Ответы к экзамену по методологии психологии - файл n1.doc

Ответы к экзамену по методологии психологии
Скачать все файлы (590.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc591kb.30.03.2014 04:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ (экзамен)


  1. Определение методологии науки. Рефлексивный характер методологического знания. Понятие метода в широком и узком смысле. (Корнилова Т.В., Смирнов С.Д.)

Метод – (в узком смысле) реализация теоретических представлений в практической организации исследования посредством соответствующих приемов и процедур. Метод – (в широком смысле) путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний. В общей методологии науки есть положение: любая система объективного знания может стать методом, т. е. метод – удостоверенная практикой теория, используемая для получения нового научного знания (любой закон науки, будучи познанным, выступает и как принцип и как метод познания). Метод неотделим от теории, это теория в действии.

Методология (М.) – совокупность приемов, способов и принципов познавательной деятельности, обеспечивающая получение объективного знания, т.е. то, благодаря чему получается объективное научное знание (а не только сумма методов и методик, при помощи кот. проводят исследования). Понимания методологии:

      • рефлексия теории познания, понимания метода как пути познания, опирающемся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаниях;

      • учение о системе методов как реализации опред. познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющем организацию иссл-я, которыми проверяется правдоподобие (или истинность) теории или теор. гипотезы.

М. – особая форма рефлексии, самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающая анализ предпосылок и оснований научного познания, методов; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.

В конкретной науке М. включает: предмет науки, критерии, кот. ограничивают ее предмет, от предметов смежных наук, ее основные методы и концепцию, анализ объяснительных принципов науки, ее связи с др. науками, критическая оценка получаемых результатов, оценка уровня и перспектив развития и др.

Виды и формы рефлексии научного знания:

1) объективная рефлексия – один из видов и даже методов познания, гл. особ. является направленность на само знание, на процесс его получения. Напр., рефлексия над наукой. 2) субъективная рефлексия – самонаблюдение как познание себя.

Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета, за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания.

Важнейший механизм приращения знания - превращение некоторого неявного знания (совокупности предпосылок и допущений, стоящих «за спиной» тех или иных формулировок) в знание явное, прямо формулируемое.

Зарождение науки связано с переходом от дорефлективных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.

С начала 20 в. резкое расширение рефлексии над наукой:

1) Онтологизм (эмпиризм или класс. наука) – сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения.

2) Гносеологизм (неклассич. стадия науки) – множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания).

Истинность знания оценивается по его адекватности задаче, а не близостью к абс. истине.

3) Методологизм (постнеклассическая стадия)- наиболее характерный тип рефлексии современной науки. Направленность на средства познания в широком смысле (см. «методология» и «метод»). Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство.


  1. Соотношение понятий "философия", "мировоззрение", "наука", "методология". (Корнилова Т.В., Смирнов С.Д.)

Решении вопроса о соотношении философии и науки:

Философия специфически теоретическими средствами (и это обстоятельство определяет ее глубокую общность с наукой) выполняет мировоззренческую функцию. Это высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систематической форме.

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Вопрос об отношении человека к объективной реальности и ее отношении к нему.

Мировоззренческий аспект может иметь любое знание. Но для этого нужна особая работа, выполняемая — сознательно или не­осознанно — носителем мировоззрения, придание знанию не только объективного, но и субъективного значения.

Мировоззрение включает в себя не только философские положения, но и положения частных наук, опирается на всю духовную культуру и впитывает в себя, синтезирует в себе отражение всех форм и аспектов общественного бытия сквозь призму основного мировоззренческого вопроса об отношении человека к миру.

Задача философии - анализ совокупного содержания мировоззрения, раскрытие его общей основы и изложение его в виде обобщенной логической системы.

Философия и наука: Философия вскрывает и наиболее общие законы развития природы и общества. Использует свои специфические методы, не сводящиеся к специально-научным методам исследования (пример: рефлексия). Сопоставляет тип ориентации, задаваемый наукой, и все иные типы ориентации

Философия и культура: 1) Опирается не только на науку, но и на всю совокупность духовной культуры, общественной практики, в которой наука является лишь одной из форм кристаллизации человеч. опыта 2) является самосознанием культуры

Именно ассимиляция философией всего богатства человеч. опыта позволяет ей задавать ориентиры самой науке и даже часто выполнять содержательно эвристическую функцию. Методологический анализ науки включает в себя и ряд других уровней, помимо философского.

Науковедение — дисциплина, изучающая организационную специфику научной деятельности и ее институтов, осуществляющая комиплексный анализ научного труда, деятельности по производству научных знаний. Науковедение включает: вопросы структурных единиц науки (дисциплинарное строение науки, организация междисциплинарных исследований), факторы эффективности работы научных коллективов, вопросы социологии и социальной психологии науки, наукометрии, психология ученого, этические проблемы научной деятельности. Часть этих вопросов носит методологический характер, но это внешняя неспецифическая рефлексия над наукой, социально-организационные проблемы.


  1. Виды, формы и типы рефлексии научного знания. (Корнилова Т.В., Смирнов С.Д.)

Рефлексия (Р.) — один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание, на процесс его получения. Р явл. самопознанием коллективного или индивидуального субъекта.

1) объективная рефлексия – один из видов и даже методов познания, гл. особ. является направленность на само знание, на процесс его получения. Напр., рефлексия над наукой. 2) субъективная рефлексия – самонаблюдение как познание себя.

Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета, за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания.

Важнейший механизм приращения знания - превращение некоторого неявного знания (совокупности предпосылок и допущений, стоящих «за спиной» тех или иных формулировок) в знание явное, прямо формулируемое. Такой переход, не остается без последствий для самого знания, он ведет к его уточнению, часто к отказу от некоторых неявно принимавшихся предпосылок. То, что раньше казалось ясным, интуитивно понятным и простым, в результате Р. оказывается достаточно сложным, проблематичным или ошибочным. При этом Р. одновременно порождает новое неявное знание, которое, тоже м.б. отрефлексировано и т. д. Но при этом всегда необходима некоторая «смысловая рамка», кот. выполняет роль средства рефлексирования, а сама при этом не рефлексируется. Р. явл-ся одной из наиболее существенных черт науки. Зарождение науки связано с переходом от дорефлективных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.

Рост саморефлективности научно-теоретического мышления связан с усложнением средств познавательной деят-ти, ростом кол-ва звеньев посредников м-у верхними этажами теории и ее эмпирическим базисом, появляются новые компоненты в самой системе научного знания: теоретической рефлексии над логической структурой и познавательным смыслом тex концептуальных систем, которые отображают объективную реальность. Именно эти компоненты в своей развитой форме и составляют «тело» М. как особой отрасли человеческого знания. С начала 20 в. резкое расширение рефлексии над наукой:

1) Онтологизм (эмпиризм или класс. наука) – сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения.

2) Гносеологизм (неклассич. стадия науки) – множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания).

Истинность знания оценивается по его адекватности задаче, а не близостью к абс. истине.

3) Методологизм (постнеклассическая стадия)- наиболее характерный тип рефлексии современной науки. Направленность на средства познания в широком смысле (см. «методология» и «метод»). Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство.


  1. Структура методологического знания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации