Ответы к экзамену по дисциплине Психология детей с умственной отсталостью - файл n1.doc

Ответы к экзамену по дисциплине Психология детей с умственной отсталостью
Скачать все файлы (206 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc206kb.27.01.2014 00:14скачать

n1.doc

  1   2   3
УО.

1. Предмет, задачи, методы олигофренопсихологии.

Псих.уо детей — одно из направлений спец.психологии, рассматривающее динамику познават.д-ти и личности уо д дшк и школьн возрастов. УО называют такого ребенка, у кт имеется стойкое

нарушение познават.д-ти вследствие органических повреждений ГМ. Олигофренопсихология, как дисциплина психолого-педагогического блока научных знаний, находится в тесных внутрисистемных связях с олигофренопедагогикой, патопсихологией и другими науками, такими как философия, детская неврология и психиатрия, физиология, внд, дет, возр.и спец.псих, общая и специальная педагогика, социология.

Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.

Предмет - особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

Задачи псих.УО (определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт,

присущих психике уо дет, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положит. возможностей, обусловливающих развитие ребенка и его способность социально адаптироваться.)

-Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с недоразвитием интеллекта.

-Изучение специфики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью.

-Изучение особенностей личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

-Разработка методов психологической диагностики умственного развития детей.

-Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

-Разработка психологических основ интеграции детей с недоразвитием интеллекта в социум.

Псих.УО непосредственно связана с решением проблемы дифференциальной диагностики и с вопр. коррекц-направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку УО уч-ка к интеграции в окруж.среду. Современная психология выделяет основные и дополнительные методы изучения психики. Основными являются наблюдение и эксперимент. Среди дополнительных выделяют метод тестов, метод опроса, метод моделирования, анализ продуктов деятельности и т.д. Наблюдение применяется достаточно широко, т.к. не требует создания особенных условий для проведения изучения и понимания инструкции испытуемыми. Эксперимент как метод используется реже, т.к. существуют ограничения по возрасту испытуемых, сложности в понимании инструкции умственно отсталыми детьми, возможно возникновение "эффекта присутствия экспериментатора и, соответственно, искажения результатов.
2. Понятие умственной отсталости, ее существенные признаки.

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Степень выраженности дефекта существенно зависит: от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития.(это м.б: инфекционные заболевания, интоксикации, заражение плода различными паразитами, травматические поражения, родовые травмы, асфиксия, воспалительные заболевания мозга, радиация, алкоголизмом или наркоманией родителей)

У уо детей на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.

Дефектной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. Восприятие их может страдать из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия. Отмечается замедленный темп восприятия. уо детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). уо дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Для уо характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом уо начинают различать цвета. Отличительной чертой мышления уо является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок и довольны собой, своей работой. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у уо имеют специфические особенности, т.к формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. У уо более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Это связано с тем, что уо дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. уо проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении ЭВС, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний, эмоции неустойчивы, возможна неадекватная реакция на происходящие события.
3. Клинические формы умственной отсталости.

В зависимости от сопровождающих синдромов, умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы. Эти формы разнообразны, но лишь немногие из них встречаются настолько часто, что представляют общий интерес. Одна из наиболее распространенных форм – синдром Дауна, выявляемый более чем у 10% умственно отсталых, госпитализированных в психиатрических учреждениях. Больные с этим синдромом обычно физически недоразвиты, низкорослы, у них маленькая округлая голова, характерные аномалии лица и рук, узкие раскосые глаза, придающие больным внешнее сходство с лицами монголоидной расы. Отсюда первоначальное название заболевания – монголизм. Это название ошибочно, так как синдром Дауна встречается у представителей всех рас. Примерно с той же частотой выявляется умственная отсталость, связанная с детским церебральным параличом.

Другие формы умственной отсталости сравнительно редки: они встречаются не более чем у 1% лиц, госпитализированных в психиатрические стационары. Для микроцефалии характерен маленький клиновидный череп со скошенным лбом. При гидроцефалии происходит накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга вследствие нарушения ее всасывания или блокады путей оттока; в результате мозг растягивается, его извилины сглаживаются, а размеры черепа увеличиваются. При недостаточности гормонов щитовидной железы развивается кретинизм, который легко диагностировать по таким признакам, как уплощенное, широкое лицо, грубая толстая кожа, короткие кривые ноги, низкорослость. Фенилкетонурия приводит к умственной отсталости, обусловленной наследственным нарушением обмена веществ. Другим примером наследственного метаболического заболевания может служить болезнь Тея – Сакса, характеризующаяся прогрессирующей слепотой, худобой конечностей и задержкой умственного развития.
4. Степени умственного недоразвития при олигофрении.

В зависимости от глубины психического дефекта при олигофрении выделяют три степени психического недоразвития: дебильность (75%), имбецильность(20%) и идиотию(5%), что имеет важное практическое значение для определения возможности обучения и социальной адаптации таких детей.

Дебильность – легкая степень психического недоразвития (IQ=50-70). При хорошем внимании и хорошей механической памяти дети способны к обучению по специальной программе вспомогательных школ, основанной на конкретно-наглядных методах обучения, овладевают определенными трудовыми навыками и могут проявлять самостоятельность в несложных трудовых процессах. Обычно умственное недоразвитие с годами становится менее заметным. В речи употребляется фразовая речь, но фразы примитивны, речь страдает аграмматизмамиь Мышление имеет наглядно-образный характер. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети затрудняются в их сравнении. При обучении счету с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания. С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности, слабость инициативы. Отмечается недостаточность тонких, дифференцированных движений, выразительности мимики. Довольно часты разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки цереброэндокринные расстройства.

Имбецильность – средняя и выраженная степень умственной отсталости (IQ =20-50). Мышление имбецилов конкретно, непоследовательно, туго подвижно. Образование отвлеченных понятий недоступно. Запас сведений и представлений ограничен узким кругом бытовых вопросов. Резкое недоразвитие восприятия, внимания, памяти. Речь аграмматична, словарный запас беден и состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Имбецилы необучаемы по программе вспомогательных школ. При относительно хорошей механической памяти некоторые из них могут овладеть буквами и порядковым счетом, но пользуются ими механически. Чтение носит механический характер; понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Им доступны навыки самообслуживания и элементарные трудовые процессы. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом, физическим трудом Повышенная внушаемость и подражательность нередко способствуют проявлению асоциальных форм поведения. У имбецилов относительно сохранны простые, непосредственные эмоции, а также и проявления сочувствия, стремление помочь. Имеются у таких больных и зачатки самооценки: переживание своей физической слабости, моторной неловкости.

Идиотия – самая глубокая умственная отсталость (IQ менее 20), при которой почти полностью неразвиты мышление и речь. Реакция на окружающее резко снижена, восприятия слабо дифференцированы. В обращенной речи воспринимают не смысл, а интонации и сопровождающие речь мимика и жесты. Эмоции элементарны и в основном определяются инстинктивной жизнью – чувством удовольствия и неудовольствия. Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике. Статические и локомоторные функции грубо недоразвиты, многие больные не умеют стоять и ходить. При идиотии обычно наблюдаются грубые дефекты физического развития и выраженные неврологические симптомы.

У них не развиваются навыки опрятности и самообслуживания.
5. Этиология умственной отсталости.

внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в 1-е месяцы (или годы) его жизни.

Наиболее распр. из них являются следующие:

1)тяжелые инфекционные заболевания, кт.женщина переносит во время беременности, -

вирусные гриппы, краснуха и др.;

2)различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие

под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного лекарств. Они могут изменить развитие плода;

3)тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;

4)заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери.

5)травматические поражения плода, (удара или ушиба). УО мб следствием:

родовых травм,возник.в рез-те наложения щипцов, Длительная асфиксия во время родов

Внутр. причины: фактор наследственности. (генетические формы уо). несовместимости крови матери и реб.в хромосомных заболеваниях. наруш.белкового обмена в организме.

воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей


6. Закономерности олигофренического дефекта.

Л.С. Выготский сформулировал важнейшие теоретические положения, которые легли в основу всего специального образования:

1) Нарушение одного из звеньев психики нарушает функционирование всей системы.

2) Широта ближайшей зоны развития определяет обучаемость ребенка.

3) Как биологический, так и социальный фактор оказывают влияние на ход психического развития ребенка.

4) При различных нарушениях первичным дефектом обычно является органическое поражение нервной системы, а вторичным - нарушение той или иной психической функции.

5) Необходимо подчинить специальные методики обучения социальным, т.е. общеобразовательным.

6) Высшие психические функции формируются в процессе взаимодействия ребенка со взрослым в ходе различных видов деятельности.

7) В раннем возрасте нервная система ребенка отличается пластичностью, что позволяет более успешно компенсировать нарушения развития.

Обозначенные общие закономерности проявляются в процессе психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Например, формирование высших психических функций у детей с умственной отсталостью происходит специфично, но в тех же условиях, что и при нормальном развитии, т.е. в процессе взаимодействия со взрослыми.

Г.Е.Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении: 1)тотальность нервно-психического недоразвития и 2) его иерархичность.
«тотальность» означает, что в состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции, начиная от врожденной несформированности ряда внутренних органов (порок сердца, нарушение строения желудочно-кишечного тракта и других систем), недоразвития роста, костной, мышечной и других систем, несформированности сенсорики и моторики, эмоций и кончая недоразвитием высших психических функций, таких, как речь, мышление, формирование личности в целом. Однако принцип тотальности психических нарушений при олигофрении нуждается в известных ограничениях, когда это касается легких форм умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать. Чаще всего это наблюдается в области сенсомоторного интеллекта.
«Иерархичность» нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. При олигофрении речь нарушена всегда, но не всегда в большей степени.(интеллект не развивается – не развивается функция – интеллект не развивается и далее по кругу)
7. Особенности психического развития детей при олигофрении.

В ходе изучения детей раннего возраста специалистами-дефектоло­гами установлено, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций. развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости, раздражительности. У новорожденных малышей позднее в сравнении с нормально развивающимися детьми возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми. В дальнейшем у них не возникает интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая. Умственно отсталые дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, у них нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, а также выделение одних предметов из ряда других. Как следствие у данной категории детей не появляются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми, и, в частности, доречевые средства общения. В целом умственно отсталый ребенок в раннем возрасте уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии: сензитивный период формирования многих психических процессов упущен; развивающее воздействие взрослого, как правило, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Отставание в развитии нервной системы и психики от нормальных показателей на 2–3 недели в момент рождения далее нарастает, подобно снежному кому, и к 4 годам уже составляет 1,5–2 года.
8. Олигофрения как врожденная и рано приобретенная патология развития.

Олигофрения (малоумие) — врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофрению) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с распадом психической деятельности.

Общая характеристика. Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного. Олигофрения — клинически одно родная группа заболеваний различной этиологии, объединяемых двумя обязательными признаками:

1) психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности;

2) отсутствием прогредиентности (нарастание позитивных или негативных симптомов).

Динамика олигофрений связана с возрастным развитием (эволютивная динамика) с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов.

К олигофрениям не следует относить врожденные или возникающие в детстве прогредиентные заболевания, сопровождающиеся слабоумием, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией, а также вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. д.

Олигофренами не являются малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с истощающими заболеваниями или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, эмоциональная депривация).

Во многих странах олигофрения объединяется с различными формами рано возникшей деменции и задержками психического развития под обобщающим названием «умственная отсталость». Основным диагностическим критерием умственной отсталости считается количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам (интеллектуальный коэффициент — IQ). В 15-м докладе Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по психогигиене (1967) указаны следующие критерии: легкая умственная отсталость — IQ = 50-70; средней тяжести — IQ = 35-50; резко выраженная — IQ = 20-35; глубокая — IQ меньше 20.
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации