюджета включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитование за минусом погашения.

Важным пок-лем явл. расходы бюджета на с/х. Они связаны с финансированием сельскохозяйственного производства, поддержанием и освоением земельных ресурсов. В связи с угрозой экологической катастрофы особую значимость приобретает пок-ль расходов на охрану окружающей среды. Расходы на жкх связаны с финансированием жилищного, коммунального хоз-ва и других его структур и т.п. Показатель прочих расходов включает расходы на резервные фонды, проведение выборов и референдумов и т.д.


6. Классификация и показатели государственного долга. Совокупные долговые обязательства государства показываются в разделе «Государственный долг». Госдолг – неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений госуправления перед другими секторами экономики и «остальным миром», возникшая в результате их операций в предыдущие периоды. Обязательства должны быть погашены посредством операций учреждений госуправления в будущем или переоформлены в бессрочный долг. Обслуживание госдолга происходит посредством выплаты процентов и/или погашения основной суммы долга. В составе госдолга должны быть отражены бессрочные обязательства, по которым выплачиваются только проценты, а также любые беспроцентные обязательства, если действует требование о выплате основной суммы долга. Госдолг разделяется на внутренний и внешний. Классификация госдолга по типу держателей долговых обязательств:

  1. Внутренний: другим частям сектора госуправления, органам денежно-кредитного регулирования, депозитным банкам, прочая внутренняя задолженность, корректировка из-за различий в стоимостной оценке.

  2. Внешний: международным организациям развития, зарубежным учреждениям управления, прочая внешняя задолженность, корректировка из-за различий в стоимостной оценке.

В качестве дополнительных могут выступать классификации непогашенного долга по секторам и подсекторам экономики, типу долгового обязательства.


7.Показатели статистики внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей. ВФ позволяют: влиять на процесс производства через субсидирование предприятий, оказывать социальные услуги населению через выплату пенсий, пособий и т.д. Статистика ВФ изучает формирование и расходование денежных средств фондов. Задача статистики ВФ – определение объема, динамики, структуры доходов и расходов, соотношений отдельных источников доходов (расходов) и анализ эффективности функционирования фондов. Стат. Показателями фондов являются: общий объем доходов, прочие доходы, общий объем расходов, прочие расходы, остаток средств на начало периода, остаток средств на конец периода. Формула: ДСк = ДСн + ПДС – ИДС, где ДС – денежные средства, к- на конец периода, н- начало периода, П- поступившие, И- израсходованные.

8.Статистич. методы анализа пок-лей госбюджета.

Ан-з пок-лей гос. бюджета предполагает изучение объема, структуры и динамики его доходов и расходов, зако­номерностей их формирования, оценку факторов изменен.отдельн.разделов бюджета. При изучении структуры гос.бюджета опред-ют удельные веса разделов и подразделов доходной и расходной частей в их итоге. Ан-з динамики пок-лей гос.бюд­жета предполагает расчет абсолютных приростов значений отдельных статей, а также темпов роста (снижения), прироста, ускорения прирос­та. Для объективной оценки динамических изменений необходимо обес­печение сопоставимости уровней бюджетных пок-лей за разные годы. Эта сопоставимость достигается путем перегруппировки доходов и расходов бюджета за предшествующие годы согласно действующей в настоящее время бюджетной классификации. Для преодоления влияния инфляции на динамику пок-лей производят их корректировку с уче­том индекса инфляции или заменяют абсолютные показатели бюджета на относительные.

К наиболее важным факторам, влияющим на динамику доходной части бюджета относят: объем ВВП, величину использованного нацио­н. располагаемого дохода, размеры налоговых поступлений в гос.бюджет. Сумма налоговых поступлений может быть представлена:

Н х В, где С - величина налоговой ставки;

В - величина налоговой базы.

Такая форма записи позволяет определить изменение налоговых по­ступлений за счет изменения ставок налогов и объема налоговой базы:

Н=СхБ, где Н- объём налоговых доходов;

С - налоговая ставка; Б - величина налогооблаг.базы.

Общее изменение налоговых доходов:

?Н = ?Нс + ?Нб,

где ?Нс - изменение объёма налоговых доходов за счёт изменения нало­говой ставки;

?Нб - изменение налоговых доходов за счёт изменения налогообла­гаемой базы.

?Нс=(С101, где С1, и С0 - налоговые ставки отчетного и базисного периодов.

?Нб=(Б101, где Б1 и Б0- налогооблагаемая база отчетного и базисного периодов.

Для хар-ки масштабов перераспределит. процессов в эк-ке рассчитывают отношение доходной части бюджета к ВВП. Пок-ли дефицита (профицита) гос. бюджета отражают рез-ты финанс.деят-ти гос-ва. Принято считать, что если отношение дефицита бюджета к показателю ВВП не превышает 3%, то финанс.положение страны можно считать нормальным.
9.Анализ факторов, влияющих на уровень доходов госбюджета.

К наиболее важным факторам, влияющим на динамику доходной части бюджета относят: объем ВВП, величину использованного нацио­н. располагаемого дохода, размеры налоговых поступлений в гос.бюджет. Сумма налоговых поступлений может быть представлена:

Н х В, где С - величина налоговой ставки;

В - величина налоговой базы.

Такая форма записи позволяет определить изменение налоговых по­ступлений за счет изменения ставок налогов и объема налоговой базы:

Н=СхБ, где Н- объём налоговых доходов;

С - налоговая ставка; Б - величина налогооблаг.базы.

Общее изменение налоговых доходов:

?Н = ?Нс + ?Нб,

где ?Нс - изменение объёма налоговых доходов за счёт изменения нало­говой ставки;

?Нб - изменение налоговых доходов за счёт изменения налогообла­гаемой базы.

?Нс=(С101, где С1, и С0 - налоговые ставки отчетного и базисного периодов.

?Нб=(Б101, где Б1 и Б0- налогооблагаемая база отчетного и базисного периодов.

Для хар-ки масштабов перераспределит. процессов в эк-ке рассчитывают отношение доходной части бюджета к ВВП. Пок-ли дефицита (профицита) гос. бюджета отражают рез-ты финанс.деят-ти гос-ва. Принято считать, что если отношение дефицита бюджета к показателю ВВП не превышает 3%, то финанс.положение страны можно считать нормальным.

10. Система показателей банковской статистики и их состав.

Система показателей банковской статистики состоит из показателей четырех уровней:

1)Исходные показатели. Содержатся в статистических источниках или получаются расчетным путем из содержащихся в статистических источниках. Исходные показатели характеризуют основные факторы уровня развития банковской системы региона или страны в целом. Наиболее важные: 1. Абсолютная величина банковских активов - отражает масштаб операций банковской системы на данной территории. 2. Уровень инфляции - используется для оценки величины реальных активов.3. Величина реальных активов – отражает изменение реального масштаба банковских операций без учета инфляционного фактора. 4. Доходы населения за месяц, предшествующих отчетной дате.5. Количество банков, зарегистрированных на данной территории.6. Число филиалов банков. 7. Количество банковских учреждений в регионе. 8. Индекс количества банковских учреждений в регионе.9. Среднее количество филиалов, созданных одним банком. 10. Кол-во филиалов банков в регионе вне зависимости от места расположения головного банка.11. Объем кредитных вложений банков, зарегистрированных в регионе. 12. Доля кредитов в активах. 2) Базовые индексы, получаемые на основе исходных показателей, и характеризующие отличие основных фактов развития банковской системы в данном регионе от среднего уровня по стране. Бывают прямые и косвенные. 3) Индекс сравнительной привлекательности условий банковской деятельности. Является итоговым сравнительным индексом и рассчитывается по следующей формуле:

Успубд = Уфп*Укпф*Укф*(1/Удк)*Уда

где Успубд - индекс сравнительной привлекательности условий банковской деятельности;

Уфп – индекс объема финансовых потоков;

Укпф - индекс концентрации финансовых потоков;

Укф – индекс количества филиалов;

Удк – индекс доли нефинансовых операций;

Уда - индекс динамики реальных активов.

4)Удельные показатели развития банковской системы. Эти показатели используются для характеристики развития банковской системы по трем направлениям: 1 деятельность банков относительно численности населения; 2 число банковских учреждений в регионе; 3 банковская деятельность относительно доходов населения.


11. Кредитные ресурсы, статистические показатели их объема и структуры.

Информационной основой ан-за кредит.ресурсов явл. бухгалтерские балансы кредитных учреждений. Для хар-ки кредитных отношений статистики использует пок-ли размера, состава, динамики кредитных вложений с пок-лями объема пр-ва, капитальных вложений, размера товарно-матер.ценностей. Средний размер кредита определяется по формуле среднеарифметич. взвешенной (без учета числа оборотов за год):

Рср.=?Рiti /?ti

где Рср-средний размер ссуды

Рi –размер i-й ссуды

ti-срок i-й ссуды.

Средний срок пользования ссудами, т.е время, в течение кот.все ссуды оборачиваются один раз при условии их непрерывной оборачиваемости, определяется по формулам:

-средней арифметической взвешенной( при этом весами являются размеры выданных ссуд)

tЇ=?tiРi /?Рi

-средней гармонической взвешенной(когда вместо размеров ссуд известна продолжительность одного оборота каждой ссуды):

tЇ=?Рi /(?Рi /ti)

Среднее число оборотов ссуд за год составит:

nср=?niРi /?Рi = Д/ tЇ

где ni- число оборотов i-й ссуды за год

Д-число дней в году

В состав ресурсов для кредитования входят:

Ден.резервы пр-тий и орг-ций,

Государственный денежный резерв,

Ден.накопления населения, аккумулируемые банками,

Эмиссия денежных знаков, осуществляемая в результате роста оборота наличных денег,

Уровень оборачиваемости кредита определяется двумя показателями:

Средней длительностью пользования кредитом;

Кол-вом оборотов, совершенных кредитом за период.

Сред. длительность пользования кредитом ( с учетом невозвращен.в срок в банк ссуд) опр-ся по формуле:

t=O:On/Д

где О-средние остатки кредитов

Оп-оборот кредита по погашению

Д-число дней в периоде

Среднее число оборотов кредита определяется путем деления оборота ссуд по погашению на средний их остаток:

n=On/O
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации