Реферат - Налоговая система Великобритании - файл n1.doc

Реферат - Налоговая система Великобритании
Скачать все файлы (21.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc118kb.12.09.2010 11:21скачать

n1.doc


Содержание




1. Особенности налоговой системы Великобритании 2

1.1 Структура налоговых доходов государственного бюджета Великобритании 2

1.2 Органы, осуществляющие сбор налогов и контроль за их уплатой в Великобритании 3

2. Характеристика основных видов налогов в Великобритании 5

2.1 Общегосударственные налоги 5

2.2 Местные налоги 11

Список использованных источников 14



1. Особенности налоговой системы Великобритании




1.1 Структура налоговых доходов государственного бюджета Великобритании


На родине науки о налогообложении налоговая система в основном сформировалась еще в ХIХ столетии. Однако и она подвергалась переменам. Налоговые реформы проходили в 1965, 1973 гг., серьезные изменения, особенно в местном налогообложении, были в 90-х годах.

Налоговая система Великобритании состоит из двух ступеней: общегосударственных и местных налогов.

Общегосударственные налоги включают подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, на прирост капитала, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы). Они дают более 90 % налоговых поступлений.

Местные налоги включают налог на имущество. На их долю приходится около 10% налоговых доходов.

Налоги играют основную роль (около 90%) в формировании доходной части английского государственного бюджета. Ниже приводятся основные налоги и соответствующие им налоговые ставки Великобритании.
Таблица 1 – Основные налоги Великобритании

Вид налога

Налоговая ставка, %

Подоходный налог с населения:

С доходом до 2500 ф. ст.

С доходом от 2501 до 23700 ф. ст.

С доходом свыше 23700 ф. ст.


20

25

40

Налог на прибыль корпораций

25

Налог на прибыль для малого бизнеса, т. е. для компаний с прибылью до 250000 ф. ст. в год

25

Налог на наследство

До 150000 ф. ст.

Свыше 150000 ф. ст.


0

40

НДС

17,5

Акцизы

Различные (от 10 до 30 %)

Гербовый сбор

0 – 3,5


На долю подоходного налога с населения приходится 64 % поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет, а на долю налогов с доходов компаний – 19 %. В 70-е годы значительно возросли поступления налога с нефтяных компаний, их доля составляла 11,5 %. На долю гербового сбора приходится, как правило, 2 %. Возросшие доходы за счет налога на нефть отражали высокий уровень добычи нефти, характерный для Великобритании в 70-е годы. Однако в 80-е годы в связи с резким снижением цен на нефть доходы от добычи нефти сократились, что снизила поступление налогов от данного источника.

Основой налогового законодательства Великобритании служат: законодательный Акт 1970 г. в отношении подоходного налога с населения и корпораций, Акт 1979 г. в отношении налога на добавленную стоимость и Акт 1996 г. в отношении налога с корпораций. При этом ежегодно новым бюджетом страны могут быть внесены некоторые поправки к действующим законодательным актам.

Британский парламент обладает законодательной властью в отношении взимания налогов в стране. Юридические полномочия парламента в этом смысле распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Правительство с помощью казначейства (министерства финансов) управляет налоговой системой страны. Эта деятельность правительства контролируется парламентом.


1.2 Органы, осуществляющие сбор налогов и контроль за их уплатой в Великобритании


Казначейство Великобритании представляет единственный в своем роде государственный финансовый институт, не имеющий аналогов в других странах. Оно является одним из самых древних и сохранившихся конституционных учреждений страны. Это главное министерство в правительстве. Его исторически сложившиеся полномочия шире по сравнению с министерствами финансов других стран. Казначейство отвечает за разработку общей экономической стратегии страны. С административной точки зрения казначейство представляет собой управление, в состав которого входят первый лорд казначейства (the fist lord of the treasure), он же премьер-министр, министр финансов и младшие лорды. Значительное число секретарей выполняют различные функции под руководством старших чиновников управления.

Налоговое законодательство в Великобритании, как уже отмечалось, утверждается правительством. Право регулировать вопросы практического применения налогового законодательства обычно предоставляется специальному органу – тайному совету (Privy council), министрам и Управлению внутренних доходов (Board of inland revenue). Полномочия этих органов определены в парламентском акте, который применяется специально для установления сферы деятельности каждого из приведенных выше органов. В целях разъяснения и уточнения прав налоговых органов даются инструкции, так называемые «приказы Тайного совета» (orders in council). Примерами такого приказа могут служить соглашение об избежании двойного налогообложения, инструкция действующих налоговых правил (statutory instruments), частью которой является система взимания подоходного налога с физических лиц (pay-as-you-earn).

Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА).

Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением. В его функции входит непосредственный контроль за взиманием налогов с юридических и физических лиц (подоходного налога, налогов на капитал, гербового сбора). В административном отношении этот контроль осуществляет контора главного налогового инспектора (chief inspector of taxes), находящаяся в Лондоне. Главному инспектору подчинено 700 районных контор, с помощью которых производится непосредственный сбор налогов с населения и организована информационная и консультационная службы. В районных конторах работает значительный штат налоговых инспекторов, изучающих счета промышленных предприятий и личные счета, осуществляющих оценку суммы обложения, санкционирующих пересчет и возврат платежей и представляющих интересы УВД в спорных вопросах в суде.

Печатным органом УВД в отличии от ряда других стран, например США и Франции, не издаются руководства, толкующие налоговое законодательство страны. Наиболее распространенными документами являются специальные брошюры, публикуемые УВД по отдельным вопросам.

В ведении УПА находится вся система косвенного обложения (за исключением гербового сбора).

Расходы Великобритании по сбору налогов составляют 2 % налоговых доходов, что в 2 раза выше, чем в Швеции или Канаде, и в 4 раза выше, чем в США. При этом штат налоговых органов в США в 2 раза меньше, чем в Великобритании, а налогоплательщиков в 4 раза больше. Одной из причин высоких расходов до недавнего времени являлось отсутствие компьютерной системы обработки информации. Однако правительство Великобритании в 2000 году разработала и запустила такую систему, которая, как предполагается, позволить сократить расходы на налогообложение.

2. Характеристика основных видов налогов в Великобритании




2.1 Общегосударственные налоги


Одним из наиболее крупных общегосударственных налогов Великобритании является подоходный налог с населения. Он составляет две трети прямых налогов в государственном бюджете страны.

Современная система подоходного обложения населения была заложена налоговой реформой 1973 г. Впервые подоходный налог с населения в Великобритании был введен в период наполеоновских войн в 1799 г. Однако постоянным элементом налоговой системы он стал лишь начиная с 1842 г. и на протяжении XIX века порядок его взимания существенно не менялся.

Значительные изменения, как качественные, так и количественные, функционирования подоходного налога в Великобритании произошли во время Второй мировой войны. Увеличилось число налогоплательщиков, выросли налоговые ставки и был снижен порог налогообложения. В этот период была введена система удержания налога по мере получения заработной платы (еженедельно), известная под названием pay-as-you-earn (PAYE). Такой метод удержания действует и сегодня. В итоге к 1960 г. почти все трудоспособное население Великобритании было охвачено подоходным налогом. А в результате реформы 1973 г. подоходный налог с населения был унифицирован и приведен в стройную единую систему.

Личный подоходный налог уплачивает все население Великобритании, получающее доход. Однако режим налогообложения зависит от статуса налогоплательщика. Согласно налоговому законодательству, налогоплательщики разделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидента Великобритании подлежат обложению независимо от их источника. Нерезидент выплачивает налоги лишь с доходов, полученных на территории этой страны.

В налоговом законодательстве Великобритании понятие “резидент” четко не определено. Лицо, находящееся на территории Великобритании в течение 6 или более месяцев в любом налоговом году (с 6 апреля по 5 апреля следующего года), рассматривается в качестве резидента в отношении налогообложения его доходов. Если пребывание лица составляет менее 6 месяцев, то решение вопроса о его резиденстве зависит от ряда других обстоятельств.

Английское налоговое право предусматривает также еще два понятия: обычный резидент и домицилий. Термин обычный резидент означает лицо, имеющее постоянное место жительства в Великобритании и проводящее здесь всю свою жизнь, не считая кратковременных поездок за границу по служебным и личным делам. Домицилий – это лицо, находящееся в той стране, где расположено его постоянное жилище. Понятие «домицилий» отличается от гражданства или резиденства. Лицо может быть резидентом более чем одной страны, в то время как домицилий в конкретный период времени может быть лишь в одной стране.

Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям – шедулам в зависимости от источника дохода (жалованье, дивиденды, рента и т.п.), каждая шедула облагается особым порядком. Действуют шесть шедул, причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю градацию доходов.

Для определения подлежащей уплате суммы подоходного налога из фактически полученного годового дохода вычитаются налоговые льготы.

Действуют 3 ставки подоходного налога. Облагаемый доход (после учета всех льгот) до 2500 ф. ст. – 20 %, от 2501 до 23700 ф. ст. – 25 % и свыше 23700 ф. ст. – 40 %.

До 1965 г. подоходный налог платили как физические, так и юридические лица, в том числе корпорации. С введением отдельного налога на прибыль корпораций сфера его действия сузилась до личных доходов граждан, включая тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью или выступает партнером делового товарищества.

Как правило, раньше налоговое законодательство Великобритании рассматривало семейную пару как одного налогоплательщика. Считалось, что жена находится на иждивении мужа и муж заполняет и представляет в налоговые органы единую налоговую декларацию. Любой доход жены прибавлялся к доходу мужа, но при этом муж имел право на дополнительную личную скидку. В настоящее же время доходы супругов облагаются отдельно. На базу налогообложения влияет также наличие ряда более мелких льгот, предоставляемых слепым, неполным семьям и тем, кто нуждается в помощи домработницы и использует эту помощь. После личной скидки и скидки для супружеской пары наибольшее значение имеют льготы на проценты по закладным и пенсионные взносы. Лицо, использующее для деловых целей собственный автомобиль, может вычитать из своих доходов часть текущих расходов на обслуживание и амортизацию последнего. Расходы, связанные с дорогой от работы до дома, не вычитаются. Нерезидент Великобритании, как правило, не имеет права на личные льготы по подоходному налогу.

Не облагаются подоходным налогом следующие доходы физических лиц: пособия в натуральной форме, которые могут быть использованы только их получателями и необратимы в денежную форму; проценты по национальным сберегательным сертификатам; пособия инвалидам; стипендии, пособия студентам; пособия по безработице; болезни, материнству (т.е. пособия, выплачиваемые по системе социального страхования) и др.

В налоговом законодательстве Великобритании, как и ряде других стран, личные доходы разделяются на доходы в виде заработка от работы по найму и доходы от инвестиций. В результате реформы 1973 г. заработанный и инвестиционный доходы стали облагаться по единой шкале ставок. Это не только упростило технику взимания налога, но и коренным образом изменило назначение шедул, которые в настоящее время служат для начисления скидок и льгот.

Налог уплачивается в течение года четырьмя равными долями. В конце налогового года, когда определится точная сумма полученного вознаграждения, производится окончательный расчет подоходного налога. В случае переплаты часть суммы подоходного налога возвращается налогоплательщику и, наоборот, взимается, если уплаченная сумма налога оказалась меньше. Как правило, граждане, не имеющие других доходов помимо заработной платы, заполняют налоговую декларацию один раз в пять лет. Первый раз декларация оформляется в момент поступления на постоянную работу. Делается это для того чтобы выявить все обстоятельства, определяющие налоговый статус плательщика (в частности, семейное положение). На основе этой информации налоговая служба высылает кодированное уведомление плательщику и его работодателю, являющееся зашифрованным документом. Информация должна, прежде всего, содержать сведения о семейном положении. Далее со стороны налогоплательщиков не требуется никаких действий, их работодатели вычитают налоги в соответствии с кодированной информацией в виде налоговых таблиц, которой они снабжаются налоговыми органами.

Подоходный налог исчисляется на кумулятивной базе с учетом совокупного годового дохода. Специфика налоговой системы Великобритании заключается в том, что подоходный налог не только исчисляется на кумулятивной основе, но и таким же образом собирается. В других странах кумулятивная база характерна только для исчисления налога, но не для их сбора: налог уплачивается каждую неделю исходя из заработка за эту неделю, а если требуется перерасчет годового дохода, то обычно это делается в конце года. Английская налоговая система, наоборот, стремится к обеспечению такой ситуации, при которой существует гарантия, что в каждый отдельный момент года взимается определенная соответствующая доля годового налога.
Корпорационный налог, или налог на прибыль корпораций, в Великобритании был введен в 1965 г. До 1965 г. они облагались наравне с физическими лицами, и, кроме того, к ним применялся дополнительный 15%-ный налог на прибыль. На смену классической системе корпорационного налога, действовавшей в Великобритании с 1965 по 1973 г., пришла так называемая импутационная система взимания корпорационного налога (imputation system). Корпорационный налог применяется ко всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. В понятие «компания» английское налоговое законодательство включает: корпоративные органы и некорпоративные ассоциации, исключая товарищества (они облагаются как физические лица). Резидентской компанией считается корпоративный орган, если его деятельность осуществляется и контролируется в этой стране, т.е. там находится руководящий орган компании. Корпорационный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компаний. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. В настоящее время действуют ставки 33%. Причем 10 лет назад она была 52%, а начале 90-х годов – 35%. Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки – 25%. Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. ф. ст. в год. В особую категорию выделены нефтедобывающие компании. Они вносят в бюджет 50% дохода, остающегося после уплаты налога по обычной ставке.

Обложение корпорационным налогом осуществляется исходя из расчетных периодов, не превышающих 12 месяцев. Если расчетный период приходится на два финансовых года, а это, как правило, бывает довольно часто, доходы компании делятся на две части, и к каждой из этих частей применяется ставка налога, действующая в соответствующем финансовом году. Обычно налог уплачивается спустя 9 месяцев после окончания расчетного периода. В соответствии с импутационной системой компания подлежит налогообложению корпорационным налогом в отношении всей суммы полученных ею прибылей. Если эти прибыли подлежат распределению среди акционеров, то соответствующая часть уплаченного компанией налога засчитывается акционерам при уплате причитающегося с них подоходного налога.

Прибыли нерезидентских корпораций облагаются корпорационным налогом в том случае, если корпорации осуществляют торговлю в Великобритании через филиал или отделение – по базовой ставке с любого дохода, возникающего в Великобритании, не подлежащего обложению корпоративным налогом на прирост капитала.

Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных законодательством расходов, произведенных в отчетном налоговом году. Вычету подлежат все расходы, которые не запрещены законодательством. Чтобы иметь право на вычет, эти расходы должны проходить по статье «Текущие расходы» и использоваться полностью и исключительно в целях предпринимательской деятельности.

Налог на прирост капитала взимается при реализации определенных видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сертификаты и облигации и др.). Цель этого налога – ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок. Доходы определяются как разница между рыночной ценой данного имущества и ценой его приобретения. Налог уплачивается по высшей из действующих ставок подоходного налога, если плательщиком выступает физическое лицо, и по основной ставке налога на прибыль корпораций, если плательщик – компания. Начиная с 1982 г. доход в виде прироста капитала подсчитывается после вычета скидки на инфляцию.
Среди прямых налогов, взимаемых с населения, в Великобритании действует также налог с наследства (inheritance tax). До 1986 г. он назывался налогом на перевод капитала (capital transfer tax), а еще раньше – поимущественным налогом (estate duty). Несмотря на то, что изменилось его название, содержание осталось в основном таким же. Он не взимается с большей части видов даров, осуществляемых при жизни владельцев, если даритель остается после этого живым в течение последующих семи лет. Такая операция смены владельцев имущества рассматривается налоговым законодательством государства как «потенциально освобождаемая» от налогообложения. В момент осуществления передачи имущества в дар налог не взимается, но если в течение последующих семи лет даритель умирает, то данная сделка подлежит обложению.

Налогом на наследство не облагаются первые 150 тыс. ф. ст. стоимости передаваемого имущества. Затем применяется ставка 40%. Действует система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%.
Важное место занимают взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному из 4 классов. К первому (основному) относятся лица наемного труда и их работодатели. Ко второму классу принадлежат так называемые «самозанятые» (т.е. лица, не состоящие в отношениях найма). По третьему классу взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть причислены к первым двум классам. К четвертому классу относятся лица, уплачивающие взносы по второму классу (самозанятые), если их доход превышает определенную сумму. Класс взносов дает право на соответствующие выплаты.

Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 ф. ст. в неделю полностью освобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 ф. ст. и 9% с оставшейся части, но не свыше 405 ф. ст. в неделю. Взносы по второму третьему классам уплачиваются по твердым ставкам соответственно в 5,35 и 5,25 фунтов в неделю. По четвертому классу взносы уплачиваются по ставке в 6,3%.
Среди налогов на потребление все большую роль играет налог на добавленную стоимость (VАТ). Он занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны. В Великобритании НДС был введен с 1 апреля 1973 г. В том же году страна вступила в ЕЭС.

Все принимаемые законодательные документы в отношении данного налога были сведены в единый законодательный Акт о налоге на добавленную стоимость, принятый в 1983 г. Впоследствии утверждались дополнительные документы, касающиеся в основном техники функционирования данного налога. Закон распространяется на территории Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса, включая остров Мэн.

Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов министерства финансов. Предприниматель, как правило, ежеквартально заполняет налоговую декларацию и переводит налог в управление или получает возмещение переплаченных сумм. Декларация высылается в месячный срок после окончания квартала.

Регистрации в управлении для уплаты налога на добавленную стоимость подлежат все предприниматели, имеющие или ожидающие оборот более 22 100 ф. ст. в год или 7 500 ф. ст. в календарный квартал. О всех своих изменениях, касающихся перемены вида деятельности, места деятельности и т. д., предприниматель обязан сообщить в Управление таможенных пошлин и акцизов.

Несколько компаний, находящихся под общим контролем, могут регистрироваться как группа для целей обложения налогом на добавленную стоимость. В этом случае заполняется единая декларация, а сделки между членами группы не подлежат обложению. Регистрации подлежит лицо (физическое и юридическое), а не деятельность. Если это лицо ведет несколько видов деятельности, оно подлежит регистрации один раз. Налоговая декларация заполняется по принципу самообложения. В конце соответствующего квартала налоговая служба рассылает формы налоговых деклараций для заполнения, которые должны вернуться в соответствующее управление в 30-дневный срок после окончания квартала. Если возникает налоговое обязательство, оно должно быть погашено одновременно. При расчете суммы налога, подлежащей переводу в Управление таможенных пошлин и акцизов, плательщику разрешено вычитать сумму налога, взысканного с него при покупке товаров, и выплачивать лишь разницу. Если же в каком-либо из кварталов вычитаемая сумма значительна и превосходит налог, подлежащий переводу, управление выплачивает эту разницу в 10-дневный срок после получения декларации.

В случае обычного подсчета налога на добавленную стоимость с объема продаж за основу берутся сами поставки за рассматриваемый период, а не кассовые поступления от клиентов. При этом основанием служат счета-фактуры. Таким образом, может возникнуть такая ситуация, когда предприниматель вынужден уплатить налог управлению, еще не получив оплату за свои поставки. Поэтому государство предусматривает правила, разрешающие в подобных ситуациях производить расчет налога на базе уже поступивших от клиентов сумм.

В настоящее время в стране действуют ставка налога на добавленную стоимость – 17,5%. Не подлежат обложению продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

Широкое исключение из сферы налогообложения товаров и услуг является причиной одного из самых низких уровня поступлений этого налога по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) среди стран – членов Общего рынка. Вместе с тем этот налог занимает солидное место среди налоговых поступлений в бюджете страны.
Среди косвенных налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (с литра). Акциз на табачные изделия устанавливается в виде процентной надбавки к цене товара. Ставка акцизных сборов колеблется в пределах от 10 до 30%.
Гербовые сборы – самые старые налоги в Великобритании – были введены в 1694 г. Строго говоря, это налоги на документы, а не на сделки или с лиц. По закону 1891 г., который действует и в настоящее время наряду с дополнениями более позднего периода, этот налог взимается при оформлении лицами гражданско-правовых сделок. Почти все коммерческие и юридические документы должны иметь специальный штамп, подтверждающий уплату этого налога. В некоторых случаях ставки гербовых сборов устанавливаются в твердых суммах (как правило, от 25 пенсов до 2 ф. ст.), в других – строятся по адвалорному принципу, т.е. гербовый сбор взимается в определенном проценте стоимости, участвующей в сделке с собственностью. Например, при оформлении документов о передаче права собственности установлен следующий порядок взимания гербового сбора. Документы о передаче права на владение собственностью (за исключением ценных бумаг), имеющей стоимость до 60 000 ф. ст., освобождаются от гербового сбора. При стоимости приобретаемой собственности от 60 001 до 250 000 фунтов стерлингов гербовый сбор составляет 1 фунт стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (1%); от 250 001 – 500 000 фунтов стерлингов гербовый сбор повышается до 2,5 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (2,5%). При стоимости имущества более 500 000 фунтов стерлингов гербовый сбор повышается до 3,5 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (3,5%).

При регистрации сделок с ценными бумагами взимается 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.


2.2 Местные налоги


Органы местного самоуправления Великобритании отвечают за эффективное социально-экономическое развитие подведомственных им территорий и достижение социального благополучия населения. Однако эффективность их деятельности в регулировании экономической ситуации на территориях напрямую связана с наличием у местных органов финансовых средств, достаточных как для решения местных проблем, так и для эффективности участия в реализации общегосударственной политики в сфере социального и экономического развития. В Великобритании существуют 4 основных источника финансирования деятельности органов местного самоуправления: местные налоги и сборы (17%), субсидии центрального правительства (77%), другие доходы (6%). Как видно из приведенных данных, существенная часть местного бюджета страны состоит из субсидий центральных органов государственной власти. Наиболее значительная среди них так называемая «вспомогательная субсидия по уровню налогов». Она представляется в виде целевого взноса, устанавливаемого в соответствии с финансовыми возможностями каждого местного органа власти и предполагаемыми расходами. В дополнении к указанной субсидии предоставляются целевые субсидии на строительство жилья, содержание полиции, транспорт и капитальные затраты, например на очистку и восстановление выведенных из оборота земель.

Основным источником налоговых поступлений в доходы местных бюджетов Великобритании служит налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества – земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и выплачивающие квартирную плату. Вместе с тем налоговые органы привлекают и владельцев пустующей собственности. Не подлежат налогообложению сельскохозяйственная земля и постройки на ней (исключая жилые здания), а также церкви. Базой налога является годовая чистая стоимость имущества. Переоценка стоимости имущества производится раз в 10 лет с тем, чтобы приблизить ее к сумме, которую можно получить, сдав внаем это имущество.

В Англии и Уэльсе облагаемая стоимость имущества представляет стоимость найма на открытом рынке при условии, что наниматель несет все расходы, связанные с ремонтом, содержанием и техническим обслуживанием, а также страхованием.

Поскольку в Великобритании в течении многих лет не существовало свободного рынка в системе аренды жилых помещений, очень трудно точно определить рентную стоимость. В 1956, 1963 и 1973 гг. была проведена переоценка стоимости в сторону ее повышения. Оценка имущества для целей налогообложения осуществляется специальной оценочной комиссией при Управлении внутренних доходов. Оценка может быть обжалована в независимом суде и земельном трибунале.

Ставка налога на имущество устанавливается муниципалитетом с учетом потребности в финансовых ресурсах, поэтому заметно колеблется по графствам и городам Великобритании. Налог взимается один раз в полгода, поквартально или 10 раз равными долями. На одной территории может осуществлять свои функции не один местный орган власти; однако право взимать на этой территории налог предоставлено более низкой ступени административного деления. Иначе говоря, в Великобритании действует система «предписания». На долю налогов, взимаемых с промышленных зданий и помещений, используемых в коммерческих целях, приходится 60%, остальные 40% - налоги, взимаемые с жилых помещений.

В апреле 1990 г. В Англии и Уэльсе (а годом раньше в Шотландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Этот налог носил не местный характер, а национальный. Он устанавливался в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Суммы налога распределялись между местными органами власти в зависимости от численности взрослого населения, проживающего на территории, контролируемой местным органом власти.

Бурный протест населения против подушного налога заставил правительство принять решение о его поэтапной отмене. В апреле 1993 г. этот налог был заменен муниципальным налогом. Размер налога определяется исходя из стоимости собственности и для этого составлена своеобразная шкала соотношения стоимости жилья и размера налога. При этом расчет строится на том, что в каждом доме или квартире проживает два человека. Если жильцов больше, то это в расчет не принимается, если же всего один, то ему делается скидка в размере 25%. Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и затем облагается по дифференцированным ставкам налога.

Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных графствах весьма различен.

Список использованных источников




  1. Налоги: Учеб. Пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.

  2. Налоги и налогообложение: Учебн. Пособие для вузов / И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 495 с.

  3. Черник И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах // Налоговый Вестник.- 2002. - №2. – с. 14-19.

  4. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 511 с.

Введение




Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги – это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений.

В Республике Беларусь налоги – одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Беларуси на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования белорусской экономики в мировую.

Поэтому опыт развитых государств в решении налоговых проблем, в формировании и проведении сбалансированной налоговой политики, способствующей экономическому развитию и повышению благосостояния общества особенно важен для Беларуси. Изучение и анализ теории и практики налогов в наиболее развитых странах мира необходимо для более полного понимания сути процессов, связанных с влиянием принятых систем налогообложения на экономическое и социальное развитие общества. На примере западной модели страна с переходной экономикой может понять, к чему в перспективе необходимо стремиться и чего избегать.

Одним из высокоразвитых государств Западной Европы является Великобритания. Эта страна является родиной науки о налогообложении. Опыт налогообложения данного государства ценен для Беларуси, его становление, а также реформирование налоговой системы Великобритании занимают два столетия. Великобритания имеет развитую налоговую систему. Время подтвердило ее стойкость и жизнеспособность. Разнообразные виды налогов обеспечивают государственным органам возможность контроля за каждым плательщиком налога (физическим и юридическим лицом), а следовательно, за производством, обращением, распределением и потреблением. Законодательство Великобритании предусматривает благоприятные условия обложения инвестиций, поэтому этот опыт является особенно актуальным для современной Беларуси.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации