Бухгалтерский учет - файл bux_uchet.doc

Бухгалтерский учет
Скачать все файлы (120.9 kb.)

Доступные файлы (1):
bux_uchet.doc634kb.17.03.2011 19:14скачать

bux_uchet.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


1. Учетная политика организации, последовательность применения и условия изменения.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Т.о., к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки имущества и обязательств, фактов хозяйственной деятельности; организация документооборота; порядок проведения инвентаризации; способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные методы и приемы.

Для ведения б.у. в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хоз. деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.

Последовательность применения учетной политики - состоит в том, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Условия изменения учетной политики - изменение учетной политики организации может производиться в следующих условиях:

- изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения б.у. предполагает более достоверное представление фактов хоз. деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

В целях обеспечения сопоставимости данных б.у. изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (с 1 января).

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения б.у. фактов хоз. деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения б.у. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменение законодательства РФ или нормативными актами по б.у., отражаются в б.у. и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в б.у. и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года., кроме случаев, когда оценка денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.



2. Государственное регулирование б.у. в РФ. Роль и структура положений по б.у.

Общее методологическое руководство б.у. в РФ осуществляется Правительством РФ.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ (Министерство финансов РФ):

- планы счетов б.у. и инструкции по их применению;

- положения (стандарты) по б.у., устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хоз. операций, составления и представления бух. отчетности;

- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации (Гражданский Кодекс РФ, Федеральный Закон "О б.у." №129-ФЗ от 21 ноября 96 года, Налоговый Кодекс РФ);

2-й уровень: стандарты (положения) по б.у. и отчетности (в настоящее время утверждено 16 положений по б.у.)

Стандарты по б.у. представляют собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета определенного объекта или совокупности объектов. В настоящее время Комитет по международным стандартам при ООН разработал более 30 стандартов. В соответствии с ними каждая страна разрабатывает свои национальные стандарты. В России к стандартам приравниваются важнейшие нормативные документы - положения по б.у., разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ.

Разработка положений (стандартов) по б.у. базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами, и в целом структура каждого стандарта (положения) включает:

- введение (общие положения):

Во введении указывается, что данное Положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в б.у. информации о конкретном объекте учета, явившемся основой этого Положения. Само положение представляет собой элемент системы нормативного регулирования б.у. в РФ и должно применяться с учетом других Положений по б.у. в соответствии с действующим законодательством. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хоз. ведения, оперативного управления, договора аренды и пр.). Приводится организация учета отдельных объектов, перечень которых не регулируется данным Положением в связи с тем, что их деятельность определена другими нормативными док-ми. Такое ограничение предусматривается и в отношении отдельных объектов применительно к тому месту, которое они занимают в процессе расширенного производства совокупного общественного продукта.

- определение:

В этой части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих объектов учета и их показатели. В этой части указывается так же единица б.у. конкретного объекта. Каждое положение посвящено одной теме б.у.

- содержание:

Основное содержание данного объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях Положения (стандарта).

- необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта);

- дату вступления в действие.

Разработанные положения по б.у. в значительной степени соответствуют аналогичным международным стандартам.

Роль положений:

При этом значимость российских подходов к постановке отдельных объектов учета признается даже более существенной, так как они, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по б.у. самого предприятия.

1. „Учетная политика организации“. (ПБУ 1/1998)

2. „Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство“. (ПБУ 2/1994)

3. „Учет активов и обязательств, cтоимость которых выражена в иностранной валюте“. (ПБУ 3/2000)

4. „Бухгалтерская отчетность организации“. (ПБУ 4/1999)

5. "Учёт материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01)

6. „Учет основных средств“. (ПБУ 6/01)

7. „Cобытия после отчетной даты“. (ПБУ 7/1998)

8. "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/01)

9. „Доходы организации“. (ПБУ 9/1999)

10. „Расходы организации“. (ПБУ 10/1999)

11. „Информация об аффилированных лицах“. (ПБУ 11/2000)

12. „Информация по сегментам“. (ПБУ 12/2000)

13. „Учет государственной помощи“. (ПБУ 13/2000)

14. „Учет нематериальных активов“. (ПБУ 14/2000)

15. „Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию“. (ПБУ 15/2001)

16. "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02

3. Содержание, роль и задачи бухгалтерского финансового учета.

Бухгалтерский Финансовый учет представляет собой сбор сводных данных на счетах БУ, необходимых для составления фин. отчетности и выявления фин. результатов за отчетный период. Фин. учет охватывает учетную информацию, которая помимо использования ее внутри организации сообщается внешним пользователям.

Финансовый учет охватывает информацию по учету балансовых счетов: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материально-производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, резервов, финансовых результатов, кредитов и займов. Информация используется не только внутри предприятия, но и внешними потребителями: акционерами и инвесторами, покупателями, поставщиками, государственными службами. Финансовый учет регламентируется нормативными документами. Отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках) открыта для публикации и не является коммерческой тайной.

Основными задачами бух. фин. учета является:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям.

2. Обеспечение пользователей информацией для контроля за:

- соблюдением законодательства;

- целесообразностью осуществления хоз. операций;

- наличием и движением имущества и обязательств;

- использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами, сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности.

4. Выявление внутрихоз-х резервов обеспечения финансовой устойчивости организации.

Роль фин. бух. учета заключается в предоставлении полезной и достоверной информации, позволяющей принимать своевременные управленческие решения, направленные на увеличение экономических выгод организации и предотвращение отрицательных результатов деятельности организаций. Внешнему пользователю фин. бух. отчетность позволяет принять решение об инвестировании организаций. В 16 веке испанский ученый Бартоломео де Салазано отметил "без бух. уч. мир был бы неуправляем, и люди не смогли бы понимать друг друга".


4. Учет расчетов наличными между юридическими лицами и населением.

В соответствии с гражданским законодательством РФ организации могут осуществлять расчеты в наличной и безналичной форме. Учреждения независимо от форм собственности и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и между организациями расчеты производятся, как правило, в безналичном порядке через банки. Банк России устанавливает предельны размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В настоящее время предельный размер расчетов наличными между юр. лицами не может превышать 60 тыс. руб. по одной сделке.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Для расчетов с населением и персоналом лимита наличных денежных средств не существует. При расчетах с населением прием наличных денег производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками. Всю полученную денежную наличность сверх установленных лимитов организации должны сдавать в банк. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита только на оплату труда, выплату пособий и стипендий не свыше 3-х рабочих дней. Наличные деньги организация получает в банке по чекам и расходует строго на те цели, которые указаны в чеке. Выдача наличных денег под отчет на служебные командировки производится в пределах сумм причитающихся командированным лицам. Выдача денег на хоз. расходы выдается в размерах установленных руководителем организации (не более 60 тыс. руб). прием наличных денежных средств производится по приходным кассовым ордерам, подписанных гл. бухгалтером, а выдача наличных денежных средств производится по расходным кассовым ордерам ( платежным ведомостям, подписанных руководителям или гл. бухгалтером). Поступление денежных средств в кассу отражается по дебету счета 50, а расход по кредиту сч. 50"Касса".

5. Учет кассовых операций.

К кассовым операциям относится процесс приема, хранения, расходования наличных денежных средств и денежных документов. Ведение кассовых операций регламентируется рядом нормативных документов:

- "Порядок ведения кассовых операций в РФ". Инструкция ЦБ РФ №18 от 1.10.1993 г.

- "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Закон РФ от 18.061993 г.

Согласно нормативным документам к учету кассовых операций предъявляются следующие требования:

1. Правильное и своевременное документальное оформление движения наличных денежных средств и денежных документов.

2. Контроль за сохранностью и целевым их использованием.

3. Контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины.

Первичным документом по оприходованию денежных средств в кассу является приходный кассовый ордер, форма №КО-1, в котором указывается, когда, сколько, от кого, на какие цели поступили денежные средства. Приходный кассовый ордер выписывается в бухгалтерии, подписывается гл. бухгалтером, а затем передается кассиру. Кассир проверяет правильность оформления ордера, принимает наличные деньги, подписывает ордер, заполняет квитанцию к приходному ордеру, которая выдается лицу, внесшему деньги. Приходный ордер погашается штампом "Получено".

Выдача наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером, форма № КО-2. В нем указывают, кому выданы деньги, на какие цели, какая сумма, дату, основание и подписи руководителя организации и гл. бухгалтера. Кассир обязан проверить правильность заполнения, наличие всех реквизитов и подписей руководителя и гл. бухгалтера организации. Деньги выдаются по предъявлении документа, удостоверяющего личность. Расходный кассовый ордер гасится штампом "Оплачено".

Все приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, форма № КО-3 с указанием даты, номера документа, суммы.

Ежедневно кассир записывает в кассовую книгу, фор­ма № КО-4, остаток наличных денег в кассе на начало дня, приход и расход денег по каждому приходному и расход­ному ордеру в течение дня и остаток денег на начало сле­дующего дня. Все записи в кассовой книге выполняют­ся под копирку на основном и отрывном листах. Первый экземпляр остается в кассовой книге (хранится у касси­ра), а второй, отрывной, вместе с первичными документа­ми передается в бухгалтерию и служит отчетом кассира.

Кассовая книга должна быть единственной на пред­приятии. Она должна быть прошнурована, пронумерова­на, опечатана, подписана главным бухгалтером и руко­водителем предприятия.

Кассовые документы заполняются аккуратно, без по­марок и исправлений.

Для синтетического учета кассовых операций пред­назначен основной денежный активный счет 50 «Касса».

Первичный учет кассовых операций основан на первичных документах (приходные, расходные кассовые ордера, платежные ведомости). Аналитический учет осуществляется в кассовой книге, которая ведется по приходу и расходу наличных денежных средств. Синтетический учет осуществляется в журнале-ордере №1, данные которого переносятся в гл. книгу, а из гл. книги в баланс.

Поступление денег в кассу отражается по Дт 50. В зависимости от источника поступления кредитуются счета:

- Кт 51 - с расчетного счета;

- Кт 52 - с валютного счета;

- Кт 90 - при поступлении выручки за оказанные услуги, реализованную продукцию;

- Кт 70 - возврат переплаченных сумм з. пл.;

- Кт 71- возврат подотчетными лицами неиспользованных сумм;

- Кт 91 - при продаже основных средств, прочих активов; выявленные при инвентаризации излишки наличных денежных средств.

Расходование наличных денег отражается по Кт 50 в корреспонденции со счетами:

- Дт 70 - при выплате з. пл., премий, пособий по социальному страхованию;

- Дт 71 - выдача наличных денег подотчетным лицам на служебные командировки и другие хозяйственные расходы, а также на погашение перерасходов по подотчетным суммам;

- Дт 76 - выплата депонированной з. пл., погашение кредиторской задолженности;

- Дт 69 - выдача единовременных пособий по соц. страхованию;

- Дт 51 - возврат в банк невыданной з. пл., внесение выручки от реализации продукции;

- Дт 86 - расходование из кассы суммы целевых средств;

- Дт 94 - суммы выявленных недостач наличных денег в кассе при инвентаризации.

6. Инвентаризация кассы: порядок проведения, оформления и отражения результатов.
Контроль за порядком образования, хранения и использования денежных средств – важнейшая задача бухгалтерии организации. Контроль осуществляется путем инвентаризации кассы, сверки расчетов, проверки соблюдения кассовой и расчетно-платежной дисциплины. Инвентаризация кассы проводится в сроки, установленные руководителем организации, как правило, не реже одного раза в квартал, а так же при смене кассиров. Ревизия проводится внезапно. До проверки кассовой наличности кассир должен вывести в кассовой книге остаток денежных средств. Для осуществления инвентаризации кассы приказом руководителя назначается комиссия. В комиссию входят: главбух, работник бухгалтерии, представитель общественной организации. Комиссией пересчитываются все денежные средства и другие денежные ценности, находящиеся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Проверка заключается в полном полистном пересчете всех денег и денежных документов, находящихся в кассе, и сопоставлении полученного итога с остатком по кассовой книге. При обнаружении недостачи или излишка в акте проверки указывают сумму расхождения и обстоятельства его возникновения. В ходе проверки контролируют правильность записей в кассовой книге, их соответствие содержанию приходно-расходных документов, полноту оприходования денежной наличности, полученной в банке или из других источников. Результаты инвентаризации оформляются актом, который подписывается всеми членами комиссии. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Выявленные излишки приходуются по дебету сч. 50 "Касса" и кредиту сч. 91 "Прочие доходы и расходы". Недостачи денежных средств в кассе отражаются по кредиту счета 50 и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации