Роль финансов в развитии международных экономических отношениях - файл n1.doc

Роль финансов в развитии международных экономических отношениях
Скачать все файлы (45.5 kb.)

Доступные файлы (2):
n1.doc269kb.30.09.2010 18:56скачать
n2.doc16kb.30.09.2010 15:54скачать

n1.doc

  1   2   3

Введение


Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используется на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений для любых экономических формаций, где бы они не функционировали.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства с использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансы не могут существовать без денег. Но если наличие денег - обязательное условие функционирования финансов, то причиной, порождающей их появление можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно не в сфере хозяйствования, не в сфере государственного управления.

В сфере хозяйствования именно благодаря финансам, обеспечивается удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей.

Первоначально пропорции распределения стоимости общественного продукта отражают структуру отношений самого производства - выручка делится пропорционально элементам стоимости, отражающим условия производства товара. Однако, распределенная таким образом выручка не соответствует потребностям динамично изменяющегося общественного производства, что вызывает необходимость в ее перераспределении. Последнее осуществляется посредством формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

Финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимостью осуществляется прежде всего по субъектам.

Финансовые отношения делятся на три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

В сфере финансов предприятий можно выделить такие звенья:

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Так и в России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренное изменение прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования.

Глава 1. Финансовые методы воздействия на развитие международных экономических отношений


Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества России.

Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:

  1. Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.

  2. Регулирование международных интеграционных процессов.

  3. Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных организациях и фондах.

Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.

Следующая форма, как направление воздействия финансов на развитие международных связей, это мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредита, остаются на территории России в качестве национального достояния.

Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику.

Как особая сфера функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и в иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер в лице иностранного государства (фирмы).

1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей.

Развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международные хозяйственные связи, что ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим законам, что обуславливает приоритет экономического характера международных отношений.

Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.

Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынок (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно – технологическим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.

Внешнеэкономические связи – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия) и индивидуальные предприниматели

Внешнеэкономические связи являются исторической и экономической категорией. Как историческая категория внешнеэкономические связи являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением государств и развиваются вместе с ними. Особенно мощный толчок развитию этих связей дало разложению феодализма. Переход от натурального хозяйства к товарно – денежным отношениям вызывал резкий скачок в развитии национальных рынков, что привело к расширению и углублению интернациональных связей и международного обмена в экономической сфере государственных отношений.

Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой система экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства. И прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Сущность внешнеэкономических связей как экономические категории проявляются в их функциях.

Такими функциями являются:

- организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме.

- международное признание потребностей стоимости продуктов международного разделения труда.

- организация международного денежного обращения.

Содержания первой функции заключается в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов, и продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей через обмен продуктов и результатов труда в их вещественной и стоимостной форме. Организация обмена одновременно предусматривает и обслуживание этого обмена.

В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта товарно – денежных отношений и окончания обмена денег на продукт международного разделения труда, в результате чего потребительная стоимость, заключенная в этом продукте, получает международное признание.

Содержание третей функции является содержание с помощью механизма этих условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных международных расчетов.

Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.

В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно – технического процесса.

Осуществление этих связей позволяет перенести межгосударственное сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, совместное решение технико – экономических задач, развитие научной и производственной хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предпринимателей.

Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или оного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуги и финансовых учреждений.

Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операций, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.

Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.

Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределения этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.

Вид внешнеэкономических связей – это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока, и структурным признаком.

Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товарного (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку внешнеэкономические связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.

Структурный признак классификации внешнеэкономических связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку внешнеэкономические связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.

Форма связи – это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой – либо конкретной связи. К формам внешнеэкономических связей относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, франчайзинг, лизинг и др.

Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт эксперта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности. К экспорту товаров приравниваются отдельным коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории за границу.

Объем международной торговли, т.е. мировой товарооборот, подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта обычно в долл. США или в целях ФОБ (англ. free on board). Цена ФОБ означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию только до момента доставки товара на борт судна. ФОБ является базисным условием поставки, согласно которому продавец оплачивает доставку товара на борт судна в порту отгрузки (обычно в стране экспортера) и экспортные таможенные пошлины. Размещение и штивку (т.е. рациональное размещение груза в тролле с целью заполнения пустот) на судне оплачивает, как правило, покупатель. Дальнейшие расходы, связанные с перевозкой товара, его страхованием и уплатой импортных таможенных пошлин и сборов, также несет покупатель.

Развитию экспорта в РФ уделяется большое внимание. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123 “О федеральной программе развития экспорта” была одобрена Федеральная программа развития экспорта и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ разработать региональные программы развития экспорта и экспортного потенциала регионов.

Принятие данной программы вызвано прежде всего падением экспорта, вызванного подъемом внутренних цен до уровня мировых цен и выше, что сделает даже вывоз сырья убыточным.

Федеральной программой признается, что в среднесрочной перспективе основу экспорта РФ составляет топливно – энергетические ресурсы машиностроительная продукция. Важным резервом развития экспорта является сотрудничество со странами СНГ, кооперация и льготные таможенные режимы для совместных экспортных проектов, развития военно - технического экспорта и др. Этой же программой намечен комплекс государственных мер по стимулированию экспорта.

Импорт – это ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в тои числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из – за границы без обязательства об обратном выводе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Статус таможенной территории России определен таможенным кодексом РФ.

Пределы таможенной территории РФ, периметры свободных таможенных зон и свободных складов является таможенной границей РФ.

Импорт подсчитывается в ценах СИФ, в результате чего он превышает стоимость экспорта примерно на 1/10.

СИФ (англ. CIF – cost, insurance and freight) - стоимость, страхование; фрахт – это условие поставки, но которому продавец оплачивает перевозку товаров до пункта назначения (обычно это порт в стране импорта) и расходов по страхованию товаров на время перевозки. Поэтому цена СИФ включает расходов по стоимости товара, его фрахту и страховке.

Внешнеторговая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. При этом под товаром понимается любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товарами не являются.

Международная торговля услугами называется таким невидимым экспорта.

Услуги – это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

К экспортируемым услугам относятся услуги (работы) по перевозки пассажиров и багажа воздушными судами между РФ и государствами – участники СНГ в связи с заключением РФ межправительственных соглашений о воздушном сообщении со странами СНГ.

К экспортируемым относятся также:

- услуги (работы), оказываемые плательщиками налога на добавленную стоимость, зарегистрированными в РФ в установленном порядке, в соответствии с договорами, заключенными с иностранными юридическими и физическими лицами;

- услуги (работы) по обслуживанию иностранных судов – лоуманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы;

- услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушных пространстве России по обслуживанию иностранных судов, включая аэронавигационное обслуживание.

Экспортируемой считается также услуга на обработке импортного давальческого сырья, ввозимого на таможенную территорию РФ, для дальнейшей переработке его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы границ государств – членов СНГ (толлинговые операции).

Исключительное право – это право использования и распоряжения, предоставляемое автору охраняемым документом на изобретение или промышленный образец (патентом, авторским свидетельством, сертификатом) с одновременным запрещением прочим лицам совершать указанные действия.

Внешнеторговые связи определяются финансовыми связями, т.к. финансы возникают с появлением торговли и как проводимое от торговли.

Формами финансовых внешнеэкономических связей является международное кредитование, международное страхование, международное банковское обслуживание (расчеты, депозиты и др. банковские операции).

Развитии производительных сил и НТП в мировой экономике за последние 10 – летия привело к возникновению и углублению производительных сил и инвестиционных внешнеэкономических связей.

Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором в объекте предпринимательской деятельности в целях получения прибыли. В основном иностранные инвестиции производятся в форме вложения капитала в ценные бумаги, недвижимость, совместное предпринимательство. Иностранные инвестиции часто носят трансфертный характер и ведут к смене собственника.

Инвестиционные внешнеэкономические связи возникли как синтез производственных и финансовых внешнеэкономических связей.
1.2. Внешнеэкономическая политика.

Внешнеэкономические связи формируются и осуществляется под воздействием различных регуляторов, т.е. рычагов, которые воздействуют на возникновения связей и направляют их на развитии в единую эффективную политико – экономическую систему, защищающую интересы государства. Регуляторы внешнеэкономических связей могут быть экономические и организационно – распорядительные.

Экономические регуляторы воздействуют на экономические интересы возникновения и осуществления данных связей. К ним относятся: соотношение спроса и предложения; соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен, тарифов, курсов валют, процентных ставок; соотношение мирового и отечественного уровней развития производства товара (работ, услуг) по их объемам, качеству и эффективности; экономические стимулы; прогнозы, планы, программы и др. Следует иметь в виду, что в рыночной экономике план не является директивой. Он представляет собой определение перспективных целей развития и выявления наиболее важных макроэкономических пропорций.

Организационно - распорядительные регуляторы – это регуляторы командно – административного характера. Они предполагают прямое целенаправленное воздействие государства и его органов на формирование и развитие внешнеэкономических связей через различные директивные акты: квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг); лицензирование отдельных видов деятельности; механизма обязанностей продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг); таможенные режимы; таможенное оформление ввоза и вывоза товаров; валютный контроль; таможенный контроль; экспортный контроль; импортный контроль.

Активное регулирование государством внешнеэкономических связей является основной целью внешнеэкономической политики государства.

Внешнеэкономическая политика государства – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономическая политика государства во многом зависит от состояния его платежного баланса.

Внешнеэкономическая политика РФ базируется на следующих принципах:

- переходе субъектов хозяйствования и предпринимателей от разовых внешнеэкономических сделок к постоянным внешнеэкономическим связям;

- ориентации внешнеэкономической деятельности на долгосрочную перспективу;

- защите российского рынка и стимулирование российской экономики;

- разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между РФ в целом и отдельными субъектами Федерации;

- рассмотрении внешнеэкономической политики РФ как важной составной части всей внешней политики РФ. Когда дипломатия не служит войне, она служит торговле. И в этих условиях главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных условий на мировом рынке для российских экспортеров и для активизации эффективных для России внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономическая политика затрагивает временной и пространственный аспекты.

Временной аспект внешнеэкономической политики определяет действия государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей на текущий момент и на длительный период. Поэтому внешнеэкономическая политика включает текущую политику и долговременную политику.

Текущая внешнеэкономическая политика заключается в оперативном регулировании внешнеэкономической деятельности.

Долговременная внешнеэкономическая политика направлена прежде всего на решение крупномасштабных внешнеэкономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период.

Пространственный аспект внешнеэкономической политики определяет действие государства по основным направлениям влияния на мировую и отечественную экономику.

По этому признаку в состав внешнеэкономической экономической политики государства входит внешнеторговая политика, внешнеинвестиционная политика, валютная и таможенная политика.

Внешнеторговая политика РФ устанавливает и регулирует отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, а также прав, обязанности и ответственность органов власти РФ и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности установлены Федеральным законом “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.

Внешнеторговая политика включает экспортную и импортную политику.

Экспортная внешнеторговая политика на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспорто - способных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.п.

Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза в РФ иностранных товаров (работ, услуг). Инструментами такого регулирования являются:

1). Прямое ограничения импорта с целью защиты российских экономики. Для этого используются лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, система минимальных импортных цен и т.д.

Контингентирование – это одна из форм государственного регулирования внешней торговли с помощью установления экспортных и импортных квот, называемых контингентом. Контингент (лат. contingens - достающийся на долю) во внешней торговле означает установленную для некоторых товаров предельную норму их ввоза, вывоза или транзита в определение страны выраженную в весовых или стоимостных единицах.

2). Административные формальности, которые прямо не направлены на ограничение импорта, но их действие тем не менее ограничивает внешнюю торговлю. Это таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, технические стандарты и нормы и другие.

Импортная внешнеторговая политика в своих действиях учитывает роль импорта в отечественной экономике. Эта роль определяется двумя моментами:

Внешнеинвестиционная политика представляет собой комплекс мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территорию РФ и регулированию вывоза российских инвестиций за рубеж.

Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

Главная роль в инвестициях играет капитал. Капитал – это деньги, предназначенные для извлечения дохода.

Капитал может прямо вкладываться в создание предприятия с целью получения прав на управление и прибыли (прямые инвестиции), может вкладываться в покупку ценных бумаг (портфельные инвестиции), может быть отдан в кредит под проценты (кредитный капитал).

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества, а именно:

- определяет целесообразность внедрения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

- определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

- утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов.

Приоритетный инвестиционный проект – это инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ) или в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млрд.руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ).

- разрабатывает и обеспечивают реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

- привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на формирование Бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;

- осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации или крупномасштабных инвестиционных проектов;

- осуществляет взаимодействие с субъектам РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

- осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Внешнеинвестиционная политика включает политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта российских инвестиций.

Политика импорта иностранных инвестиций в РФ направлена на решение следующих задач:

- увеличение объема отечественного производства товаров и услуг на уровне международных стандартов;

- влечение в РФ передовой (по международным критериям оценки) технологии, опыта, ноу – хау и т.п.

- увеличение занятости населения и сокращения на этой основе уровня безработицы;

- увеличение совокупного общественного продукта и национального дохода.

Политика экспорта российских инвестиций направлена на решение следующих задач:

- продвижению российских экспортных товаров (услуг) на экспортные рынки4

- развитие зарубежного производства для извлечения прибыли или для обеспечения гарантированного снабжения российского рынка импортными товарами (полуфабрикаты, запчасти и др.)

- укрепление банковской сферы и повышение эффективности валютных операций;

- укрепление страховой системы и увеличение активности страхового бизнеса.

Валютная политика – это совокупность экономических, юридических, организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно – финансовыми организациями.

Валютная политика представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Содержание валютной политики многогранно и включает выработку основных направлений формирования и использования валютных средств, разработку мер, направленных на эффективное использование этих средств.

Конкретное направление валютной политики в стране определяет валютно – экономическая комиссия РФ, которая принимает нормативно – законодательные акты в области регулирования валютных операций и управления валютными ресурсами.

Сферой действия валютной политики является валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней.

Текущая валютная политика подразделяется на дисконтную и дивизионную. К валютной политике также относится субсидирование и диверсификация валютных резервов.

Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования системы, поддержание равновесия платежных балансов.

Валютная дисконтная политика представляет собой систему экономических и организационных мер по использованию учетной ставки процента для регулирования движений инвестиций и сбалансирования платежных обязательств, ориентированной корректировки валютного курса. Эта политика проявляется в воздействии на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, объем денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций.

Валютная девизная политика – это система регулирования валютного курса покупками и продажей валюты с помощью валютной интервенции и валютных организаций.

Валютная интервенция – это целенаправленная операция Банка России по купле – продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами его повышения или понижения.

Валютные ограничения представляет собой систему экономических, правовых, организационных мер, регламентирующих операции с национальной иностранного валютой, золотом и т.д.

Долговременная валютная политика охватывает долгосрочная меры структурного характера по изменению валютного механизма. Основными методами долговременной валютной политики являются межгосударственные переговоры и соглашения прежде всего в рамах международного валютного фонда, а также на региональном уровне (Европейский фонд валютного сотрудничества и др.).

Мерами долговременной валютной политики является порядок валютных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств и др.

Таможенная политика РФ – это составная часть внутренней и внешней политики РФ.

Целями таможенной политики РФ является:

- беспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории РФ;

- участие в реализации торгово – политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития российской экономики.

Таможенная политика является частью таможенного дела, основ которого определены таможенным кодексом РФ.

РФ стремится к участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Поэтому таможенное дело и таможенная политика РФ развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.
1.3. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.

В условиях отказа от административной - командной системы управления экономикой бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка. Финансовый pынок пpедставляет собой оpганизованную или нефоpмальную систему тоpговли финансовыми инстpументами. На этом pынке пpоисходит обмен деньгами, пpедоставление кpедита и мобилизация капитала. Основную pоль здесь игpают финансовые инстpументы, напpавляющие потоки денежных сpедств от собственников к заемщикам. Товаpом выступают деньги и ценные бумаги.

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этих потребностей. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапливающие у себя денежные средства. Основными сберегателями в большинстве стран с развитой рыночной экономикой являются частные лица (население), которые осуществляют инвестирование своих сбережений либо непосредственно (индивидуальным способом), либо через пенсионные фонды, страховые организации и другие финансово-кредитные институты аккумулирования индивидуальных сбережений. Наряду с внутренними сберегателями в операциях на финансовых рынках могут принимать участие также иностранные.

Пользователи (инвесторы) - это субъекты хозяйствования и органы государственной власти, вкладывающие денежные средства в какое-либо предприятие, дело (расширение производства и оказание услуг, покрытие государственных расходов).

Функционирование финансового рынка объективно предопределено наличием в экономике страны собственников, обладающих реальной, а не мнимой самостоятельностью. Только такие независимые собственники способны заключать на финансовом рынке торговые сделки, предъявляя спрос на финансовые ресурсы и нацеливаясь на эффективное их инвестирование в различного рода затраты. Вместе с тем функционирование финансового рынка немыслимо и без соответствующих правовых основ. Их создание базируется на разработке нормативных документов, регламентирующих деятельность самого рынка и участвующих на нем контрагентов.

Пpинято выделять несколько основных видов финансового pынка: валютный pынок, pынок золота и pынок капиталов. На валютном pынке совеpшаются валютные сделки чеpез банки и дpугие кpедитно-финансовые учpеждения. На pынке золота совеpшаются наличные, оптовые и дpугие сделки с золотом. На pынке капиталов аккумулиpуются и обpазуются долгосpочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового pынка в условиях pыночной экономики с помощью котоpого компании изыскивают источники финансиpования своей деятельности. Рынок капиталов иногда подpазделяется на pынок ценных бумаг и pынок ссудных капиталов.

Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий имущественное право владельца бумаги при ее предъявлении. Ценные бумаги должны обязательно содержать предусмотренные законом реквизиты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения.

Используемые на финансовом рынке ценные бумаги по характеру подразделяются на две группы: долговые и долевые. Долговые ценные бумаги отличаются обычно твердо фиксированной процентной ставки и обязательством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату выдачи. Классическим видом этой ценной бумаги является облигация. Долевые ценные бумаги представляют непосредственную долю их владельца (держателя) в реальной собственности. Примером является акция, удостоверяющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия.

К ценным бумагам также относятся: казначейские обязательства, векселя, сберегательные сертификаты. Они могут быть предъявительскими и именными. Порядок и условия выпуска и обращения ценных бумаг определяются законодательством страны. Организации, ответственные за практическое выполнение этих законодательных актов, как правило, подотчетны парламенту страны.

Рынок ценных бумаг подpазделяется на пеpвичный и втоpичный, биpжевой и внебиpжевой. Пеpвичный pынок ценных бумаг - выпуск и пеpвичное pазмещение ценных бумаг. Субъектами первичных финансовых рынков наряду со сберегателями и инвесторами являются эмитенты. К ним относятся, с одной стороны, юридические лица, являющиеся субъектами хозяйствования и стремящиеся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования их в затраты по расширению производства, а, с другой - органы государственной власти различного уровня, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Посреднические функции между эмитентами и инвесторами выполняют специальные торговые конторы - дилерские и брокерские фирмы.

Целью первичных финансовых рынков является привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и другие виды затрат. Если вкладчики оптимистично оценивают будущее эмитента, то они быстро раскупят выпущенные ценные бумаги. Это позволит предприятию мобилизовать дополнительный капитал для различных целей.

Вторичные финансовые рынки предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения имеющихся между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов между предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется сбор средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам, ассоциациям и органам государственной власти.

Формирование финансового рынка - очень сложный процесс, охватывающий по времени не один год. Финансовый рынок невозможно ввести волевым путем, издав законодательный акт, его можно лишь постепенно создавать. При этом обязательной предпосылкой реального функционирования финансового рынка является многообразие форм собственности, твердая денежная единица, свободные цены и другие компоненты полноценной рыночной экономики.

Организационные структуры финансового рынка включают различные финансовые институты (финансово-банковские учреждения, страховые компании и др.), но ключевыми среди них являются фондовые биржи, постоянное функционирование которых оказывает существенное влияние не только на сферу финансово-кредитных отношений и денежного обращения, но и в целом на экономическое и социальное развитие страны.

Основу денежного pынка составляют деньги. Основой денежного pынка являются банки. К основным функциям банков относятся:

1) кpедитование пpедпpиятий, госудаpства, частных лиц и опеpации с ценными бумагами;

2) pегулиpование денежного обpащения;

3) пpивлечение вpеменно свободных денежных сpедств, накоплений и пpевpащение их в заемный капитал;

4) осуществление денежных pасчетов и платежей в госудаpстве;

5) выпуск кpедитных способов обpащения (депозитно-чековая эмиссия);

6) консультаци.

Денежный рынок обеспечивает механизм распределения и перераспределения денег между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения. Главная функция денежного рынка - трансформация бездействующих денежных средств в ссудные средства.

Биpжевой pынок пpедставляет собой pынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биpжами. Поpядок участия в тоpгах для эмитентов, инвестоpов и посpедников опpеделяется биpжами. Внебиpжевой pынок пpедназначен для обpащения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биpжи.

Существует три вида бирж: замкнутая биржа, в торгах на которой могут принимать участие лишь члены биржи; биржа со свободным доступом посетителей, сделки на ней осуществляют только маклеры (т.е. посредники); и биржа, состоящая из широкого круга лиц, но действующая под контролем правительственных органов.

Основными функциями бирж являются:

- активные операции по продаже и покупке ценных бумаг, где последние выступают как специфический товар, цена которого находится под воздействием спроса и предложения;

- предоставление эмитентом ценных бумаг, дополнительных финансовых ресурсов для осуществления неотложных нужд;

- перераспределение финансовых ресурсов, позволяющая изменять структуру общественного производства;

- предоставление сберегателям возможностей использовать с наибольшей выгодой для себя накопленные денежные средства.

Фондовые биржи во всех странах с рыночной экономикой - это хорошо технически оснащенные организационные структуры, располагающие совершенными системами обработки, передачи и хранения информации.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное народно-хозяйственное значение: 1) благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал; 2) с помощью финансового рынка облегчается развитие предприятий и их отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам; 3) перелив капиталов, осуществляемый на финансовых рынках, способствует ускорению научно-технического прогресса, быстрейшему внедрению научно-технических достижений; 4) финансовый рынок позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на финансовым рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.
1.4. Характеристика операций, проводимых на межбанковской бирже.

Появление избытка денежных ресурсов вследствие несовпадения во времени привелегия и использование средств, привело к созданию рынка краткосрочных межбанковских кредитов как наиболее надежного способа их размещения. На этом же рынке формируются и ресурсы для межбанковских кредитов. Участниками рынка кредитных ресурсов является Центральный банк, коммерческие банки, межбанковские объединения, финансовые компании, дома, биржи и т.д. Каждый из участников межбанковского рынка кредитных ресурсов выступает одновременно и кредитором и заемщиком.

Опеpативное упpавление кpедитными pесуpсами коммеpческого банка осуществляется ежедневно на основе pасчетного платежного баланса, в котоpом отpажаются как суммы пpивлеченных сpедств, ожидаемый возвpат кpедита и упалата пpоцентов, как и подлежащие погашению обязательства банка пеpед клиентами, дpугими банками, финансовыми, стpаховыми оpганами и т.п. Пpи излишке pесуpсов они могут быть pеализованы на межбанковском pынке. Пpи недостаточности сpедств банк пpивлекает дополнительные pесуpсы чеpез межбанковский кpедит, как наиболее опеpативное сpедство.

Основной объект кpедитования банками дpуг дpуга - pазpыв в платежном обоpоте. Каждый банк самостоятельно опpеделяет условия выдачи и погашения межбанковского кpедита. Они основываются на общих методах оценки банка-заемщика как субъекта кpедитных отношений. Пpи этом важную pоль игpает наличие коppеспондентских отношений.

Размеp кpедита во многом опpеделяется объемами денежных потоков и количеством опеpаций, осуществляемых по коppеспондентскому счету, а также финансовым положением заемщика. Сpок кpедитов колеблется от одной недели до двух месяцев и зависит от возможностей кpедитоpа, состояния коpсчета банка-заемщика в ближайшее вpемя. Многие комбанки офоpмляют такие кpедиты как сpочные межбанковские депозиты, что не меняет их пpиpоды.

Наиболее pаспpостpаненная фоpма межбанковского кpедита - кpедит, пpедоставляемый банками дpуг дpугу на основе кpедитных договоpов и генеpального соглашения о сотpудничестве на pынке межбанковского кpедита (коpоткие деньги).

Фоpмально обеспечением по межбанковским кpедитам является имущество заемщика, сpедства на коpсчет заемщика. Фактически обеспечение своевpеменного возвpата кpедита достигается в пеpвую очеpедь надежностью, кpедитоспособностью банка заемщика. Для обеспечения возвpата гаpанта - тpетий банк. Специфика получения (пpедоставления) межбанковского кpедита чеpез биpжу или аукцион кpедитных pесуpсов зависит от того, кто пpоводит аукцион, денежно-кpедитной политики ЦБ и его опеpаций на денежном pынке. Регулиpующее воздействие на pазвитие денежного pынка оказывает ЦБ (НБУ) чеpез пpоцентную политику и оpганизацию кpедитных аукционов. Главные теppитоpиальные упpавления НБУ собиpают заявки и опpеделяют кpуг коммеpческих банков, котоpые могут пpинять участие в тоpгах. Участникам аукциона пpедъявляются опpеделенные тpебования.

1.5. Роль финансов в развитии международных экономических отношений

Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества России.

Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:

Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.

Регулирование международных интеграционных процессов.

Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных организациях и фондах.

Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.

Следующая форма, как направление воздействия финансов на развитие международных связей, это мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредита, остаются на территории России в качестве национального достояния.

Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику.

Как особая сфера функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и в иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер в лице иностранного государства (фирмы).
1.6. Финансовые стимулы выхода отечественных предприятий на мировой рынок

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. . При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.

Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Среди регионов России 66% всего иностранного капитала ($4 млрд. 291,6 млн.) было вложено в экономику Москвы.

На долю развитых стран приходится более четырех пятых всех инвестиций в Россию, причем из США в 1996 году поступило $1 млрд. 695 млн. (26,1%), из Швейцарии - $1 млрд. 323 млн. (20,3%), из Нидерландов - $980 млн. (15,1%), из Великобритании - $486 млн. (7,5%).

Столь небольшие объемы иностранных инвестиций можно объяснить плохим инвестиционным климатом, создавшимся в настоящее время в России, а также настороженным отношением к иностранному капиталу со стороны государства и руководителей некоторых предприятий.

Опыт многих стран “третьего мира”, особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации