Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста - файл n1.doc

Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста
Скачать все файлы (107.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc108kb.30.03.2014 06:48скачать

n1.doc



Министерство образования и науки

Российской Федерации

ГОУ ВПО

Череповецкий государственный университет

Институт педагогики и психологии

Кафедра дефектологического образования

Реферат на тему:

Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста.


Череповец – 2012

Оглавление

  1. Понятие, причины и виды тревожности………………………………….3

  2. Проявление тревожности у детей дошкольного возраста……………….4

  3. Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста…………...…6

    1. Тест детской тревожности американских психологов (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.)……………………………………………………………………….6

    2. Тест-опросник Спилбергера-Ханина…………………………………….…..9

    3. Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка". ……………………………………………………………………...10

Список литературы……………………………………………………………….…12
1. Понятие, причины и виды тревожности.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

Зигмунд Фрейд выделял в три вида тревожности:

  1. Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.

  2. Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.

  3. Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью идущей от Супер-Эго.

По cфере возникновения различают:

  1. Частную тревожность — тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)

  2. Общую тревожность — тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

По адекватности ситуации различают:

  1. Адекватную тревожность — отражает неблагополучие человека.

  2. Неадекватную тревожность (собственно тревожность) — тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.

До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врождённую, частично приобретённую природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек, в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает её.

Неофрейдисты считают основной причиной тревожности неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану).

Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства. [6]

Тревожность может являться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом его развития. Входит в качестве одного из основных компонентов в "посттравматический синдром", т. е. комплекс переживаний, обусловленных пережитой психической и/или физической травмой. Среди других видов психических расстройств с тревожностью связаны также фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др.[ 1]
2. Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают следующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные тревожности" являются следствием наиболее значимых социальных потребностей.

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации. [5]


  1. Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста.

3.1. Тест детской тревожности американских психологов (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.)

Авторы: Тэммл Р.   Дорки М.   Амен В.

Возраст: Дошкольный 4-5 лет, Дошкольный 5-7 лет, Младший школьный. Для детей 5 – 11 лет.

Предмет диагностики: Исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Плюсы:

Методика позволяет проводить количественный и качественный анализ данных. Валидизация методики показала высокий уровень ее валидности. Уровень тревожности, определяемый на основании методики, высоко коррелирует с уровнем тревожности, полученным на основании отзывов воспитателей и учителей начальных классов (p =0, 56), надежность методики также весьма значительна (r =0, 56)

Общее описание:

Тест позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми

Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, в школе.

Методика Теммл-Дорки-Амен включает в себя методическое руководство, протоколы, стимульный материал, состоящий из 14 рисунков размером 8.5х 11 см, инструкцию по количественной и качественной обработке результатов и нормативные показатели.

Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик).

Методические рекомендации: рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго определенном порядке один за другим. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию и одним предложением описывает ситуацию на картинке. Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу. Количественный анализ позволяет определить индекс тревожности ребенка, а качественный – определить конкретные ситуации, в которых ребенок проявляет наибольший уровень тревожности.

Каждый ответ ребенка необходимо анализировать отдельно, это даст возможность делать выводы об относительно возможном характере эмоционального опыта ребенка в данной или подобной ей ситуации.

В методике используются рисунки, которые могут иметь двоякое толкование. Они несут основную «проективную» нагрузку, т. е. то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, что и будет указывать на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.

На основании данных таблицы строится график, показывающий уровень тревожности у детей.

При обработке результатов психолог подсчитывает общее количество, выбранных ребенком «улыбающихся лиц» и «печальных». Чем выше количество «улыбающихся лиц», тем ниже уровень индекса тревожности ребенка.

А) Высокий уровень тревожности.

(индекс тревожности более 50 %)

Б) Средний уровень тревожности.

(индекс тревожности от 20 до 50 %)

В) Низкий уровень тревожности.

(индекс тревожности от 0 до 20%) [2]

Протокол к методике «Тест детской тревожности»

Дата проведения обследования. Данные обследования________

Варианты________

(для мальчиков, девочек)

Номер и содержание рисунка

Высказывание ребёнка (примеры)

Лицо весёлое

Лицо

печальное

1.    Игра с младшими детьми

 

 

 

2.    Ребёнок и мать с младенцем

 

 

 

3.   Объект агрессии

 

 

 

4.    Одевание

 

 

 

5.Игра со старшими детьми

 

 

 

6.    Укладывание спать в одиночестве

 

 

 

7.    Умывание

 

 

 

8.    Выговор

 

 

 

9.    Игнорирование

 

 

 

10. Агрессивное нападение

 

 

 

11. Собирание игрушек

 

 

 

12. Изоляция

 

 

 

13. Ребёнок с родителями

 

 

 

14. Еда в одиночестве

 

 

 

[3]

3.2. Тест-опросник Спилбергера-Ханина.

Цель: дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность - СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ).

Описание: опросник по исследованию тревожности состоит из 40 утверждений: 20 предназначены для оценки СТ и 20 для оценки ЛТ.

Процедура проведения: Исследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается сначала бланк с вопросами направленными на изучение ситуативной тревожности, а затем бланк с вопросами направленными на изучение личностной тревожности. В опроснике нужно оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выраженности.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент (обычно). Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка результатов: подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой шкале. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20.По некоторым пунктам баллы начисляются в обратном порядке, это пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11. 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности.

3,5 – 4,0 балла – очень высокая тревожность;

3,0 – 3,4 – высокая тревожность;

2,0 – 2,9 – средняя тревожность;

1,5 – 1,9 – низкая тревожность;

0,0 – 1,4 – очень низкая тревожность.

При низком уровне тревожности необходимо проанализировать отдельные пункты, характеристики. [4]
3.3. Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка".

Данная методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов. [4]

Список литературы


  1. Клиническая психология. Словарь А. М. Прихожан.// http://slovari.yandex.ru/;

  2. Методика Теммл-Дорки-Амен.// http://www.childpsy.ru/ ;

  3. Методика Теммл-Дорки-Амен. // http://www.psihologu.info/ ;

  4. Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М; Тест-опросник Спилбергера-Ханина. // http://www.vseodetishkax.ru/;

  5. Проявление тревожности у детей.// http://wiki.uspi.ru/.

  6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1989;



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации