Шпаргалки к гос. экзамену по теории и истории налогообложения - файл n1.doc

Шпаргалки к гос. экзамену по теории и истории налогообложения
Скачать все файлы (657.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc658kb.27.01.2014 03:26скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ВОПРОС 1

1. Экономическая сущность и функции налогов. В государствах с развитой рыночной экономикой налоги используются как метод прямого управления бюджетными отношениями и косвенного (через ставки, льготы и санкции) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги государство достигает относительного равновесия между общественными потребностями и ресурсами для их удовлетворения. Через налоги государство решает различные социальные и множество других общественных проблем, в первую очередь проблему выравнивания уровня доходов своих граждан. При налогообложении обязательно должен соблюдаться воспроизводственный принцип, налоги должны стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Т.О.налог–экономическая категория, выражающая отношения, возникающие в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государства в связи с формированием централизованных фондов финансовых ресурсов.Согласноп.1ст.8НКРФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога:

1.Признак императивности отличает уплату налога как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения, т.е. налог – это обязательный платеж. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, которые при нежелании налогоплательщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно.

2.Индивидуальная безвозмездность как признак отличает налоговый платеж отсутствием для конкретного налогоплательщика эквивалентного объема выгоды от государственных услуг. Налоговый платеж – это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг.

3.уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены в натуральной денежной форме, т.е. в виде так называемых «налоговых зачетов».

4.Признак уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства характеризует цель взимания налогов как основного доходного источника формирования бюджета государства для обеспечения его деятельности.

5.Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

6.Признак относительной регулярности отличает налог определенной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, т.е. налог – это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.

Наиболее подходящее определение налога, данное В.Г. Пансковым: «Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В ст. 8 НК РФ приведено определение сбора, под которым «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них заведен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора.

Схожие черты налога и сбора:

1.Законность: установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона

2.Абстрактность: абстрактное (отвлеченное) направление их в бюджет

3.Однотипная форма взимания (в виде отчуждения) и способ уплаты (денежный)

Различия между налогом и сбором


Налог

Индивидуальная безвозмездность: отсутствие встречного удовлетворения (эквивалента прав)

Регулярность уплаты: регулярное изъятие денежных средств

Обязательность уплаты: возникновение обязанности по уплате в результате несвободного выбора плательщика

Сбор

Индивидуальная безвозмездность: наличие встречного удовлетворения (эквивалента прав)

Нерегулярность уплаты: нерегулярное изъятие денежных средств

Обязательность уплаты: возникновение обязанности по уплате в результате свободного выбора плательщика

Цель платежа: покрытие затрат, связанных с получением определенных услуг и прав
Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И.В. Горский. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной.

Другие ученые, в частности Д.Г. Черник, Г.Б. Поляк и А.Н. Романов, ограничиваются рассмотрением двух функций – фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает при этом наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.

Третья группа ученых, в частности А.В. Брызгалин, В.Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, полагая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме этих двух функций, выделяются по меньшей мере также контрольная и распределительная функции.

Неизменно основной может быть только фискальная функция. На стадии теоретического изучения все остальные функции логичнее рассматривать как паритетные.

Рассмотрим 3 осн. ф-ии.

Функции налога:Фискальная функция (от лат. fiscus – государственная казна) является основной функцией налогов. Данная функция отражает фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе.

Экономическая функция – делится на 3 составляющих:

А) регулирующая. Связана стем, что по мере развития товарно-денежных отношений возникает потребность стимулировать или сдерживать производство, оказывать воздействие на платежеспособность населения, на процент размещения капитала.

Б) распредилительная. С помощью налогов, ч/з бюджет гос-во может перераспределять фин. ресурсов из производственной сферы в социальную, по территориям страны, финансировать межотраслевые программы.

В) стимулирующая. Реализуется ч/з систему нал. ставок или льгот, нал. вычетов, кредитов и т.д. с помощью введения одних налогов и отмены других, гос-во может стимулировать развитие отдельных сфер экономики.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля, с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. С другой стороны, сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации