Шпоры по философии науки - файл n1.doc

Шпоры по философии науки
Скачать все файлы (170 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc170kb.30.03.2014 15:26скачать

n1.doc

  1   2   3
33.КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ. ОКОЛОНАУЧ. ЗН.

КРИТЕРИИ И ПРИЗН. НАУЧ-ТИ

▶одна из центр. проб. ФН.: демаркация (разграничение науч. и ненауч. знания).Н.З :

I.ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ Н.З.

воспр-ть феноменов и знаний об этих феноменах, только воспроизводимые (повторяющиеся явления) могут стать объектами изучения науки. Н. занята проверкой, воспроизводством наиболее крупных её достижений. Если явление оказывается уникальным (невоспр. естест. или искусств. путем), то оно не становится предметом науч. анализа (не может стать)(только шаровую молнию можно причислить к науч. зн)

{в авг.2006, премия Филдс,матем. до 40л, конгресс раз в 4-5л, Григорий Перельман док. гипотезу Пуанкаре(фр.1904),она касается трехмерных структур и применима к изучению Вселенной,явл. одной из семи важнейших матем.проблем, Перельман отказ от премии, живет в СПб}

Док-во –это этическая процедура(т.е автор док-ва берет на себя отв-ть , что озарение его не подвело)

Синдром Саймона(Simon)авторитетн. ученый, кот. стал позволять не проводить док-ва каких-либо результатов, а лишь провозгл. их достижение

Эффект Матфея-имущему дается, успех рождает успех

II.ПРИНУД-СТЬ ДОК-ВА

▶ ученый иссл. некоторую реальность, которая заставляет следовать ученого за собой

▶теор. суждение носит принудит. хар-р

▶кризис в физике 19-20в, Пуанкаре: «Уравнение умнее своих создателей». В уравнении есть внутренняя логика кот., ведет за собой создателей

III.Н. ВСЕГДА СТРЕМИТСЯ К ПРЕДСКАЗАНИЯМ

наличие предсказат. силы и возможности предвидеть рез-ты явл. мощным стимулом для оценки к-л теории как научной

IV. ПРОБЛЕМНОСТЬ РАЗВ.Н.

▶н. движется от одн. пробл. к др..Решение одн. пробл. означает постановку ряда других. Проблема-знание о незнании (нужно обладать исключ. опытом, эрудицией, тонко чувствовать слабые места в Н., обладать науч. интуицией▶правильная постановка проблемы-это уже половина её решения

1)(ГИЛЬБЕРТ Давид ,выдающ. нем. математик,сформулировал 23 проблемы, кот. могли бы двинуть математику вперед, обнародовал в 1900 на одном из Всемирных матем. конгрессов, определил судьбу матем. открытий след. 60-ти лет)

2)Кризис физики 19-20вв-проблемность

V.КРИТИЧНОСТЬ

▶ мысли,критики получ. рез-тов , кот. позволяют. оценить эти рез-ты в соотв. с некот. ожиданиями ▹науч. сообщество путем критики сохр. и совершенств. нормы своей деят-сти▹для науки чрезвыч. важен аспект культуры вопросов(вопрос как элемент критич. рефлексии)-Чикагская модель-культура вопрошания

VI.ПРИЕМСТВЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ

▶Н. никогда не возникает на пустом месте, но иногда в науке происх. научные революции (когда существующие знание рушится, а новое знание представляется на столько радикальным, что вроде никакого отношения приемственности со старым не имеет)

▶Новая теория является экспансией к старой▶ между нов. истар. теор. сущ. отношения приемственности//Принцип соотв-я(Бор) позвол. отчленять правильные и неправильные рез-ты (матем. развив. -как дерево разветвляется).

VII.КОМПАКТНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

в н.чрезвыч. высоко ценится компактное представление больших объемов информации(Менделеев)

VIII.ОБЪЕКТИВНОСТЬ И КОНКР-СТЬ РАЗВ. НАУЧ. ЗН.

▶Ландау: «Личность ученого важна только для его жены»

Ньютон,Лейбниц-оба родоначальники матем. анализа.

Ньютон-правополушарный чел-к (геометрический метод рассужд.),

Лейбниц-левополушарный, авантюрист (алгебр.сп. рассуждений).

Матем. идеалы науч.▶1) непротиворечива 2) полнота 3)разрешимость 4)категоричность 5)требование аксиоматизированности мат. теорий6)требование эмпирич. подтверждаемости 7)требование связ. с предсказанием нов. феноменов и явл.

Гуманит. призн.научности▶1)всесторонность рассмотрения 2)историчность рассмотрения 3)необх-ть учета самых разнородных т.з, кот. предполагают конкретность рассмотрения тех или иных положений
ОКОЛОНАУЧНЫЕ ФЕНОМЕНЫ.

когда знание не удовлетв. критериям научности (воспроизводим., предсказат., принудит-ти, проблемн., критичности, преемственности и объективности).

«девиантное» означ. отклоняющуюся от принятых и усто­явшихся стандартов познават-ю деятельность. Вначале это вызывает отторжение научного сообщества.

Но со временем эти сумасшедшие идеи проходят испытания временем и сомнениями:

емное эхо солнечных бурь» Чижевского-в зависимости от активности Солнца (через 10-12 лет) на Земле происходят катаклизмы, -конц. дрейфа материков» Вегенера.- сначала был 1 панконтинент,потом стал раскалываться на материки.

теневая наука незакон. науч. деятельность-плагиат.

паранаучное — как несовместимое с имеющимся гносео­логическим стандартом. Это область сверхчувственного.

псевдонаучное знание представляет собой интеллекту­альную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий( о снежном чел., Лох-Несск. чуд(сенсации))

паранормальное-учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрыва­ющихся за обычными явлениями


43. НАУКА В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ


1. Наука занята поиском объективной истины.

2. Соц. среда и идеология влияют на развитие науки, но влияние это величина второго порядка.

Ист. 20в. продемонстрир., что при опред. соц. теориях общ статус науки забывается и ее развитие опред-ся ее соц. статусом - речь идет о тоталитарных общ-ах.

В Герм. и Ит. главн. соц. ценность связыв. с нацией. Принято было говорить об арийской науке.

В коммунист. общ-ве - классовый подход (пролетарская наука).

Во многих исламских странах можно говорить об исламской науке.

В СССР (Ленин): необход. союз философов марксистов и естествоиспытателей. В 1922 г. выслал многих ученых. Идеи Маркса должны найти универсальное применение. Наука должна использ. методы М. Все гум. науки были переписаны за 10 лет в марксист. ключе.

 Марксисты:

1. механисты;

2. диалектики.

М-у ними острая дискуссия.

Обеими гр. приним. принцип идеологич. соответствия, т.е когда капит. был прогрессивным строем, то и наука этого периода была прогресс., а когда он стал загнивать, то начал порождать реакционную науку ?(20в. – квантов. мех., теор. относит.)

Различия:

1) диалектики считали возм и необход вмеш-ва фил. в науку,

мех-ты – фил. должна быть автономной и обобщать науч. рез-ты.

2)мех-ты- материал-ская т. зр. должна включ. в себя признание механич. перемещ. вещ-ва при любых матер-ых процессах. К 30-м гг. дискуссия стала носить полит. хар-р. к этой дискуссии присоед многие естественники. (Биолог Лысенко).

Физики: 1. старые заним. негативную позицию по отнош. к нов. физике.

Атомную бомбу должны были делать новые. Кольман (математик) вместе с Яновской писал доносы. Генетика и биология были уничтожены в 1948 г..

По отнош. к физике планировался такой же разгон.

Но из-за страха за атомные секреты, физиков оставили.

В 1957 г. начинается возрождение нормальной философии. Но вплоть до перестройки мало кто занимался соц. философией.

Феномен Лысенко – феномен идеологизированной науки.


37-42. ПОЗИТИВИЗМ

Позитивизм - напр. в метод. науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

 эмпиризм (Бэкон), и неприятие метафизики, (класс. фил.Нов.вр.- от Декарта до Гегеля).

Интернализм

Требование перенесения естеств.-научных методов в гумм. науки. Требование все проверять опытом.

Вера в прогресс науки.

Этапы:

1) Первый позитивизм

Конт, Милль, Спенсер

Конт (1830-е) «Дух позитивной философии» (1844)

-Стадии чел-ва: теологич, метафизич, позитив.

единств критерий позн-опыт

-Никаких врождённых форм познания вроде априорных суждений Канта не существует

2) Эмпириокритицизм

Мах, Авенариус.

Мах

личный опыт выражается в понятиях, зависящих от соц.отношений.

Необх. очистить опыт.

Мах критиковал механику Ньютона за введение понятий абсолютное пространство и время, тк. они не наблюдаемы, а следовательно – фикции, поэтому их нужно изгнать из науки.

Ленин в работе "МиЭ" критиковал Маха, тк.сч. что эмпириокритицизм ведет к субъективному идеализму Берклианского толка.

Авенариус

описание -идеал науки, отказ от объяснения, стремление к надпартийности, критический пересмотр всех истин

3) Неопозитивизм(логический поз)

Фреге, Рассел, Венский кружок, Львовско-Варшав.шк

Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования.

Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа.

В поисках истинного знания следует обратиться не к психологическому анализу восприятий, а к логическому анализу языка.

верификация

4) Постпозитивизм

Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Полани, Тулмин

Поппер

Верификацияфальсификация (опыт может только опровергнуть теорию)

 сформулировал принцип фаллибилизма (погрешимости)

Кун

пон. парадигма(непререкаемая догма в науке)

Лакатос

 Только последовательность теорий, а не отдельную теорию можно классифицировать как научную/ненаучную

Стр-ра иссл. прогр.вкл.в себя:

1. жесткое ядро – исходное основание, представляющее собой совокупность конкретно научных и онтологических допущений, сохраняющихся без изменения во всех теориях научной программы.

2. Защитный пояс, состоящий и вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность жесткого ядра от опровержения.

3. Нормативные методологические правила, предписывающие (положительная эвристика) или запрещающие (отрицательная эвристика) определенные направления дальнейшего науч.иссл.

теор.держится до тех пор пока пробл. факты могут быть объяснены путем изменения защитного пояса, т.е. добавлением вспомогательных гипотез.

Смена теорий –сдвиг программы. Если смена теории приводит к открытию новых фактов, то сдвиг программы прогрессивный.

Фейерабенд

anything goes- ученые часто действуют иррационально пригоден любой способ действия, могущий привести к цели

не существует абсолютного объективного критерия истинности в познании.

требование логической преемственности - сохраняет более старую, а не лучшую теорию.

для объективного познания необходимо разнообразие мнений. Вера в объективную истину ведет к авторитаризму в науке.

Программа позитивистов не была реализована, постпозитивисты показали, что в науке всегда содержатся метафизические допущенияизгоняя метафизику, придется разрушить и науку.

45.ОРГАНИЗАЦ. ФОРМЫ НАУЧ. СООБЩЕСТВА

Научное сообще­ство имеет отличающий его механизм воспроизводства членов, для кот. в производстве и трансляции науч.знания закл. смысл проф.деят., сопряженной с их особой познават.позицией, общностью ценностей, регулир. их коммуникацию и креативность. Социо-когнитивными формами организации ученых в науч.сообщ.явл:

-научная школа,

-научно-исслед. коллектив,

- коммуникативн. группа.

Н.сооб.составл.иссл-ли с опр.специальностью и сходной науч.подготовкой. Представители науч.сообщества, как правило, имеют идентичные про­ф.навыки и освоили опр.круг науч.лит-ры.

Науч.сооб

-как сооб. всех ученых, как нацио­нальное науч.сообщ.,

-как сообщ.специалистов той или иной обл.знания

-как группа исслед., изуч.опр.науч.проб.

Роль н.сооб. в процессе развития науки:

1) представители данного сооб.едины в поним.целей науки и задач своей дисципл. области. Тем самым они упоряд.систему представл.о пред­мете и развитии той или иной науки

2)для них хар-рен универсализм, при кот.уч. в своих иссл. и в оценке иссл.своих коллег руководст.общими критериями и правилами обосно­ванности и доказательности знания.

3)пон.науч. сооб.фиксирует коллектив. хар-р накопления зн. Оно выступает от имени коллек.субъекта познания, дает согласованную оценку рез-в познават. деят., создает и поддерж. сис-му внутр. норм и идеалов – т.н. этос науки. Уч.может быть понят и воспринят как ученый только в его принадл. к опр.науч. сооб.Поэтому внутри данного сооб.высоко оценивается коммуникация между уч., опир. на ценностно-оценочные критерии его деят.

4)все члены науч.сооб.придерж.опр. парадигмы - модели (образца) постановки и решения науч.проблем

Понятие «науч.сооб.» вв. Майкл Полани, хотя его аналоги-«респ.ученых», «науч.школа», «невидимый колледж» и др. имели давнее происх.

Коммуникац-семинары, между школами затруднено - школы говорят «на разных языках»(разные предметы изучения)

Научная школа-науч. коллектив или сообщ. неформальн взаимодействующих ученых, сплоч.вокруг науч. лидера, раздел.его осн.науч. идеи и реализ.единую программу исследования. Объед.зрелых и на­чинающих иссл.возникает по их собств. инициативе, и это сплочение высоко мотивированных единомышл. на опр.пе­риод вр.создает оптимальные усл. для разв.нов.напр. исследований.

Коммун.гр- поддерж. интел. связи неформал. контактами и перепиской. Она весьма неста­бильна по составу участн.и стр-ре взаимоотн.


47.ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧ.ДЕЯТ-ТИ

Функции гос-ва в отнош. науки:

законодат.

заказчика и потребите­ля продукции,

координатора совместной деят-ти секторов науки(на­правл. на развитие науч.-технич. потенциала в целом, на повы­ш. конкурентно способности науки на мир. арене),

политич. сила

Во время II МВ формируются системы гос. органов, задачей кот. явл. разработка и реализация гос. науч.-технич. полит

Нац. исследоват. программы это крупн., комплексные проекты в разраб. и реализ. ко­т. участвует все основные секторы науч.-технич. потенциала стра­ны.

Регион. прогр. имеют целью развитие науч. и вузовс. потенциалов ре­гиона путем организ. новых и расшир. сущ-щих центров; содей­ств. развитию наукоемких отраслей промышл. в регионе.

В составе региона науки есть технополисы, науч. парки различных ти­пов.

Координиров. его компо­нентов осуществл. как административ. стр-ми, так и ассоциациями, фондами и обществ. организац.

Технополис - это город, в кот. гл. роль в эк-ке имеет исследоват. центр и предприятия, использ. эти разработки.

Науч. парк - это коммерч. организ., созда­в. при исследоват.центре и располагающ. зданиями и террито­р., где размещ. наукоемкие фирмы.

Инкубатор - это здание где на огранич. срок на условиях аренды размещ. вновь создав. нау­коемкие фирмы-клиенты.

Гос-во заним. поддерж. не токо фундамен­т. науч. проектов, но и промышл. исследов. Заинтересо­ван. гос-ва проявл. в направлении ассигнований, выделяемых на провед. исслед. в отдельн. сферах науки и отраслей промыш­.

Преимущ. поддержкой гос-ва в промыш. исслед. пользуются стратегич. важные отрасли.
30. Многообразие человеческого знания.

Выделяют:

1. практическое

2. духовно-практическое

3. теоретическое.

Проблема демаркации научного и ненаучного знания является стержневой для все философии науки.

Ф.Н. занимается:

1. изучением природы научного знания

2. закономерностями развития науки

3. источниками развития науки

4. механизмами развития науки

5. статусом научных методов

Сущ-ет тенденция отождествления научного и ненаучного знания. Это неверно. Хотя наука занимает все большее место в системе наших знаний.

В области науки царит рациональность, рациональные методы познания. Сердцевина любого рационализма – логика. Изменение этой сердцевины приводит к изменению в рациональности.

Сциентизм (рац) и антисциентизм (иррац)

Процессы в науке:

- дефференциация и интеграция знания.

Методы:

1. Идеографический (описательный)

2. Номотетический (открытие общих или универсальных законов)

Науки бывают:

1. фундаментальными: изучают законы природы. Цель – глубже познать природу

2. Прикладные занимаются разработкой техники и технологии. Основаны на док-ах фундаментальных.

В науке периодически совершаются революции

Закон Решера о связи роста новых знаний с отпускающимися на изучении деньгами.

Во время революций (науч) при маленьких ср-ах быстрый рост. А сейчас нужны очень больше деньги для роста. Технология и прикладная наука играют доминирующую роль. Ее прогресс влияет на фундаментальную науку. (Андронный колайдер)

Бывают естественные науки, социально-гуманитарные, технические.

Математика особая, ее методы используют почти везде.

Закономерности:

Куда помещать источник развития науки? Внутри науки? Или вне науки?

Интернализм:

1. связан с развитием позитивизма.

2. Преемственность

3. Объективность развития науки (не завис. от личн. кач-в ученого)

4. Конкретность (в кажд. ист. момент использ-ся опред. ср-ва аргументации)

Экстернализм:

1. имеет корни в марксизме

2. Зак-ти развития науки опр-ся теми изменениями, кот происходят в общ-ве.

3. Родоначальник Гессен утверждал, что появление Ньютона обусловлено потребностями нарождающейся буржуазии.

Дилемма (Интернализм) как понимать развитие науки, если не учитывать историю

Презентизм (современный взгляд на науку)

Антикваризм (взгляд на науку со стороны современников открытий)

Для соврем. науки хар-ен наиб сложный предмет исслед., который в наиболее полном виде воспроизводим когда совмещаются несовместимые картины этого предмета

Появление Экстернализма

В 1931 произошла революция - была предложена экстерналистская концепция. В марксизме: историзм, всестороннее рассмотрение, принцип партийности. Детерминизм: жесткий, вероятностный. Что является причиной развития науки : внутренние ли механизмы или мех-змы связаны с обществом. Гегель - диалектический метод, общее давлеет над частным(абсолютная идея определит развитие, Поппер же –соц.реализм(не номенализм-сначала имя потом вещь),трактовка науки в рамках соц. номинализма. 20-30 спор. кто-то следует не по Ленинскому пути, кто не знает диалектику▶ Гессен Борис Михайлович, МГУ, физик, обвиняется на одном из больших собраний в том, что он метафизик.▶1931г-Лондон, откр. II Междунар. конгресс по истории науки. Ждали одного, а от СССР приезжает делегация из 8 чел. (возгл. Бухарин): Вавилов (биол, ак), Иофе (отец сов. физики, ак), Меткевич (ак), Заводовский (физиол), Эрнст Кольман (матем), Гессен.▶ Доклад «Соц. истоки механики Ньютона». Борис Мих. Гессен хотел реабилитироваться за обвинения в метафизике. Жесткий экономико-науч. детерминизм. Гессен начал доказывать, что были бы совершены те же самые открытия кот. препис. и Галилею, и Ньютону. Соц-экон. усл. предполагали те работы. Ньютон отразил черты своего класса поднимающейся буржуазии. Ведущие круп. ученые были очарованы▶ экстер-зм развив. ?Роберт Кинг Мертон («Наука,техника и общество в Англии 18в»): «Н. своим возникновением в этот период всецело обязана действию особой протестантской этики (особ. пуританизма)▶ Австрийский последователь Гессена Эдгар Цильзель «В Зап.Евр. (Англ,С.Герм) сущ. 2 традиции: 1)Тр. относящ. к свободным искусствам. Св. иск-гуманит. рассуждение кот. было хар-но для высш. слоев общ-ва. Они могли умозрительно рассуждать о каких-л. высоких материях 2) Тр. ремесленничества сущ-ла паралл. -делание руками, испытание природы инструментальными методами. И в 17в они вдруг пересеклись и точкой пересечения явл. Галилео Галилей. Именно Галилей сч. родонач. совр. н., т.к он соед. умозрит. рассужд. обличен. в матем форму с экспериментом➙ Появ. матем. физика▶ Гарвард (США) 1625,Болонский-12в, МГУ1755,Краковский 1394.
31 Наука как социальный институт.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.Отличительные свойства:1. объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я) 2.направленность на творчество 3. общезначимость 4. обоснованность (эмпир-я, теор-я) 5. точность полученных результатов 6. верифицируемость (эмпир-я, логическая) 7. воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное) 8. объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина. 9.полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф. системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв системы законодательных норм. ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.

Как социальный институт возникла в 17 веке. Появились первые учреждения по выработке знаний. Как противовес схоластическому университету, противостояние средневековому университету. Против пустых умозрительных суждений

Занимались выработкой практико-ориентированного знания

Сегодня в России: Академии наук, университеты, независимые исследовательские лаборатории

На Западе: осн. объем научного исследования выполняется в университетах.

В России сначала появилась Академия наук (ведущая научная сила), а потом ун-т

Западная система отличается горизонтальной мобильностью.

В России вертикальная мобильность. Феномен научных школ.
32 Эволюция представления о НКМ
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации