Контрольная работа - файл n1.doc

Контрольная работа
Скачать все файлы (125.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc126kb.30.03.2014 14:59скачать

n1.doc

Задание № 1

Укажите наибольшее количество правоохранительных органов:

а) государственные;

б) не государственные.


Государственные

Не государственные

Суды

Прокуратура

Органы юстиции

Органы внутренних дел

Органы обеспечения безопасности

Таможенные органы

Органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Органы раскрытия и расследования преступлений

Адвокатура

Нотариат

Адвокатура

Нотариат

Частная детективная и охранная деятельность

Юридические службы предприятий и учреждений

Общественные правоохранительные организации



Задание № 2

Дайте понятие и основные признаки судебной власти.
Основополагающий принцип правового демократического госу­дарства заключается в том, что его органы, должностные лица и гра­ждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных инте­ресов, разных оценок действующих норм законодательства неизбеж­но порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государствен­ной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.

Обращаясь к специфике средств судебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно свойственный элемент, как использо­вание властных полномочий. Известно, что понятие власти как тако­вой включает различные аспекты, имеет разное содержание в зави­симости от сферы воздействия (власть государственная, местная власть, власть семейная и т.д.). В самом общем виде понятие власти можно определить как способность и возможность оказывать опреде­ляющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия и др.

Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода – концепция разде­ления властей. Впервые сформулированная в середине XVIII века Дж. Локком и основательно разработанная в сочинениях Ш. Мон­тескье, теория соотношения властей в государстве основана на само­стоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, по мнению ее создателей, взаимный контроль властных структур и нор­мальное управление делами государства без произвола и насилия, нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. говорится: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законо­дательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель­ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10). Таким образом судебная власть отнесена к самостоятельной ветви государственной власти. Оценивая приведенное положение, отметим, что упомянутый принцип не означает разделение властей на непроницаемые перегородки, не связанные между собой, и толь­ко в этих рамках формируется и действует судебная власть. Госу­дарственная власть, в современном ее понимании, едина, и все ее ветви, с учетом специфики их функций, выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем государства.

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участ­ником осуществления всех функций государства. Ее роль в усло­виях динамично развивающегося общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, так как в демократически организованном обществе разрешение воз­никающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что и обеспечивается судебной властью.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданско­го, административного и уголовного судопроизводства. Особое поло­жение суда и специфика судебной власти, о которой шла речь выше, дает основание выделить ряд характерных признаков судебной вла­сти и ее отличия от других форм государственной деятельности. Характерные черты (свойства) судебной власти – это, прежде всего, самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.

В силу принципа самостоятельности (судебная власть осу­ществляется только судом) суд не делит свои функции с иными государственными органами, являясь автономной ветвью госу­дарственной власти. Некоторые другие органы (государственные, общественные), даже если в их наименовании содержится слово "суд", не относятся к числу органов, обладающих судебной вла­стью, в том числе и такие, как их называют, квазисудебные орга­ны, как третейский суд, Судебная палата по информационным спорам (в настоящее время ликвидированная) и другие.

Вместе с тем не следует понимать самостоятельность судебной власти как противостояние органам законодательной и исполнитель­ной власти. Характеризуя самостоятельность судебной власти, при­нято выделять внешние и внутренние влияния на деятельность суда. Если внешняя самостоятельность означает ее неподчиненность иным структурам государственной власти, то внутренняя, в целях обеспече­ния ее надлежащего функционирования, обеспечивается структурой автономного руководства со стороны вышестоящих судов.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции и действующим зако­нам, и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона по мотивам так называемой целесообразно­сти с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела и т.д.

В силу упомянутых причин судебная власть носит правоприменительный характер. Принимая на основе и во исполнение действующего закона судебные акты (решения, приговоры, постано­вления, определения), правосудие не создает новых норм права, а лишь с учетом конкретных обстоятельств дела решает вопрос о наличии или отсутствии отклонений от соответствующих право­вых установлений.

Исключительность судебной власти заключается в том, что, во-первых, никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудитель­ные полномочия суда. И, во-вторых, не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использо­ванных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.

Полнота судебной власти – это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории Российской Феде­рации государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представлен­ными ему полномочиями.

С утверждением в российской государственной жизни прин­ципа разделения властей существенно изменился характер и объем полномочий судебной власти. До проведения мер по реализации судебной реформы содержание полномочий судебной власти в основном сводилось к рассмотрению и разрешению уголовных и гра­жданских дел, а также к оказанию содействия в исполнении судеб­ных актов. Суды не допускались к оценке действующего законода­тельства в рамках разбирательства конкретных конфликтов; к конт­ролю за действиями и решениями органов исполнительной власти; практически по всем делам об административных проступках, неза­висимо от их характера и степени общественной опасности, "право­судие" осуществлялось чиновниками различных ведомств.

К полномочиям судебной власти в современном ее понимании относятся правосудие, конституционный контроль, судебный контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судей­ских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов. Правосудие является наиболее важной и объемной частью реализации судебной власти, базовым элементом ее функций. Под правосудием принято понимать деятельность независимого суда по рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке уголовных, гражданских и арбитражных дел и применению к нару­шителям государственного принуждения в условиях соблюдения законности, обоснованности и справедливости в интересах охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, интересов общест­ва и государства.

Процессуальное законодательство, принятое в 2001-2002 гг. закрепило и развило полномочия судебной власти при осуществлении правосудия, повысило ее авторитет и роль в госу­дарственной и общественной жизни страны.

Другая составляющая судебной власти – конституционный контроль – имеет особое значение не только для легитимного функционирования всех органов государственной власти, но и непосредственно затрагивает полномочия самой судебной власти в части контроля на досудебных стадиях судопроизводства и обес­печение законности в деятельности самих судов.

Суду предоставлено право контроля за решениями органов, осуществляющих предварительное расследование до передачи дела в суд. Так, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1995 г. № 13-П по делу о проверке консти­туционности статьи 209 УПК РСФСР введено право обжаловать постановления о прекращении уголовного дела в стадии следст­вия не только вышестоящему прокурору, но и в суд.

Постановление от 29 апреля 1998 г. № 13-П установило право судебного обжалования решений, принятых прокурором, следова­телем или органом дознания, об отказе в возбуждении уголовно­го дела, а постановлением от 23 марта 1999 г. № 5-П в полномочия суда включено принятие решения о законности обыска, ареста имущества и некоторых других решений, принятых прокурором или органом предварительного расследования.

Другие постановления Конституционного Суда связаны с рас­ширением демократических начал судебной власти, обеспечени­ем прав граждан на достойное правосудие.

Постановлением от 6 июля 1998 г. № 21-П признано необходи­мым ввести норму о праве на кассационное обжалование пригово­ров, принятых Верховным Судом Российской Федерации по пер­вой инстанции, которое ранее не допускалось, Постановлением от 15 января 1999 г. № 1-П признано право потерпевшего по уголов­ному делу участвовать в судебных прениях, что повсеместно было свойственно демократически организованному правосудию.

Особо отметим полномочия судебной власти осуществлять контроль за решениями и действиями государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, наруша­ющих права и свободы граждан, в случае их обращения в суд с соответствующим заявлением. Рассмотрение и разрешение в суде таких заявлений обеспечивает реальную защиту прав граждан и повышает авторитет судебной власти.

Участие в формировании судебного корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества также относится к реализации полно­мочий судебной власти. Судейское сообщество, которое образуют судьи федеральных судов всех уровней и судьи судов субъектов Российской Федерации, участвует в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, защищает пра­ва и законные интересы судей, обеспечивает выполнение ими тре­бований, предъявляемых кодексом судебной этики.

Организационное обеспечение деятельности судов, как составная часть судебной власти, включает мероприятия кадро­вого, финансового, материально-технического характера, напра­вленные на создание необходимых условий для нормального функционирования, полного и независимого осуществления правосудия.

Таким образом, судебная власть – это самостоятельная ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществ­ляемая независимым судом в сотрудничестве с другими институ­тами государства и общества в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод челове­ка и гражданина, законных интересов общества и государства, путем правосудия и разрешения дел об административных право­нарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц пуб­личной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судеб­ных актов, участия в деятельности судейских сообществ и органи­зационного обеспечения деятельности судов.

Подчеркнем, что речь идет обо всем комплексе полномочий в их неразрывной связи. Такой подход обеспечивает самостоятель­ность, полноту и высокий профессионализм уровня реализации судебной власти, что находит свое отражение в формировании законодательства, развивающего конституционно-правовые осно­вы судебной власти.

Органом, осуществляющим судебную власть, является суд. Не отождествляя понятие "суд" с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть – это государственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ее осуществляющие. Особенности функций, выполняемых судом, о которых шла речь выше, предопределяют и подходы к формиро­ванию состава суда и обеспечению его деятельности.

Состав судейского корпуса формируется с соблюдением осо­бых правил и процедур, обеспечивающих беспристрастный отбор кандидатов, способных профессионально, грамотно и справедли­во рассматривать и разрешать дела. Требования, предъявляемые к судьям, запрещают их участие в коммерческой деятельности, членство в политических партиях и участие общественных дви­жениях, не допускают совмещения судейских функций с депутат­скими полномочиями.

Существенным моментом в деятельности суда является про­блема независимости судей. Выступая в роли арбитра между государством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд неизбежно испытывает давление со стороны орга­нов государственной власти, организаций, учреждений, общест­венных формирований граждан. Все это ставит в повестку дня необходимость конституирования особых правил, обеспечиваю­щих независимость суда, ограждения от посторонних влияний не только извне, но и со стороны вышестоящих руководителей судов.

Немаловажное значение для обеспечения независимости суда, успешной реализации функций судебной власти имеют закрепленные законом процедуры судопроизводства.

Задание № 3

Схематически изобразите построение аппарата Верховного Суда РФ.


Ведущие отделы







Отдел обобщения судебной практики

Отдел проверки судебных решений в порядке надзора

Отдел работы с законодательством

Отдел приема граждан

Управления







Планово-финансовое управление

Хозяйственное управление

Управление делами

Прочие отделы







Секретариат президиума Верховного Суда РФ (на правах отдела)

Отдел кадров

Отдел контроля и исполнения решений

Первый отдел

Общий отдел

Отдел хранения судебных документов


Задание №4

Составьте структуру военного суда первого звена.

Председатель суда

Администратор суда





Заместители

Судьи

Аппарат суда



Задание №5

Укажите, какие задачи стоят перед Уполномоченным по правам человека?
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обеспечивает гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1 ФКЗ об Уполномоченном по правам человека), Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 3 ФКЗ об Уполномоченном по правам человека).
Задание №6

Составьте структуру Министерства внутренних дел РФ.



Задание № 7

Понятие звена и инстанции в системе судебных органов, их соотношение.
С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, то функциональные связи определяются понятием "инстанция". Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющее ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятие решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дела в порядке надзора.
Задание №8

Составьте схему управления Судебных приставов в РФ.


Министерство юстиции Российской Федерации


ФССП России
Директор


Заместители Директора, Управления и отделы ФССП России


Территориальные органы ФССП России (в субъектах Российской Федерации)

Районные отделы ФССП России

Специализированные отделы ФССП России

Межрайонные отделы ФССП России



Задание №9

Гражданин Сидоров обжаловал решение квалификационной комиссии при областном управлении юстиции по результатам сдачи квалификационного экзамена на должность частного нотариуса. Свою жалобу он направил в министерство юстиции РФ.

Где должна рассматриваться данная жалоба?
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Основ законодательства о нотариате апелляционная комиссия образуется при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Таким образом, жалоба гражданина Сидорова будет рассматриваться в апелляционной комиссии при областном управлении юстиции.

Литература


  1. Конституция РФ

  2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1

  4. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 декабря 1991 года № 2041-1 "О структуре и штатной численности аппарата Верховного Суда РСФСР"

  5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1995 г. № 13-П

  6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 апреля 1998 г. № 13-П

  7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1999 г. № 5-П

  8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 21-П

  9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1999 г. № 1-П

  10. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2007

  11. www.consultant.ru

  12. www.mvd.ru

  13. www.fssprus.ru
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации