Контрольная работа - файл n1.doc

Контрольная работа
Скачать все файлы (81 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc81kb.30.03.2014 14:58скачать

n1.doc

Задание № 1

Укажите принципы построения и деятельности правоохрани­тельных органов.
Основы построения и деятельности правоохранительных ор­ганов (именуемые принципами) – это закрепленные в Конститу­ции Российской Федерации и конституциях республик в составе Российской Федерации, иных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации основополагающие правовые идеи, основные исходные положения. В совокупности они опре­деляют сущность правоохранительных органов Российской Фе­дерации, демократический характер их построения и деятельности. Будучи облаченными в форму правовых предписаний, они становятся обязательными для законодателя, правопримени­тельных органов, их должностных лиц, граждан

Рассматривая вопрос об основах (принципах) организации и деятельности правоохранительных органов, необходимо выде­лить ряд положений, которые следует иметь в виду для более углубленного усвоения одной из наиболее дискуссионных про­блем и в общей теории государственного (конституционного) права, и в отраслевых юридических науках – проблемы понятия принципов вообще.

    1. Принципы представляют собой исходные идеи, основные, наиболее общие и руководящие положения, которые в совокуп­ности определяют качественную суть рассматриваемого явления, в нашем случае – системы правоохранительных органов.

    2. Принципы не являются плодом досужего вымысла уче­ных. Они отражают объективные закономерности развития об­щества и государства, определенных общественных отношений.

Вместе с тем принципы вовне выступают и действуют в форме волевого акта государства, продукта творчества законо­дателя, поэтому по своей форме категория принципов субъек­тивна.

  1. Та или иная правовая идея, наиболее общее положение могут считаться принципом только в том случае, если они закреплены (сформулированы) в правовой норме. Правовой характер, нормативность, является обязательным свойством принципа. При этом следует указать на разнообразие приемов нормативного закрепления принципов. Они могут быть выражены как в одной общей норме, так и в нескольких взаимосвязанных нормах. Принципы могут быть закреплены в законодательных актах различной юридической силы: в Конституции Российской Федерации, в конституциях суверенных республик и иных законах.

  1. Являясь стабильной, рассчитанной на перспективное применение, категория принципов не есть нечто раз и навсегда данное, неизменное. Будучи категорией объективной и отра­жающей реальное состояние общественных отношений, принци­пы постоянно развиваются и совершенствуются вместе с разви­тием общества и государства.

  2. Принципы, на основе которых правоохранительные орга­ны и организации осуществляют свою деятельность, представ­ляют единую систему. Будучи частью единой системы, каждый из них характеризует определенную сторону организации и деятельности государственных правоохранительных органов. И только находясь в единстве и взаимосвязи, они позволяют уяснить их демократическую сущность в целом. Более того, в силу многозначности связей нарушение даже одного принципа неминуемо влечет нарушение других принципов, невозможность успешного решения правоохранительными органами стоящих перед ними задач.

Принципы, на основе которых правоприменительные органы осуществляют свою деятельность, представляют сложную систему. Исходя из степени общности положений, содержащихся в каждом из принципов, их можно разделить на общегосудар­ственные и специальные принципы организации и деятельности отдельных видов правоохранительных органов.

Общегосударственные – это принципы, которые определяют объективные закономерности организации и деятельности всех государственных органов, в том числе и органов, действующих в сфере правоохраны. В число этих принципов включаются руко­водящие, наиболее общие положения, которые закреплены глав­ным образом в Конституции России, в конституциях суверенных республик. Это так называемые конституционные принципы ор­ганизации и деятельности государства. Они характеризуются более высокой степенью общности положений, содержащихся в каждом из этих принципов, приобретающих, в силу их конститу­ционного закрепления, характер общеправовых и общегосударственных положений.

К ним относятся: законность; демократизм (народовластие); гуманизм; гласность; интернационализм; уважение прав и свобод личности; независимость при осуществлении своих функций; коллективное, свободное, деловое обсуждение и решение вопро­сов; подконтрольность и подотчетность высшим органам госу­дарственной власти, координация деятельности правоохрани­тельных органов, а также их взаимодействие с иными государ­ственными органами и негосударственными организациями и объединениями при осуществлении правоохранительных функ­ций; недопустимость ограничения их деятельности решениями политических партий и общественных объединений, преследую­щими политические цели.

Специальные – это такие принципы, которые отражают осо­бые, специфические начала в организации и деятельности от­дельных правоохранительных органов, позволяющие индиви­дуализировать их, выделить из системы правоохранительных органов.

Так, судебные органы свою деятельность осуществляют не только на основе общегосударственных принципов, но и на основе специфических правовых положений, которые присущи только этому виду правоохранительных органов. Они называют­ся принципами правосудия. Большинство из них закреплено в Конституции России и конституциях суверенных республик, од­нако некоторые сформулированы либо конкретизированы в дру­гих законах.

К принципам правосудия относятся: осуществление правосудия только судом; несменяемость судей; независимость судей, присяжных заседателей и подчинение их только закону; осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом; открытое разбирательство дел во всех судах; состязательность и равноправие сторон, принцип презумпции невиновности обвиняемого; принцип национального языка судопроизводства и др.

К числу специальных, закрепляющих особенности деятель­ности таких правоохранительных органов, как органы федеральной службы безопасности, органы милиции, относятся принципы: конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности. Для организации и деятельности органов прокура­туры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел характерен, например, специфический принцип единства и централизации.
Задание № 2

а) в чем проявляется принцип независимости судей;

б) в чем проявляется принцип состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с Конституцией Российской Феде­рации судопроизводство осуществляется на основе состязатель­ности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Под сторонами пони­маются: подсудимый (его защитник) и обвинитель в уголовном процессе; истец и ответчик – в гражданском и арбитражном про­цессах.

Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рас­смотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечи­вающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный харак­тер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гаранти­рует законность и объективность правосудия.

Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гра­жданских и арбитражных дел. Так, статья 12 Гражданского про­цессуального кодекса РФ, гарантируя состязательность и равно­правие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристраст­ность, создает необходимые условия для всестороннего и полно­го исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участву­ющим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последст­виях совершения или несовершения процессуальных действий и создает условия для правильного применения законодательства.

На практике это означает, если, например, истцу в процессе предоставлено право изменить основания иска, то ответчик в ходе судебного разбирательства имеет возможность заменить ранее приведенные им доводы новыми. В ходе исследования судом представленных доказательств обе стороны вправе заяв­лять суду ходатайства об отложении слушания дела, приостано­влении производства, замене ненадлежащей стороны и другие, а также обжаловать действия и акты суда.

В уголовном судопроизводстве принцип равноправия и состязательности сторон выражен следующим образом: обвинитель, подсудимый, защитник, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители в судебном раз­бирательстве пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в их исследовании и заявлению хода­тайств (ст. 244 УПК РФ).

Принцип состязательности и равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Прослеживается этот принцип и в вышестоящих инстанциях. В кассационной инстанции на жало­бу одной стороны другая может представить свои возражения. При явке сторон они привлекаются к процедуре кассационного рассмотрения.

Вместе с тем нельзя не заметить, что содержание конституци­онного принципа состязательности и равноправия сторон нужда­ется на практике в дальнейшем развитии. В частности, речь идет об обязательном участии прокурора в рассмотрении каждого уго­ловного дела и окончательном преодолении элементов обвини­тельного уклона в судебном процессе.

Если принять во внимание, что значительное число уголов­ных дел ранее рассматривались без участия прокурора, то судья, но существу, вынужден был выполнять часть его функций: до­прашивать свидетелей, выяснять, почему они изменили показания, данные на предварительном следствии, производить очные ставки, по собственной инициативе оглашать документы, изобли­чающие подсудимого, и, наконец, не располагая мнением сторо­ны обвинения, выносить приговор.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и феде­ральным законам (ст. 120). Конституционный принцип неза­висимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих различные стороны осуществления правосудия и деятельности судов: в федеральных конституционных законах "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Рос­сийской Федерации", "О военных судах Российской Федера­ции", "О судебной системе Российской Федерации", в уголов­ном, гражданском и арбитражном процессуальном законода­тельстве.

Суд относится к числу таких государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения многих органов, должностных и частных лиц. Таким образом, проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношени­ями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

В этой ситуации принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих пра­вовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обес­печиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вме­шательство в их деятельность.

Упомянутые положения относятся не только к деятельности профессиональных судей, но и к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия: присяжным и арбитражным засе­дателям. В период исполнения ими своих обязанностей в суде они также независимы и подчиняются только закону, со всеми гарантиями, установленными для профессиональных судей.

Сама формула "подчинение судей только Конституции" имеет основополагающее значение. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, является актом прямого действия, и никакие другие правовые акты, применя­емые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфичес­кую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию, осуществлять контроль за закон­ностью правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

Судам общей юрисдикции также предоставлено право при рассмотрении конкретных дел давать оценку легитимности законов субъектов Федерации и в случае их неконституционности призна­вать их недействующими, т.е. не подлежащими применению, что влечет необходимость приведения этого закона в соответствие с федеральным законодательством.

Юридические гарантии независимости судей реально вопло­щены в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и других положениях Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации". В соответствии с упомянутым законо­дательным актом судьи несменяемы; гарантируется их неприкос­новенность и предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, а также предусматривается ответственность за незаконное вмешательст­во в их деятельность.

Законодательство предусматривает строгую ответственность за вмешательство в деятельность суда как органа судебной власти и не только при непосредственном отправлении правосудия, но и за попытку оказать незаконное воздействие на судью на любом этапе исполнения им своих обязанностей.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федера­ции установлена повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294); пося­гательство на жизнь судьи и иных лиц, осуществляющих право­судие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).
Задание № 3

Назначение специализированного суда.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел (ст. 4, 26). Их учреждение осуществляется путем внесения изменений в упомянутый закон. Полномочия, порядок создания и деятельности устанавливаются особым федеральным конституционным законом, работа по подготовке которого в настоящее время проводится. Так, внесен проект о внесении дополнений в ФКЗ "О судебной системе РФ", в котором указывается: "Включить статью 26.1, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 26.1. Ювенальные суды

1. Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специализированных судов создаются ювенальные суды в системе судов общей юрисдикции.

2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, хотя бы одним из участников в которых является несовершеннолетний, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам".
Задание № 4

Разграничьте подсудность дел между военными судами различ­ных звеньев.
Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел.

К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение дел:

Военная коллегия выступает как кассационная инстанция по делам окружных (флотских) судов и как надзорная – по всем делам, рассмотренным военными судами всех уровней.

Окружной (флотский) суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции областного и равного ему звена, в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы. Выступает в качестве кассационной и надзорной инстанций по делам, рассмотренным гарнизонными военными судами и надзорной – по постановлениям и определениям, принятым окружным судом в качестве второй инстанции.

Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по представлениям и жалобам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступивших в силу, и на определения и постановления окружных (флотских) военных судов во второй инстанции.

Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или к окружным (флотским) военным судам.
Задание № 5

Схематически укажите структуру федерального ар­битражного суда округа.





Федеральные арбитражные суды округов




Судебная коллегия по спорам из гражданских правоотношений


Председатель суда


Судебная коллегия по спорам из административных правоотношений


Заместители


Кассационная инстанция

Президиум

Кассационная инстанция



Задание № 6

Провести сравнительный анализ апелляционной и кассационной инстанций.
Кассационное разбирательство осуществляется, как прави­ло, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствую­щий ему другой суд.

Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также в системе арбитражных судов). Особенность апелляцион­ной инстанции в том, что, отменив решение суда первой инстан­ции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.
Задание №7

Составьте схему системы органов юстиции РФ.


Задание №9

Какое из нижеперечисленных судебных решений по уголовному делу выносит суд присяжных:

а) приговор;

б) вердикт;

в) определение;

д) оправдательный приговор;

е) акт помилования.
В соответствии со ст. 343 УПК РФ суд присяжных выносит вердикт.
Литература


  1. Конституция РФ // www.consultant.ru

  2. Уголовный кодекс РФ // www.consultant.ru

  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // www.consultant.ru

  4. Федеральный конституционный закон от 21.12.1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // www.consultant.ru

  5. Проект Федерального конституционного закона № 38948-3 "О внесении дополнений в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // www.consultant.ru

  6. Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // www.consultant.ru

  7. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2007

  8. Правоохранительные органы Российской Федерации. / Под ред. В.К.Боброва. – М.: Издательство "Щит-М", 1997.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации