Славко А.Л. Социокультурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодёжи и условия его эффективного использования - файл n1.doc

Славко А.Л. Социокультурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодёжи и условия его эффективного использования
Скачать все файлы (161.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc162kb.26.01.2014 23:05скачать

n1.doc

  1   2
На правах рукописи

СЛАВКО АЛЕКСАНДР ЛУКИЧ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ


И УСЛОВИЯ
ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


Специальность 22.00.06. – социология культуры

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Тамбов 2012
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО Белгородский государственный университет
Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Бахарев Виктор Владимирович
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Кокорев Александр Степанович;

кандидат социологических наук, доцент

Агеева Евгения Викторовна
Ведущая организация: Курский государственный университет


Защита состоится «16» февраля 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212.261.06 при Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 181-«И» (корпус 9), ауд. 221.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 6, с авторефератом – на официальном сайте Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru.


Автореферат разослан «12» января 2012 г. и размещен на сайте Министерства образования и науки РФ «13» января 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук,

профессор В.С. Семина



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Одна из примечательных тенденций современного общественного развития – повышение социокультурной роли физической культуры и спорта в жизни людей. Это проявляется в росте численности тех, кто активно занимается физкультурно-спортивной деятельностью; в расширении зрелищной привлекательности спортивных мероприятий; в коммерциализации и политизации спорта и т.д.

В течение длительного времени среди ученых и специалистов-практиков преобладало мнение, что занятия спортом в обязательном порядке решают широкий круг важных социокультурных задач: содействуют сохранению и укреплению здоровья, разностороннему и гармоничному развитию, формированию физической и духовной культуры. В соответствии с этим основные усилия направлялись на всемерное развитие спорта и включение в активные, регулярные занятия им как можно большего числа молодых людей.

Вместе с тем, анализ влияния активных занятий спортом на здоровье, личностные характеристики, взаимоотношения людей показывают, что социокультурный потенциал спорта не реализуется автоматически (по крайней мере, в полном объеме). Боле того, занятия спортом могут приводить к целому ряду негативных явлений: к стрессам у детей, ухудшению состояния здоровья, развитию негативных качеств личности (эгоизм, агрессивность, зависть, ненависть к соперникам и др.). Часть молодых людей спорт привлекает как возможность выиграть приз, заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу, превосходство одного человека над другим. Среди спортсменов, в том числе самых юных, все чаще наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет средств, пагубно отражающихся на их здоровье, нарушения нравственных принципов и норм. В настоящее время достаточно подробно и глубоко описаны и другие негативные явления, связанные со спортом, с его антигуманным культивированием, особенно в рамках спорта высших достижений.

В этой связи, актуализируются проблемы, во-первых, более полного и эффективного использования социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности в процессе социализации и воспитания молодежи, в том числе, студенческой молодежи; во-вторых, эффективного противодействия негативным тенденциям развития физической культуры и спорта.

Степень научной разработанности темы исследования. Исследование социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности имеет междисциплинарный характер и привлекает внимание философов, социологов, психологов и педагогов. Оно ведется по нескольким направлениям.

Первое направление включает теоретико-методологические исследования физической культуры и спорта, результаты которых нашли отражение в публикациях З.А. Аббасова, В.С. Астафьева, С.Ю. Баринова, М.М. Ибрагимова, Е.В. Киселевой, Л.И. Лубышевой, И.В. Манжелея, Л.П. Матвеева, Г.Г. Наталова, Ю.М. Николаева, А.А. Передельского, Н.И. Пономарева, В.И. Столярова, Х.З. Хуббиева. В рамках данного направления выделяются также публикации, в которых:

– дается концептуальная характеристика физкультурно-спортивной деятельности (Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, Р.А. Пилоян и А.Д. Суханов);

– освещается проблематика социологии спорта (В.И. Жолдак и Н.В. Коротаева, Н.А. Пономарев, Н.Н. Визитей, В.Д. Чепик);

– раскрывается содержание социокультурного подхода к исследованию физкультурно-спортивной деятельности (Т.В. Артамонова, Т.А. Жукова и Ж.Н. Власова, Ф.Д. Мухамитянов, Ю.М. Николаев и др.);

– выявляются условия и пути гуманизации физкультурно-спортивной деятельности (А.Г. Егоров, Ю. Евсеев, Ю., А.Е. Митин и С.О. Филиппова, Чубаров и Л. Колокотова).

Ко второму направлению исследований относятся публикации, освещающие многообразие социокультурных функций физкультурно-спортивной деятельности, в том числе:

– ценностную функцию (И.М. Быховская, В.Ю. Козлов, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Б.Г. Акчурин, Э.А. Дружинина, Е.О. Панова и Л.Д. Назаренко, Т.А. Пономарева, А.Е. Терентьев и И.А. Филатова);

– нормативную функцию (М.А. Захаров);

– профилактическую функцию (В.Н. Сергеев и др.);

– коррекционную функцию (А.В. Белоусов и др.);

– селективную функцию (В.П. Губа, Т.М. Мелихова);

– коммуникативную функцию (И.С. Колесник и др.);

– социально-психологическую функцию (С.А. Демина и др.);

– социально-интеграционную функцию (О.А. Бочкарева и др.);

– эстетическую функцию (Н.Н. Визитей, М.М. Добжанидзе, С.В. Дмитриев, Н.В. Протасова, В.С. Козлова);

– эмоциональную функцию (С.Н. Литвиненко);

– релаксационно-рекреационную функцию (Л.А. Калинкин и В.В. Матов, Ю.Е. Рыжкин, К. Квилецки), а также функции первичной социализации (В.А. Пономарчук и О.А. Аяшев, О.А. Мильштейн, С.А. Носковой, В.А. Печерский,); вторичной социализации (В.А. Агеевец, Т.В. Скобликова, В.Д. Паначев, С. Шукис, К. Кардялис и Р. Янаускине), общекультурного развития (А.А. Котомина, М.Я. Сараф, В.И. Столяров); нравственного развития (Р.М. Баевский, Ю.М. Лагусев, М. Мзали, К. Мишель); интеллектуального развития (В.К. Бальсевич, В.Г. Никонова, В.Л. Калманович и Р.Р. Хайруллин), развития конкурентоспособности (А.Д. Какухин), формирования гражданской идентичности (Е.В. Титова).

Значительно число публикаций, в которых рассматривается роль физкультурно-спортивной деятельности в формировании здорового образа жизни (Т.В. Абызова, Т.Л. Апанасенко и Ю.С. Чистякова, С.М. Ашкинази, В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, К.Г. Габриелян, А.М. Гендин и А.И. Сергеев, А.И. Голубев, Л.Н. Дроздова и Н.Т. Селезнева, К. Кардялис, Л. Кардяленс, Ю.П. Лисицын, С. Шукис и Р. Янаускенс, Л.И. Лубышева, О.М. Самоделкина).

В качестве отдельного – третьего – направления выделяются исследования, в которых раскрываются социальные отклонения, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью (Р.А. Исмаилов), в частности, явления маргинализации (М.В. Аверина), насилия (Н. Ниссиотис), агрессивности (Ю.А. Дроздов, Ю. Можгинский, Л. Берковец, Н.Ю. Шумакова, С. Шукис и К. Кардялис и Р. Янаускине), употребления запрещенных препаратов – допинга (В.К. Бальсевич).

Грамотное и эффективное развитие социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности возможно при учете факторов этой деятельности. Их изучение образует четвертое направление исследований по теме диссертационной работы. В рамках данного направления выделяются, прежде всего, работы о мотивационно-потребностных детерминантах физкультурно-спортивной деятельности (публикации В.С. Астафьева, Г.К. Зайцева, А.Н. Плешакова и А.В. Лотоненко, Н.И. Пономарева и В.М. Рейзина), о ее мотивационно-ценностных аспектах (Б.А. Акишин, Р. Бака, Д.В. Викторов, М.Я. Виленский и Г.К. Карповский, С.И. Логинов, Е.В. Фазлеева и Васенков Н.В.).

Еще одно заметное направление исследований связано с определением условий и путей развития эффективного использования социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности. Сюда относятся публикации, освещающие:

– инновационные подходы к организации физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи (С.М. Воронин, С.А. Горбунов, В.П. Губа и Родин А.В., В.В. Титов и А.Б. Куделин);

– содержание и направления социально-гуманитарной подготовки специалистов по физической культуре (Л.Г. Будрова, И.М. Быховская);

– аспекты гуманизации образования по физической культуре студентов вуза (В.В. Вучева);

– личностно-ориентированный подход к организации физкультурно-спортивной деятельности студентов (С.А. Важенин, Е.М. Губина, В.А. Сальников);

– морально-этическое регулирование физкультурно-спортивной деятельности (Х. Ленк, М.Я. Сараф);

– принципы и правила «честной игры» (Фрей Плей) (И.В. Баринова, Д. Биндер, М.А. Захаров, У. Люкевич, В.С. Родиченко);

– эстетизацию физкультурно-спортивной деятельности (С.В. Дмитриев, И.Е. Коновалов);

– спартианское движение в организации физкультурно-спортивной деятельности (П.В. Лазарев, В.И. Столяров и др.).

Обзор научной литературы по теме диссертационного исследования приводит к двум выводам.

Во-первых, достаточно широко и полно освещены теоретико-методологические и социологические вопросы физической культуры и спорта, их социальные функции, роль в укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни.

Во-вторых, сравнительно меньше и недостаточно рассмотрены социокультурные особенности и функции физкультурно-спортивной деятельности. Практически нет обобщающих исследований системного характера, в которых был бы раскрыт социокультурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи, были бы определены условия и пути его эффективного использования.

Таким образом, очевидно противоречие между общественной потребностью в социокультурном развитии физкультурно-спортивной деятельности, с одной стороны, и недостаточной научной исследованностью её социокультурного потенциала, условий и путей его эффективного использования, с другой стороны. С данным противоречием связана основная проблема диссертационного исследования – проблема недостаточной исследованности социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности и недостаточной определенности условий и путей его эффективного использования.

Актуальность темы диссертационной работы, степень её научной разработанности, а также сформулированная научная проблема обусловливают выбор объекта и предмета исследования, его цели и задач.

Объект исследования – физкультурно-спортивная деятельность студенческой молодежи.

Предмет исследования – социокультурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи.

Цель исследования – раскрытие социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи, определение условий его эффективного использования. Достижение данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

– дать концептуальную характеристику физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи, её социокультурных особенностей;

– провести теоретический анализ социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи;

– провести эмпирический анализ мнений студентов, курсантов и вузовских преподавателей о социокультурном потенциале физкультурно-спортивной деятельности и его использовании (в вузах г. Белгорода);

– раскрыть ценностно-мотивационный аспект физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи;

– определить реальные и возможные негативные аспекты, последствия физкультурно-спортивной деятельности, в частности, в студенческой среде;

– раскрыть содержание гуманизации физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи;

– определить условия гуманизации спортивной состязательности.

Основная гипотеза диссертационного исследования заключается в следующем: успешное развитие физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи в направлении реализации социокультурного потенциала возможно при условии: а) раскрытия этого потенциала, определения его значимых параметров; б) выявления и оценки реального состояния использования данного потенциала, определения содействующих и противодействующих факторов; в) определения условий его эффективного использования.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертационная работа основана на фундаментальных положениях теоретической социологии, социологии культуры, социологии физической культуры и спорта. Особенно важное значение имеют для диссертации следующие положения, концепции, теории:

1. Основополагающие идеи теории физической культуры и спорта, обоснованные в трудах В.М. Выдрина, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Ю.Н. Николаева, Н.И. Пономарева, В.И. Столярова.

2. Социологические концепции физической культуры и спорта, разработанные В.И. Жолдаком и Н.В. Коротаевой, Л.И. Лубышевой, В.И. Столяровым.

3. Социокультурный подход к исследованию социальных явлений, обоснованный в трудах П.А. Сорокина, Н.И. Лапина и других исследователей.

4. Деятельностный подход к исследованию социокультурных феноменов, обоснованный в трудах В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева и других исследователей.

5. Теоретические положения о негативных тенденциях и явлениях в сфере человеческой культуры, разработанные Э. Фроммом.

6. Концепции игры Й. Хейзинги, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Финка, которые рассматривают её как основание человеческой культуры и её изменений, в частности, физической культуры и спорта.

7. Концепция гуманизации физкультурно-спортивной деятельности (авторы – Л.И. Лубышева, В.И. Столяров).

Методы исследования. Диссертационное исследование проводится с использованием методов системного, структурно-функционального, социокультурного анализа, группировки и типологизации социальных признаков. Сбор эмпирических данных осуществляется с помощью анкетного и экспертного опросов, изучения документов и анализа статистических данных.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическими источниками диссертационного исследования являются:

– данные федеральной и региональной статистики о физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи;

– данные авторского социологического исследования «Развитие социальных качеств студента в процессе физкультурно-спортивной деятельности», проведенного среди курсантов и студентов Белгородского юридического института МВД России в 2005-2006 гг. (N=2190);

– данные авторского социологического исследования «Физкультурно-спортивная деятельность как фактор социализации студенческой молодежи», проведенного среди курсантов и студентов Белгородского юридического института МВД России в 2009-2010 гг. (N=580);

– данные социологического исследования «Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи», проведенного при участии диссертанта в 2007-2008 гг. среди студентов вузов г. Белгорода (N=297), студентов техникумов и колледжей (N=244), учащихся профессиональных училищ и лицеев (N=184).

Компьютерная обработка данных проводилась с помощью программных средств Excel-2000, SPSS-11 for Windows.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в том, что в них:

– дана авторская характеристика физкультурно-спортивной деятельности как социокультурного феномена;

– раскрыт социокультурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи;

– определены и систематизированы проблемы социокультурного развития физкультурно-спортивной деятельности;

– выявлено мнение студенческой молодежи и вузовских преподавателей о состоянии и эффективности использования социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности;

– дана характеристика ценностно-мотивационного содержания физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи;

– определены условия эффективного использования социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: объективностью исходных методологических принципов, широкой теоретической и эмпирической базой исследования, репрезентативностью выборки при проведении эмпирических исследований, обширной апробацией материалов исследования.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что они дают целостное представление о социокультурном потенциале физкультурно-спортивной деятельности, условиях и путях его эффективного использования. Разработанная в диссертации функциональная модель физкультурно-спортивной деятельности может стать теоретико-методологической основой углубленного исследования отдельных её функций, их взаимосвязи.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в их ориентированности на руководителей учреждений профессионального образования. Они могут быть использованы при разработке целевых программ развития и использования социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности в образовательных учреждениях.

Материалы диссертации могут быть полезными при подготовке учебных курсов «Социология культуры», «Социология образования», «Социология молодёжи», «Социальная работа с молодёжью».

Положения, выносимые на защиту:

1. Социокультурные особенности физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) выражаются в ее состязательном, открытом, игровом и зрелищном характере. Зрелищность физкультурно-спортивной деятельности обусловлена: равенством возможностей для соревнующихся сторон, предельной «сжатостью» во временном аспекте, возможностью прослеживания состязательного процесса, когнитивной доступностью правил спортивного соревнования, концентрированным выражением жизненной ситуации, эмоциональным сопереживанием.

2. Социокультурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности проявляется через множество её функций: а) ценностно-нормативные (ценностная, нормативная); б) регулятивные (снятие социальной напряженности, профилактическая, коррекционная, селективная); в) деятельностные (моделирование жизненных ситуаций, повышение готовности к преодолению жизненных затруднений, культивирование субъектных моделей достижения жизненного успеха, повышение жизненной конкурентоспособности); г) коммуникативные (трансляционная функция, установление и расширение сети межличностных отношений, развитие способности к взаимопониманию, установление отношений социального сравнения, установление сети состязательных отношений); д) социально-статусные (обеспечение материального благополучия, повышение социального престижа, обеспечение возможности социальной мобильности); е) социально-психологические (повышение самоуважения, повышение самоэффективности, повышение жизненного тонуса и формирование оптимистического настроя, укрепление душевного здоровья и развитие способности к самообладанию); ж) валеологические (укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни и улучшение качества жизни); з) социально-интеграционные (развитие сотрудничества, групповая интеграция, развитие коллективистских отношений, формирование и укрепление командного духа, развитие социальной ответственности); и) социально-нравственные (формирование толерантности, формирование готовности к взаимопомощи и развитие морально-психологических качеств); к) интеллектуальные (развитие самопознания, способности к самовоспитанию); л) эстетические (красивое выполнение спортивных упражнений, формирование и развитие телесной красоты, формирование и развитие чувства прекрасного, развитие эмоционально-чувственного мира.

3. Использование социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) связано с успешным разрешением проблем: а) снижения социальной и личностной значимости ФСД; б) снижения мотивации к ФСД; в) усиления ценностной противоречивости, неопределенности ФСД; г) формирования спортивной контркультуры, д) неразборчивости при выборе средств для достижения успеха; е) невысокого уровня социальной ответственности у занимающихся ФСД; ж) распространения проблемного поведения; з) распространения девиантного поведения; и) роста насилия и агрессивности; к) усиления индивидуального и группового эгоизма; л) односторонней социализации юных спортсменов.

4. Результаты проведенных диссертантом социологических исследований свидетельствуют: две трети опрошенных студентов уверены в том, что физкультурно-спортивная деятельность способствует развитию их общей культуры. Большинство из них также положительно оценивает интеллектуально-нравственный потенциал занятий физической культурой и спортом. Физкультурно-спортивная деятельность оказывает наиболее благотворное влияние на работоспособность, целеустремленность, самоуважение и организованность. Вместе с тем, незначительно её влияние на качества толерантности, коммуникабельности, доброжелательности, альтруизма. Занимающиеся физкультурно-спортивной деятельностью, как правило, испытывают положительные эмоции от этих занятий (причем сильнее они проявляются у юношей постоянно занимающихся ФСД) и получают эстетическое удовлетворение.

5. При исследовании ценностно-мотивационного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов выявлено, что каждый третий из них занимается в спортивных секциях (среди юношей показатель составляет 46,1%, среди девушек – 28,3%); две трети положительно относятся к занятиям физической культурой и спортом, подавляющее большинство знает показатели своего физического состояния, несколько ниже уровень осведомленности о параметрах своей физической подготовленности; две трети считают, что спортсмены пользуются авторитетом в их учебных группах. Определяющими мотивами в физкультурно-спортивной деятельности являются забота о собственном здоровье. Повышение уровня физической подготовленности, потребность снять усталость и повысить работоспособность. Основным фактором, препятствующим этим занятиям, большинство студентов считают недостаток времени.

6. Успешное использование социокультурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности возможно посредством соблюдения организационных принципов: единство физического, психического и социального здоровья; личностно-ориентированная организация ФСД; принцип «Фрей Плей»; нейтрализация негативных стереотипов; социальное сравнение. Важно придерживаться стратегии гуманизации соперничества, которая предусматривает многокритериальную и комплексную оценку результатов ФСД, развитие спартианского движения, гуманизацию образовательных программ в сфере ФСД.

Апробация результатов диссертационной работы проводилась автором в выступлениях на научных конференциях, через публикацию научных статей, а также в процессе организационной и учебно-воспитательной деятельности в Белгородском юридическом институте МВД России.

Сделаны доклады на Международной научной конференции «Диагностика и прогнозирование социальных процессов» (Белгород, 2005); межвузовской научно-практической конференции «Социальные конфликты в российском обществе и проблемы их разрешения: историко-философский и политико-правовой аспекты» (Белгород, 2006); XV всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов» (Орёл, 2007); всероссийской научно-практической (заочной) конференции «Социальные структуры и процессы» (Белгород, 2008); межрегиональной научно-практической конференции «Образ жизни в социальном измерении: региональные аспекты» (Белгород, 2008); региональном научно-практическом семинаре «Проблемы подготовки высококвалифицированных спортсменов в условиях образовательных учреждений» (Белгород, 2009).

По теме диссертации опубликовано 25 научных работ, общим объемом 14,5 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации