Конспект монографии В.В. Давыдова Теория развивающего обучения - файл n1.doc

Конспект монографии В.В. Давыдова Теория развивающего обучения
Скачать все файлы (257.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc258kb.19.02.2014 02:37скачать

n1.doc

  1   2   3
Часть первая

Фундаментальные понятия теории развивающего обучения
Глава I

Философско-психологические понятия теории развивающего обучения
Деятельность

1.Основы диалектико-материалистического понимания деятельности заложил К.Маркс. с 10

2.Труд – деятельность человека, изменяющая природу и использующая при этом свойства одних природных вещей в качестве орудий воздействия на другие вещи, превращая их тем самым в орган своей деятельности. с 10

3.Труд – положительная, творческая деятельность. с 10

4.Человек утверждает себя как родовое (общественное) существо. с 10-11

5.Деятельность человека изменяет внешнюю действительность.

Диалектическая логика – не только всеобщая схема деятельности, творчески преобразующая природу, но одновременно и всеобщая схема изменения любого естественно-природного и социально-исторического материала, в котором эта деятельность выполняется и объективными требованиями которого она всегда связана.

6.В диалектико-материалистической философии деятельность – исходное понятие, определяющее специфику, сущность общественно-исторического бытия людей: «В отличие от законов природы законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через деятельность людей.» с 11

7.Теория некоторой целостной системы в качестве абстрактной основы должна иметь одно исходное понятие, фиксирующее специфику этой системы. с 13-14

8.Именно понятие деятельности может быть исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер. с 14

9.Деятельность существует лишь в системе объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо от воли и сознания людей.

10.Суть деятельности – в созидании человеческого мира человеком, в творении собственных общественных отношений и самого себя.

11.Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки любой ситуации и встать над задаваемой ею детерминацией, вписывая ее в более широкий контекст культурно-исторического бытия, и тем самым найти средство, выходящее за пределы возможностей данной детерминации. с 15

12.Принципиальная открытость и универсальность деятельности. Ее нужно понимать как форму исторически-культурного творчества. Вместе с тем созидание или творение человеком своей неповторимой индивидуальной жизнедеятельности есть начало его личности. с 15

13.Изучение деятельности создает необходимые условия для раскрытия генезиса общественных отношений. с 19

14.Ядро психологической деятельности – принцип предметности. с 21

15.Предметная детерминация деятельности возможна благодаря ее особому качеству – уподобляемости свойствам и отношениям преобразуемого ею объективного мира. с 21

16.Составляющее психологического строение деятельности: потребность – мотив – цель – условия достижения цели. с 21

17.Каждый вид деятельности имеет определенное содержание своих потребностей, мотивов, задач и действий (предметное содержание). с 21

18.Становление индивидуальной деятельности внутри и на основе совместной представляет собой тот процесс, который следует называть интериоризацией. с 22

19.Проблемы теории деятельности:

А) необходимость развернутого определения понятия «преобразование».

Преобразование – изменение внутреннего образа объекта, выявление и изменение его сущности

Б) соотношение коллективной и индивидуальной деятельности, соотношение коллективного и индивидуального субъектов

В) трудности определения общей структуры деятельности

Г) классификация различных видов деятельности

Д) соотношение понятий деятельности и общения

Е) связь теории деятельности с другими подходами к изучению человека

Ж) способы организации междисциплинарных исследований человеческой деятельности

З) понимание общей природы человека, соотношения в нем «биологического» и «социального».с 23-33

Идеальное сознание

  1. С деятельностью человека неразрывно связаны идеальное и сознание. с 33

  2. В каждой деятельности процессу получения ее предметного результата предшествует возникновение потребности в этом предмете, внутреннего его образа, или цели, которые позволяют человеку в идеальном плане предвидеть, предусматривать и опробовать возможные действия, направленные к реальному достижению результата, удовлетворяющего потребность. с 34

  3. Идеальное – отражение внешнего мира в общественно определенных формах деятельности человека. с 35

  4. Идеальная форма материального предмета обнаруживается в способности человека активно воссоздавать его, опираясь на слово, чертеж, модель, в способности превращать слово в дело, а через дело – в вещь. Материальное становится идеальным, а идеальное – реальным лишь в постоянно воспроизводящейся деятельности, работающей по схеме: вещь – действие – слово – действие – вещь. с 35-36

  5. Идеальное – бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде ее потребности и внутреннего образа. Идеальное бытие вещи отличается от ее реального бытия, как и о тех телесно-вещественных мозга и языка, посредством которых оно существует внутри субъекта. с 36

  6. Эталоны – идеальные формы. Присвоение новыми поколениями ее продуктов (эталонов) служит основой исторического наследования ими реальных производственных и прочих умений и способностей. с 37

  7. Деятельность людей носит общественный характер. с 38

  8. Сущность человека – совокупность всех общественных отношений. с 38

  9. Благодаря сознанию индивид – родовое (всеобщее) существо. Индивидуальная и родовая жизнь индивида не является чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, либо более всеобщим проявлением родовой жизни. с 39

  10. Идеальная, субъективная представленность индивиду его реальных общественных отношений и есть его сознание. с 39

  11. Сознание возникает там, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами другого человека, глазами всех других людей, только там, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. только в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. с 39

  12. Идеальное как основа сознания возникает благодаря речевому общению людей. с 40

  13. В сознании индивида благодаря идеальному воспроизведению в нем определенных общественных отношений тем самым идеально представлены и определенные потребности, интересы, позиции других людей, включенных в эти отношения и первоначально участвующих вместе с данным индивидом в коллективной деятельности. с 40

  14. Действовать сознательно – т.е. действовать по человечески. с 41

  15. В индивидуальном сознании можно выделить несколько функций

а) сознание идеально представляет в индивиде позиции людей, включенных вместе с ним в определенные общественные отношения

б) сознание позволяет индивиду самому быть представителем этих отношений

в) индивид благодаря сознанию постоянно строит собственную деятельность. с 41

16. Образующие структуры сознания:

А) биодинамическая ткань как обобщенное выражение различных характеристик предметного действия

Б) чувственная ткань образа как обобщенное выражение различных перцептивных характеристик, из которых строится

В) значения, имеющие различные виды

Г) смысл деятельности и действий. с 41-42

17. Сознание – это воспроизведение человеком идеального плана своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиции других людей. с 42

18.Выделяются четыре этапа исследования деятельности. Они позволяют выявить ее содержание и структуру с такими существенными и неотъемлемыми качествами, как идеальность и сознательность. с 43-44

Личность

  1. Синонимичность понятий «личность» и «свобода». Свобода – развитая способность человека преодолевать препятствия, действовать не только согласно известным стереотипам, но и к неповторимым ситуациям, особенностям материала. с 46

  2. «Личность» = «Талант». Сила личности – всегда индивидуально выраженная сила того коллектива, который в ней идеально представлен, сила индивидуализированной всеобщности устремлений, потребностей, целей, ею руководящих. с 46

  3. Наличие в деятельности творческих моментов. Индивид как личность всегда привносит в воспроизводство общественных связей те или иные творческие изменения. Личностью обладает творчески и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни. с 47

  4. Труд подлинно творческим бывает только тогда, когда он является свободным самоосуществлением субъекта, цели которого он ставит сам. с 47

  5. Психология личности должна соотноситься с подходами к личности, имеющимися в других науках. с 48

  6. Личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. с 49

  7. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. с 50

  8. Проблема направленности – это вопрос о динамических тенденциях. с 51

  9. Потребности, мотивы и вся остальная «коллекция» психических свойств человека характеризует особенности субъекта индивидуальной деятельности. с 51

  10. Реализацию и воссоздание всех видов общественных отношений осуществляют человеческие индивиды. с 52

  11. Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ. с 56

  12. Каждый человек как индивидуальный субъект деятельности может быть похожим на других людей. Индивидуальность выражает стремление отдельного человека быть чем-то непохожим на других, иметь какие-либо своеобразные черты своего внешнего и внутреннего облика. с 57

  13. Стремление к внешней индивидуальности – это еще не показатель личности человека. с 57

  14. Личность всегда ищет и создает то, что соответствует ее неповторимому характеру и своеобразным условиям жизни. с 58


Заключение

В первой главе «Философско-психологические понятия теории развивающего обучения

» В.В. Давыдов рассказывает нам о понятии «деятельность», «идеальное сознание» и «личность». Эти определения, безусловно, необходимы как отсчетная точка в изучении развивающего обучения. Автор не только ярко и полно раскрывает все понятия, но и дает формулировки других ученых, таких как К.Маркс, Гегель, Ананьев и др. Это дает нам возможность примкнуть к любой из точек зрения, т.е. свободу выбора.

Помимо того, В.В. Давыдов показывает нам связь между этими главными понятиями. Эти понятия необходимо рассматривать в непрерывном единстве, но вместе с тем и четко их различать.

Нельзя не отметить, что данная тема очень актуальна в современной педагогике. Педагог должен понимать, для себя, что такое «личность», «индивид», «деятельность» и «сознание», потому что педагогика как теория обсуждает пути и средства воспитания личности и индивидуальности человека. Подлинная педагогика имеет глубоко гуманистический характер.

Глава II

Типы мышления и виды обобщения
Различие рассудочно-эмпирического и разумно-теоретического мышления

  1. Деятельность рассудка – состоит вообще в том, что она сообщает своему содержанию форму всеобщности, и всеобщее есть некоторое абстрактное всеобщее, которое, как таковое, фиксируется в противоположность особенному. с 59

  2. «Разделение» и «абстрагирование», приводящее к «абстрактно всеобщему», противополагаемому особенному, - таковы функции рассудка, с которого начинается рациональное познание. с 59

  3. выход за пределы рассудочного мышления осуществляется разумным или диалектическим, открывающем в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности. с 60

  4. Диалектическое мышление вскрывает переходы, движение, развитие. с 61

  5. Традиционная формальная логика признает лишь методы рассудочного мышления. с 61

  6. Рассудочное мышление, опирающееся на наглядные образы, можно назвать эмпирическим. Разумное мышление, внутренне связанное с исследованием природы своей собственной основы – с исследованием понятий – целесообразно называть теоретическим. с 62

  7. Особенности мысленного эксперимента составляют базу теоретического мышления, оперирующего уже не представлениями, а собственно понятиями. Понятие здесь как форма мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводятся идеализированный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движения материального объекта. с 63

  8. Особое мыслительное действие – действие, при котором отражение объекта позволяет человеку сознавать в процессе мышления независимое от него существование объекта, который дан как предпосылка деятельности. с 63

  9. Иметь понятие о данном объекте – это значит мысленно воспроизводить его. с 63

  10. Символы, выражающие всеобщее в объектах, сами являются формами человеческой деятельности. с 64

  11. Каждая вещь, согласно диалектике, не просто изменяется и исчезает, а переходит в «свое другое», которое внутри более широкого взаимодействия, внутри которого эта вещь закономерно замещается «своим другим», и этот переход сохраняет все положительное в ней, необходимое для этой целостной системы взаимодействия. с 65


Особенности теоретического и эмпирического обобщения

  1. Теоретические абстрагирование и обобщение выступают как две стороны единого процесса восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Поскольку в таком в таком восхождении эти мыслительные действия выполняют принципиально другие функции, то мы назовем их содержательным абстрагированием и обобщением. с 66

  2. Обобщение – это обнаружение взаимосвязи, взаимоотношения общего и единичного. с 66

  3. Содержательное обобщение совершается путем анализа. с 67

  4. Теоретическое понятие служит способом выведения особенных и единичных явлений из их всеобщей основы. с 67

  5. Понятие – средство мысленного воспроизведения какого-либо предмета как целостной системы. с 67

  6. Все формы общественного сознания являются высшим продуктом «организованного мышления», соотносимого с понятием теории. с 68

  7. «Организованное мышление» имеет логику теоретического мышления, которая обнаруживается во всех формах общественного сознания. с 68

  8. Теоретическому мышлению характерна рефлексия, благодаря которой человек постоянно рассматривает основания своих собственных мыслительных действий и тем самым опосредствует одно из них другими, раскрывая при этом их внутренние взаимоотношения. с 69

  9. Для теоретического мышления характерно планирование. с 69

  10. Способ образования эмпирических понятий предполагает возможность оперирования непосредственно ощутимыми признаками изучаемых предметов. с 70


Заключение

Во второй главе «Типы мышления и виды обобщения» В.В.Давыдов описывает подробно два типа мышления – теоретическое мышление и эмпирическое мышление. Как и в предыдущей главе, он предоставляет читателю не одно, а несколько возможных формулировок данных определений.

В этой главе он опирается на психолого-педагогические исследования.

Тема данной главы актуальна для современной педагогики, потому что необходимо четко понимать что такое мышление и видеть различия между их типами. В.В. Давыдов выявляет 6 различий между эмпирическим и теоретическим знанием:

  1. Эмпирические знания вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, а теоретические знания возникают путем анализа роли и функции некоторого отношения внутри системы

  2. Сравнение выделяет общее свойство некоторой совокупности предметов, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному их классу

  3. Эмпирические знания отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядные представления; теоретические знания отражают их внутренние отношения и связи, т.е. выходят за пределы чувственных представлений

  4. Общее свойство выделяется как рядоположенное с особенными и единичными свойствами предметов. В теоретических знаниях фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы с ее различными проявлениями, связь всеобщего с единичным

  5. Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров; в теоретических знаниях – это выведение и объяснение особенных и единичных представлений целостной системы

  6. Необходимое средство фиксации эмпирических знаний – это слова-термины; а теоретические знания выражаются в способах умственной деятельности.


Глава III

Проблемы психического развития детей
Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики ребенка

  1. Источником интеллектуального развития ребенка служат имманентная организация и координация действий субъекта, интериоризация которых приводит к возникновению обратимых операций. Обратимость – одно из основных свойств операторных структур. с 75

  2. В процессе развития детского мышления происходят последовательные переходы от сенсомоторного интеллекта к дооперативного, а затем – к конкретным и формальным операциям. с 76

  3. В теории Пиаже воспитание и обучение рассматриваются как условия приспособления педагогического процесса к психическому развитию ребенка. Педагогический процесс следует за развитием. с 76

  4. Выгодский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». с 82

  5. Обучение и воспитание, согласно Выгодскому, сами по себе не тождественны процессами психического развития. Однако правильно организованное обучение ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но, исторических особенностей человека. с 83

  6. А.Н. Леонтьев ввел в детскую психологию положение о том, что индивид присваивает достижение предшествующих поколений. с 84

  7. С.Л.Рубинштейн: «Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе воспитания и обучения. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним». с 85

  8. По словам Рубинштейна, педагогический процесс, как деятельность учителя-воспитателя, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. с 86

  9. Воспитание и обучение направлены на формирование у детей определенных целостных видов деятельности и соответствующих им способностей. с 87

  10. По Б.М.Кедрову, развитие индивидуального сознания в известной степени диалектически повторяет некоторые черты и особенности всей его истории вообще. с 89

  11. Присвоение индивидом форм культуры – это разработанный путь развития его сознания. с 92



Основные периоды психического развития ребенка

  1. Детский возраст – ступень в жизни человека, которой присуща его подготовка к взрослому самостоятельному труду. с 94

  2. Характер детства определяется массовыми социально-экономическими и социально-психологическими процессами, происходящими в обществе, в частности типом и формами образовательно-воспитательных учреждений, которые в конечном счете также определяются этими процессами. с 95

  3. Процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем, и наоборот. с 99

  4. Каждому возрасту соответствует определенный тип ведущий деятельности. Существует четыре типа:

А) непосредственно-эмоциональное общение

Б) предметно-манипулятивная деятельность

В) игровая деятельность

Г) учебная деятельность

Д)общественно значимая деятельность

Е) учебно-профессиональная деятельность. с 101-103

5. Психика младенца с первого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. с 104

6.Уже в первые месяцы жизни у младенца возникает общение. с 104-105

7.В конце первого полугодия жизни потребность ребенка в общении начинает перестраиваться. У ребенка формируется потребность в общении со взрослым как со старшим партнером по совместной деятельности. с 105-106

8.Во втором полугодии у младенца в сотрудничестве со взрослыми начинают формироваться предметно-манипулятивные действия. с 106

9.В игре ребенок желает действовать как взрослый. с 108

10.Игровое действие развивает воображение. с 109

11.К концу дошкольного возраста у ребенка формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которое является основной предпосылкой готовности ребенка к школьному обучению. с 110

12.Учебная деятельность, выполняемая детьми на протяжении всего школьного возраста, связана с овладением ими указанным содержанием. с 111

13.В процессе общественно значимой деятельности у подростков формируются творческое отношение к труду, трудолюбие, ответственное отношение к делам коллектива, взаимопомощь. с 113

14.Подростков необходимо насыщать не только знаниями посредством учения, но и содержанием других видов общественно значимой деятельности, создавая реальные возможности для регулярного и свободного перехода от одного вида деятельности к другому. с 114

15.У молодого человека должны быть развиты потребность и способность к труду, должны быть сформированы основы мировоззрения, нравственные и гражданские качества личности и т.д. с 115

16.Основой развития личности выступает смена референтных групп, задающих ребенку многообразные деятельности. с 117

17.В переломный период многие дети становятся трудновоспитуемыми. с 120

18.Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. с 120

19.Наступление переломных периодов непременно бывает вязано с отмиранием чего-нибудь старого. с 121

Происхождение и развитие личности в детском возрасте

  1. Личностным новообразованием первого года жизни ребенка являются «мотивирующие представления», которые освобождают его от «диктата» внешних воздействий и превращают его в субъекта деятельности. с 124

  2. Центральное новообразование у ребенка трех лет – «система Я» и рождаемая ею потребность действовать самому. с 124

  3. У ребенка семи лет личностным образованием служит сложившаяся у него внутренняя позиция. В подростковом возрасте таким образованием выступает способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а в юношеском – осознание своего места в будущем. с 124

  4. Личность – это человек, обладающий определенными творческим потенциалом. с 125

  5. Личность ребенка возникает в дошкольном возрасте. с 125

  6. Основные этапы становления личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и от развития его воображения. с 126

  7. Воображение – способность видеть целое раньше его частей. с 127

  8. Символы служат основанием для создания человеком различных моделей предметов. Модели – форма абстракции особого рода, в которой существенные отношения предметов выражены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях знаковых элементов. с 128

  9. Воображение наиболее интенсивно развивается в недрах художественного сознания людей. с 130

  10. Видение предмета «глазами другого человека» является вместе с тем исходным моментом человеческого сознания. с 132

  11. Самостоятельное предметное действие и соответствующее восприятие складываются у ребенка на основе его совместного действия со взрослыми при таком их общении, когда взрослый задает образец этого действия. с 133

  12. Дети дошкольного возраста способны к элементарным формам познавательного творчества наряду с художественным. с 138

  13. С первых дней пребывания в школе дети попадают в жесткую систему образования, в которой доминирует обучение… Обновление школьного образования должно быть нацелено прежде всего на приоритет в нем всех форм воспитания личности учащихся. с 139

  14. К концу полного среднего образования юноши и девушки готовы сознательно совершать общественно значимые и общественно оцениваемые действия. с 141

  15. Нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, т.к. в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться. с 142

  16. Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем. с 144



Заключение

В третьей главе «Проблемы психического развития детей» В.В. Давыдов перечисляет нам различные теории обучения и различные педагогические взгляды таких выдающихся людей как Выгодский, Леонтьев, Рубинштейн, Блонский, Кедров, Пиаже. Теории же последнего находятся под пристальным вниманием современных ученых.

В.В.Давыдов ставит перед нами проблему общей, возрастной и педагогической психологии, такие как

  1. определение объективно возникающих общественных задач, оказывающих влияние на общее психическое развитие детей, что в свою очередь предполагает изучение социально-психологических особенностей современной системы «ребенок – общество»

  2. создание развернутой периодизации психического развития ребенка

  3. необходимость разрабатывать педагогические рекомендации на каждом возрастном этапе.

Тем не менее, Давыдов приводит одну из периодизаций, в которую входят непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, общественно значимая деятельность, учебно-профессиональная деятельность.

Также речь шла о переломных моментах в жизни ребенка. По моему мнению, это одна из самых актуальных педагогических тем в современном мире. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных изменений ребенка. К этому также необходимо подключить знания, основанные на I главе В.В. Давыдова о личности, индивиде, сознании и деятельности.

Нельзя не обратить внимание на такую вещь, как воображение и творческий процесс – именно это делает из ребенка творческую личность и индивидуальность. Эти концепции также изложены в третьей главе.

Отметим, что В.В. Давыдов обозначил цель. Он считает, что цель развивающего обучения состоит в том, чтобы углубить его и расширить.

Часть вторая

Психическое развитие школьников в учебной деятельности
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации