Логопед 2008 №01. Национальная программа поддержки и развития чтения (Извлечения) Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз - файл n1.doc

Логопед 2008 №01. Национальная программа поддержки и развития чтения (Извлечения) Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз
Скачать все файлы (66.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc67kb.30.03.2014 17:14скачать

n1.doc

1, 2008; ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Национальная программа поддержки и развития чтения

(Извлечения)

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз

Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других суще­ствующих острых общесистемных проблем) во мно­гом обусловлен снижением интереса к чтению у на­селения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важней­ший способ освоения жизненно значимой информа­ции, без него немыслима интеграция личности в много­национальную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материаль­ных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззре­ния, т.е. ценностей, норм, традиций, образования, ха­рактеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зави­сят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Поддержание высокого уровня письменной и уст­ной культуры требует постоянных, неослабевающих усилий, а также наличия эффективных институ­тов развития и поддержки читательской (и писа­тельской) культуры.

Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подраста­ющего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравни­тельно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего, но по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходи­мо создать в стране условия для массовой интенсифи­кации процессов чтения, повышения качества и раз-

нообразия прочитываемой ли­тературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста пре­стижности чтения как куль­турной ценности.

В Национальной програм­ме поддержки и развития чте­ния феномен чтения рассмат­ривается комплексно, на ши­роком фоне социокультурных процессов и проблем, с кото­рыми Россия как переходное общество сталкивается в кон­тексте проводимых полити­ческих и экономических ре­форм, глобализации, развития информационного общества.

Цель разработки и реали­зации Национальной програм­мы поддержки и развития чте­ния заключается в повышении культурной компетентности членов общества:

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В усложняющемся и быст­ро меняющемся российском обществе, как и в других об-

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


ществах переходного типа, информационные процессы стали менее упорядоченными как по сравнению с предыду­щим (в советское время) состо­янием, так и по сравнению с развитыми странами.

• Социально необходимое знание в обществе обновляет­ся медленнее, чем требуется для эффективной социокуль­турной адаптации его членов.

Эти факторы тормозят раз­витие России в информацион­ном отношении, создании пост­индустриального, с инноваци­онной экономикой общества, которое должно адекватно впи­сываться в современные глобаль­ные процессы и успешно кон­курировать в мировой экономи­ке, политике, культуре.

В этих условиях обмен письменной информацией (пе­чатными и электронными публикациями) и чтение, т.е. активное освоение письмен­ной информации, играют чрез­вычайно важную для развития страны роль, поскольку имен­но благодаря печатной, главным образом, книжной продукции (в традиционном и электронном виде), письменным документам (рукописи, дневники, перепис­ка — служебная, частная) про­исходит накопление социально значимой информации и зна­ний. Чтение — основной и ни­чем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и за­рубежного. Все остальные ка­налы (телевидение, радио, по­вседневное общение и др.) не­сут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводите­лей» , побудителей к поиску до-

стоверной письменной инфор­мации, либо предоставляют ил­люстрации к событиям прошло­го и настоящего.

Чтение обеспечивает:

а) в экономической облас­
ти: углубленное понимание
экономических тенденций и
их социальных последствий;

б) в политической области:

в) в правовой области:

— на профессиональном
уровне — накопление и орга­
низацию правового опыта, по­
рождаемого в обществе,

— на обыденном уровне —
массовый доступ к правовой
информации;

г) на уровне мировоззрения:
накопление, обобщение и упо­
рядочение мировоззренческих
(философских, религиозных,
научных, эстетических) пози­
ций прошлого и настоящего;

д) на уровне трансляции со­
циально значимого опыта:
получение общеобязательных
социально значимых знаний;
возможности для повышения
уровня собственной культурной
компетентности; получение
сведений о текущих событиях.

Однако сегодня в российском обществе совершенно очевидно

снижается статус чтения. Это видно из следующих данных.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. 2008



функциональной грамотности РЕЗА свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показа­тель не превышает 1 %.

обществе уменьшается в срав­нении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном раз­витии его возможностей.

Снижение качества чтения неизбежно ведет к культурной деградации общества, падению уровня общекультурной и профессиональной компетент­ности населения, неспособно­сти понять и принять не толь­ко другие культуры, но и не­знакомые области собственной культуры, что чревато накоп­лением нерешенных проблем и даже последующими соци­альными беспорядками и взры­вами (поскольку некомпетен­тные граждане не умеют адек­ватным образом ни определить, ни сформулировать социально значимые проблемы, ни най­ти пути их решения).

Определенное снижение ин­тереса к чтению — сегодня об­щемировая тенденция, обуслов­ленная глобализацией средств массовой информации и интен­сивным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чте­ние как престижный источник социально значимой информа­ции и как средство рекреации. Однако в разных странах — модернизованных и активно модернизирующихся — пред­ставители культурных, интел­лектуальных, политических, деловых элит предпринимают активные попытки противодей­ствовать этим тенденциям. Они ищут эффективные способы

целенаправленных контрмер, осознавая пагубность угасания интереса к чтению для культур­ного уровня членов общества, ус­пешного взаимодействия внут­ри него, обмена информацией с другими странами.

Сроки реализации Програм­мы: 2007—2020 гг.

Для реализации Националь­ной программы поддержки и развития чтения в России есть все необходимые условия и ре­сурсы. Вот некоторые из них:

— институциональные
структуры, предназначенные
для хранения и распростра­
нения печатной продукции и
письменных документов (биб­
лиотеки, учебные и научные
учреждения, издательства,
книжная торговля, архивы);




Только рациональная, науч­но обоснованная, социально ориентированная, комплекс­ная, скоординированная Про­грамма поможет существенным образом изменить отношение в обществе и государственных структур к книжной, читатель­ской культуре. Именно она мо­жет обеспечить возможность для дальнейшего планомерного и логически последовательного осуществления эффективной го­сударственной политики в об­ласти поддержки и развития чтения — политики, которую должны активно формировать, рационально и согласованно реализовывать государствен­ные структуры, бизнес и об­щественные объединения.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации