Ответы на вопросы по дисциплине Финансы - файл n1.doc

Ответы на вопросы по дисциплине Финансы
Скачать все файлы (478.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc479kb.19.02.2014 06:24скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
1.1 Сущность финансов.

Финансы как экономич. категория представляют собой, систему экономич отношений по поводу формирования, распределения, и использования финансовых ресурсов и фондов у государств , хоз. субъектов и населения.

Финансовые ресурсы- это денежные средства находящ. В распоряжении государства, хоз. субьектов и населения, и образующиеся за счет различных доходов, поступления, отчислений.

Финансовые фонды-обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назаначение.

Характерные признаки финансов:

1)распредел.характ. ден. Отношений.

2) Формирование и использование фин. Ресурсов и фондов.

3) Преимущественно однонаправленное движение денежн средств, без встречного движения стоимости в виде товаров и услуг.

Таким образом, финансы это распределительные денежные отношения.

Роль финансов заключ. в том что они обеспечивают расширенное воспроизводство на микро и макро уровнях путем рационального внутрехоз, межотраслевого, и межтерриториального перераспределения ресурсов, для выравнивания уровня экономич . и соц. Развития регионов, отрослей различн соц групп населения.

Соц- экономич. сущность финансов заключ в исследовании вопросов за счет чего или кого формируются фин ресурсыи в чьих интересах они используются.

Финансы это экономич инструмент распределения, производственного общественного продукта и нац. дохода , в результате кот образ доходы у экономич аген6тов, у гос-ва и домохозяйств.

( Роль финансов в общественном воспроизводстве

Финансы позволяют формировать ресурсы и фонды в соответствии с потребностям расширенного воспроизводства .Благодаря функционированию фин. Механизма становится возможно использ финансы в качестве экономич. рычага активного инструмента управления экономикой.

Финансы обладают большими возможностями воздействия на экономику по след направлениям:1) Финансовое обеспечение, потребности расширенного воспроизводства. 2) Фин регулирование экономич и соц процессов. 3) Фин стимулирование, лучших результатов деятельности.

В формировании фин ресурсов участвуют все элементы ВВП, но основной источник – нац . доход , кроме того важн источником явл доходы от внешне-экономич деятельности. Средства от продаж золот запаса, резервные фонды страховых организаций и т.п

финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осущ. в след формах:1) Самофинансирование- основано на исп собств фин ресурсов субьектов хоз. 2) Кредитование- способность покрытия воспроизводств затрат, при котором расходы хоз. субьекта покрыв за счёт ссуды, на условии срочности возвратности и платности 3) госуд финансирование .Производится на безвозвратной и безвозмездной основе за счет средств бюджета или внебюджетных фондов.

1.2 Финансовое прогнозирование

Фин.прогнозир. – определение конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и стратегических направлениях использования финансовых ресурсов, исходя из принятой концепции экономического роста.Прогн-ие предполагает разработку и составление научно обоснованных гипотез, прогнозных проектов о вероятном будущем сост.макроэк.системы,хоз.суб и характеризующих их состояние показателей на основе углубленного факторного и системного анализов предшествующего периода и выявления доминирующих тенденций развития. Основное отличие прогноза от плана – прогнозируются те показатели, которыми организация не может управлять в полной мере(фин.риски,действия конкурентов).Планироваться может только то,что находится в сфере влияния. Цель фин.прогнозирования – оценка предполагаемого объема финн.ресурсов на прогноз.период на основе анализа тенденций финансовых показателей. Осущ.во взаимосвязи с процедурами стратегического планирования развития национальной экономики в целом. Методы,исп.в процессе: метод мат.моделирования,метод построения трендов и составления сценариев, метод эконометрического прогнозирования,экспертные оценки.
2.1 Категории финансов.

финансовые категории являются определенным видом экономических категорий, имеющими свою ярко выраженную специфику. Специфика финансовых категорий заключается в том, что в основе их функционирования лежит определенный вид экономических отношений, а именно – финансовые отношения.

Финансовые отношения представляют собой сложные отношения, возникающие в процессе функционирования всего комплекса финансовых категорий. Это делает возможным и объективно необходимым выражение всей совокупности финансовых отношений через систему финансовых категорий. Остановимся на ней поподробнее.

Система финансовых категорий может быть построена на базе различных методологических подходов:

- исходя из состава финансовых отношений, лежащих в основе финансов как экономической категории;

- исходя из стадий процесса общественного воспроизводства;

- на базе субъектов финансовых отношений;

- исходя из стадий производственного цикла хозяйствующего субъекта и др.

Рассмотрим комплекс финансовых категорий, функционирующих в каждой из четырех групп финансовых отношений.

В процессе осуществления финансовых взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством функционируют такие финансовые категории, как доходы и расходы, налоги и отчисления, ссудный процент, основные и оборотные средства.

Финансовые отношения, складывающиеся между различными хозяйствующими субъектами, реализуются посредством таких финансовых категорий, как выручка от реализации продукции, прибыль, валовой доход, финансовые санкции, финансовые стимулы, рентабельность, амортизационные отчисления, фонды накопления и потребления.

Финансовые отношения между предприятиями и физическими лицами основываются на использовании таких финансовых категорий, как заработная плата и дивиденды.

При осуществлении финансовых отношений внутри хозяйствующего субъекта действуют следующие финансовые категории: выручка, прибыль, рентабельность, доходы и расходы, финансовые санкции, материальные стимулы, амортизация, различные фонды денежных средств.

В экономической теории все они рассматриваются только с одной стороны – как экономические категории. При этом происходит полное игнорирование их финансового характера.
Итак, система финансовых категорий, по нашему мнению, включает в себя следующие группы.

Прежде всего – это доходы. Доходы как финансовая категория представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между различными субъектами этих отношений по поводу формирования централизованных и децентрализованных целевых фондов денежных средств этих субъектов. Они могут быть различными в зависимости от субъектов финансовых отношений: доходы предприятия, государства, частного лица, работника фирмы и т.п.

Доходы могут выступать в разных формах: в виде выручки, прибыли, налоговых поступлений, заработной платы, дивидендов, процентов и пр. Они являются элементарными финансовыми категориями, то есть доход как финансовая категория включает в себя целый комплекс более простых вторичных финансовых категорий (прибыль, налоги, дивиденды, зарплата, выручка, целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, устойчивые пассивы, паевые взносы членов трудового коллектива и др.).

Второй важнейшей группой финансовых категорий является группа, объединенная в рамках такой категории, как расходы. Расходы как финансовая категория представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между различными субъектами этих отношений по поводу использования их доходов и поступлений по целевому назначению. Сюда включаются амортизация, заработная плата, налоги, отчисления, различные платежи (в том числе и страховым компаниям), санкции, проценты и пр.

Третья группа финансовых категорий включает в себя целевые фонды денежных средств. Фонды денежных средств представляют собой такую финансовую категорию, характерной чертой которой является обособление части денежных средств в составе совокупного общественного продукта и связанных с ней финансовых отношений на основе целевого назначения и относительной самостоятельности их функционирования. Мы выделяем их в отдельную группу финансовых категорий, так как они полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к экономическим (в том числе и финансовым) категориям: имеют специфическое общественное назначение, их существование объективно обусловлено, они являются своего рода кирпичиками фундамента финансовой науки, объединяющими относительно однородные явления.

К таким фондам относятся уставный фонд, объединяющий в себе фонды основных и оборотных средств, фонд накопления и фонд потребления, образующийся при распределении прибыли, страховые и резервные фонды, общегосударственные денежные фонды – бюджетный и внебюджетные (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и пр.), амортизационный фонд, отраслевые централизованные фонды денежных средств, фонд капитального ремонта, благотворительные фонды, фонды общественных организаций и др.

Иными словами, финансовая категория в хозяйственной практике функционирует в виде конкретных финансовых рычагов и стимулов, а также определенных финансовых показателей, характеризующих деятельность как отдельного хозяйствующего субъекта, так и государства в целом.

Поэтому сущность любой финансовой категории должна анализироваться в двух аспектах:

во-первых, как финансовой категории;

во-вторых, как внешней реальности, то есть финансового инструмента, активно используемого людьми в процессе их производственной деятельности.

Такой подход имеет важное значение для эффективного использования финансовых категорий на практике.

2.2 Государственное регулирование финансов предприятий

В современных условиях от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий. Гос-во оказывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий.

1 Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежнокредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются: налоги; способы перераспределение доходов и ресурсов; ценообразование; государственная предпринимательская деятельность; кредитнофинансовые механизмы и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся: - ограничения; - запреты; - лимиты; - квотирование; и др.

Их целесообразно использовать в следующих областях: - охране окружающей среды; - сертификации, стандартизации, метрологии; - социальной политике; - внешнеэкономической деятельности; - деятельности естественных государственных монополий.

Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятий служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научнотехнического прогресса.

Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления снижается.

Ключевым развитием экономики явл улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны. Государство должно постепенно отойти от избыточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность.

3.1 Функции финансов.

1)Распределительная. С помощью финансов осущ распределение ВВП между отраслями и сферами экономик, регионами, разными соц группами населения. Распред осущ в 2 этапа. На первом этапе распредел доход полученный производителями товаров, работ услуг в сфере матер производства. Предприятие поставляет на рынок произв блага, получ выручку от реализации и распредел ее на возмещение материальных затарат на оплаты труда , амортиз ос, покрытие др расходов а так же формирует чистый доход в виде прибыли. Доходы получ работн и предпр сферы матер произв явл первичными.

На втором этапе данная часть доходов предпр и работн сферы мат произв по средствам налогов взносов, и др обязат платжей, направляются в централизованные центры ден средств, откуда происходит вторичное распределение или перераспределение в соц культурную сферу, проблемные регионы. Доходы получ в результате перераспределения наз вторичными или производственными , зависят от величины первичн доходов

2) Контрольная. Проявляется в контроле за распределением нац дохода по соответствующим фондам израсходованием их по целевому назначению .Проверки соблюдения законодательств по фин вопросам и фин дисциплин. Финансовый контроль осущ по средствам фин инф кот заключ в показателях бух статей и оперативной отчетности.

3)Регулирующая. Проявляется в регулировании госуд с помощь. Фин инструментов в развитии экономики .Например дотация, субсидия,

Все функции финансов реализ через фин механизм, кот представляет собой совокупность способов, методов, инструментов формирование и использование фин ресурсов.

Фин механизм подраздел на директивный и регулирующий. Директиный разработан госуд и исп участник фин отношений в обязат порядке. Регулирующий-означает создание госуд фин условий общего порядка распределения фин ресурсов.

3.2 Органы управления финансами

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:  · профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;  · Министерство финансов РФ и его органы на местах;  · Центральный банк РФ;  · Министерство РФ по налогам и сборам;  · Федеральная налоговая служба РФ;  · Государственный таможенный комитет РФ;  · Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;  · Министерство государственного имущества;  · исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения. Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
4.1 Звенья финансовой системы.

Финансовая система- это совокупность фин отношений между участниками хоз деятельности в процессе формирования и распределения денежных ресурсов и фондов.Главн функция фин сист заключ в удоволетвор потребностей людей вкл все основные жизн потребности.

С т.з совокупности фин отношений финансовая ситемы вкл : гос финансы, финансы хоз субъектов, финансы домашних хозяйств, а так же госуд органы управления финансами , финансово-кредитные учреждения, обеспечивающие фин потоки , а так же страхование , как особые фин отношения .Таким образом в ифнансовую систему входят финансовые инструменты участвующие в этих отношениях.

В фин системе выдел 2 крупные сферы: Централизованные финансы( общегосударственные и территориальные финансы). Децентрализованные финансы( фин хоз субьектов и фин домаш хоз)

Общегосуд финансы. Их задача концентрация фин ресурсов в распоряжении госуд и направление их на финансирование общегосуд нужд. Чем больше у госуд ф-ий тем больше фондов оно создает для их реализации. Источники формирования таких фондов: налоги, сборы, гос займы . и т.п . За их счет осущ прямое финансирование бюджетной сферы , гос заказы, гос кредитование, гос страхование, соц расходы и выплаты. К числу общегосуд фондов относ:госуд бюджетные и госуд внебюджетные фонды.

Территориальные финансы- решают задачи по концентрации фин ресурсов в распоряжении регионов и направление их на финансирование региональных нужд. Территориальные финансы образуют региональные местные бюджеты и внебюдж фонды. Формир за счет налогов сборов штрафов, территор займов, доходов предприят находящ в муниципальной собственности.

Финансы хох субьектов- экономич отнош возникающ в процессе хоз деятельности предприятий и организация, отражающих оборот их денежных средств, их задачей явл формирование денежн капитала и фондов , эффективное управление денежными потоками , обеспечение фин устойчивости хоз субьекта. Источники формирования капитала и фондов: средства собственников, заемные средства целевого бюджетного финансирования, выручка от реализ товаров работ услуг. Финансы предприятия явл основой фин системы страны с т.з формирования основ источник фин ресурсов.

Финансы домохоз. –имеют важное значение для регулирования платежеспособного спроса.Чем выше доходы домохоз тем выше их спрос , тем устойчивее положение хоз субьектов , госуд и экономики страны в целом.

4.2 Функции Президента РФ в области финансов

Полномочия Президента РФ в области финансов

Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.

Бюджетное послание Президента включает:

-основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;

-сводный финансовый баланс по территории РФ;

-основные направления бюджетной политики РФ;

-сведения о государственных доходах на территории РФ;

-проект бюджета РФ;

-проект консолидированного бюджета РФ;

-оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых периодов.

Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган - Контрольное управление Президента РФ.

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Пр.РФ. Они осуществляют от имени и по поручению президента контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции РФ, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту РФ в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

- анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

- рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

5.1 Бюджетное звено финансовой системы.

  Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его по­мощью правительство концентрирует в своих руках значитель­ную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных.

В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные парамет­ры. Основным источником формирования доходной части бюд­жета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их коли­чественные параметры. Наибольшая часть бюджета использу­ется на финансирование отраслей народного хозяйства и соци­ально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удель­ный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.

Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Он представляет собой основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

Уровни бюджетной системы:

  1. федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  2. бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;

  3. местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.

В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды.Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

5.2 Функции Гос.Думы в области финансов

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов федерации рассматривают и утверждают бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ.

Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы занимается рассмотрением и утверждением федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации выносит проект федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу РФ.Гос.Дума РФ рассматривает и утверждает федеральный бюджет в трёх чтениях.

В 1чтении Гос.Дума рассматривает вопросы по:-прогнозу социально-экономического развития РФ; -основным направлениям бюджетной и налоговой политики;-основным принципам и расчётным взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;-проектам программ государственных внешних заимствований РФ;-общему объёму доходов и расходов федерального бюджета.

2ое чтение посвящено утверждению перечня доходов и расходов федерального бюджета и утверждению размера федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В 3чтении утверждается распределение средств федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

После рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете он направляется в Совет Федерации, где происходит одобрение его в целом.

После одобрения Советом Федерации законопроект подписывается Президентом РФ.

Федеральным Собранием РФ также, могут вноситься изменения в Федеральный закон о федеральном бюджете.

6.1 Страховое звено бюджетной системы.

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым эле-ментом социально-экономической системы общества.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй - поощряется.

Вторая форма страхования -собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

6.2 Функции и задачи Мин.Фина РФ

Особую роль в функционировании гос.финансов играет Мин.фин.РФ— федеральный орган исполнительной власти, обеспечив проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Минфин России имеет территориальные органы.

К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:

• совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

• разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

• разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

• участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

• разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

• осуществление государственного финансового контроля;

• обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:

• подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

• участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

• участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

• участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета;

• разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

• участвует в разработке проектов правовых актов; разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к своей компетенции, обязательные для исполнения на территории РФ;

• разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

• подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов;

• подготавливает предложения о предельной численности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов совместно с Министерством труда и социального развития РФ и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов;

• совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета;

• разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы;

• координирует политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;

• участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

• участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

• проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

• разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований;

• участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг; регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий; выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;

• проводит совместно с Банком России операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ; управляет государственным внутренним и внешним долгом России, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;

• подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в эти фонды;

• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;

• подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;

• разрабатывает совместно с Министерством экономики РФ проекты программ государственных внешних заимствований, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

• участвует в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений;

• участвует в работе по возврату кредитов иностранным государствам, осуществляет необходимые меры по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• участвует в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, обеспечивает пополнение, сортировку, оценку, учет и сохранность драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, разрабатывает и утверждает порядок определения цен на них; разрабатывает с участием Банка России необходимые меры по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретает в Госфонд России драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них; производит отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, из Госфонда России в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ;

• разрабатывает с участием Министерства экономики РФ проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских и социально-культурных целей, для продажи на внешнем рынке, а также проекты планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов; представляет в Правительство РФ предложения об экспортных квотах на необработанные природные алмазы; осуществляет государственный контроль за качеством сортировки, классификации, оценки и реализации алмазного сырья;

• разрабатывает с участием Министерства экономики РФ и утверждает расчетные, отпускные и другие виды цен на добытые и обработанные в РФ драгоценные камни; осуществляет анализ динамики цен на мировом рынке алмазов посредством продажи в установленном порядке контрольных партий алмазного сырья; организует и проводит пробирный надзор; осуществляет контроль за совершением сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в РФ, за их реализацией на внешнем рынке;

• регистрирует сделки между пользователями недр и другими субъектами рынка, предусматривающие отчуждение драгоценных металлов;

• устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций;

• устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;

• проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

• проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов РФ имеет право:

• проводить совместно с Министерством экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;

• представлять Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

• ограничивать, приостанавливать, а в отдельных случаях и прекращать финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также при непредставлении ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

• взыскивать с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению;

• организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

• выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;

• предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;

• выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

• организует работу по составлению проекта федерального бюджета, составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

• осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

• разрабатывает программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;

• осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;

• принимает в пределах своей компетенции нормативные акты; получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

• предоставляет бюджетные ссуды и бюджетные кредиты в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;

• предоставляет от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;

• проводит проверки: финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий, а также получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств;

• регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ; осуществляет текущее управление государственным долгом РФ.

Руководитель Министерства финансов РФ имеет исключительное право дать разрешение на совершение следующих действий:

1) утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предоставление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета; введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

2) перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов в пределах 10% утвержденных расходов;

3) осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если ему поступило должностное представление Счетной палаты РФ или органов Федерального казначейства, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства главным распорядителем бюджетных средств. Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств. К уполномоченному по федеральному бюджету переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Министр финансов имеет право запретить главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению осуществлять отдельные расходы. Основаниями применения такого запрета являются должностное представление Счетной палаты РФ и акты проверок органов Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, свидетельствующие о нарушении бюджетного законодательства.

Министерство финансов РФ несет ответственность за:

1) соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи;

2) соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

Министр финансов персонально несет ответственность за: соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи; введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

7.1 Кредитное звено бюджетной системы

 государственный кредит представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.

Как экономическая категория государственный кредит отличается от других кредитов тем, что он обеспечивается собственностью, находящейся в распоряжении государства. Государственный кредит в качестве звена финансовой системы обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств государства, т.е. бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

, Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. К. основным формам внутреннего кредита относятся:

обращение части вкладов населения в государственные займы, т. е. сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств, а именно депозита. Особенность этогокредита в том, что сберегательные учреждения выступают как посредники, которые действуют без ведома реальных владельцев вкладов. Сберегательные учреждения покупают у государства ценные бумаги и продают их населению;

заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. В этом случае правительство занимает у Центробанка России средства для погашения дефицита бюджета и возмещает долг, образовавшийся в прошлые годы;

казначейские ссуды, т.е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности;

государственные займы — привлечение свободных денежных средств предприятий, населения на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг;

займы, выпущенные региональными органами власти или отдельными субъектами хозяйствования, гарантированные государством.

Государственные займы классифицируются следующим образом (табл. 3.2).

Обеспечением государственного долга служат все активы, находящиеся в распоряжении РФ (национальная валюта, иностранная валюта, ценные бумаги и депозиты).

Высшим органом управления государственным долгом на уровне Российской Федерации является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Правительство разрабатывает две программы: программу государственных внешних заимствований и программу государственных внутренних заимствований, — которые представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Эти программы представляются Федеральному Собранию вместе с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению. Единственным эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации является Министерство финансов РФ, которое устанавливает конкретные сроки и объемы их выпуска.

Центральный банк РФ осуществляет, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга на безвозмездной основе.

7.2 Функции и задачи Счетной палаты РФ

Счетн. Палата-независим. Правит-во, постоянно действующ. Орган фин.гос.контроля, подотчетн. Федер. Собр-ию, сфера полномочий, контроль федер. Собст-сти и расход-ия федер. Фин.рес-сов. Может проверить всех(любые юрлица, в т.ч. банки, фонды, внебюдж.фонды,органы гос.власти любого уровня.

Задачи:

  1. контроль исполнения бюдж и внебюдж фондом

  2. подготовка предлож-ий по устран-ию наруш-ий и упорядоч-ию бюдж процесса

  3. оценка эф-сти и целесообр-сти расх-ия гос ср-в

  4. опред-ие степени обоснов-сти статей, проектов фед бюджетаи внебюдж фондов

  5. финн экспертиза, т.е. оценка финн последствий прин-ия фед законов

  6. регулярн представ-ие фед СОБР-ию инф-ии о ходе исполн-ия фед бюдж-а, контроль поступл-ия ден ср-в о приватиз-ии гос собств-сти; продажи и упр-ия гос имущ-ва

Контроль за гос долгом, Осн метод – тематич проверки и ревизии дают предписания, рез-таты освещ-ся в СМИ

8.1 Виды фин политики. Фин стратегия гос-ва

Фин.политика-опр как деят-ть гос-ва в области фин.отношений по обеспечению фин.ресурсами выполнения гос-ом своих ф-ий,реализации всех гос программ эк и соц развития.Она направлена на обеспеч сбалансированного роста фин ресурсов во всех звеньях фин системы страны.Главной целью должно быть создание фин условий для соц-эк развития общества,повышения уровня и качества жизни населения.Принято различать 3типа гос фин политики: классическая(невмешательство гос-ва в эк),планово-директивная в административно-командной эк,регулирующая. В зависимости от целей различают виды фин политики: 1)эк роста(направлена на увеличение объемов произ-ва, занятости-реализ путем увеличения гос расходов, снижения налог бремени, денежной экспансией-политика дешевых денег) 2)ограничение деловой активности(направлена на предотвращение кризиса перепроиз-ва в период подъема или бума и для борьбы с инфляцией спроса.Осущ посредством снижения гос расходов,увелич налог нагрузки,денежной рестрикцией) 3)политика стабилизации направлена на поддержание оптимальных объемов произва и стабильных цен.

В засивисмоти от методов бюджетно-налоговая(фискальная) фин политика может быть:

1)дискреционная-сознат манипулирование гос налогами и гос расходами с целью изменения реального объема ВНП и уровня занятости.Осн инструменты:гос инвестиции,управл налог гнетом,правительственные закупки,соц программы,изменение расходов трансфертного или перераспределит типа

2)недискреционная-реализ за счет «встроенных стабилизаторов».С учетом того,что фин система способна к некоторой самостоят стабилизации без непосредств вмешательства гос регулирующих органов(пример: взносы на соц страх правильно функцион налог система,способны регулировать фин потоки автоматически)

Фин политика вкл в себя: бюджетную,налоговую,денежную,кредитную,ценовую,таможенную.

Фин политика гос-ва явл лишь средством осущ его эк и соц политики,а также других направлений гос политики-военной,национальной,геополитической.Совокупность этих 5 направлений и опр фин политику служащую осн инструментом проведения гос политики.Вся система управл финансами базируется на фин политике гос-ва.В разработке фин политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти.Приоритет в разработке фин политики принадлежит президенту РФ,кот ежегодно выступает с посланием федеральному собранию,где опр основные направления фин политики на очередной фин год и на перспективу.

8.2 Федеральное Казначейство

Органы фед казнач-ва осущ-ют гос бюдж пол-ку, упр-ют процессом исполн-ия фед бюдж-а, контролируют поступл-ие, целев и эк исп-ие гос ср-в

Задачи:

  1. контр. За дох и расх частью фед бюдж-а в ходе исполн-ия

  2. предоставл-ие высшим органам законодат и исполнит власти отчетов о финн опер-ях Правит-ва РФ и сост-ия бюдж сист-ы

  3. контроль совместно с ЦБ РФ, сост-ие гос внутр и внешн долга

  4. контроль гос внебюдж фондов и отнош-ий м/у ними и фед бюдж-ом

Органы казнач-ва имеют права проводить проверки различн ден док-ов, отчетов и смет в гос органах, банках, на п/п всех форм собств-сти, использующ. Ср-ва фед бюдж-а, приостанавливать опер-ии по их счетам в банках. Они имеют право давать предпис-ия о взыск-ии в бесспорной порядке гос ср-в с налож-ем штрафов в размере учетн ставки ЦБ.

Налагать штрафы на коммерч банки в случае несвоевремен зачисл-ии поступивших от хоз субъектов ср-в на счетах фед бюдж-а и внебюдж фондов

9.1 Виды фин политики. Фин стратегия гос-ва

Фин.политика-опр как деят-ть гос-ва в области фин.отношений по обеспечению фин.ресурсами выполнения гос-ом своих ф-ий,реализации всех гос программ эк и соц развития.Она направлена на обеспеч сбалансированного роста фин ресурсов во всех звеньях фин системы страны.Главной целью должно быть создание фин условий для соц-эк развития общества,повышения уровня и качества жизни населения.Принято различать 3типа гос фин политики: классическая(невмешательство гос-ва в эк),планово-директивная в административно-командной эк,регулирующая. В зависимости от целей различают виды фин политики: 1)эк роста(направлена на увеличение объемов произ-ва, занятости-реализ путем увеличения гос расходов, снижения налог бремени, денежной экспансией-политика дешевых денег) 2)ограничение деловой активности(направлена на предотвращение кризиса перепроиз-ва в период подъема или бума и для борьбы с инфляцией спроса.Осущ посредством снижения гос расходов,увелич налог нагрузки,денежной рестрикцией) 3)политика стабилизации направлена на поддержание оптимальных объемов произва и стабильных цен.

В засивисмоти от методов бюджетно-налоговая(фискальная) фин политика может быть:

1)дискреционная-сознат манипулирование гос налогами и гос расходами с целью изменения реального объема ВНП и уровня занятости.Осн инструменты:гос инвестиции,управл налог гнетом,правительственные закупки,соц программы,изменение расходов трансфертного или перераспределит типа

2)недискреционная-реализ за счет «встроенных стабилизаторов».С учетом того,что фин система способна к некоторой самостоят стабилизации без непосредств вмешательства гос регулирующих органов(пример: взносы на соц страх правильно функцион налог система,способны регулировать фин потоки автоматически)

Фин политика вкл в себя: бюджетную,налоговую,денежную,кредитную,ценовую,таможенную.

Фин политика гос-ва явл лишь средством осущ его эк и соц политики,а также других направлений гос политики-военной,национальной,геополитической.Совокупность этих 5 направлений и опр фин политику служащую осн инструментом проведения гос политики.Вся система управл финансами базируется на фин политике гос-ва.В разработке фин политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти.Приоритет в разработке фин политики принадлежит президенту РФ,кот ежегодно выступает с посланием федеральному собранию,где опр основные направления фин политики на очередной фин год и на перспективу.

9.2Антикризисные меры Правительства РФ в 2010 г.

Правит-во РФ контролирует процесс разработки и исполн-ия фед бюдж-а

Осущ-ие един пол-ки в обл-и финн-ов, денег и кредита, контролирует и регулирует финн деят-сть мин-ов и ведомств, координирует деят-сть подведомственных органов финн контроля

10.1Классическая фин.политика

Являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.Основные направления:1) невмешательство государства в экономику, 2)сохранение свободной конкуренции, 3)использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).


    1.   1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации