Аудит основных средств на предприятии - файл n1.doc

Аудит основных средств на предприятии
Скачать все файлы (238.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc239kb.30.03.2014 12:01скачать

n1.doc

  1   2   3
Содержание

Введение……………………………………………………………….….3

1 Экономическая сущность финансового контроля и аудита…....……4

1.1 Сущность, значение и виды контроля………………………...…….4

1.2 Понятие аудита и его место в рыночной экономике…………....12

1.3 Классификация аудита……………………………………………....14

2 Аудит основных средств на ЗАО «Смотекс»………………………..20

2.1 Экономическая характеристика предприятия……………………...20

2.2 Проведение аудита основных средств на ЗАО «Смотекс»…….. ..26

2.2.1 Аудит сохранности основных средств…………………………...26

2.2.2 Аудит операций по поступлению и выбытию основных средств...................................................................................................................32

2.2.3 Аудит правильности начисления износа основных средств….. ..38

2.3 Результаты проведения аудита основных средств……………..…..41

3 Аудиторское заключение по результатам проверки………………....42

Заключение………………………………………………………………. 45

Список использованных источников…………………………………...46

Введение

В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а
также за представляемой государственным органам и публикуемой в
печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом.

Курсовая работа «Аудит основных средств на ЗАО «Смотекс» содержит в себе основные вопросы аудита сохранности основных средств, проверки правильности оформления поступления и выбытия основных средств, правильности начисления износа и отражения амортизационных отчислений на счетах бухгалтерского учета. Целью данной работы является проследить всю процедуру проведения аудита основных средств на ЗАО «Смотекс», проверить правильность ведения бухгалтерского учета основных средств, наличие всех необходимых регистров, правильность их заполнения.

Одними из задач проведения аудита основных средств на ЗАО «Смотекс» являются: выявление ошибок в бухгалтерской отчетности предприятия, консультирование работников предприятия по поводу правильного ведения бухгалтерского учета, а также разработка предложений и мероприятий по устранению выявленных ошибок и недопущению их в будущем.

1 Экономическая сущность финансового контроля и аудита
1.1 Сущность, значение и виды контроля
Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов. Контроль — это функция, которая присуща всякому управлению; в переводе с французского (controle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверка чего-либо.

Контроль - это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности

производственной и финансово-коммерческой деятельности звеньев экономики.

В условиях новых форм организации и оплаты труда, деятельности субъектов хозяйствования с различной формой собственности значительно возрастает роль контроля использования ресурсов и сохранности собственности.
Экономический или хозяйственный контроль означает распространение контрольной функции на область хозяйственных вопросов, в сферу экономики.

В осуществлении контроля важное место отводится работникам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрывают недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельности, устанавливают причины нарушений и виновных лиц. Являясь составной частью функции управления, экономический контроль направлен на решение стратегических задач, стоящих перед экономикой, он выполняет несколько функций: информационную,

профилактическую, мобилизующую и воспитательную.

Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта. Данная информация способствует объективному изучению состояния дел контролируемого объекта, помогает выявить влияние факторов, способствующих росту эффективности производства.
Профилактическая функция заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе. Усиление

профилактической функции контроля является объективной необходимостью совершенствования управления экономикой, обеспечения динамичного и пропорционального развития всех отраслей и производств, успешного достижения целей, стоящих перед контролируемым объектом.
Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Предприятие должно обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов. Целевое использование средств означает, что они должны расходоваться в соответствии с конечной целью функционирования данного предприятия, с планами, сметами и договорами. Рациональное использование средств — достижение наиболее высоких показателей производства при наименьших затратах ресурсов и труда. Предприятие должно мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы для достижения поставленной цели и эффективного ведения производства.

Контроль выполняет также важную воспитательную функцию; приобщая людей к управлению производством, он воспитывает у работников предприятий потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей. Контроль, являясь важным средством в борьбе с бесхозяйственностью, учит соблюдать дисциплину, воспитывает сознательное отношение к труду и собственности предприятия.
Управленческая деятельность эффективна лишь в том случае, если выполнение принятого решения своевременно контролируется с целью установления законности и эффективности проводимых мероприятий. Контроль способствует соблюдению договорной и исполнительской дисциплины, требует от работников высокого профессионализма и компетентности.
Перед контролем стоят следующие основные задачи:

1) укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

2)обеспечение сохранности принадлежащих предприятию имущества, денежных средств и т.д.;

3) достижение целевого, экономного, рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении предприятия;

4)выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;

5) выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

В целях более глубокого изучения сущности принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам, как правило, рассматривается функциональный характер деятельности, т.е. какие функции он выполняет в управлении государством. По этому признаку различают государственный контроль, аудит и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности

государственный контроль подразделяется на общегосударственный, отраслевой, специальный.

Общегосударственный контроль осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами управления. Цель данного вида контроля заключается в обеспечении повышения эффективности производства, достижения высоких конечных

результатов, более полного удовлетворения потребностей.

Отраслевой контроль способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Его цель — выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развитие научно-

технического прогресса в отрасли.

Специальный контроль возложен па специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех иди иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Они контролируют соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную и безопасную работу предприятий.

Аудит — независимый контроль за деятельностью предприятий,
осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Целью такого контроля является проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.
Общественный контроль осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. Его цель — проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов

данных организаций.
По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на

вневедомственный и ведомственный.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования. Положительной стороной вневедомственного контроля является его объективность, результативность, достаточно высокое качество и глубина проверок. Однако эффективность данного вида контроля снижается из-за некомплексности и несистематичности проверок.

Ведомственный контроль за деятельностью предприятий и организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Министерства, комитеты, тресты проводят ревизии и тематические проверки на подведомственных предприятиях и в организациях. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства. Такой контроль осуществляют преимущественно штатные работники ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют правовой, экономический и производственно-технический контроль.
Правовой контроль осуществляется в сфере государственного управления. Он обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами. Данный вид контроля

осуществляют в основном органы прокуратуры и суды.

Экономический контроль производится в сфере управления экономикой. Экономический контроль включает в себя финансовый, бухгалтерский,

ревизионный и статистический контроль.

Производственно-технический контроль осуществляется в сфере
производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.
По времени осуществления контроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль применяется па стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций. Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, и неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений. Это наиболее эффективный вид контроля, так как он имеет предупредительный характер. Объектами такого контроля являются: проектно-сметная документация, договоры, сметы, документы, отражающие поступление и движение товарно-материальных ценностей, денежных средств. Предупреждая нерациональное использование ресурсов, предварительный контроль способствует улучшению конечных хозяйственных результатов

деятельности субъектов хозяйствования.

Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Его цель — оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, Поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эффективности производства, которые в ходе осуществления предварительного или последующего контроля могут остаться не вскрытыми. В той связи данному виду контроля самое пристальное внимание должно уделяться со стороны ответственных работников субъектов хозяйствования, заинтересованных в результатах своей деятельности. Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции. Эффективным является сочетание текущего контроля с предварительным, так как оно способствует предупреждению непроизводительных потерь и своевременному устранению тех или иных недостатков и нарушений, установленных в ходе контроля. Должная организация текущего контроля создает наиболее благоприятные предпосылки для повышения действенности экономического контроля.


Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных

операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля — установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов. Такой контроль обеспечивает объективную оценку деятельности всех звеньев экономики и отдельных должностных лиц. Объектами последующего контроля являются первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные

операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.

Последующим контролем по действующему законодательству охватывается в обязательном порядке деятельность всех субъектов хозяйствования, что позволяет в сочетании с предварительным и текущим контролем создать целостную систему контрольного наблюдении за процессами воспроизводства. Отличительной особенностью последующего контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность дать всестороннюю оценку эффективности использования производственного потенциала, обеспечение сохранности собственности предприятия.
Сочетание предварительного, текущего и последующего контроля позволяет обеспечить их наиболее высокую действенность и эффективность. Поэтому в практике контрольно-ревизионной работы следует широко использовать все формы контроля, не противопоставляя их друг другу.

По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль.
Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.
Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных.
Объектами фактического контроля являются: товарно-материальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное

производство, выполненный объем работ и т.д.

Фактический контроль не в состоянии обеспечить воссоздание всей картины хозяйственных процессов из-за отсутствия полной необходимой информации, поэтому его необходимо применять в сочетании с документальным контролем, что в конечном итоге повышает качественный уровень контрольно-ревизионной работы.

По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование и хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. Цель ревизии — получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Аудит — это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов. Цель аудита — проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателей баланса и финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аудит проводится аудиторскими организациями или аудиторами-предпринимателями, имеющими

лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования. Цель

тематической проверки — получение исчерпывающих данных,

характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не

используемых на предприятии резервов.

Тематическая проверка — один из самых распространенных способов экономического контроля, который заключается в установлении достоверности фактов совершения тех или иных хозяйственных операций. Наиболее часто данный способ контроля используется при наличии сигналов о тех или иных недостатках в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и отдельных должностных лиц либо при необходимости специального изучения отдельных вопросов этой деятельности. Например, проверка сохранности

средств предприятия, обеспечения сохранности и использования оборудования, проверка использования прибыли и фондов предприятия и т.д.

Экономический анализ — важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовым описанием. Анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

О6следование — ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д. При проведении обследования используются материалы периодической печати, письма, жалобы. Результаты обследований оформляются докладными записками, справками,

заключениями, предложениями и т.д.

Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и размера причиненного ими материального ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц. В ходе расследования широко используются как обычные, так и специфические формы контроля, допускаемые действующим законодательством и направленные на выявление истинности обвинения. По обнаруженным фактам нарушения законодательства должно проводиться беспристрастное и всестороннее расследование, результаты которого оформляются протоколами и постановлениями.
На предприятии может проводиться служебное расследование, представляющее собой проверку соблюдения работниками предприятии должностных обязанностей, а также нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность. Оно проводится в случаях установления

недостач, хищений, порчи материальных ценностей.

Хозяйственный спор — это способ установления соблюдения законности

и обеспечения законных прав предприятий в хозяйственных взаимоотношениях. Такие споры между субъектами хозяйствования разрешаются в хозяйственных судах. Правильное разрешение хозяйственных споров субъектов хозяйствования играет важную роль в обеспечении дисциплины расчетов, выполнения плановых заданий и договорных обязательств во всех звеньях экономики. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляют обычно протоколами и постановлениями.


1.2 Понятие аудита и его место в рыночной экономике


В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а
также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью.

Такой контроль принято называть аудитом. Международные нормативы

аудита определяют его как ‘независимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта, независимо от того, приносит прибыль или нет, его размера и формы организации, когда такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения’.
Аудиторская деятельность — независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций.
Становление рыночных отношений привело к появлению большого количества новых нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядок формирования себестоимости, которые не всегда своевременно и в полном объеме доводятся до предприятий. В этой связи возникла объективная необходимость создания новой формы контроля, который предусматривает не только проверку, но и консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказание правовой помощи субъектам хозяйствования и другие виды услуг, направленные на улучшение бухгалтерского учета и отчетности, повышение

эффективности их деятельности.

Целью аудита является также установление правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и стандартами. Объектом аудита является финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций всех форм собственности.
В настоящее время в экономической литературе выделяются основные

направления развития аудита:

1) смещение акцентов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультационных услуг, и в связи с этим, — усиление роли аудиторов как постоянных консультантов, владеющих полной информацией

о деятельности клиента;

2) в аудиторском заключении все больше внимания должно уделяться не только подтверждению финансовой отчетности, но и анализу и прогнозированию дальнейшего развития предприятия клиента;
3) постепенный отказ от прямой проверки правильности действий учетного персонала и оценки компетенции и профессионализма администрации клиента. Появляется необходимость в разделении аудиторской оценки

действий учетного персонала и правильности самой системы учета;

4) в аудиторской практике должны чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятия и, в связи с этим, одной из основных задач аудита должно стать выявление предпринимательского риска и риска инвесторов. Кроме того, все больше клиентов осознает необходимость отражения в аудиторском заключении будущих рисков, угрожающих предприятию;

5) усиление роли в аудиторских проверках внутреннего контроля, поэтому при проведении аудита является обязательным анализ системы внутреннего контроля с целью уменьшения аудиторского риска;

6) рост ответственности аудитора как перед клиентом, так и перед обществом в целом влечет за собой усиление контроля качества выполняемых аудитором услуг, с одной стороны, и необходимостью правовой, страховой

защиты аудитора — с другой.


1.3 Классификация аудита


В экономической литературе выделяют два основных вида аудита:

внешний и внутренний.

Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предприятию или фирме и несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами,

банками и др.).

Целью внешнего аудита является проверка достоверности информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-

хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования.

Использование членами акционерного общества, учредителями, банками, финансовыми налоговыми органами, другими юридическими и физическими лицами подтвержденной на достоверность финансовой отчетности и балансов позволяет дать объективную оценку финансового положения и платежеспособности того или иного предприятия (фирмы).
Практически могут возникать конфликтные ситуации (приукрашивание финансового положения предприятия или фирмы) между составителями информации и ее пользователями, что также вызывает необходимость

независимого контроля (аудита).
Потребность аудита вызывается еще и следующими факторами.

Пользователи информации (учредители, акционеры) часто не имеют
доступа для непосредственной оценки ее качества. Они заинтересованы в проведении независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности для получения объективной оценки реального положения дел на предприятии. Такая оценка достоверности активов и пассивов проводится аудиторами.
Учетная информация имеет большие экономические последствия. Для избежания риска и непроизводительных расходов нужно, чтобы информация была реальной и объективной. Независимый аудит позволяет успешно

решить и такую задачу.
Основными задачами внешнего аудита являются:
1) проверка и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;
2) оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству и нормативным актам Республики Беларусь;

3) определение уровня организации бухгалтерского учета, его качество,

правильность составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность и ее результаты;
4) проверка правильности исчисления себестоимости продукции,

расчета прибыли и ее распределения;

5) проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с разными

дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;

6) проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и результатов покупки и продажи валюты на валютных аукционах;
7) содействие субъектам хозяйствования при создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами: участие в обсуждении кандидатур

возможных партнеров;

8) подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектов хозяйствования;
9) оказание помощи в подъеме эффективности деятельности клиентов, защите интересов собственников и государства;
10) представление возможности аудитору высказать свое мнение по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам;
11) составление деклараций о доходах и финансовой отчетности;

12) анализ финансово-хозяйственной деятельности;
13) оценка активов и пассивов предприятия;
14) консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам;
15) постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам организации учета, налогообложения, расчетов;
16) обеспечение клиентов новейшими нормативными и инструктивными материалами, издаваемыми законодательными и правительственными органами;

17) организация правильного бухгалтерского учета у предприятий-клиентов в случаях, когда само предприятие не в состоянии организовать учет из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам;
18) восстановление учета на основе предоставленной ими первичной документации;
19) установление деловых связей с родственными аудиторскими фирмами с целью обмена опытом, проведения совместных мероприятий и подготовки

совместных методических материалов.
Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских организаций или аудиторами, занимающимися предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

Внутренний аудит выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом оценки качества информационной базы предприятия. Внешнеаудиторские службы в своей деятельности опираются на результаты

внутреннего контроля.

Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная и производственная деятельность предприятия (фирмы). Его цель — совершенствование организации и управления производством, поиск резервов

повышения эффективности деятельности предприятия.

В процессе внутреннего контроля также проверяется, насколько проведенные хозяйственные операции соответствуют требованиям нормативных документов по ведению бухгалтерского учета.

Органами внутреннего аудита являются контрольно-ревизионные управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-ревизионные службы предприятий и организаций. Они

выполняют следующие основные функции:
1) проверку состояния экономики подведомственных предприятий, организаций и учреждений;
2) анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;
3) проверку соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии;
4) упрощение структуры и удешевление управленческого аппарата;
5) контроль за сохранностью имущества предприятий;
6) выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, бесхозяйственности и установление причин и условий,

способствующих данным нарушениям;

7) контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов

повышения эффективности производства.
Для выполнения данных функций в каждом министерстве и ведомстве организована контрольно-ревизионная работа, связанная с планированием и практическим осуществлением ревизий и проверок, принятием соответствующих решений, осуществлением последующего контроля за их реализацией, проведением инструктажа и совещаний по вопросам экономического контроля, подготовкой и повышением квалификации кадров

внутреннего аудита, разработкой мероприятий по предупреждению нарушений законов и нормативных актов, а также повышению эффективности

использования производственного потенциала.

Осуществление контрольных функций внутренними аудиторами регламентируется отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами и ведомствами.

Внутренний аудит за производственной и финансово-коммерческой деятельностью предприятий, организаций и учреждений осуществляется специальными должностными лицами, состоящими в штатах контрольно-ревизионных подразделений соответствующих министерств и ведомств, численность которых устанавливается исходя из количества подведомственных предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых подлежит проверке.

Внутренний аудит - это необходимый элемент управленческого контроля на средних и крупных предприятиях. И если внутренний аудит функционирует эффективно, его материалы без проведения детальной проверки могут быть использованы внешним аудитором. Если же внутренний аудит неэффективен, внешний аудитор может дать совет по усовершенствованию его работы.

Целями внутреннего аудита в отношении учета являются: ограничение доступа к активам предприятия; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета совершаемых на предприятии хозяйственных операций; правильность формирования финансовой информации. Поэтому основными аудиторскими процедурами являются арифметическая проверка, встречная проверка, взаимный контроль документов, инвентаризации, анализ

финансовых результатов.

Аудит в зависимости от решаемых задач и поставленной цели подразделяется на финансовый аудит, согласованный или регулярный аудит,
управленческий аудит и общественный аудит.
Финансовый аудит — проверка бухгалтерского баланса и финансовой отчетности на достоверность и объективность содержащейся в них информации. При этом должно быть проверено соответствие всех документов, отражающих хозяйственные и финансовые операции требуемым стандартам, установленным положениям и нормативам. Осуществляется в основном внешними аудиторами.

Согласованный или регулярный аудит осуществляется по требованию руководства предприятия для получения информации о соблюдении конкретных процедур, норм или правил деятельности. Осуществляется в

основном внутренними аудиторами.

Управленческий (или производственный) аудит используется для проверок качества управленческой деятельности, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и перспектив его развития.

Осуществляется в основном внутренними аудиторами.
Общественный аудит (проверка) предназначен для сбора и публикации

обширной информации для широкой общественности. Такие проверки могут осуществляться по заданиям различных общественных организаций и фондов (охране окружающей среды, определению минимальной потребительской

корзины т.д.).
Аудит может быть добровольным и обязательным.

Добровольный аудит проводится по инициативе субъекта хозяйствования. Масштаб, характер, объем и содержание такого аудита определяются потребностью клиента.

Обязательный аудит предусматривается действующим законодательством, когда субъект хозяйствования обязан пригласить внешнего аудитора для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности. Ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат: коммерческие банки, страховые компании, предприятия с иностранными инвестициями; товарные и фондовые биржи; банки и небанковские финансовые организации, а также организации, осуществляющие посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам, деятельность инвестиционного фонда депозитария; открытые и закрытые акционерные общества.


2 Аудит основных средств на ЗАО «Смотекс»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
Создание «Смотекс» связано с проводившейся с середины 80–х гг. работой по освоению на текстильных предприятиях выпуска плащевых и одежных тканей, состоящих из полиэфирных нитей и смесовых пряж. Были изучены возможности применения для производства тканей такого ассортимента пряжи различных смоленских предприятий и прядильных фабрик России. Однако пряжи, производимые этими предприятиями, были невысокого качества. В связи с этим возникла необходимость создания производственных мощностей по выпуску пряж необходимого ассортимента и качества. Так как на Могилевском объединении шелковых тканей (сейчас ОАО «МоготекПервый выпуск смесовых пряж был организован на площадях Могилевского ПО шелковых тканей. Одновременно начиналось строительство прядильной фабрики.

В 1991 году создается совместное предприятие «Смотекс». Благодаря зарубежным участникам, предприятие было оснащено импортным пневмопрядильным оборудованием швейцарских и немецких фирм.

В 1996 году дополнительно установлено кольцепрядильное оборудование, позволяющее выпускать гребенную хлопчатобумажную и смесовую пряжу высоких номеров.

Кроме того, для более эффективной работы предприятия, были закуплены и установлены ткацкие станки, выпускающие ткани различного ассортимента: плащевые, одежные, подкладочные, плательные с использованием полиэфирных нитей.

За период с 1991 по 2003 год включительно совместным предприятием выпущено 30131 тонна высококачественных пряж, 80938 тыс. погонных метров суровых тканей. При этом за 1991 – 1994 г.г., когда в аренде ЗАО «Смотекс» находилось прядильное оборудование мощностью 800 тонн в год, ткацкое оборудование в количестве 787 станков, выпущено 9650 тонн пряжи и 54129 тыс. погонных метров суровых тканей. С 01.01.95 года ЗАО «Смотекс» работает только на собственных производственных мощностях и из года в год наращивает объемы выпускаемой продукции:

Выпускаемая пряжа и ткани отличаются высоким качеством, пользуются спросом у потребителей.

В дальнейшем предполагается расширять выпуск пневмопрядильной пряжи за счет реставрации устаревшего оборудования и приобретения нового.

В 1994 году установлена одна пневмопрядильная машина фирмы «Ритер» (Швейцария) опытного образца, но она настолько энергоемка ( в три раза выше, чем прядильная машина «Autokoro»), что производство пряжи на ней абсолютно нерентабельно. Машина предлагается к продаже российским производителям, имеющим невысокие тарифы по энергетике.

ЗАО «Смотекс» выпускает подкладочные, плащевые, плательные ткани, ткани для постельного белья и спецодежды из пряжи собственного производства, а также из химических и искусственных нитей и их смесей.

Основными задачами развития предприятия в перспективном периоде являются:

1) увеличение экспортных поставок и валютной выручки за счет повышения конкурентоспособности продукции, стабильного обеспечения хлопковым волокном;

2) наращивание объемов производства высококачественных пряж, суровых и готовых тканей и достижение благодаря этому сбалансированности спроса и предложения по этим видам продукции на внутреннем рынке.

Динамика основных экономических показателей ЗАО «Смотекс» за период 2008-2009 гг..

В таблице 1.1 приведена динамика основных технико-экономических показателей по ЗАО ''Смотекс'' за 2008г. и 2009г.


Таблица 1.1 - Основные технико-экономические показатели ЗАО ''Смотекс'' за 2008-2009гг.

Показатели

Ед.

измер.

2009 год

2008 год

Темп

роста, %

Выручка от реализации

а) выручка от реализации (без торговли)

тыс.

руб.

21539000

21198800

31788000

31305326

67,76

62,69

2. Объем производства:

а) в сопоставимых ценах


тыс.

руб.


23663778


35450000


71,15

б) в действующих ценах

18438000

28744000

64,15

3. Производство товаров народного потребления

тыс. руб.

6307923

9536871

66,1

4. Производство продукции в натуральном выражении:

а) готовые ткани



т. пог. м

т. кв. м



2272

3409



3268

4904



69,5

69,5

б) суровые ткани

т. пог. м

2919

5157

56,6

в) пряжа хлопковая

т

933

1693

55,1

г) пряжа смесовая

всего пряж

т

т

1667

2600

1735

3428

96,1

75,8

д) швейные изделия

тыс. шт.

50

51

98

5. Численность ППП

чел.

469

527

89

6. Среднемесячная заработная плата одного работающего ППП


руб.


342600


311000


110,16

7. Объем реализованной продукции

тыс. руб.

19335800

27693900

69,8

8. Себестоимость реализованной продукции

тыс. руб.

20338000

22760700

89,4

9. Прибыль от реализации

тыс. руб.

-1002237

-66804

-----

10. Затраты на 1 руб. реализованной продукции

коп.

105,18

100,24

104,9

11. Рентабельность реализованной продукции

%

-4,9

-0,2

-4,7

12. Себестоимость товарной продукции

тыс. руб.

19333060

28672140

67,4

13. Прибыль от товарной продукции

тыс. руб.

-895443

-71683

-----

14. Затраты на 1 руб. товарной продукции

коп.

104,86

99,75

105,1

15. Рентабельность товарной продукции

%

-4,6

0,3

-4,9

16. Экспорт продукции


тыс. USD

тыс. руб.

3643,4

7849990

4839,8

10460900

75,3

75

17. Удел. вес экспорта в общем объеме выручки

%

36,4

32,9

3,5

18. Объем валютной выручки
в том числе на расчетный счет


тыс. USD

тыс. руб.

тыс. USD

тыс. руб.

3685,2

7867902

3319,2

7086492

4855,7

10496210

4617,1

9980299

75,89

74,96

71,89

71

Справочно:

Налоги из выручки


тыс. руб.


1863000


3577858


52,1


Данные таблицы 1.1 свидетельствуют о том, что за 2009 год было

произведено товарной продукции на сумму 18438 млн. руб. в действующих ценах, темп роста к прошлому году – 64,17%, в сопоставимых ценах – на сумму 23664 млн. руб., темп роста к прошлому году – 66,8%.

Выпуск товаров народного потребления за 2009 год составил 6308 млн. руб., за прошлый год – 95,36 млн. руб., темп роста – 66,1%.

Из-за недостатка финансовых ресурсов, роста цен на сырье и услуги, предприятие в течение года постоянно испытывало недостаток в сырьевых ресурсах, что привело к снижению объемов выпуска продукции в натуральных показателях по пряже.

В 2009 году сложившаяся экономическая ситуация (постоянные неплатежи покупателей продукции) поставили перед предприятием задачу срочного изменения структуры поставок в сторону увеличения экспорта.

Поставка продукции на экспорт за 2009 год составила 3643,4 тыс. дол. США против 4839,8 тыс. дол. США за прошлый год, темп роста – 75,3%. Удельный вес экспорта в общем объеме выручки составил за 2009 год 36,4%, за 2008 год – 32,9%.

Себестоимость реализованной продукции составила за 2009 год – 20338 млн. руб., за 2008 год – 22760 млн. руб.

Убыток от реализации готовой продукции за 2009 год составил 1002 млн. руб.

Рентабельность реализованной продукции составила за 2009 год – 4,9%. Следует отметить, что за 2008 год предприятие сработало с меньшим убытком и рентабельность реализованной продукции составила – 0,2%.

Низкая рентабельность реализуемой продукции обусловлена несколькими причинами. Одной из главных причин является опережающий рост затрат на производство за счет роста цен на материальные ресурсы и услуги над ценами на готовую продукцию, которые формируются под воздействием рынка. Цены на материальные ресурсы возросли:

полиэфирное волокно – на 21%;

нити полиэфирные текстильные – на 11%;

нити полиэфирные технические – на 10%.

Цены на услуги по крашению возросли за год на 10%, выход мерного лоскута составил в среднем – 5,5%. Скидки с цены за мерный лоскут при реализации составляет 35% и 80%, а стоимость услуг по окрашиванию одинакова, как за сортовую ткань, так и за лоскут, что также ведет к увеличению затрат.

Второй важной причиной увеличения затрат является постоянная нехватка сырья для стабильной работы. Предприятие практически не имеет запасов сырья, т.е. работает, что называется «с колес». Это приводит к неплановым простоям оборудования и дополнительным перезаправкам, ведущим к снижению объемов производства. Исключив эти потери, предприятие могло бы снизить себестоимость единицы продукции на 3,2%.

Кроме того, имела место и недостаточно правильная маркетинговая политика, измененная в текущем году. Проведенные исследования позволили выйти на новых потребителей, минуя лишних посредников, что дало возможность несколько увеличить цены реализации.

На результаты финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год негативное влияние оказали следующие факторы:

1. наличие задолженности перед внешним кредитом по Германской кредитной линии;

2. наличие задолженности по Швейцарской кредитной линии

Процентная нагрузка для предприятия по полученным иностранным кредитам повлекла отвлечение оборотных средств на погашение иностранных кредитов, что привело к тому, что предприятие на протяжении длительного времени испытывает недостаток собственных оборотных средств.

За данные кредитные ресурсы предприятие приобрело в 1993-1995 годах основное технологическое оборудование для производства высококачественных пряж. На данный момент процент износа оборудования составил более 60%. Общий износ основного технологического оборудования составляет более 80%, в результате, при имеющейся на погашенной задолженности по иностранным кредитам, оборудование морально устарело, что требует дополнительных инвестиционных вложений.

Основным собственным источником служит амортизационный фонд.

Предприятие не допускает задолженности по платежам в бюджет и

внебюджетные фонды, за энергоносители.

    1. Проведение аудита на ЗАО «Смотекс»

  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации