Социология и политология - файл n1.docx

Социология и политология
Скачать все файлы (53 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx53kb.30.03.2014 18:36скачать

n1.docx

  1   2
КОНСПЕКТ.

Контрольные вопросы по Политологии и социологии.

Контрольные задания по схеме:

1. Основные проблемы в социологии -

Ответ: Отсутствие предсказуемости в деятельности и поведении людей ведет общество к дестабилизации и регрессу. Наглядным примером непредсказуемости и, как следствие, деградации общества являются события, происходившие в России в 90-е гг. XX в.

2. Основные проблемы в Политологии –

Ответ: Аморальная, безнравственная политика широко применялась различными тоталитарными режимами власти (фашистскими, коммунистическими, националистическими и др.). Для оправдания аморальной политики в рамках тех или иных идеологий создавались соответствующие теоретические концепции. Проблема соотношения (соответствия) целей и средств в политике актуальна во все времена. Например, царь Ирод 1 (ок. 73—4 гг. до н. э.) для достижения своих политических целей использовал самые аморальные средства. В реальной жизни люди, наделенные политической властью, могут использовать эту власть для достижения своих корыстных (личных, групповых, сословных) целей, попирая интересы большинства членов общества.

3. Понятия Политологии и социологии –

Ответ: Социология (от лат. societas — общество и гр. logos — знание, понятие, учение) — наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине XIX в. французским социологом О. Контом (1798—1857). О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний (историю, политику, экономику, культуру и др.) в единую систему. Однако в ходе своего развития социология выделилась в самостоятельную науку со своим, отличным от других наук, предметом. Политология — это наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политической власти, политическом сознании, культуре и т. д.

Контрольные задания по схеме:

1. Социология как наука отправные краткие данные по социологии, основное.

Ответ: Понятие социального - важнейшими компонентами социального являются взаимность ожиданий и предсказуемость поведения личности или группы. Социальные качества — это те, которые приобретаются индивидом (группой) в результате воспитания и обучения, т. е. социализации. Социальные отношения — это отношения, связанные с формированием и развитием самих субъектов общественных отношений. В них человек не средство, а цель и высший смысл всех видов и форм деятельности.

Чётко об объекте социологии: - объектом социологической науки в широком смысле является все общество в его целостности и системности. Это подтверждается и тем, что термин «социология» переводится как наука об обществе. Многие ученые не без основания считают, что объектом социологии является гражданское общество. При этом в качестве аргумента они указывают на то, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и развития гражданского общества. Объект исследования — это некая объективная реальность, не зависящая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, общество является объектом исследования таких наук, как философия, история.

2. Перечислить с кратким пояснением методов социологических исследований:

а )Теоретические и эмпирические исследования в них соединяются и взаимодействуют теоретические (абстрактные) методы общественных наук и эмпирические (практические) методы естественных наук. Это позволяет говорить о социологии как о науке, способной выразить состояние той или иной социальной реальности не только путем теоретических выводов и умозаключений, но и языком конкретных данных (в цифрах, процентах и т. д.).

б) Другой особенностью социологических методов является то, что они проводятся в конкретной социальной среде и направлены на выявление реально существующих социальных фактов по принципу «здесь и сейчас».

в) Следующая особенность социологического познания состоит в том, что для получения необходимых социальных фактов исследователь «проникает» непосредственно в изучаемый объект, в ту или иную социальную реальность.

г) Еще одной важной особенностью социологических методов является то, что социология изучает и анализирует различные социальные процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности общества (экономическую, политическую и др.) с точки зрения интересов и потребностей людей, их ожиданий, предпочтений и настроений

д) Исследуя личность, социология выявляет социальные качества, которые могут быть присущи всем членам общества или социальной общности; исследуя семью, социология анализирует семейные отношения всего общества, выявляет взаимосвязь (взаимовлияние) института семьи с другими социальными институтами и с обществом в целом.

3. Из истории социологии, когда сложилась наука социология, её родоначальники, примеры по России: (пар. 4-3)

КОГДА СЛОЖИЛАСЬ, ЕЁ РОДОНАЧАЛЬНИКИ: впервые развитие новой науки об обществе удалось выдающемуся французскому философу Огюсту Конту (1798—1857) Первоначально О.Конт назвал свою науку «социальной физикой», а впоследствии — социологией. Социология О. Конта состояла из двух основных частей: социальной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, исследовавшей процессы социальных изменений. дальнейшее развитие в трудах английского ученого Герберта Спенсера (1820—1903). Карл Маркс (1818—1883) внес значительный вклад в становление и развитие социологической науки. Классический этап развития социологии связан с именами таких известных ученых-социологов, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Ч. Кули, Г. Моска, В. Парето. ПРМЕРЫ ПО РОССИИ: Под воздействием объективных внутренних факторов и под влиянием западной социологии в России во второй половине XIX в. постепенно формировалась своя социологическая школа. В значительной мере этому способствовали такие российские ученые, как Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, В. В. Лесевич, П. Л. Лавров, Н. И. Кареев, А. И. Стронин. В конце XIX — начале XX в. социология в России сформировалась как самостоятельная наука, которая не только отражала теории западных ученых-социологов, но и исследовала реальные проблемы российского общества. Развитие российской социологической науки было прервано в начале 20-х гг. XX в. Тоталитарному большевистскому режиму, который установился в России после Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны, не нужна была наука, говорившая правду о состоянии и перспективах российского общества. Запреты и гонения на социологию продолжались почти сорок лет. Только с середины 60-х гг. XX в. социология начинает посте­пенно возрождаться. Появляются отдельные публикации, проводятся эмпирические (преимущественно прикладные) исследования, создаются соответствующие научные учреждения. И только в конце 80-х гг. были сняты все запреты и ограничения на развитие социологии в России; социологию вводят в программу вузовского образования в качестве одной из обязательных учебных дисциплин.

Основные темы изучаемые в социологии назвать тему и о чём она (Гл. 3,4,6)

1) Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и от­дельных индивидов.

2) Социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм.

3) Социальный состав общества — это совокупность взаимодействующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное общество.

4) Социальная общность — это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).

5) Институциональная структура общества — это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления обществом

6) Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общест­ва, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

7)Социальный тип личности — это обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность (например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.).

Вывод какие знания формирует социология и для чего это нужно человеку

Ответ: социология формирует такие знания как понятия об обществе, социальной структуре общества, социальном составе общества, социальной общности, институциональной структуре общества, личности и социальный тип личности. Человеку это нужно для того что в полной мере понимать общество и его составляющие, так как он сам живёт в нём, так как человек это индивид и соответственно часть общества.

Определение общества, объяснить какие признаки объединяют индивидов в социальную систему, назвать кратко 5 признаков, объяснить содержание но главное доказать что каждое из них объединяет

Ответ: общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов. Признаки, объединяющие индивидов в социальную систему: 1. Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. 2. Социальная структура (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними. Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. 3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности. Самодостаточность — способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный со­став населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества. 4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры»1. Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов, общность языка, осознание принадлежности людей к единому обществу единство основных моральных ценностей и образцов поведения. Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

Типология общества кратко и вывод как нарастает сложное общество:

Существует два основные подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный. Сложное общество нарастает в основном из цивилизационного подхода типологизации общества к нему относится Доиндустриальная цивилизация - для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства — земледелие и скотоводство натуральный способ ведения хозяйства в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности. Доиндустриальный тип общества называют также традиционным. Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни, высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования. Постиндустриальная цивилизация — новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи — информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.

Определение гражданского общества, в РФ гражданское общество, доказательство тому служили следующие факты:

Гражданское общество — это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. В Р.Ф. гражданское общество, признаками которого являются: разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности; демократия и плюрализм в политической сфере; рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия; экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях; социальную основу гражданского общества составляет средний класс — это экономически, политически, социально не­зависимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами; приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства; идеологический и религиозный плюрализм; свобода слова и средств массовой информации составляет средний класс — это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами; приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства; идеологический и религиозный плюрализм; свобода слова и средств массовой информации.

Как социальные институты объединяют общество в единое целое, делаем вывод по теме.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему и тем самым объединят общество в единое целое. Основными социальными институтами в обществе являются: институты семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, институты культуры, институты религии. Вывод: вся жизнь человека с самого рождения организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами.

Социальные понятия объяснить их:

См. (Основные темы изучаемые в социологии назвать тему и о чём она)- 1.Социальный состав общества, 2. Институциональная структура общества

Дифференциация (от лат. differentia — различие) — разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени по принципу «высший — низший». Существуют два основных вида неравенства: 1) естественное неравенство, обусловленное естественными различиями людей (пол, возраст, физические и психические данные и др.); 2) социальное неравенство, порождаемое социальными факторами (разделением труда, укладом жизни, обладанием тех или иных благ, уровнем образования, властными полномочиями и т. д.) это неравенство статусов, которое обусловлено неравенством способностей и возможностей индивидов.

Социально-классовая структура общества — это совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отношений между ними. Социальная стратификация — это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархическом ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum —- слой, пласт) — социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Социально-классовую структуру современного общества принято делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Понятие «средний класс» возникло в Англии в конце XVII в. для обозначения мелких и средних собственников и предпринимате­лей. В дальнейшем к этой социальной категории стали причислять всю совокупность социальных слоев, занимающих промежуточную позицию между крупной буржуазией и наемными работниками. Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью. Маргинальность (франц. marginal — крайний) — понятие социально-психологическое. Маргинал — это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным.

Основные понятия и определения по гл.5

См.( Основные темы изучаемые в социологии назвать тему и о чём она) 4) «------------«Социальная общность не является суммой отдельных индивидов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает собственными источниками саморазвития и является субъектом социального взаимодействия.

Большие социальные общности — это, как правило, многотысячные группы людей с территориальными границами и неопределенным качественным и количественным составом (например, классовые, территориальные, профессиональные, конфессиональные, этнические общности и др.)

К этническим, или социально-этническим, общностям относятся такие большие социальные группы, как племя, нация, этническая группа, диаспора и другие этнические образования, возникшие в результате естественноисторического процесса.

Этнос (треч. ethnos — племя, народ) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами культуры (включая язык), общими особенностями психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Малые социальные группы - малая группа — это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной. Формальная группа - группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.) Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей). Неформальная группа — группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес. Референтная группа — реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания. Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы.

Я личность? Доказать примерами из пар. 3-4

Я являюсь личностью, так как во мне есть социально значимые качества, приобретённые в процессе социализации. Доказательством того является усвоение мной на протяжении жизни, социальных норм культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому я принадлежу. В моём процессе социализации были: первичная социализация в семье и в детских дошкольных учреждениях, следующим этапом в становлении личности является школьная социализация, послешкольная социализация индивида в среднем учебном заведении, в армейской среде, в трудовом коллективе. В моей жизни менялось место жительства и место работы, я вступил в брак. Самореализация личности я стремлюсь наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) социализации и свои индивидуальные способности и возможности для достижения намеченных стратегических целей. Кроме профессиональной деятельности, я стремлюсь создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. И мой тип жизненной стратегии это стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни.

Гл.8 Главные мысли и их чёткое объяснение

Определение понятия «культура» Культура (от лат. cultura — возделывание, обработка) — устойчивая совокупность способов жизнедеятельности и мышления, присущая определенным социальным общностям (этносам, нациям, народам). Культура имеет социальную природу и выражается прежде всего в социальных отношениях. Она не наследуется генетически, а возникает одновременно с человеческим обществом и формируется, аккумулируя опыт и знания многих поколений. Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути культура и начинается с оценки, что хорошо, а что плохо.

Социальные ценностиэто разделяемые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира; общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения.

Социальные нормы (от лат. погта — руководящее начало, прави­ло, образец) — предписываемые стандарты, правила, образцы и соци­альные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей. Нормы выполняют функции интеграции и предсказуемости в процессе социального взаимодействия. Нормы-правила, нормы ожидания создают общие правила игры и допускаемые отклонения в поведении индивидов и социальных групп. Ценностно-нормативные регуляторы подразделяются на правовые и моральные. Первые функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности.

Цивилизация — более широкое (масштабное) понятие, нежели культура. Она охватывает многие страны и целые регионы Земли. Всю историю эволюционного развития человечества принято делить на три основные цивилизации: земледельческую, индустриальную и постиндустриальную, или информационную.

Цивилизация оценивается с точки зрения ее эффективности. Поэтому здесь вполне уместны такие сравнения, как более или менее развитая цивилизация. Иногда понятие «цивилизация» употребляется в универсальном смысле, как феномен, включающий особенности культуры, религии и образа жизни целых регионов мира.

В первой половине XX в. возникло представление о культуре как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры — это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовле­творения его потребностей. Социальная составляющая культуры — это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая культуры — это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.

Культура включает следующие элементы:

1) Сознание.

2) Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира.

3) Язык — важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением.

4) Деятельность — осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мирами своей собственной «природы».

Культура как социальный институт представляет собой много­функциональную систему. Основными функциями культуры являются:

1) познавательная — накопление знаний, информации, образцов поведения, способов деятельности и мышления;

2) практически-преобразовательная — определенные способы взаимодействия с окружающей средой с целью удовлетворения общественных потребностей;

3) трансляция социального опыта — передача от поколения к поколению накопленных знаний и социального опыта;

4) регулятивная — на основе существующих ценностей и норм культура предписывает (рекомендует, навязывает) определенные способы (образцы) поведения и деятельности и осуществляет контроль за их соблюдением;

5) социализация — воспитание, образование новых поколений и включение их в социокультурный процесс.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации