Заморская Т.В. Психология одаренности детей и подростков - файл n1.doc

Заморская Т.В. Психология одаренности детей и подростков
Скачать все файлы (569 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc569kb.30.03.2014 06:18скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Тамбовский областной институт повышения квалификации

работников образования
КУРС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСКОВ»

Тамбов, 2007

ББК

З


Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент, зам. директора Института психологии ТГУ им. Г.Р. Державина

Гущина Т.И.

Педагог-психолог высшей категории МОУ СОШ №20 г. Тамбова

Юдина И.Г.

З

ЗАМОРСКАЯ Т.В. КУРС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСКОВ» - Тамбов: ТОИПКРО: 2007.- с.
Автор-составитель: Заморская Т.В., – зав. кафедрой педагогики и психологии ТОИПКРО, канд. психол. наук, доцент


©ТОИПКРО, 2007

©Заморская Т.В.

Cодержание

Введение
1. История развития исследований проблемы способностей, одаренности

2. Одаренность как психолого-педагогический феномен

3. Особенности выявления и диагностики одаренных детей и подростков



4. Основные подходы, принципы и стратегии обучения детей с признаками одаренности
5. Возможности проведения коррекционно-развивающей работы со способными, одаренными детьми и подростками
6. Подготовка педагогических работников к работе с одаренными, способными обучающимися
Рекомендуемая литература

Приложение
Введение
Коренные преобразования в обществе выдвигают на первый план вопросы обучения и воспитания социокультурной элиты, которая будет определять будущее России. Для этого необходимо выработать совершенно иной научно-исследовательский подход к выявлению, развитию, обучению и воспитанию особо одаренных детей и подростков.

В настоящее время деятельность специалистов системы образования по выполнению Федеральной программы «Одаренные дети» не только в Тамбовской области, но и в целом по России, связывается в основном с расширением сети образовательных учреждений повышенного уровня содержания образования (гимназии, лицеи, колледжи и т.д.), ростом количества разнообразных соревнований, конкурсов и олимпиад. Но это скорее количественные показатели работы по данному направлению. В качестве приоритетной цели в Федеральной программе «Одаренные дети» определяется качественное преобразование поиска, развития и поддержки одаренных детей. Однако мы вынуждены констатировать, что до сих пор работа различных учреждений системы образования, направленная на поиск, развитие и воспитание одаренных детей, носит бессистемный, а часто эпизодический характер.

При работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, теоретических подходов, образовательных технологий и типов образовательных учреждений, а также малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми, поэтому актуализировалась проблема разработки материалов для дистанционного обучения по проблеме «Психология одаренности детей и подростков». Необходимо разработать данные вопросы не только как фундамент для решения проблемы обучения и развития одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие потенциала таких детей в целом.

Предлагаемый материал разработан на основе анализа исследований проблемы детской одаренности зарубежных и российских ученых (Богоявленская Д.Б. Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б.), материалов «Рабочей концепции одаренности» ( 2003 г.), областной концепции «Одаренные, способные дети», а также методических и практических разработок педагогов-психологов и самого автора-составителя.

В обучающем материале предложен целостный подход к пониманию сложного и многоаспектного явления детской одаренности. Мы пытались отойти от житейского понимания одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию и трактовке одаренности как системного качества.

Бесспорно, что процесс выявления, развития и обучения одаренных детей должен представлять собой единую систему. Ни одна из предложенных форм и методов работы не может являться самоцелью или выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Реализация предложенных подходов предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, предполагает выработку соответствующих форм и методов подготовки педагогических работников к работе с одаренными, способными детьми. Полагаем, что разработанные материалы могут служить методической предпосылкой обновления содержания и разработки новых форм и методов работы с одаренными детьми в Тамбовской области.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников по проблемам психологии способностей, одаренности детей и подростков.

Задачи:


Предполагаемые результаты обучения
В результате дистанционного обучения педагогические работники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:

- определять сущность, трактовку и содержание понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»;

- выделять виды и признаки одаренности, способностей; определять факторы, влияющие на становление личности одаренного, способного ребенка;

- владеть методами выявления одаренных, способных детей и подростков;

- знать направления управленческих и педагогических стратегий по организации работы с одаренными детьми;

- владеть основными подходами обучения детей с признаками способностей, одаренности;

- уметь использовать современные технологии в воспитании и обучении способных, одаренных детей и подростков.


Модуль «Психология одаренности детей и подростков»

М-1

История развития исследований пробле- мы способностей, одаренности








М-2

Одаренность как психолого-педагогический феномен
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации