Контрольная работа - Нравственное, физическое, эстетическое воспитание дошкольников - файл n1.doc

Контрольная работа - Нравственное, физическое, эстетическое воспитание дошкольников
Скачать все файлы (89 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc89kb.30.03.2014 12:13скачать

n1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Контрольная работа
по теме : «Нравственное, физическое, эстетическое воспитание»

Выполнила: студентка факультета дошкольного

образования.
Челябинск 2008

Содержание.
Введение…………………………………………..2
1.Физическое воспитание……………………………….3
2. Нравственное воспитание……………………………5
3.Эстетическое воспитание…………………………….15
Заключение……………………………………….18
Список литературы………………………….…..19

1

Введение.
Процесс воспитания подрастающего поколения связан с желанием получить результат. Ради конечного результата и разрабатываются теории, системы, технологии педагогики, которые затем проверяются на практике и утверждаются. Таким образом, цель воспитания - ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

С давних пор человек стремился преуспеть в деятельности, которой занимался. Но стоит внимательнее вчитаться в произведения русского фольклора – возникает образ разностороннего человека- доброго, веселого, трудолюбивого, сильного, смелого. Древние философы представляли человека средоточием добродетелей, а К.Марксом в «Коммунистическом манифесте» была развита идея всесторонне развитой личности. Таким образом, всесторонне развитая гармоничная личность-тот идеал воспитания, к которому нужно стремиться. Но в реальной жизни в одном человеке не могут быть в полной мере развиты все стороны его личности, это обуславливают множество факторов. Значит, эта цель является идеальной, нереальной. Но такая цель нужна, она является ориентиром на возможности человека, помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.

Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Несмотря на то, что каждый аспект воспитания имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно взаимосвязаны и оказывают существенное влияние друг на друга.


2

  1. Физическое воспитание.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое непосредственно связано со здоровьем человека. Охрана здоровья детей, его укрепление-предмет особой заботы взрослых. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие. Т.о, целью физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья ребенка. Отсюда ученые выделяют три группы задач физического воспитания, что позволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников.

Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа здесь заключается в организации режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Это требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, бесед с родителями. Главными условиями успешного решения этой группы задач являются знание особенностей функционирования детского организма, грамотный подход к организации материальной среды, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Задачи второй группы (воспитательные) направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными, т.к. при их решении также формируются личностные качества ребенка. Средства реализации задач данной группы -деятельность детей, игры, художественные средства. Работа происходит в

3

форме физкультурно-оздоровительной работы, самостоятельной двигательной деятельности детей, активного отдыха. Методы-упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств. Для формирования личностных качеств используются подвижные игры и упражнения, специальное обучение на занятиях физической культурой.

Третья группа задач- это задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Ведущие средства-образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства. Основной формой работы является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Среди основных методов следует отметить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций. В отечественной традиционной системе физического воспитания данная группа задач рассматривается как комплекс методов, направленных на обучение детей основным движениям. Среди методов реализации задач важное место занимает экспериментирование, цель которого- предоставить ребенку возможность на практике познать, как функционирует его организм.

В настоящее время стала развиваться наука о здоровом человеке- валеология. Концепцией данной науки является то, что человек должен быть активным по отношению к своему здоровью, а также понимать, что среди потребностей витальных и социальных потребность в здоровье, здоровом образе жизни должна быть первичной. Основной валеологический принцип-человек должен познать и сотворить себя, научиться бережно относиться к своему здоровью. Поэтому так важно, чтобы воспитатель вдумчиво проводил работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетал ее с решением задач нравственного воспитания.
4

  1. Нравственное воспитание.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

С течением времени ребенок овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает способы и формы взаимодействия. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И, чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, поэтому задача взрослого как «социального проводника» - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно, поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества, а появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Но знания и чувства порождают потребность в их практическом применении – в поступках, поведении. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания.

5

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Вторая группа задач отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными сегодня качествами. Если первая группа задач носит постоянный характер, то вторая – подвижна, и на ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

- художественные средства ( литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.). Эта группа средств важна, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений.

- природа, дающая возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее; формировать у ребенка уверенность в себе.

- собственная деятельность детей (игра, труд, художественная деятельность), необходимая для воспитания практики нравственного поведения.

- окружающая ребенка обстановка, которая становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. активизирует весь механизм нравственного воспитания.

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с

6

адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Так, академик Б.Т.Лихачев исходит из логики целостного педагогического процесса, а классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г.Нечаевой,-на активизации механизма нравственного воспитания. Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации, хотя наиболее целесообразна та, что соответствует механизму нравственного воспитания. И для того, чтобы методы были эффективными, необходимо соблюдение определенных условий:

- любой метод должен быть гуманным, не нарушающим прав ребенка;

- метод должен быть реальным, осуществимым, требующим логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

- методы воспитания следует применять тактично;

- при подборе методов следует учитывать сложность формируемого качества;

- подбирая метод, важно предвидеть возможные результаты воздействия на конкретного ребенка;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости;

- преобладающими методами должны быть практические, которые предполагают обучение ребенка способам действия;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

7

Содержание нравственного воспитания можно рассмотреть по следующим смысловым блокам: воспитание гуманности как качества личности; трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каждом из смысловых блоков следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитывать у ребенка нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в дошкольной педагогике подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к сверстникам, взрослым; изучались средства воспитания гуманных отношений. Уточнилось содержание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе. Определилась методика формирования взаимоотношений у детей, в основе которой лежит механизм нравственного воспитания. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ведущими методами воспитания гуманизма являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Средства воспитания – произведения фольклора, а также сам взрослый как носитель положительного способа поведения. Форма работы с младшими дошкольниками- индивидуальные занятия. В возрасте 4-5 лет происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Здесь, в дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач. Наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит в

8

старшем дошкольном возрасте, когда дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ и на объяснение причин их недостатков. Воспитатель организует этические беседы, проводя их в разных формах – индивидуально, фронтально, с подгруппой в 5-6 человек. Содержанием таких бесед могут быть ситуации, возникшие в группе, мораль художественных произведений. Важным условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей является пример воспитателя.

Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников ко всему окружающему, у детей формируется гуманизм как нравственное качество; другими словами, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Также для собственного развития и расцвета человеку нужны положительные коллективные взаимоотношения. Поэтому, когда сегодня ставится вопрос о том, нужно ли воспитывать коллективные взаимоотношения между детьми, а в каждом - коллективизм как качество личности, под сомнение ставится процесс нормальной социализации личности. Однако проблема воспитания коллективизма содержат противоречия: во-первых, коллектив может подавлять личность, а во-вторых, если личность не учитывает интересы коллектива, то ее индивидуальность может развиваться, но будут возникать конфликтные ситуации. Значит, задача педагога -суметь найти ту золотую середину, которая позволит развиваться и личности, и коллективу. Главной и единственной функцией детского коллектива является воспитывающая функция: дети включаются в деятельность , которая по своей цели и содержанию направлена на формирование личности каждого из них.
9

Дошкольный возраст следует рассматривать как базовый этап формирования коллективизма, но здесь правильнее говорить о воспитании коллективных взаимоотношений. Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей со взрослыми и сверстниками. Через общение ребенок познает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания.

Содержательные взаимосвязи между детьми характеризуются дружбой. В младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам, нет длительных дружеских объединений. В среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. В начале старшего дошкольного возраста дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба». Дети придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам. Задача педагога на данном этапе – сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворной для каждого ее члена, но не допускать изолированности детей от всей группы. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба между детьми ускоряет процесс осознания социальных взаимоотношений.

Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В коллективе каждый должен быть уверен, что получит помощь и поддержку и сам чувствовать себя способным и готовым помочь товарищу.

В раннем возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, а к 3 годам дети уже способны откликаться на разные эмоциональные состояния сверстников.

10

У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании. Дошкольники уже помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Однако на данном этапе дошкольники все еще не владеют способами оказания помощи, даже не всегда понимают ее смысл, следовательно, задачей воспитателя является формирование у детей представлений о таком важном явлении, как взаимопомощь. В среднем дошкольном возрасте дети уже овладели многими навыками самообслуживания, но помощь они принимать не хотят, особенно от сверстника. Здесь педагог должен научит детей благодарно принимать помощь и благодарно от нее отказываться. Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью, часто выступает как чисто трудовое действие. Педагогу следует обратить внимание на воспитание у детей желания совместно трудиться, ответственно относиться к порученному делу, проявлять инициативу и активность.

Качественной характеристикой уровня развития любого коллектива являются наличие общественного мнения и его направленность. Общественное мнение обладает большим потенциалом педагогического воздействия , т.к. человек, как существо социальное, зависим от социального окружения, от людей, среди которых он живет.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение, которое проявляется не только в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений. Важно, чтобы складывающееся коллективное мнение имело правильную нравственную направленность, только тогда оно сможет стать средством формирования коллективных взаимоотношений.

11

Педагогическое воздействие должно быть ориентировано на воспитание доброжелательного и требовательного отношения детей друг к другу, а также на поддержание и развитие в ребенке умения быть требовательным к товарищам при выполнении общего дела и быть самокритичным и требовательным по отношению к себе.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения облегчает ребенку процесс вхождения в мир людей. Правила поведения имеют более частный и более узкий смысл, они могут быть единичными, относящимися к определенному предмету. Норма носит более обобщенный характер, описывает общую направленность отношений и поведения, конкретизируется правилами.

Для младших школьников правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится единственно верным ориентиром поведения. Усвоение правил в младшем возрасте происходит в результате накапливания опыта поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их; дети начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях. Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм и в старшем дошкольном возрасте является организация практики поведения. В старшей группе начинается работа по ознакомлению детей с Декларацией прав ребенка. Такую работу можно считать началом правового воспитания дошкольников; также дети учатся делать обобщения, разрешать противоречия.

В контексте формирования коллективных взаимоотношений следует рассматривать и проблему воспитания культуру поведения, которая

12

реализуется и во взаимоотношениях со взрослым, но и в общении ребенка со сверстниками выполняет более многогранную роль. Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, быть опрятным, следить за своей позой, осанкой, владеть речевым этикетом, владеть способами учтивого оказания внимания.

Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов – упражнений в поощряемом обществом поведении. На следующем этапе детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. На третьем этапе воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Чувство патриотизма многогранно, в него входят: ответственность, желание и умение трудиться, беречь и умножать богатства родины, гамма эстетических чувств.

Важной составной частью работе по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству; также дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их.

13

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Также это игровая и трудовая деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Также с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле. Такой подход не исключает задачу приобщения ребенка к своей национальной культуре, но предусматривает воспитание уважения ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания.


14

3.Эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, сочинять стихи. Это дает основание считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, влияет на физическое воспитание. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Составляющей этого процесса является художественное образование- процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству. Исходя из цели эстетического воспитания, задачи можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в понимании прекрасного).

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Также следует отметить, что для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок растет и развивается. Она оказывает на ребенка
15

воздействие, по значимости и силе несравнимое с другими. Поэтому эстетика

должна присутствовать во всех вещах, окружающих ребенка. Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми (сюда входят и речь, и внешний вид человека). Т.о., эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Важным средством воспитания является природа, но средством она становится тогда, когда взрослые целенаправленно используют ее «воспитательные возможности» и делают ее наглядной для ребенка; также это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Условие и средством эстетического воспитания является искусство. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению эстетического восприятия действительности. Также условием и средством эстетического воспитания является художественная деятельность дошкольников как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что одной из закономерностей воспитания является воспитание ребенка в деятельности. В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий и творческий факторы. Следует отметить, что оба этих фактора необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Ведущими методами для решения первой группы задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Также полезны творческие задания, которые обязательно должны сочетаться с обучением

16

навыкам художественной деятельности.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководств их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей, но характер руководства - опосредованный.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка помочь ему, если возникнет необходимость. Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Также воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музеи. Одной из форм детской деятельности, способствующей эстетическому воспитанию детей, являются театрализованные игры и игры-драматизации. Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения. При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития.

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах, которые имеют свою классификацию:

- по принципу управления деятельностью детей (прямое/косвенное управление);

- по способу объединения детей (индивидуальная, подгрупповая/совместная деятельность детей и взрослого);

-по видам деятельности (занятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, труд/театрализованные игры, повторение занятий, праздников).

17

Заключение.

Таким образом, чтобы обеспечить ребенку вхождение в мир взрослых людей и сделать его наиболее безболезненным, необходимо создание условий для развития детей по всем основным направлениям. В то же время, должна вестись работа, разумно сочетающая в себе все аспекты в доступной для каждого возраста форме и соответствующая уровню развития психических функций ребенка. И, несмотря на то, что каждый аспект имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно взаимосвязаны и оказывают существенное влияние друг на друга. Нравственное воспитание нельзя осуществить без решения задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отделены от задач нравственного воспитания.

Дошкольный возраст является очень важным этапом в формировании многих качеств личности – именно в этом возрасте закладываются основы будущих качеств. Поэтому именно в этом возрасте важно дать ребенку правильное представление о взаимоотношениях, моральных нормах, принятых в обществе, а также заложить основы здорового образа жизни.


18

Список литературы.

1.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.,2002
2. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.-М.,1988
3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.-М., 1986
4. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.-М.,1987
5. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника/ под ред. В.М.Шацкой.-М.,1961


19
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации