Творческая работа №1 Отличия документов Этический кодекс психолога образования (ФПО России, 2003) и Этический кодекс психолога (РПО, 2012) 12/5/13 - файл n1.doc

Творческая работа №1 Отличия документов Этический кодекс психолога образования (ФПО России, 2003) и Этический кодекс психолога (РПО, 2012) 12/5/13
Скачать все файлы (54.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc55kb.30.03.2014 02:49скачать

n1.doc

Мартынюк (Балыбина) К.С.

ПО 2.2

Творческая работа №1 Отличия документов «Этический кодекс психолога образования» (ФПО России, 2003) и «Этический кодекс психолога» (РПО, 2012)

Введение

В современном мире происходит всё большее разделение на узкие специализации, и тем, чем раньше занимался один широкопрофильный специалист, сейчас должны заниматься несколько человек различных специальностей. Потому важно видеть и понимать разницу в их работе. В мире всё имеет свои правила, законы. И профессия - не исключение. Потому, исходя из сказанного, важно понимать специфику того направления, которым занимаешься. В данной работе рассмотрены документы: «Этический кодекс психолога образования» (ФПО России, 2003) (далее - Экпо) и «Этический кодекс психолога» (РПО, 2012) (Далее - ЭКП), а также их ключевые отличия.

Основная цель работы - найти отличия в документах.

Задача - анализ оных.

Сравнение

Первым и главным отличием является база, на которой основываются документы:

Экпо составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Экп составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года

«О персональных данных», Уставом Российского психологического общества,

Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной

медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских

исследований с участием людей в качестве субъектов исследования»,

международной Универсальной декларацией этических принципов для

психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации

психологических ассоциаций.
Т.е. Экп связан непосредственно с законами РФ, в то время как согласно Экпо психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

Далее речь пойдёт о контроле выполнения кодекса.

В Экпо для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
В то время как в Экп консультативным и регулирующим органом Российского психологического

общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический

комитет Российского психологического общества.

Т.е. в Экпо комиссия является событием временным, а в Экп - отдельный и стабильно функционирующий орган. Следовательно в Экп прописаны также санкции при нарушении кодекса и их варианты. В случае Экпо это сугубо индивидуально.

Теперь перейдём к наиболее интересному и важному отличию: составу Кодекса.

(см. сл. стр.)

При анализе я позволила себе обобщить некоторые пункты, в результате чего была получена сх

+ ?





= =






= =



? ?


Хотелось бы пояснить.

Прочитав основные принципы я нашла, что принцип уважения включает в себя принципы благополучия и конфиденциальности, но помимо прочего Самоопределение Клиента и Осведомленность и добровольное согласие Клиента т.к. психолог образования, имеющей в качестве клиента по большей части ребёнка, за которого ответственность несут родители и он не может обладать теми же ресурсами для самоопределения, профессиональные отношения. Потому принцип уважения является более полным, но менее адаптированным на "детскую аудиторию".

Принципы компетентности и ответственности схожи в обоих кодексах.

Принцип честности также является более полным, т.к. включает в себя и экономическую сторону вопроса (честность).

Далее мы сталкиваемся с 3 пунктами, которых нет в составе Экп, но они на мой взгляд не менее важны:

  1. Принцип этической и юридической правомочности.

  2. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

  3. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования


1) Принцип этической и юридической правомочности

"Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности." - это обоснованно, т.к. кодекс изначально не базируется на законодательной базе и может + может быть модифицированным согласно местным законам.

"В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса." Это имеет смысл, потому что этические принципы призваны обеспечить:



2) Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

1. "В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов." - вполне обоснованно, т.к. в руках непрофессионала она может быть губительной.

2. "Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога." Логично.

З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

Странно, что этого принципа нет в Экп.

3) Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

Этот принцип важен именно для Экпо потому, что в отличие от Экп, где клиент - взрослый человек, в роли клиента - ребёнок, который может не осознавать потребность в психолого-педагогической поддержке, потому очень важно общаться с ним либо его представителями (родителями) о целях и результатах обследования.

Заключение.

Проанализировав «Этический кодекс психолога образования» (ФПО России, 2003) и «Этический кодекс психолога» (РПО, 2012) я пришла к выводу, что эти документы имеют очень много общего, но со спецификой направления, что делает работу специалиста более гибкой, чем если бы они были идентичны. Однако, при всех положительных чертах, мне кажется, что оба имеют недоработки, которые можно было бы с корректировать. Например - добавить в Экп Принцип квалифицированной пропаганды психологии, но внести экономическую сторону из Принципа уважения и создание комитета по Экпо. Сейчас многие психологи пишут научно-популярные книги, а психологи образования открывают свои центры, а потому корректировка должна идти каждый год. Наука не стоит на месте. Надеюсь, что вскоре ситуация изменится в лучшую сторону.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации