Булин-Соколова Е.И., Рудченко Т.А., Семенов А.Л., Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников - файл n1.doc

Булин-Соколова Е.И., Рудченко Т.А., Семенов А.Л., Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников
Скачать все файлы (785 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc785kb.19.02.2014 05:05скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Работаем по новым стандартам
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников


Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
УДК 372.8:004

ББК 74.263.2

Ф79

Серия «Работаем по новым стандартам» основана в 2010 году
Авторы:

Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова
В подготовке данного издания принимала участие Архипова Е.С.

При подготовке данного издания использованы иллюстративные материалы ООО «Лори».
Ф
Ф79
ормирование
ИКТ-компетентности младших школьников :
пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М. : Просвещение, 2011. –128
00 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-022603-5.

Пособие посвящено практике реализации программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе. Представленные материалы включают подробное описание информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовательном процессе, а также примеры применения этих технологий в решении практических и познавательных задач на уроках технологии, искусства, русского языка, литературного чтения, математики и информатики, окружающего мира.

Пособие адресовано учителям начальной школы, а также руководителям общеобразовательных учреждений.
УДК 372.8:004

ББК 74.263.2

ISBN 978-5-09-022603-5
C Издательство «Просвещение», 2011

С Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2011
Все права защищены

Введение
Ближайшие несколько лет российское образование будет осуществлять переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт). Теперь, когда Стандарт, наконец, принят, нас ожидает длительная работа по его внедрению в образовательную практику – подготовка отвечающих его требованиям образовательных программ, разработка учебно-методических комплектов и методик обучения. На страницах этой книги мы будем говорить о тех позициях Стандарта, которые регламентируют использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Не менее важно и следующее. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования:

Важным элементом формирования УУД на ступени начального образования, обеспечивающим его результативность, является ориентиация младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять. «Программа формирования универсальных учебных действий» на ступени начального общего образования содержит «Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности», которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает избежать дублирования при освоении разных умений с учетом специфики каждого учебного предмета, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание внеурочной деятельности школьников.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников. В обобщенном виде это отражено в подпрограмме формирования ИКТ-компетентности и в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В настоящем пособии подробно описаны технологии, осваиваемые в течение всего периода начального обучения, а также приведены примеры практических занятий и проектной деятельности, направленных на формирование ИКТ-компетентности. Описание технологий и проектов дается отдельно для каждой предметной области. Следует оговорить, что мы не включили в число рассматриваемых учебных предметов «Иностранный язык». С одной стороны , его изучение с точки зрения формирования ИКТ-компетентности должно включать в себя технологии, общие для всей образовательной области «Филология». С другой стороны, пособие предназначено в первую очередь учителям начальных классов, которые редко берут на себя преподавание иностранного языка и обсуждение специфических технологий экранного перевода и т. д перегрузило бы пособие. Распределение учебного материала по различным предметам не является жестким, начальное освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. При планировании соответствующей образовательной деятельности необходимо стремиться к достижению баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах.

Образовательный Стандарт относит приобретение первоначальных представлений о теоретической (математической) информатике к образовательной области «Математика и информатика», а первичные навыки использования различных средств ИКТ – к образовательной области «Технология». Первое знакомство учащихся с ИКТ происходит, как правило, именно на уроках технологии. Во-первых, в рамках предмета учебным планом выделяется время на данную учебную деятельность, а во-вторых, на этих уроках можно рассчитывать на специалиста по информационным технологиям, который возьмет на себя обучение детей именно технологии работы со средствами ИКТ .

Получив первоначальные навыки, необходимые для начала работы с ИКТ, дети уже в первой четверти, в адаптационном периоде начинают использовать ИКТ в рамках различных предметных уроков. Возникающие технологические проблемы в состоянии разрешить учитель начальных классов, который должен пройти соответствующее повышение квалификации и хорошо владеть ИКТ, используемыми в образовательном процессе начальной школы. Главным уже на этом этапе становится содержание учебной задачи и освоение содержания учебного предмета.

Таким образом, мы получаем две организационно-содержательные линии освоения программы формирования ИКТ-компетентности: получение первоначальных навыков использования ИКТ в курсе «Технология» и формирование ИКТ-компетентности в остальных предметных областях.

Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ-компетентности является адаптационный период в начале первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года, а, скорее всего, и до конца начальной школы. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на на начальной стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной. Применение ИКТ в рамках адаптационного периода обеспечивает системно-деятельностный подход и вместе с тем позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) особенности каждого учащегося, увидеть сильные и слабые стороны дошкольной подготовки, которые проявляются и при общей организации деятельности, и при выполнении заданий, связанных, в частности, с речевой деятельностью. В соответствии с информацией, полученной в ходе адаптационного периода, учитель имеет возможность спланировать образовательный процесс основного курса обучения и продолжить формирование ИКТ-компетентности учащихся.

Так как дальнейшее формирование ИКТ-компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов, описание практической деятельности по формированию ИКТ-компетентности учащихся выстраивается в пособии в соответствии с логикой их формирования внутри предметных курсов (русского языка, литературного чтения, математики и информатики, окружающего мира).

Освоение каждой из рассматриваемых технологий приводит к достижению тех или иных метапредметных и предметных результатов. Результативность обучения в новом понимании, заданном образовательным Стандартом, является сегодня одной из тем, наиболее обсуждаемых учительским сообществом, поэтому в описаниях выделены метапредметные и предметные результаты, а также возможная форма проведения аттестации учащихся.

Как мы уже говорили, Стандарт выделяет три группы требований, одна из которых описывает требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Эта группа требований затрагивает вопрос формирования ИКТ-компетентности обучающихся с точки зрения создания в образовательных учреждениях ИКТ-насыщенной образовательной среды, способствующей реализации требований Стандарта, и наличия квалифицированных кадров. С целью конкретизации этих требований Стандарта в пособии рассматриваются вопрос оснащения образовательного процесса в начальной школе, а также квалификационные требования к учителю начальной школы и направления дополнительного профессионального образования педагога в ходе подготовки к реализации Стандарта.

Для удобства читателя в приложении приведен текст «Подпрограммы формирования ИКТ-компетентности обучающихся», входящей в состав Примерной основной образовательной программы начального общего образования, отражающей содержание и являющейся основой для планирования и организации образовательного процесса в начальной школе, а также аннотированный перечень упоминаемых в пособии проектов. Представленный опыт организации проектной деятельности в области информатизации начального образования основан на результатах практической деятельности московских учителей Кутуковой О.Г., Архиповой А.Н., Макуниной Е.В., Ильичевой Н.Г и других учителей, участвовавшх в течение ряда лет в экспериментальной работе, отразившейся и в Стандарте и в настоящем пособии.

Мы надеемся, что данное пособие окажет существенную помощь учителям начальной школы в планировании образовательного процесса, подготовке и проведении занятий, направленных на формирование ИКТ-компетентности учащихся, а также в планировании программы собственного повышения квалификации в области ИКТ в ближайшие годы.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Самый главный вопрос в любом деле – «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на уроках предметных областей «Технология» и «Искусство», так как:

В ходе знакомства внимание учащихся акцентируется именно на технологических (включая технику безопасности и эргономику) и эстетических сторонах применения ИКТ. При этом технологические стороны постоянно «встраиваются» в содержательную деятельность.

Включение в область искусства и технологии материала, относящегося к ИКТ, естественно, предполагает соответствующее планирование образовательного процесса, требующее особенно тщательного отбора традиционного содержания, не связанного исходно с ИКТ (и в какой-то степени, «уравновешивающего» «виртуальный» мир). В технологии это содержание необходимо для формирования ручных навыков, знакомства с различными материалами и методами их обработки, решения задач, относящихся к повседневной жизни. С другой стороны, ряд образовательных результатов достигается параллельно и в материальных, и в информационных технологиях. К ним относятся такие вырабатываемые личные качества, как трудолюбие, уважение и интерес к работе других учащихся, эстетические представления и установки. Наконец, есть традиционные элементы, в которых непосредственно осуществляется интеграция. Так, в искусстве идет интеграция традиционных искусств с современными цифровыми (например, пластилиновые персонажи становятся актерами анимационного фильма), т. к. в процедурах создания цифровых и реальных объектов имеется много общего. Тем самым, ИКТ помогают решать задачи художественного и технологического образования.

Работа с конкретными ИКТ на уроках искусства и технологии может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями:

Освоение названных технологий происходит в проектной деятельности. Начиная с самого первого минипроекта «Бэдж», в котором есть место и компьютерному вводу, и извлечению информации в виде распечатки, и понятию о создании информационного объекта, а также имеется практический результат применения компьютерных и некомпьютерных технологий в виде готовой карточки-бэджа, дети приучаются подбирать и использовать ИКТ для решения имеющейся проектной задачи. Круг подобных задач достаточно широк, он включает в себя как минипроекты одного урока, так и длительные интегрированные проекты – «Азбука», проекты-сказки, проекты-энциклопедии и др.

На занятиях этого модуля не предполагается освоение всех операций по запуску компьютера. Компьютеры готовятся перед началом работы. Поскольку в этом разделе мы делаем акцент на ИКТ, обеспечивающих образовательную деятельность учащихся в адаптационный период, заметим, что приводимые ниже технологии осваиваются не в полной мере: учащиеся получают представление о них в ходе демонстрации и самостоятельно выполняют отдельные операции в рамках проектной деятельности. Для них – это начало долгого и увлекательного пути!

Технологии фиксации (записи) информации

Эти технологии позволяют учащимся помимо общего знакомства со средствами ИКТ приобрести базовый опыт использования средств ИКТ для фиксации (записи, сохранения) видимой и слышимой информации об объектах и процессах внешнего мира в цифровой форме, а также восприятия (просмотра, прослушивания) записанного.

Метапредметные результаты включают формирование представлений:

Приобретение первых технических навыков по фиксации цифровых образов реальности с помощью средств ИКТ.

Предметные результаты: формирование представлений о соотношении формы и содержания, эстетических и прагматических целях, результатах и путях их достижения в искусстве и технологии.

Предметные результаты в области ИКТ: формирование базовых представлений о различных видах информации, о том, как средства ИКТ работают и используются для записи информации, об объемах информации.

Мотивация и ценность для ребенка: ощущение «остановленного прекрасного мгновения», возможность поделиться находкой с друзьями и близкими.

Инструменты: цифровая видеокамера, на класс в 25 учащихся минимальное число камер – 4, оптимальное - 8, мы будем в дальнейшем говорить просто «камера», поскольку сегодня различие между цифровой фотокамерой и видео-камерой стирается, обычный телефон (сотовый) выполняет функции той и другой; веб-камера (обычно встроена в современный компьютер, или подключается к нему внешним образом), диктофон, наушники, микрофон, аудио-плеер, компьютер, мультимедийный проектор.

Основная деятельность: работа с камерой, диктофоном, наушниками, микрофоном, плеером, компьютером, в режиме повторения действий учителя, получение первых результатов – фотографий и видео-фрагментов.

Аттестация: выполнение простых заданий по фиксации (записи) информации в простейших ситуациях. Качество выполнения оценивается по техническому качеству результата (уровень помех, фиксация наблюдаемого объекта целиком, например, лицо говорящего должно войти в кадр полностью и т. д.), прагматическому (содержательному, узко-информационному) и эстетическому эффектам.

Модели деятельности при знакомстве со следующими устройствами, используемыми для фиксации информации.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации