Контрольная работа - файл n1.doc

Контрольная работа
Скачать все файлы (73.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc74kb.30.03.2014 14:59скачать

n1.doc

1. В чем заключается участие прокурора при рассмотрении дел в суде?
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации: Согласно статьи 45 гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии со статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Поэтому в ходе уголовного судопроиз­водства он наделен следующими правами:

  1. получить копию постановления судьи:

    • о направлении уголовного дела по подсудности,

    • о назначении предварительного слушания,

    • о назначении судебного заседания (ч. 1 ст. 227 УПК РФ),

    • о прекращении уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию (ч. 4 ст. 239 УПК РФ);

  2. знакомиться с материалами дела (ч. 4 ст. 246 УПК РФ);

  3. иметь время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст, 246 УПК РФ);

  4. участвовать в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 246 УПК РФ);

  5. поддерживать перед судом государственное обвинение (ч. 4 ст. 246 УПК РФ);

  6. отказаться в порядке и по основаниям, установленным УПК РФ, от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК РФ), от обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ);

  7. смягчать обвинение в ходе предварительного слушания (ч. 5 ст. 236 УПК РФ), а также во время судебного разбиратель­ства вплоть до удаления суда в совещательную комнату для по­становления приговора (ч. 8 ст. 246 УПК РФ);

  8. давать согласие на фотографирование, видеозапись и (или) киносъемку в судебном заседании (ч. 5 ст. 241 УПК РФ);

  9. заявлять ходатайства (ст. 230 УПК РФ);

  10. в начале судебного следствия по уголовным делам пуб­личного и частно-публичного обвинения изложить предъявлен­ное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273 УПК РФ);

  11. представлять доказательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);

  12. участвовать в исследовании доказательств (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);

  13. излагать суду свое мнение по существу обвинения, а так­же по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разби­рательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);

  14. участвовать в прениях сторон (ст. 292 УПК РФ);

  15. высказывать суду предложения о. применимости уголов­ного закона и назначении подсудимому наказания (ч. 5 ст. 246 УПК РФ);

  16. знакомиться с протоколом судебного заседания (ч. 7 ст. 259 УПК РФ).

Прокурор имеет и иные права.

При рассмотрении судом уголовных дел прокурор обязан:

  1. участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел пуб­личного и частно-публичного обвинения (ч. 2 ст. 246 УПК РФ);

  2. подчиняться законным распоряжениям председательству­ющего в судебном заседании;

  3. отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа, если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ);

  4. опровергать доводы, представленные стороной защиты, при рассмотрении ходатайства об исключении доказательств, заявленного стороной защиты на том основании, что то или иное доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ (ч. 4 ст. 235 УПК РФ);

  5. предъявить или поддержать предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов (ч. 6 ст. 246 УПК РФ);

  6. выполнять иные предусмотренные законом обязанности.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные статьей 37 УПК, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд – апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями. Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест. Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Прокуроры не осуществляют надзора за деятельностью су­дов; они поддерживают государственное обвинение, обеспечи­вая его законность и обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государ­ственного обвинителя.


2. Статус милиции как органа дознания.
В системе государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, значительная роль на досудебных этапах принадлежит именно органам дознания, к которым на основании ст. 40 УПК РФ относятся и органы внутренних дел. Вместе с тем ОВД – это сложное государственное образование, состоящее из большого количества подразделений и служб, наделенных в соответствии с ведомственными нормативными актами уголовно-процессуальными полномочиями.

Относительно уголовно-процессуальной компетенции органа дознания следует обратиться к нескольким нормам уголовно-процессуального закона, с тем, чтобы в полном объеме представить себе возложенные на орган дознания уголовно-процессуальные обязанности. Так, согласно ч. 2 ст. 40 УПК РФ на органы дознания возлагается:

На основании п. 4. ч. 2. ст. 38 УПК РФ органы дознания обязаны исполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о приводе, задержании, аресте, иных процессуальных действий, а также оказывать содействие следователю при их осуществлении.

Дознаватель – это один из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Понятие дознавателя определено в п. 7 ст. 5 УПК, где сказано, что дознаватель – это должностное лицо органа дознания правомочное осуществлять расследование преступлений в форме дознания и иные полномочия, предусмотренные УПК.

По делам, по которым предварительное следствие не обязательно, принятие необходимых уголовно-процессуальных мер, для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, полностью отнесено к компетенции органов дознания. Это означает, что органы дознания по определенной категории преступлений возбуждают уголовное дело и проводят расследование преступлений в полном объеме в пределах установленной законом компетенции. Пределы компетенции органов дознания при расследовании преступлений в полном объеме определены нормами гл. 32 УПК РФ.

Законодатель определяет понятие «дознание» в п. 8 ст. 5 УПК РФ, где сказано, что дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно.

Органы дознания, осуществляя процессуальную деятельность по расследованию преступлений в порядке гл. 32 УПК руководствуются едиными правилами по возбуждению уголовного дела (поводы, основания, процессуальный порядок), по выполнению следственных действий (основания, порядок производства и фиксации), по принятию процессуальных решений (основания и структура документа). Так, на основании ч. 1 ст. 223 УПК РФ при производстве дознания дознаватели вправе пользоваться правилами, установленными главами: 21 «Общие условия предварительного расследования», 22 «Предварительное следствие», 24 «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент», 25 «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров», 26 «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний», 27 «Производство судебной экспертизы», 28 «Приостановление и возобновление предварительного следствия», 29 «Прекращение уголовного дела».

Компетенция органов дознания определяется их подследственностью. На основании ч. 3 ст. 150 УПК РФ органы дознания вправе расследовать только те преступления, которые отнесены к их подследственности и перечислены в указанной норме закона. Дознание органами внутренних дел производится:

1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153 - 157, 158 частью первой, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 188 частью первой, 194, 203, 207, 213 частью первой, 214, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 223 частью первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 - 245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 - 258, 260 частью первой, 261 частью первой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 315, 319, 322 частью первой, 322.1 частью первой, 323 частью первой, 324 - 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

По уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора.

По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей статьи 150 УПК РФ, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

При этом следует иметь в виду, что законодатель разграничивает компетенцию между органами дознания по признаку предметной подследственности. В ч. 3 ст. 151 УПК РФ все преступления, отнесенные к подследственности органов дознания в целом, распределены между дознавателями различных ведомств. Данное законодательное установление следует понимать таким образом, что, например, дознаватели ОВД не вправе расследовать преступления, которые в силу ч. 3 ст. 151 УПК РФ отнесены к подследственности дознавателей другого ведомства.

Деятельность органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Орган дознания возбуждает при наличии к тому оснований с согласия прокурора уголовное дело и производит неотложные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допросы подозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора (ст. 146 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело прокурору (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). После направления уголовных дел прокурору орган дознания может проводить по ним следственные и розыскные действия только по поручению следователя.

При расследовании преступлений в форме дознания орган дознания наделен полномочиями:

Полномочия органа дознания по данным делам аналогичны правам и обязанностям следователя с теми отличиями, которые обусловлены спецификой этого вида дознания.

У дознания в полном объеме и предварительного следствия есть много общего:

Этот вид дознания во многом повторяет предварительное следствие, за следующими исключениями:

Виды итоговых решений принимаемых по окончанию дознания:

1. Составление обвинительного акта (ст. 225 УПК);

2. Постановление о прекращении уголовного дела (ст. 213 УПК).

Законодатель не предусмотрел для дознавателя такого вида итогового решения как передача уголовного дела по подследственности. Поэтому, в случае необходимости передача уголовного дела в органы предварительного следствия осуществляется по письменному указанию прокурора на основании ч. 4 ст. 150 УПК. Вместе с тем надо помнить, что данный документ не является итоговым для расследования в целом, хотя надо признать, что дознание в этом случае заканчивается, и дальнейшее расследование будет происходить в другой форме – в форме предварительного следствия.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура в пределах своей компетенции (ст. 37 УПК РФ). Письменные указания прокурора органам дознания в связи с расследованием ими дел являются для этих органов обязательными.


3. Задача. Все ли приведенные ниже наименования относятся к понятию судебной инстанции? Если нет, то почему?

районный суд;

кассационное производство;

Военная коллегия Верховного Суда;

Коллегия по гражданским делам областного суда;

производство в порядке надзора;

производство по вновь открывшимся обстоятельствам;

Конституционный Суд РФ;

Мировой судья.
Суд – орган государства, осуществляющий правосудие, применяющий меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок.

Основные структурные подразделения судов среднего звена – судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Судебные коллегии Верховного Суда РФ осуществляют все судебные функции.

Стадии уголовного процесса – это самостоятельные промежутки времени, в течение которых осуществляется определенная часть уголовного процесса. К стадиям уголовного процесса относятся перечисленные в условии производства.

Таким образом, к судебной инстанции относятся: районный суд, Военная коллегия Верховного Суда, Коллегия по гражданским делам областного суда, Конституционный Суд РФ, мировой судья.

Литература


  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

  2. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации

  3. Федеральный Закон "О прокуратуре Российской Федерации"

  4. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2007.

  5. Дознание в органах внутренних дел: Методические рекомендации. – М.: МосУ МВД РФ, 2003. // АИПС "НТИ-ЦА" – ГИЦ МВД РФ, 2006.

  6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / отв. ред. И.Л.Петрухин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

  7. Рыжаков А.П. Уголовный процесс. – М.: Норма, 2004.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации