Международные политические отношения - файл n1.doc

Международные политические отношения
Скачать все файлы (25.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc113kb.28.08.2010 19:51скачать

n1.doc



Кисловодский институт экономики и права


Контрольная работа
По дисциплине: « Политология»
Тема: «Международные политические отношения»

2008г.


План.

Введение.


1. Политика и виды политических отношений. Что понимают под международной политикой?

2. Международные организации и другие формы межгосударственного взаимодействия.

3. Международные отношения и мировая политика.

4. Геополитика, понятие, сущность.

5. Политические конфликты как вид МПО, типы, причины.

6. Механизм формирования и тенденции развития МПО.

7. Статус России в мировом сообществе: теория и современность.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.


В русском языке слово «политика» имеет не­сколько значений: 1)политическая жизнь общества в целом; 2)борьба за власть; 3)управление государством. Объектом политологии является политика. Политику можно определить как отношения между большими груп­пами людей внутри общества, а также между общества­ми, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти. Политология изучает общественные отношения между разнообразными группами общества, а также власть. Именно эти аспекты отражает понятие политики. Понимание политики предполагает анализ на общественном и личностном уровнях, и на уровне международном. Объясняется это тем, что природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности, они связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.

1. Политика и виды политических отношений. Что понимают под международной политикой?

Поли­тика, явление многогранное, которое имеет многочисленные разновидности. С точки зрения целей, которые преследует политика, можно говорить о тактической политике, которая решает текущие задачи, и о стратегической политике, которая, наоборот, направлена на решение долгосрочных задач. Между стратегической и тактической по­литикой не должно быть разрыва. Оптимальным как для государства, так и для каждого гражданина является та­кое положение, когда все решения тактического уровня, согласуют­ся со стратегическим уровнем, то есть основными приори­тетами государства, и наоборот, стратегические решения не препятствуют достижению текущих целей. Это состояние вряд ли в полной мере достижимо, однако любой политик, тем более политик крупного масштаба, должен стремиться к этому. По сфере распространения выделяют две разновиднос­ти политики. Это внутренняя политика, ко­торая занимается регулированием отношений между граж­данами и их группами внутри государства. И внешняя политика, которая связана с регулировани­ем отношений государства с другими государствами и их группами объединениями. Можно предложить следующую классификацию видов политики:

I) глобальная политика, занимающаяся решением вопросов, имеющих универсальное мировое значение;

  1. международная политика, решающая вопросы вза­имоотношений государств между собой;

  2. государственная (общегосударственная) политика, занимается регулированием жизни в отдельном государстве, в отдельном обществе;

  3. региональная политика, направленная на регулирова­ние жизни в отдельном регионе — на достаточно круп­ной территории, которая в рамках государства обла­дает относительной самостоятельностью;

  4. местная политика, занимается решением воп­росов, имеющих местное значение (например, в рам­ках города, села, района).

Между этими видами политики существует связь. На разных уровнях дей­ствуют разные субъекты, права которых более или менее четко определены. Так, государство, передает право решения большинства вопросов местного и регионального значения соответству­ющим субъектам власти, оставляя за собой право лишь принимать решения, которые касаются данного субъекта и в то же время имеют общегосударственное значение. С другой стороны, субъекты местной и региональной политики практически не могут оказывать существенного влияния на международную и глобальную политику, поскольку ей занимается государство. Отстаивая собственные интересы, субъекты местной и региональной политики могут влиять на государство и склонять его к тем или иным решениям, однако в этом случае их влияние на международную и глобальную политику остается в целом косвенным; скорее, этот пример указывает на тот факт, что уровни политики не существуют изолированно и что при принятии того или иного решения на международном уровне необходимо учитывать интересы субъектов других уровней. Международная политика — это совокупность взаимодействий между ее субъектами, а так же возникающих на основе этих взаимодействий отношений. Понятие международной политики тесно связано с понятием внешней политики. По сути, внешняя политика - это международная политика, рассмотренная с точки зрения государства. Любое государство стремится воздействовать на окружающую его политическую среду, чтобы обеспечить благоприятные условия для своего развития. Становление государства, как самостоятельной целостности предполагает понимание собственных интересов, осознание себя субъектом международной политики. Государство возможно в том случае, если оно противопоставляет себя другим государствам, то есть осмысляется его гражданами как нечто отдельное. Международная политика — это деятельность. Можно выделить 4 основных типа субъектов международной политики.

1. Государства — основные субъекты международной политики. В обычном случае государство, действует от имени народа, нации, чьи интересы оно должно защищать. Это касается и внутренней, и внешней политики, в тоже время народ и нация оказывают влияние на внешнеполитические решения, принимаемые государственными институтами.

2. Межгосударственные объединения - (локальные, универсальные). Локальные объединения создаются несколькими государствами, имеющими общие интересы; универсальные международные объединения охватывают все страны мира. Примером межгосударственных объединений служат Североатлантический блок (НАТО), Содружество Независимых Государств (СНГ) и т.д. Универсальным межгосударственным объединением является Организация Объединенных Наций. Основанием для создания межгосударственных объединений является наличие общих интересов хотя бы в одной из областей. Такие объединения могут создаваться как для реализации долгосрочных программ, так и для решения текущих задач. Последние межгосударственные объединения обычно долго не существуют, хотя и могут перерастать в более устойчивые союзы.

3. Негосударственные международные организации – в последнее время играют все более важную роль в международной политике. Такие объединения имеют как политический, так и неполитический характер. Существует мнение, что протекающие в мире процессы глобализации постепенно сводят на нет роль государств и международных объединений, выдвигая на первый план именно негосударственные объединения.

4. Классы, социальные группы, элиты и контрэлиты, политические партии и движения, то есть субъекты внутренней политической жизни, также оказывают заметное влияние на международную политику, но это влияние косвенное. Подобные объединения не могут принимать решений, значимых с точки зрения международной политики: это прерогатива государства и его институтов. В обществе редко устанавливается абсолютное согла­сие относительно тех или иных внешнеполитических решений. Это означает, что государство должно согласовывать свои действия с мнением общества, поскольку последовательное преследование определенных целей может привести к расколу внутри общества.

2. Международные организации и другие формы межгосударственного взаимодействия.

Международными организациями называют объединения государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и др. областях. Такие организации имеют систему органов, и наделяются необходимыми правами и обязанностями; объем их полномочий определяется волей государств — членов. Выделяют два типа современных международных организаций: межправительственные и не правительственные организации. Межправительственные организации обычно обладают 6 признаками:

  1. создаются в соответствии с международным правом, т.к. ни одна организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом;

2)международная организация создается на основе международного договора (конвенции, соглашения, которые заключают суверенные государства);

  1. цель, преследуемая при создании международной орга­низации, состоит в объединении усилий государств для деятельности в той или иной области: политической, военной, экономической, и т.д. Но, есть организации, которые обязаны регули­ровать взаимодействия в самых разных областях (ООН);

  2. международная организация имеет соответствующую организационную структуру (штаб-квартиры и член­ство), что служит подтверждением ее постоянного ха­рактера организации. Это отличает международные организации от других форм международного сотруд­ничества;

5) международная организация имеет права и обязаннос­ти, закрепленные в специальном учредитель­ном акте, и не имеет права выходить за их пределы;

6) международная организация обладает автономной во­лей, не зависящей от воли государств-членов.

Международные неправительственные организации — это любые международные организации, которые не были рождены на основании межправительственного соглашения. Для их существования достаточно, чтобы они были признанными хотя бы одним государством. Свою деятельность они должны осуществлять на территории не менее чем двух государств. В настоящее время таких организаций насчитывается около 8000. Примером таких организаций может служить Комитет Красного Креста. В финансово-валютной сфере наиболее крупными организациями являются МБРР (Международный Банк реконструкции и развития) и МВФ (Международный Валютный Фонд). МБРР обязан оказывать помощь в реконструкции и развитии территории государств-членов, в восстановлении их экономики, а также в конверсии предприятий (то есть в их переходе от производства военной продукции к производству товаров массой потребления). Кроме того, в его задачи входят содействие росту международной торговли, поддержка равновесия платежных балансов путем стимулирования международных инвестиций в целях. В цели МВФ входит содействие международному сотрудничеству, сбалансированному росту международной торговли, стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обеспечения валют. МВФ временно предоставляет общие ресурсы Фонда государствам-членам для исправления нарушения равновесия их платежных балансов. Членами МВФ является 181 го­сударство, в том числе Россия. Квота России составляет 3 % уставного капитала. Международные конференции - еще одна форма взаи­модействия на межгосударственном уровне. Впервые они стали проводиться во второй половине XIX века. Межправительственные конференции проводятся с целью разработки и принятия международных договоров, включения актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений.

3. Международные отношения и мировая политика.

Международные отношенияповедение государств в их внешних отношениях, все формы взаимодействия между членами различных обществ вне зависимости от того, направляются ли они или нет государством. Изучение международных отношений включает анализ внешней политики, включая все стороны отношений между различными обществами. Близко по значению к понятию – международная политика и внешняя политика. Международные отношения отличаются от политики и характеризуются отдельными специальными формами политики с особым содержанием, правилами и путями. Они включают: силу; баланс; гегемонию; взаимозависимость; войну и мир. Международные отношения – отношения национальных правительств, которые контролируют действия жителей. Ни одно из правительств не в состоянии отразить волю всего народа. Потребности людей различны, отсюда возникает плюрализм. Последствия плюрализма в международных делах заключается в том, что существуют огромные различия в источниках политической деятельности. Международные отношения не являются частью правительственной или межправительственной системы, каждая из них представляет самостоятельную сферу. Типы мировых систем: нулевая мировая система, не имеющая значения всемирного взаимодействия; досовременная, современная, постсовременная. Размах и интенсивность мирового взаимодействия: низкий, средний и высокий. Происходит рост структур, который осуществляет взаимодействие в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Такая структура должна выполнять 4 функции: иметь средства получать и передавать информацию внутри, так и вовне; интегрировать свои подсистемы; иметь концепцию верности по отношению к целому; иметь достаточно самосознания, самопознания и некоторые формы коллективной памяти в отношении принимаемых ценностей, а также интерпретацию опыта. Мировая политика - совокупная деятельность государств на международной арене, оан включает отношения между государствами на надгосударственном и наднациональном уровне – в рамках ООН и других глобальных и региональных организаций и учреждений. Международные отношения – система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами. Мировая политика – важный фактор, влияющий на развитие международных отношений.

4. Геополитика, понятие, сущность.

В рамках политической науки важное значение имеют такие ее направления как геополитика и политическая глобалистика. Геополитика исследует глобальные и национальные интересы, приоритеты и методы внешней политики государств. Проблемами мировой политики и международных отношений являются проблемы глобальной безопасности. Политика глобальной безопасности в широком смысле – это политика уменьшения глобального риска. В геополитическом плане – это политическая глобалистика, своеобразная политология планетарной безопасности. Данное формирующееся направление политической науки призвано раскрыть особенности политического процесса в условиях нарастающих глобальных опасностей. Независимо от степени и характера изолированности его частей человечество везде решает однотипные проблемы – взаимоотношение личности и общества, мироздание и место в нем человека, проблема свободы личности. Мировой политический процесс – это способ взаимодействия и как новая отрасль знания, представляющая собой сочетание изучения международных проблем и международной истории, включающей изучение международного сообщества как целого и его институтов и процессов, не только государств и их взаимодействия, но и систему транснациональной политики. Мировая политика – понятие, более полно отражающее сложившуюся ситуацию, чем международные отношения. Мировой политический процесс – переход от хаоса к определенному порядку, единству, самоуправлению и управлению – быстро формирующаяся и развивающаяся теория. Предполагается, что в мировой политической системе должно существовать лидерство. «Геополитика в современном мире представляет собой «краткий справочник властелина», учебник власти, в котором дается резюме того, что, следует учитывать при принятии глобальных решений, - таких как заключение союзов, начало войн, осуществление реформ, структурная перестройка общества, введение масштабных экономических и политических санкций и в итоге Геополитика – это наука править». Геополитика – это наука о зависимости политики государства, международных отношений, развития стран и народов от географического пространства. Геополитика – это мировоззрение власти, наука о власти и для власти, она всегда нацелена на будущее.

5. Политические конфликты как вид МПО, типы, причины.

Конфликты сопровождают нас во всех сферах жизни, политика не является исключением. Возможно, что политика — это одна из наиболее конфликтных сфер общественной жизни, так как предполагает борьбу за власть - одну из самых важных ценностей. Власть — это не только возможность управлять, но и авторитет, возможность удовлетворить свои потребности в уважении и почитании, а также доступ к материальным ценностям. Конфликт — это столкновение двух групп с целью реализации своих интересов. Конфликты в политической сфере возникают постоянно. Как конфликт можно рассмотреть любые выборы, в которых участвуют не меньше двух кандидатов. Причины политических конфликтов: биологические факторы: человеку свойственна агрессивность, это черта его природы, которая проявляется в том, что он вступает в конфликты; социальные факторы: общество не может существовать без противоречий, без столкновения интересов. Конкуренция по поводу обладания ценностями, прежде всего материальными, является неизбежностью. Типы политических конфликтов выделены по нескольким основаниям.

1. Конфликты могут быть внутриполитическими и внешнеполитическими.

2. Политические конфликты могут быть частичными и глобальными.

3. Конфликты могут быть регулируемыми и не регулируемыми.

Если конфликт затрагивает государство в целом, говорит о политическом кризисе. Существуют разные виды политических кризисов: внешнеполитическим называют кризис, который воз­никает в результате столкновения двух или более го­сударств. Внутриполитическим называют кризис, который вы­зывается противоречиями, существующими внутри по­литической системы. Он имеет разно­видности: парламентский кризис — ситуация, когда решения, принимаемые парламентом, не соответствуют интере­сам государства или народа, либо когда парламент не может принимать решений. Это возможно, на­пример, в том случае, если парламент разделен на две одинаковые части (фракции или их объеди­нения), что исключает возможность того, что при го­лосовании будет набрано необходимое для принятия закона число голосов. Обычным средством выхода из парламентского кризиса является его роспуск и на­значение новых выборов; правительственный кризис — ситуация, когда правительство не может выполнять свои функции. Это происходит, если оно утрачивает свой авторитет, из-за чего исполнительные органы отказываются приводить в жизнь его решения. Средством выхода из парламентского кризиса также является роспуск правительства и формирование нового кабинета министров; конституционный кризис наступает, если Конституция перестает действовать и нуждается в срочном пересмотре.

6.Механизм формирования и тенденции развития МПО.

В истории международных отношений можно выделить 5 основных периодов. Первый из них охва­тывает время от начала века по первую мировую войну вклю­чительно. Второй период характеризуется становлением и развитием нового европейского равновесия в рамках Версаль­ской системы международных отношений и завершается раз­валом Версальского миропорядка и установлением германс­кой гегемонии в Европе. Третий период включает в себя ис­торию международных отношений в годы второй мировой вой­ны и завершается оформлением биполярной структуры мира. Четвертый период вбирает в себя время «холодной войны» Восток — Запад и раскол Европы. Пятый период охватывает время глобальных изменений в мире, связанных с кризисом и разложением социализма, распадом Советского Союза, ста­новлением нового миропорядка. При всем спектре национальных интересов разных стран наиболее существенным представляется освещение места и роли России в мировой цивилиза­ции XX века. Именно с Россией были связаны в этот период важнейшие события, такие как первая и вторая мировая вой­ны, мощные социальные потрясения в виде буржуазно-демок­ратической, социалистической, либерально-демократической революции, которые оказали непреходящее воздействие на междуна­родные отношения. А распад Советского Союза, стал глобальным событием XX века и предопределил становление однополярного мира. Рос­сия в XX столетии пережила периоды взлетов и падений, а на его исходе потерпела поражение в области меж­дународных отношений. К началу нового тысячелетия она оказалась настолько ослабевшей, что даже на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств почти утратила роль интеграционного центра. Тем важнее анализ международных причинно-следственных свя­зей, приведших страну к ослаблению ее авторитета на мировой арене. Правильно понять и оценить происходящие глобальные перемены очень трудно.

7. Статус России в мировом сообществе: теория и современность

Знаменитый русский философ П.Я. Чаадаев, известный тем, что он первым поставил вопрос о статуте России в мировом сообществе, еще в 30-х годах XIX писал: «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Вопрос о статусе России в мировом сообществе крайне важен. От его решения зависит выбор пути, по которому Россия должна двигаться. Известна огромная роль норманнов («варягов») в формировании русского государства. Летопись рассказывает нам о разных формах взаимоотношений варяжских князей и их дружин со славянскими племенами: о мирных торговых контактах, о войнах. Можно сказать, что между княжеским родом Рюриковичей и славянскими племенами, принявшими наименование «Русь» возник договор, по которому князья обязаны были обеспечить охрану от внешних врагов и «на­яд», то есть организацию власти внутри страны, а взамен на эту службу получали право сбора дани с различных территорий, ставших княжествами. В дальнейшем становлении и сохранении российской государственности неоценимую роль сыграло православие. В Древней Руси церковь стремилась примирить враждебные интересы князей, смягчить их междоусобицы и сберечь хрупкое государственное единство. Для регулирования повседневной жизни мирян у церкви не было иного способа, кроме замещения юридического закона моральным, то есть правосознания — совестью. Это качество и перешло от древнейшей православной церкви ко всем будущим формам государственности на территории России. Положение России в современном сообществе нуждается во всестороннем осмыслении. После окончания «холодной войны» баланс, установившийся в мире, был нарушен, что привело к возникновению очагов нестабильность в разных точках нашей планеты и к возможному переделу сфер влияния крупных держав. С геополитической точки зрения положение России является двойственным. С одной стороны, она, будучи преемницей СССР, по-прежнему остается мощной ядерной державой, играет важную роль в деятельности ООН; кроме того, она занимает огромную территорию одновременно в Европе и Азии. С другой стороны, Россия утратила те позиции, которые она занимала давно: ее территория стала меньше из-за отсоединения союзных республик, больше не существует военного блока, в котором Россия занимала место лидера. Существование СНГ ничего в целом не решает, поскольку связи между государствами достаточно слабые, а члены Содружества из-за националистических настроений склонны отрицать лидирующую позицию России. В результате распада СССР Россия утратила важные географические позиции, в частности, лишилась наиболее развитых экономических районов (Украины, Белоруссии, Прибалтики и т.д.). Наконец в настоящее время она более удалена от Европы, поскольку между ней и центрально - европейскими государствами расположен целый ряд совершенно независимых от нее государств, которые ранее были либо союзными республиками, либо государствами-спутниками, зависевшими СССР. Следовательно, положение России не является по-прежнему однозначным. А потому статус великой державы России необходимо поддерживать. Для этого она должна зарекомендовать себя в качестве подлинной преемницы СССР, поддерживать свой военный потенциал и стремиться к естественному и активному участию в мировой экомике. Впрочем, экономические показатели используются противниками этой точки зрения. Их возражения во многом справедливы, поскольку Россия заметно отстает от других развитых государств по основным экономическим показателям. На основании этого делается вывод, что Россия в настоящее время не может считаться великой державой. Конечно, это не означает, что наша страна утратила этот статус безвозвратно: шансы занять лидирующее положение у нее еще остаются. Очевидно, что для его возвращения Россия должна приложить огромные усилия. А это во многом невозможно без откро­венного признания действительного состояния нашей страны, а также того, что для восстановления статуса, которого Россия действительно достойна, необходимы огромные усилия. Поэтому следует осторожно относится к любым утверждениям о том, что Россия по-прежнему остается великой державой — просто потому, что иначе не может быть. В конечном счете, географический фактор не является определяющим: он представляет собой лишь хорошую предпосылку, которую необходимо умело исполь­зовать. Тем не менее, положение России не стоит оценивать и слишком негативно. Она по-прежнему остается важной политической силой и крупным государством, имеющим общие интересы со многими другими странами. Так, в интересах России поддерживать тесные отношения с Ев­ропейским сообществом и стремиться влиться в общее эко­номическое пространство. Общими для России и США интересами являются поддержание баланса в мире, со­хранение его стабильности. Общие интересы связывают Россию также со странами Азии, поскольку она является азиатской страной и не может не быть заинтересованной в сохранении стабильности в данном регионе. Рассмотрим основные концепции, которые могут быть полезными при решении вопроса о месте России в современном мировом сообществе, а также при оценке возможных вариантов развития мировой геополитической системы.

1. Очень заметная роль отводится России в геополитической картине мира, созданной X. Д. Маккиндером. Прежде всего, она является хартлендом, то есть срединной землей. Это означает, что она имеет преимущества перед равнинными и морскими государствами. Во-первых, она обладает богатыми человеческими и территориальными ресурсами, которые благоприятствуют ее военным кампаниям. Во-вторых, историческая практика показывает, что ни окраинные, ни морские державы не могут захватить страны - хартленда. Идеи Маккиндера не лишены основания. На определенном этапе исторического развития они могут быть вполне подходящим основанием для принятия решений во внешней политике и в частности, идеи Маккиндера использовались некоторыми государствами в политической практике. Они стали причиной того, что между Германией и Россией существовало несколько государств, которые препятствовали их объединению. Возможно, те же соображения, тоесть желание препятствовать России, вынуждают страны Европы активно принимать в состав НАТО страны Восточной Европы.

2. С точки зрения американского политолога С. Хантингтона, основным противопоставлением в современной геополитической системе является противостояние евро­пейской цивилизации и восточных стран в широком по­нимании (то есть не только арабских стран, но и Китая). Он считает, что глобальный конфликт между этими сила­ми практически неизбежен. Предотвратить же его можно лишь при помощи стран, которые по своему менталитету являются скорее восточными, чем западными, но в то же время тяготеют к Западу. К таким странам наряду с Тур­цией и Мексикой Хантингтон относит также Россию. И дальнейшее развитие событий зависит от отношений меж­ду этими странами и странами западной цивилизации.

3. Среди современных разработок, следует отметить, модели мирово­го порядка, предложенные американским политологом М. Капланом. Большей точности в прогнозе достичь, невозможно: лишь время может показать, какой из вариантов реализуется. Каплан выделил 6 возможных вариантов расстановки сил.

1. Международная система баланса сил. Международные отношения в такой системе зависят главным образом т самостоятельных национальных государств, которые обладают достаточным экономическим и военным потенциалом. Подобные коалиции могут быть как экономическими, так и военными. Однако они не могут иметь постоянного характера.

2. Свободная биполярная международная система. Он предполагает выделение ряда блоков государств, а также целого ряда неприсоединившихся государств. В каждом блоке выделяются лидеры, которые должны обладать монополией на ядерное оружие, эта монополия должна гарантировать стабильность подобной. мировой системы, поскольку будет препятствовать тому, что местные, локальные конфликты перерастут в глобальный конфликт между блоками.

3. Жесткая биполярная международная система, характеризуется тем, что ни неприсоединившиеся государства, ни международные организации не играют в ней особой роли; в крайнем случае их роль вообще сводится к нулю. Если в мире установится подобная система, то международные отношения неизбежно окажутся крайне напряженными.

4. Система вето. В рамках подобной системы равновесие поддерживается благодаря тому, что каждая (или подавляющее большинство стран) обладает ядерным оружием. В этом случае очевидно, что каждая страна будет стремиться избежать ядерной войны и не станет применять ядерное оружие первой, поскольку другие страны также могут нанести ответный удар. Однако такая мировая система будет неизбежно характеризоваться степенью международной напряженности.

5. Универсальная международная система. Для нее характерно функционирование единой международной организации, которая обладает правом решения с вопросов международной жизни. Такая система предполагает, что каждое государство передает этой организации право решать такие вопросы добровольно. В основе системы должны лежать гуманистические ценности.

6. Иерархическая международная система. Ее отличительной чертой является наличие иерархических отношений между различными государствами и организа­циями. Эта система могла возникнуть, если бы какой-нибудь международный субъект выд­винулся в международной жизни на первый план.

Заключение.

Конечно, краткая попытка обрисовать комплекс главных проблем, с которыми в процессе становления новой модели международных отношений сталкивается мировое сообщество, отнюдь не исчерпывает всего многообразия вопросов, которые возникли перед человечеством. Суммируя все вышеуказанное, приходится констатировать, что обозримое будущее далеко не безоблачно. Развитие цивилизации выносит на повестку дня все новые и все более сложные проблемы. В какой мере их удается решить, какова будет цена снятия противоречий, сейчас сказать трудно, но ясно, что становление новой модели международных отношений будет проходить весьма болезненно и с большими издержками. В то же время накопленный к настоящему моменту опыт решения разнообразных и сложных проблем, позволяет надеяться, что в конечном итоге стремление создать благоприятную внешнюю среду для развития государств, рост их взаимозависимости перевесит все негативные факторы и приведет к формированию более совершенной, по сравнению с предшествовавшими, модели международных отношений.

Литература:

1. «Введение в теорию международных отношений» А.С. Маныкин, М., изд. МГУ, 2001г.

2. «Геополитика» К.С. Гаджиев, М., «Дрофа» 2002г.

3. «Международные отношения и мировая политика» Ю.М. Павлов, М., изд. «МНЭПУ», 2000г.

4. «Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век)», Ю.И. Казанцев, Ростов-на-Дону., «Феникс», 2002г.

5. «Основы социологии и политологии» В.И. Добреньков, К.Г. Власюк, А.С. Зайналабидов, Ростов-на-Дону., «Феникс» 2001г.

6. «Основы политологии и социологии» В.В. Касьянов, Ростов-на-Дону., «Феникс» 2004г.


7. «Политология: Учебник» М.А. Васелик, М., «Дрофа», 2001г.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации