Консультация по теме: Специфика использования проблемного обучения в детском саду - файл n1.docx

Консультация по теме: Специфика использования проблемного обучения в детском саду
Скачать все файлы (30.7 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx31kb.15.02.2014 14:54скачать

n1.docx

Консультация для воспитателей

«Специфика использования проблемного обучения в детском саду»

Подготовила

заведующая МДОУ

«Детский сад комбинированного вида

7 «Солнышко» г. Ершова

И.В.Сверчкова

г. Ершов

Происходящее в России глубинное реформирование образовательной системы, появление новых форм обучения, возникновение новых типов образовательных учреждений, общее направление образования на развитие личности учащегося, на формирование его интеллектуального, нравственного духовного потенциала (что фиксируется в Законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования РФ) ставит новые проблемы перед педагогической наукой. Они относятся к содержанию образования, к формам организации учебного процесса, к методам обучения и т.д. В этом контексте исследователи все чаще обращаются к потенциальным возможностям различных концепций обучения, разнообразных направлений педагогической науки. Большое внимание уделяется учеными анализу теорий обучения: теории поэтапного формирования умственных действий, проектного, программированного, проблемного обучения.

В этом ряду все большее внимание обращается на проблемное обучение, изучением, исследованием, апробацией которого занимались многие ведущие психологи, педагоги. Как отмечается многими исследователями, отвечающим задачам развития личности учащегося является именно проблемное обучение, которое, как еще подчеркивалось выдающимся российским психологом Сергеем Леонидовичем  Рубинштейном, связано с проблемной ситуацией – началом развития мысли человека. Проблемное обучение является основой такой организации учебного процесса, при котором развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность обучающихся, что также рассматривается в качестве одной из основных задач современной школы.

Эффективность использования проблемного обучения в детском саду также теоретически и практически подтверждена, об этом мы и будем говорить на сегодняшней встрече. В ходе сегодняшней консультации вы получите ответы на следующие вопросы:



Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М. Сеченов писал о прирожденном и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с развитым логическим мышлением.

Вы знаете, что основная функция мышления – открывать неизвестное, новое. К сожалению, в практике работы ДОУ часто наблюдается другая тенденция (направление): давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, осмысливать, их необходимо только запомнить. Невольно возникает вопрос: если ребенок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность, не отразится ли это на развитии его творческого потенциала?

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Без этого не может быть развивающего обучения.

Сомнение – это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: «Мал еще со мной спорить!». Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья).

Наш мир изменился, человечество далеко шагнуло по пути познания его. Чтобы продвигаться вперед, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.

Конечно, отдельный человек, каким бы он умным и образованным ни был, не может знать все обо всем. Но сохранить в себе радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора просто необходимо.

Прежде всего это относится к вам, воспитателям. Вы одни из первых вводите малышей в наш мир, раскрываете перед детьми его тайны и законы, закладываете познавательное отношение к миру.

Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

Вы не можете рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) вы обязаны.

Прежде всего необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Итак, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Проблемное обучение [греч. problēma — задача, задание] — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Проблемное обучение- это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. (слайд)

Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ребенка и развитие его творческих способностей. (слайд)

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер. Давайте проведем сравнительный анализ традиционного процесса обучения и проблемного обучения. Схема – слайд. (вопросы – обсуждение).

Существуют четыре уровня проблемности в обучении (слайд):

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. (щелчок)

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). (щелчок)

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. (щелчок)

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. ( 3 и 4 уровни - исследовательский метод). (щелчок)

Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, вы должны знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы (слайд). Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Так что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы основные компоненты проблемной ситуации, которые составляют ее психологическую структуру. Выделяют три основных компонента: (слайд)

Однако не менее важно знать, что составляет основное звено проблемной ситуации? Дело в том, что в практике обучения педагоги любой вопрос, заставляющий ребенка думать, называют проблемной ситуацией. Избежать подобной ошибки поможет знакомство с позицией ведущих ученых, исследовавших эту проблему. В качестве основного звена они выделяют противоречие. Известный русский психолог С.Л.Рубинштейн отмечает: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их «снятие». Из этого вытекает вывод для педагогической практики: чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

Есть различные подходы к созданию проблемных ситуаций. Рассмотрим некоторые их них.

Во-первых, проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает житейские представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта. (слайд). Смоделируем такую ситуацию. Педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения (к примеру фрукты, овощи) на 2/3 состоят из воды (жидкости). Рассмотрев разложенные на столе морковь, яблоки, картофель и т.п. дети обязательно зададут вопрос «Где же эта вода?». Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новые знания, которые не вписываются в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. Каким образом вы бы решали ситуацию противоречия? (высказывания педагогов), опыты. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи - дети «принимают» то знание, которое ране отвергли, принимают его в результате собственной работы мысли, т.к. человек, как считает Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

Другой подход: проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы или обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки. (слайд). Рассмотрим это на примере темы «Воздух». Чтобы создать проблемную ситуацию, надо прежде всего выделить, четко определить ту главную мысль, которую дети должны усвоить на этом занятии. Она сводится к следующему: воздух находится везде. Это знание высокого уровня обобщения, и усвоить его ребенку старшего дошкольного возраста трудно: ведь воздух невозможно увидеть, рассмотреть, потрогать. Но для развития мышления очень важно подвести детей к самостоятельному выводу, а не сообщать это знание в готовом виде, подтверждая примерами. Чтобы ребенок захотел изучить тему «Воздух» необходимо столкнуть его жизненные представления с научными фактами, для объяснения которых у него не хватает ни знаний, ни жизненного опыта. Именно поэтому изучение этой темы следует начать с опыта: показываем стакан, переворачиваем его вверх дном, наклоняем его горизонтально, чтобы дети убедились, что в стакане нет жидкого, ни твердого вещества. Задаем вопрос: «Что находится в стакане?». Дети отвечают: «Пустой,» - соответствует уровню знаний и жизненных представлений детей о воздухе. Педагог не должен исправлять и сообщать знания в готовом виде. Чтобы предложили вы? (варианты воспитателей – опыты с мешочком). Да, опыты убеждают детей: воздух есть во всех уголках комнаты. Но остается вопрос со стаканом, в котором, как считают дети нет ничего. Поэтому вновь спросим: «А в стакане есть воздух?». Одни дети ответят утвердительно, другие выразят сомнение. Из этого следует: не все приняли новые знания. Чтобы помочь решить эту проблему, проводим следующий опыт: (опыт со стаканом, весами, лучиной). Обсудив причины отклонения стрелки, помогаем сомневающимся придти к выводу: воздух находится везде.

Таким образом, при создании и решении проблемных ситуаций вы можете применять следующие методические приемы: (слайд)

– подводить детей к противоречию и предлагать им самим найти способ его разрешения;

– рассматривать различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

– определять проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставить проблемные задачи.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Рассмотренные нами примеры относятся к частично-поисковому методу. При условии системного использования данного метода в работе с дошкольниками, начиная со средней группы, в подготовительной вы можете перейти к использованию исследовательского метода, который обладает наибольшими возможностями в плане активизации познавательной деятельности, он не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень опыта творческой деятельности (по сравнению с частично-поисковым). Об этом методе проблемного обучения мы поговорим на последующей встрече. А теперь давайте вернемся к тем вопросам, ответы на которые вы получили в ходе сегодняшней консультации. Итак… (обратная связь – педагоги дают ответы на вопросы, которые были озвучены в начале).

Проблемное обучение- это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. ( 3 и 4 уровни - исследовательский метод).

- Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

- Познавательная деятельность;

- Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

В качестве основного звена выделяют противоречие. Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

- Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает житейские представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

- Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы или обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

– подводить детей к противоречию и предлагать им самим найти способ его разрешения;

– рассматривать различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

– определять проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставить проблемные задачи.

Вывод: Итак, применение в учебном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет вам, воспитателям выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.

Чтобы закрепить полученные теоретические знания, я предлагаю на практике смоделировать проблемные ситуации и способы их решения. Работать вы будете в парах. Для того, чтобы найти свою пару, вам необходимо сложить две части определения в целое. (блиц-опрос).

Моделирование проблемных ситуаций в парах. (5 мин.)

Обсуждение, дополнение.

Памятки

Рефлексия

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации