Ревяко Т.И., Трус Н.В. (сост.) Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств - файл n1.doc

Ревяко Т.И., Трус Н.В. (сост.) Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств
Скачать все файлы (1809 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1809kb.30.03.2014 01:25скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Научно-популярное издание


КАТАСТРОФЫ СОЗНАНИЯ
серия "Энциклопедия преступлений и катастроф"


САМОУБИЙСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ, РИТУАЛЬНЫЕ, БЫТОВЫЕ, СПОСОБЫ САМОУБИЙСТВ
Серия основана в 1996 году
Подготовка текста Ревяко Т. И., Трус Н. В.


Новая книга серии "Энциклопедия преступлений и катастроф" "Катастрофы

сознания" освещает вопросы религиозных, ритуальных, бытовых самоубийств.

Книга насыщена многочисленными примерами гибели величайших людей, а также

массовыми катастрофами человеческого сознания.
К 6160890000
ISBN 985-6274-67-2
(C) Литература, 1996


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

РЕЛИГИИ О САМОУБИЙСТВАХ

ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТЕЙ К СУИЦИДУ

СЕНЕКА О САМОУБИЙСТВЕ

ДОСТОЕВСКИЙ О САМОУБИЙСТВЕ

АЛЬБЕРТ КАМЮ О САМОУБИЙСТВЕ

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ САМОУБИЙСТВ

ОДИНОЧЕСТВО

НЕРАЗДЕЛЕННЫЕ ЧУВСТВА

КОНФЛИКТ В СЕМЬЕ

РАЗРУШЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

САМОУБИЙСТВА ИЗ ЧУВСТВА ДОЛГА

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВА

КАТЕГОРИИ ЛЮДЕЙ, НАИБОЛЕЕ ПОДВЕРЖЕННЫХ САМОУБИЙСТВАМ

АКТЕРЫ

ПОЛИТИКИ

ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ
ЧАСТЬ I. РИТУАЛЬНЫЕ САМОУБИЙСТВА
СУТТИ - ОБРЯД САМОСОЖЖЕНИЯ ВДОВЫ НА ПОГРЕБАЛЬНОМ КОСТРЕ МУЖА В ИНДИИ

ДИКША - РЕЛИГИОЗНОЕ САМОУБИЙСТВО В ИНДИИ

ХАРАКИРИ

СУЩНОСТЬ ОБРЯДА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБРЯДА

РАЗВИТИЕ ОБРЯДА И ЕГО РИТУАЛ У ЯПОНЦЕВ

ОБРЯД САМОУБИЙСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

КЛЕОМЕН III

ГАЙ ГРАКХ

БРУТ

САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ

САМОУБИЙСТВА ХРИСТОФОРОВЦЕВ

САМОУБИЙСТВА СЕКТАНТОВ "НАРОДНОГО ХРАМА"

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКТЫ "АНАНДЫ МАРГА"

САМОУБИЙСТВО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЕКТЫ "ВЕТВЬ ДАВИДОВА"

САМОУБИЙСТВА В СЕКТЕ "ОБЪЕДИНЕННОЙ ЦЕРКВИ"
ЧАСТЬ II. СПОСОБЫ САМОУБИЙСТВ
УМОРЕНИЕ ГОЛОДОМ

ОТРАВЛЕНИЕ ЯДОМ

ВСКРЫТИЕ ВЕН

СПОСОБЫ САМОУБИЙСТВ В ТЮРЬМАХ

САМОСОЖЖЕНИЕ

ПЕРЕДОЗИРОВКА НАРКОТИКОВ

ЭВТАНАЗИЯ

ВЗРЫВ ШАРИКА, НАПОЛНЕННОГО ГАЗОМ

"КАМИКАДЗЕ"

ЧЕЛОВЕКО-ТОРПЕДЫ

ПЛОВЦЫ-СМЕРТНИКИ
ЧАСТЬ III. САМОУБИЙСТВА ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ
АКУТАГАВА РЮНОСКЭ

АЛЛИЛУЕВА НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА

АХРОМЕЕВ СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ

ВАН ГОГ ВИНСЕНТ

ВЕННЕМА АДРИАН

ГАМАРНИК ЯН

ГЕББЕЛЬС ЙОЗЕФ

ГЕРИНГ ГЕРМАН

ГЕСС РУДОЛЬФ

ГИММЛЕР ГЕНРИХ

ГИТЛЕР АДОЛЬФ

ГОДУНОВ БОРИС

ДЕМОСФЕН

ДЖОПЛИН ДЖЕНИС

ЕСЕНИН СЕРГЕЙ

КАВАБАТА ЯСУНАРИ

КЛЕОПАТРА VII ЕГИПЕТСКАЯ

КОХ ИЛЬЗА

КРОУХЕРСТ ДОНАЛЬД

ЛЕЙ РОБЕРТ

ЛИКУРГ

ЛОНДОН ДЖЕК

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

МИСИМА ЮКИО

ЮКИО МИСИМА "ПАТРИОТИЗМ"

МОНРО МЕРИЛИН

НЕРОН

ОРДЖОНИКИДЗЕ СЕРГО

ОТОН

ПИФАГОР САМОССКИЙ

ПОЛУЯН СЕРГЕЙ

ПОПА ДЖОРДЖИЦА

ПРЕСЛИ ЭЛВИС

ПУГО БОРИС КАРЛОВИЧ

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

РАЙТОН ТАДЕУШ

РУДОЛЬФ

СЕНЕКА ЛЮЦИЙ АННЕЙ

СОКРАТ

ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФИДИЙ

ХЕМИНГУЭЙ ЭРНЕСТ

ЦВЕТАЕВА МАРИНА

ЧАЙКОВСКИЙ ПЕТР ИЛЬИЧ


ВВЕДЕНИЕ
Человек решил умереть. "Возмутительно", - вопиет общество.

"Сумасшедший", - говорят психиатры. "Дегенерат. Виной всему неровности

черепа", - считают представители антропологической школы. "Это самонаказание

за желание убить кого-нибудь", - извращаются психоаналитики. "Нищета и

социальные проблемы доконали его", - констатируют социологи. Мнений много,

но тайна по-прежнему прячется за семью замками.

Самоубийство известно с древнейших времен, но на разных этапах развития

общества люди относились к такому явлению по-разному. На этапе

первобытнообщинного строя ради сохранения рода в голодные годы добровольно

умерщвляли себя старики. В японском фильме "Легенда о Нарайяме" показаны

отголоски этого обычая - дети относят стариков на вершину священной горы,

где те добровольно принимают смерть от голода.

В древности практически у всех народов существовало добровольное

принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов. Самоубийства

вдов во многих странах являлись доказательством верности мужу. В римской

истории известен случай, когда Порция, жена Брута, узнав о смерти супруга,

немедля проглотила горсть горящих углей. Н. М. Карамзин (1766 - 1826) в

своей "Истории государства Российского" свидетельствует: "Славянки не хотели

переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая

бесчестила семейство". Об этом же обычае самосожжения вдов у славян говорят

описания арабского купца Ибн Фадлана о похоронах богатого руса.

Обычай жертвоприношения жен умерших мужей был широко распространен у

индоарийцев. Это ритуальное самосожжение вдов ("сати") в Индии приобрело

традиционно массовый характер и сохранялось до недавнего времени.

У мужчин сложился свой кодекс чести: самоубийство как искупление позора

военных поражений. Подобные образцы поведения описаны даже в Ветхом Завете,

в целом осуждающем идею самоуничтожения. В частности, религия иудеев

упоминает Саула, заколовшего себя после поражения на поле битвы. Римский

император Нерон (37-68 гг. н. э.), потерпев поражение в борьбе за власть,

также покончил счеты с жизнью.

В античную эпоху самоубийство было обычным явлением. Заточенная

властителем Фив Креонтом в каменном склепе Антигона лишила себя жизни, так

как предпочла добровольную смерть несправедливой казни. Древнегреческий

филосов-киник Диоген Синопский (ок. 412 - 323 до н. э.), согласно легенде,

покончил жизнь самоубийством, задержав и остановив дыхание. Приговоренный

императором Нероном к совершению самоубийства, вскрыл себе вены на голенях и

под коленями древнеримский философ-эпикуреец Луций Анней Сенека (4 до н.

э. - 65 гг. н. э.), будучи семидесятилетним старцем. Пока струилась кровь,

он успел продиктовать писцам многое из того, что не написал сам. Его

современник, эпикуреец Петроний (ум. 66 г. н. э.), автор знаменитого

"Сатирикона", также вскрыл себе вены на прощальном пиру с друзьями. Слабея

от потери крови, он попросил временно перевязать себе вскрытые вены, чтобы в

последний раз насладиться еще одним удовольствием - сном. Проснувшись, он

вновь сорвал повязки, чтобы умереть. Эта сцена смерти Петрония описана в

романе Генрика Сенкевича (1846 - 1916) "Камо грядеши".

Во все времена кривая самоубийств напрямую связана с общественными

подъемами и спадами в политике, экономике и культуре. Массовые религиозные

самоубийства характерны для России XVII столетия. Самосожжения ("гари")

следовали одно за другим; за двадцать лет, с 1675 по 1695 г., их было около

сорока; в огне погибли до двадцати тысяч старообрядцев.

Еще Дюркгейм в своей знаменитой монографии "Самоубийство" поставил

количество суицидов в прямую зависимость от социальной жизни. Действительно,

спады в мировой экономике 1908, 1923, 1933 гг. сопровождались эпидемией

самоубийств, а в США периода депрессии их число возросло в два раза. В

России обнищание сочетается с катастрофическим повсеместным обесцениванием

человеческой жизни. По сводкам ГУВД, больше всего самоубийц среди

безработных и пенсионеров. Стариков предали трижды - их кумиры, общество и

собственные дети. Брошенная всеми парализованная женщина из Перми, обложив

кровать газетами, сожгла себя.

До революции самоубийцы рекрутировались в основном из больших городов.

Теперь "местом риска" становится провинция, в особенности Восточная Сибирь,

Север, Урал, Дальний Восток.

А как красноречивы всплески самоубийств в шахтерских поселках! Сложно

обвинять в этом власть - ей и от других грехов не отмыться. Но именно

нынешняя власть создала ту обстановку, при которой человек живет в состоянии

хронического стресса. "Последней каплей" становится все более ничтожные

причины - будь то ссора с начальником или потеря кошелька.

И все же суицид - это всегда крик о помощи, сигнал бедствия и протест

против общества, неспособного поддержать веру в бесценный, единственный

шанс.

Нередко даже сами самоубийцы не осознают, что именно влияет на них,

подталкивая к последней черте. Их предсмертные записки напоминают клише:

"Никого не винить", "Ухожу из жизни от неразделенной любви", "Во всем

виноваты жена и соседка"; они нередко констатируют: "Жить не имеет смысла";

или в них просто содержится самооценка: "Простите, родные, я - ничтожество".

А факт остается - количество самоубийств в мире постоянно возрастает. И

богачи, и счастливые люди, и психически здоровые находят причины для

сведения счетов с самим собой. Суицид - горький спутник цивилизации. Век

скоростей приучает видеть не личности, а поток лиц. Результат - одиночество

и потерянность. Как писал Франкл в "Смысле жизни", "в отличие от животных,

инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека

вчерашнего дня, традиции не указывают ему, что должно. Не зная и того, что

ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил ясное представление о

том, что он хочет. В итоге он либо хочет того же, что и другие (конформизм),

либо делает то, что от него хотят (тоталитаризм)". Это приводит к

масштабному обмельчанию наших целей. Рано или поздно многие обнаруживают,

что жизнь ушла на домик с садом, должность или повышение зарплаты.

Не все могут жить, разочаровавшись в себе. Меняются и идеологические

ценности - на смену доблести и милосердию пришли материальный достаток,

здоровье и полнота ощущений. Давление это сегодня так велико, что, не

обладая даже одним из этих компонентов, человек чувствует себя ущербным.

Очень красивая девочка случайно обварила себя кипятком: из-за обезображенной

внешности и насмешек над ней подруг бросилась в реку. Мальчик утопился,

потеряв во время игры в мяч три зуба. Известно множество случаев самоубийств

из-за потери волос, косоглазия, излишней худобы или полноты, не мучительной,

но неизлечимой болезни. Вполне здоровая женщина повесилась, написав на

прощание: "Не хочу быть идиоткой" - психиатр поставил ей диагноз шизофрения,

но не потрудился объяснить условности названия этого недуга, к тому же не

учел отношения к нему большинства.

Если в Европе процент самоубийств стабилен в течение последних тридцати

лет, то в России он неуклонно возрастает. "Раньше я, конечно, был винтиком,

но это нужная вещь в машине. А теперь я придаток, лишний" - такую записку

оставил сорокалетний рабочий перед тем, как выброситься из окна. Ему год не

платили зарплату, он жил в коммуналке с двумя детьми, потеряв надежду на

получение квартиры, из уважаемого пролетария превратился в банального

маргинала.

За последние семьдесят лет число самоубийств в нашей стране возросло в

семь раз.

Ольга Калашникова, психолог стационара для суици-дентов: "Мы все

впадаем в кризисное состояние, но некоторые оказываются более уязвимыми. Как

правило, это люди наименее гибкие, прямолинейные, нередко просто "упертые",

попавшие в плен ненужных, ограниченных убеждений. Порой, чтобы человек

передумал умирать, достаточно просто изменить его отношение ко многим вещам.

Самоубийство - это все-таки слабость, капитуляция, оно почти никогда не

бывает оправдано, даже если человек теряет все - любовь, здоровье, близких,

веру в себя, смысл жизни.

Конечно, не все хотят помощи. У одних воля к смерти изначально сильнее

воли к жизни. Другие, чаще пожилые, выбирают смерть осознанно, взвесив все

"за" и "против". Их приговор себе бесповоротен. Но не зря существуют

"телефоны доверия", кабинеты социально-психологической помощи. Всегда есть

кто-то, готовый остановить человека на краю пропасти".

Теперь посмотрим, как обстоит дело с суицидом (научное название

самоубийства) в разных странах. В первой половине XX в. в США кончали

самоубийством преимущественно престарелые люди. Но с 60-х гг. американские

самоубийцы начали резко молодеть. С 1972 по 1987 г. число самоубийств среди

подростков увеличилось на 53 процента. В 1984 г. добровольно ушли из жизни

почти 2 тысячи американских подростков. В значительной мере им помогает в

этом доступность оружия, наличие заряженного пистолета в ящике письменного

стола родителей - это, безусловно, огромное искушение для тех, кого одолели

проблемы и сомнения. Но, разумеется, не только дети и подростки используют

оружие для сведения счетов с жизнью. В одном только 1986 г. пистолеты,

автоматы и т. п. "помогли" перейти из США в мир иной 18153 американцам.

Если в 1959 г. среди подростков было зафиксировано около 40 суицидов,

то в 1985 - уже около трехсот. В США самоубийства молодежи, начиная с 1960

г. и до сегодняшнего дня, возросли в два раза. Сейчас ежегодно более тысячи

американских детей попадают в больницы вследствие неудавшихся суицидальных

попыток. В Венгрии на сто тысяч жителей регистрируется 144 самоубийства, в

Дании и Австрии - 128, а в Финляндии - 125. Статистика такого рода - вещь

весьма относительная: часто суицид нельзя отличить от несчастного случая или

убийства. Никем не фиксируются и попытки к самоубийству, которые, по данным

1988 г., не менее чем в семь раз превышают завершенные суициды.

Во Франции число подростков, кончающих жизнь самоубийством, намного

выше, чем в США, и в абсолютных и в относительных цифрах. Из 15 тысяч

самоубийств во Франции больше половины приходится на долю подростков. Уйти

из жизни пытается каждый двадцатый французский тинэйджер. По мнению

специалистов, попытки покончить с собой вызваны самыми разнообразными

причинами - неудачами в учебе, неприятием мира родителей и отсутствием

взаимопонимания, страхом перед будущим. Психиатры с сожалением констатируют,

что современная психиатрия пока не в состоянии дать обществу

удовлетворительный ответ на вопрос, как предотвратить дальнейший рост

самоубийства среди детей.

Первое место в мире по числу самоубийств в начале 1990-х гг.

принадлежало Венгрии - 40 самоубийц на 100 тысяч населения в год. Низкий

коэффициент самоубийств в Средней Азии мог бы быть еще ниже, если бы не

постоянные самосожжения замужних женщин, протестующих против своего забитого

и униженного положения в семье. Ежегодно в республиках Средней Азии обливают

себя керосином и- чиркают спичками несколько сот таких несчастных.

Статистика свидетельствует, что между низким уровнем жизни и числом

самоубийств нет прямой взаимосвязи. Так, одним из лидеров по числу

самоубийств на душу населения является, как ни странно, богатейшая страна

Европы и мира Швеция, благополучно решающая свои социальные проблемы. Причем

лидерство это продолжается уже многие годы, даже десятилетия. В целом же, по

данным ООН, в развитых странах мира ежегодно происходит 130 тысяч

самоубийств.

Бездомные, безработные, униженные и оскорбленные - самые многочисленные

подданные государства Самоубийц. Счет им во всем мире идет на десятки, если

не на сотни тысяч ежегодно. Но самоубийства происходят и в среде весьма

богатых людей. Счастье, как говорит трюизм, не всегда купишь за деньги. И

вот стреляется русский миллионер начала века Савва Морозов, гибнет при

обстоятельствах, сильно смахивающих на самоубийство, 38-летняя Кристина

Онассис, дочь миллиардера Аристотеля Онассиса. Ну, а если учесть, что деньги

имеют свойство исчезать, то бывает, что и миллионеры стреляются из-за

долгов. Разорившись, погасил пламя своей судьбы шведский спичечный король

Ивар Крегер.

Особой жестокостью и изощренностью отличаются самоубийства психически

больных людей. В клинику была доставлена больная шизофренией девушка,

проглотившая бритву, предварительно свернув ее в хлебном мякише. В пищеводе

бритва расправилась и оставила глубокие раны слизистой. Вследствие попадания

инфекции из пищевода началось массивное нагноение тканей, и девушку спасти

не удалось.

Каждый больной, совершающий попытку самоубийства, передается под

наблюдение психиатра. Но не всегда самоубийства совершаются людьми в

состоянии острого или хронического психического расстройства. Решаются на

роковой шаг и неизлечимо больные одинокие люди, престарелые, инвалиды.

Пожалуй, нигде больше в мире, кроме нашей безграмотной в этом вопросе

страны, в целях самоубийства не используют уксусную эссенцию и карбофос.

Последствия от приема этих веществ ужасны и чаще всего вызывают лишь

дополнительные страдания, не достигая поставленной цели.

В книге "Зачарованные смертью" Светлана Алексиевич описывает судьбу

молодого человека, который несколько раз пытался покончить жизнь

самоубийством. Александр Ласкович, 21 год: "Первый раз я хотел повеситься в

семь лет. Из-за китайского тазика... Мама сварила варенье в китайском тазике

и поставила на табуретку, а мы с братом ловили нашу кошку Муську... Мама

молодая, папа на военных учениях... На полу лужа варенья... Мама проклинает

судьбу офицерской жены, которой надо жить у черта на куличках, на Сахалине,

где зимой снега насыпает до двенадцати метров, а летом - лопухи одного роста

с ней. Она хватает отцовский ремень и выгоняет нас на улицу.

Вечером брат побежал к соседям, а я совершенно серьезно решил

повеситься. Залез в сарай, нашарил в корзине веревку... Придут утром - а я

вишу... Вот, суки, вам! И тут в дверь втискивается Муська, ее зеленые глаза

вспыхнули в темноте, как бенгальские огни... Мяу-мяу... Милая Муська! Ты

пришла меня пожалеть... Я обнял ее, и так мы с ней просидели до утра...

Папа был замполитом авиаполка. Мы перемещались из одного военного

городка в другой, все они пахли гуталином и дешевым одеколоном "Шипр". Так

всегда пахло и от моего папы.

Мне - восемь лет, брату - девять, папа возвращается со службы. Скрипит

портупея, скрипят хромовые сапоги. В эту минуту нам с братом превратиться бы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации