Бюджет государства: история от княжеской казны до современной системы - файл n1.doc

Бюджет государства: история от княжеской казны до современной системы
Скачать все файлы (654 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc654kb.19.02.2014 02:30скачать

n1.doc

  1   2


Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Факультет права и финансов

Контрольная работа

по дисциплине
«Финансы и кредит »
на тему

«Бюджет государства: история от княжеской казны до современной системы»

Работу выполнил:

студент гр. ПФ-134/з

Семенцова А. Ю.

Проверил:

Дзензелюк Н.С.

Челябинск

2010

Содержание


Содержание 2

Ведение 3

1. История возникновения и развития бюджета государства. 4

1.1. Бюджетная система дореволюционной России. 4

1.2. Бюджетная система СССР 16

2. Бюджетные основы России в настоящее время. 18

2.1. Бюджетный процесс 18

2.2. Федеральный бюджет XXI века. 23

Заключение 26

Литература: 27


Ведение


Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.

Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать эти экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, на мой взгляд, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

1. История возникновения и развития бюджета государства.

1.1. Бюджетная система дореволюционной России.


Исторически восточные племена славян, как и другие народы, вели набеги друг на друга. В начале набеги преследовали цель защиты мест обитания и охоты. С усилением племен борьба велась за захват территорий соседних племен, за покорение, обложение данью и образование племенных союзов, Первоначальные государственные образования восточных славян в виде союзов племен или княжеств образовались в IV-VII вв., т. е. задолго до образования первого устойчивого государства под названием "Киевская Русь".

С образованием княжеств одним из источников княжеской казны становится военная добыча, выкуп или дань, собираемые с покоренных народов. Вначале они носили натуральную форму и собирались в виде продовольствия, птицы, скота, мехов, меда, воска и других предметов. К XX в. дань приобрела форму контрибуции.

На территории восточных славян первое устойчивое государственное образование из состава русских племен исторически сложилось к 882 г. вокруг древнейшего города Киева. Государство было раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь, а во главе земель, входящих в Киевскую Русь, стояли князья, которые платили в казну великого князя дань и другие подати. Великий князь при себе имел совет (думу) из числа знатных князей, уважаемых дружинников (воевод) и аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, взысканием штрафов в казну князя. Великий князь и князья при себе имели значительные по численности дружины, которые совместно с народным ополчением защищали границы княжеств и ходили в походы на другие княжества. Содержание великого князя, его дружины, аппарата управления, а равно и других князей-феодалов осуществлялось частично за счет средств, собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей. Казна великого князя и князей-феодалов являла собой прообраз складывающейся бюджетной системы государства. Следует отметить, что складывающаяся бюджетная система имела одностороннюю направленность. Казна великого князя формировалась за счет двух источников:

Казна же князя-феодала формировалась за счет одного источника дохода, поступающего от подданных княжества. Великий князь и князья средства казны расходовали по своему усмотрению на собственные нужды княжества.

Начиная с середины XII в. наблюдается значительное ослабление власти великого князя Киевского, начинается процесс образования системы суверенизации княжеств, который продолжился до XV в. вплоть до образования централизованного Московского княжества. Феодальная раздробленность наложила свой отпечаток на систему формирования княжеской казны. Все средства, собираемые с подданных княжества, оставались в распоряжении князя-феодала. Князь лично устанавливал и закреплял размеры податей и повинностей, размеры платы за торговое дело, за аренду части усадьбы (земли), пошлины и штрафы.

Начиная с XIII в. на Руси начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения являлись соха, дым, двор, тягло. Все собранные средства с подданных поступали в княжескую казну и расходовались на содержание войска, строительство городов-крепостей, храмов, на содержание аппарата управления и семьи князя-феодала.

С образованием Московского княжества как централизованного государственного образования вновь начала складываться двухзвенная финансово-бюджетная система, состоящая из великой княжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые формировались за счет княжеских налогов и местных сборов. Доходы Московского князя (казны) составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостинное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. За счет местной казны содержались царские наместники, волостители (уездные) и другие служащие, на которых возлагалось решение местных хозяйственных задач.

С укреплением Московского княжества, расширением его границ, введением земского управления, формированием стрелецких отрядов и другими преобразованиями в XVII в. были введены военные откупы, стрелецкая подать, оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц, а с народов Поволжья, Урала и Сибири стал собираться ясак (мехами). В 1679 г. стрелецкая подать была заменена подворным налогом, который в 1722 г. был заменен на подушную подать. Подушная подать представляла собой денежную плату, взимаемую со всех лиц мужского пола независимо от возраста. Подушная подать была одним из основных источников пополнения казны, и на ее долю приходилось около 34% всех доходов казны. Кроме того, крестьянство несло мирские повинности, которые носили натуральную и денежную формы.

Чтобы представить типичный бюджет докапиталистических государств, рассмотрим роспись доходов и расходов Московской Руси в 1680, при царе Федоре Алексеевиче, брате Петра I. Сумма доходов составляла 1,5 млн. рублей, самую крупную часть дохода (49%) составляли косвенные доходы (главным образом таможенные и кабацкие сборы), прямые налоги давали 44% (наибольшей статьей являлись чрезвычайные налоги – 16%). Почти половина дохода шла на военные нужды (более 46%). Двор поглощал 15% бюджета, на средства сообщения – 5%. Российский бюджет всегда был прежде всего военным бюджетом, поскольку Россия вела непрерывные войны. При Петре I военные расходы возросли еще больше: если в 1680 на армию расходовалось 700 тыс. руб., то уже к 1725 расход на сухопутную армию составлял более 5 млн. руб., а на флот – еще 1,5 млн. руб., что составляло не менее 2/3 бюджета.

Ситуация, когда армия и государственный аппарат «заедали» большую часть казны, вполне типична для всех древних и средневековых государств. Например, в Византии суммарная доля этих расходов устойчиво составляла 80–90% (Табл. 1).

Таблица 1. РАСХОДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И АРМИЮ В БЮДЖЕТЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, %

 

300 г.

540 г.

641 г.

842 г.

1025 г.

На государственный аппарат

9

10

13

16

14

На армию

81

71

78

65

70

ВСЕГО

90

81

91

81

84

Гласность и открытость бюджета, да и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства не перед кем не ответственен, бюджет имеет лишь форму сметы, т.е. записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у подданных неизбежно встает вопрос: на что расходуются немалые деньги, которые они платят в казну? Если самодержавный монарх мог расходовать средства по своему усмотрению (например, Анна Иоановна тратила на конюшню своего фаворита Бирона больше, чем на здравоохранение и просвещение России вместе взятые – см. Табл. 2), то теперь правительству приходилось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию 17 в. и Великую французскую революцию 18 в.) начинались именно с недовольства народа бюджетной политикой правительства.

Таблица 2. РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1734.

Название расхода

руб.

% от государственного бюджета.

1. Содержание императрицы, всего

408 000

5,23

двор

260 000

 

императорская конюшня

100 000

 

родственникам императрицы

48 000

 

2. Государственное и местное управление

332 031

4,25

жалование чиновникам высшего ранга

96 082

 

жалование служащим канцелярий

153 688

 

расходы по учреждениям

17 072

 

таможенным и портовым чиновникам

14 332

 

служащим в провинциях

36 525

 

расходы на командировки и канцелярские расходы в провинции

14 465

 

3. Правоохранительные органы и тюрьмы

11 494

0,15

полиция

9 748

 

арестантам и ссыльным кормовых

1 746

 

44. Внешняя политика и помощь дружественным государствам (Грузии и т. д.)

131 311

1,68

5. Здравоохранение

16 006

0,21

6. Образование и наука

51 871

0,66

Адмиралтейская академия и Академия наук

47 371

 

геодезистам и школьным учителям

4 500

 

7. Социальная защита

79 972

1,02

нищие и ветераны

41 876

 

пенсии

38 096

 

8. Строительство

256 813

3,29

9. Закупка соли за рубежом

14 792

0,19

10. Вооруженные силы

6 505 154

83,32

армия

4 935 154

63,21

военно-морской флот

1 200 000

15,37

артиллерия

370 000

4,74

Итого

7 807 577

100

Источник: Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. X. История России с древнейших времен. Т. 19 – 20/ Отв. ред.: И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. М.: Мысль, 1993. С. 468, 680–682


В 1679-1681 гг. государство заменяет все подушные налоги подворным налогом. Сохранились данные о бюджете России на 1680 г. (см. таблицу). Обратите внимание, что более половины доходов - косвенные налоги, а более половины расходов - на армию.

Петр I бросил все силы Российского государства на создание армии и флота, и казна в его правление постоянно испытывала огромное напряжение. В 1701 г. военные расходы составили 1,1 млн рублей, в 1706 - 2 млн рублей, а в 1724 г. - уже 6,2 млн рублей.

Бюджет России в 1724 г.

Доходы (8,5 млн руб)

в %

Подушная подать
Косвенные налоги
Регалии
Подлины
Другие

56
25
15
2
2

Расходы (8,5 млн руб)

в %

Армия и флот
Общественные постройки
Государственное управление
Остальные расходы

73
7
4
16

Где же Петр брал деньги? Сначала он просто воспользовался деньгами, которые предназначались для других нужд. Когда их стало не хватать, Петр I вводил новые налоги: драгунский сбор, корабельный сбор, гербовый сбор, табачные откупа (сразу принесли целых 1,2 млн рублей в год), а также использовал монетную регалию - перечеканку денег в менее полноценные (давала от 0,7 до 1,3 млн рублей в год).

В 1712-1715 гг. все деньги уже были перечеканены и цены выросли в 2 раза. Большое количество разных налогов обесценилось, и их размер приходилось постоянно повышать, в результате чего возникла ужасная путаница. Тогда Петр I решил осуществить налоговую реформу - приказал переписать все население и разложить расходы на армию по душам. Новый подушный налог, совершенно не учитывавший благосостояние (по выражению одного историка, "варяжская дань под новым названием"), составил 74 копейки с души. Кроме того, все крестьяне на государственных землях должны были платить 40 копеек (рента, примерно равная размеру повинностей крепостных крестьян). Поступления в бюджет от этих налогов составили 4,6 млн рублей (в 2,5 раза больше прежних прямых налогов ).

Любопытно, что в бюджете того времени существовали как бы прямые каналы, которые связывали одну статью доходов с одной статьей расходов, - например, весь подушный сбор шел на армию, весь питейный и таможенный сбор шел на флот, весь соляной сбор шел на общественные постройки и т. д. Это было обусловлено тем, что многие ведомства (приказы, коллегии) сами собирали доходы и сами тратили.

После Петра I устройство бюджета оставалось в основном неизменным. Государи прибегали только к увеличению косвенных налогов (так как изменение подушной подати было весьма болезненным вопросом). В 1762 г. из 15,3 млн рублей дохода косвенные налоги давали 61,6%, а прямые только 38,4%. Что касается расходов, то по прежнему основную часть (73,7%) поглощала армия, значительно выросла доля на содержание двора (14%).

При Екатерине II были попытки упорядочить и упростить бюджет (отмена многих регалий). В целом наблюдался рост расходов на войну и на содержание чиновников, рост подушной подати, питейного и соляного сбора. За время царствования Екатерины II государственный бюджет вырос в 4 раза (с 16,5 млн руб. в 1763 г. до 68,6 млн руб. в 1796 г.).

Екатерина II для пополнения бюджета впервые начала использовать государственные займы (внешние и внутренние), которые позволяли финансировать войну без пагубного воздействия на хозяйство. К концу царствования государственный долг составил 215 млн рублей.

При Екатерине II (с 1768 г.) началось финансирование бюджета за счет выпуска бумажных денег, заменившего собой перечеканку серебряных. Буквально через десять лет государство начало выпускать "лишние" деньги, и к концу царствования Екатерины II бумажный рубль уже обесценился на 32%.

При Александре I наблюдался постоянный дефицит государственного бюджета, вызванный войнами со Швецией, Турцией, и Францией. С 1805 г. начинались громадные выпуски ассигнаций (по 30-100 млн рублей в год). Во время войны с Наполеоном (1812-1815) было выпущено огромное количество бумажных денег (244,5 млн рублей), и цены выросли более чем в 3 раза по сравнению с концом царствования Екатерины II. Одновременно были урезаны бюджеты всех невоенных ведомств.

Под впечатлением от этой инфляции государство попыталось покончить с практикой выпуска новых денег. В самом конце царствования Александра I министром финансов был назначен граф Е. Канкрин, который на протяжении 20 следующих лет (уже при Николае I) соблюдал режим строгой экономии и прекратил беспорядочный выпуск ассигнаций.

После отставки Канкрина в 1844 г. расходы опять стали расти и дефицит бюджета в 20-40 млн рублей стал постоянным явлением. Крымская война (1854-1856) вызвала очередное "бумажное" финансирование (за три года дефицит составил 659 млн рублей).

В начале 1860-х гг. среди прочих реформ Александра II была осуществлена бюджетная реформа. Наконец появилась государственная "роспись" (единый счет всех доходов и расходов), которая стала публиковаться в печати. Питейные откупа, породившие массу злоупотреблений, были заменены акцизом на алкоголь.

Но в последующие годы расходы постоянно росли, и только 5 лет из периода царствования Александра II бюджет не имел дефицита. Отчасти рост расходов был вызван активным строительством железных дорог, которое осуществлялось государством. В 1877-1878 гг. очередная война опять вызвала эмиссию 400 млн рублей.

В 1880-х гг. министром финансов был Н. Х. Бунге, который предпринимал энергичные усилия по приведению бюджета в строгий вид. Хотя в целом ему не удалось ликвидировать хронический дефицит, он добился некоторых улучшений. В 1883 г. была отменена подушная подать и повышены другие налоги (в том числе питейный сбор). Также был установлен высокий протекционистский тариф на ввоз иностранных товаров.

В конце 1880-х гг. (при министре финансов И. А. Вышнеградском) наблюдались бюджетные излишки (в 1888 г. - 53,3 млн рублей, в 1890 г. - 60,6 млн рублей). Но в 1891 г. сильный неурожай подорвал стабильность бюджета - государству пришлось истратить 161 млн рублей на продовольствие для голодающих.

В начале XX в. бюджет представлял следующую картину (см. таблицу для 1905 г.). Прямые налоги (на недвижимость, "промышленную деятельность", денежные капиталы, квартиры и др.) составляли всего 7% доходов. 20% давали косвенные налоги (в основном таможенные пошлины). Правительственные регалии - горная, монетная, почтовая, телеграфная и телефонная, питейная (с 1891 г.) - давали 30%. Еще 29% давали казенные предприятия - плата за землю (рента) и доход от железных дорог.

В результате реформ Петра I Россия была разделена на девять губерний, губернии на 50 провинций, которые разделялись на дистрикаты (уезды). В начале XIX в. в России произошли изменения в аппарате управления. Были созданы ряд министерств, в губерниях — казенные палаты, в уездах —казначейства. Казенные палаты распределяли на население налоги, вели учет их поступлений и расходов, принимали и хранили средства, поступающие в казну, выдавали средства на финансирование мероприятий.

В ходе реформ 1861 г. в России были созданы органы местного самоуправления — земства. В налоговой системе мирские повинности были переоформлены в земские повинности и земские сборы, подушная подать с мещан заменена налогом на недвижимое имущество, подушная подать с крестьян заменена на поземельный налог, для кочевых народов введена кибиточная подать, вместо винных откупов введен акциз на производство спиртных напитков и введен промысловый налог (сбор за выдачу и оформление документов на право заниматься торговлей и промыслами).

В 1862 г. в России были разработаны правила государственной отчетности по составлению, утверждению и исполнению государственных финансовых средств, получивших название бюджетной реформы. Первая роспись государственных доходов и расходов в России была составлена в 1863 г. Аналогичные росписи стали составляться в губерниях, уездах, земствах. Земства ведали местными хозяйственными делами, дорогами, школами, больницами, социальной сферой. Для решения этих задач в земствах формировались земские бюджеты за счет земских повинностей и сборов. Земские повинности взимались со всех граждан земства и устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами. Земские сборы взимались с земель, недвижимого имущества, с промысловых патентов и устанавливались губернскими и уездными земствами. Кроме того, источником земских доходов бюджета были пособия из государственного бюджета, размер которых составлял до 25% общей суммы земского бюджета.

В волостях формировались волостные бюджеты за счет мирских доходов, волостных и сельских сборов, доходов от сдачи в аренду мирских земель.

Городские бюджеты формировались за счет доходов, собираемых в виде налогов с городских предприятий (бань, боен, водопроводов), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества горожан, сборов с владельцев лошадей и т. д.

Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России и, следовательно, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.

Бюджет России в 1905 г.

Доходы (1,994 млрд руб)

в %

Прямые налоги
Косвенные налоги
Регалии
Казенные имущества
Подлины
Другие доходы

7
20
30
29
2
12

Расходы (1,994 млрд руб)

в %

Проценты по гос. долгу
Армия и флот
Мин. внутренних дел
Мин. путей сообщения
Мин.финансов
Мин. образования
Другие расходы

15
24
5
22
17
2
15


После Февральской революции 1917 г. бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

С победой Октябрьской революции 1917 г. для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов. В январе 1918 г. правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 г., который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов.

Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной системы были положены принципы централизации всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам и расходам. Конституция РСФСР предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик иобластей). Государственные бюджеты Украинской и Белорусской социалистических республик существовали отдельно. Территориальные бюджеты формировались за счет:

Однако в условиях военного времени и проведения политики "военного коммунизма" бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии.

К концу 1920 г. денежные бюджеты стали отмирать. В июле 1920 г. ВЦИК принял постановление о слиянии государственного и территориального бюджетов. С окончанием Гражданской войны и переходом к НЭПу в 1921 г. ВЦИК восстановил бюджеты в своих правах. По мере стабилизации денежных знаков и укрепления финансовой системы правительство перешло к месячным бюджетным планам, в 1923-1924 гг. —к твердым квартальным планам, а в 1924-1925 гг. — и к твердому годовому планированию и отчету.
  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации