Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине Римское право - файл n1.doc

Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине Римское право
Скачать все файлы (606.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc607kb.19.02.2014 01:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Вопрос 1. О значении римского права

Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Евфрата. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев. В качестве такового римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений.

Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность.

Право римлян на протяжении многих веков было хаотичным и бессистемным, но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся правом. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским (буржуазным) условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате Реформации. Это измененное и приспособленное право (Римское пандектное право) легло в фундамент правовых систем большинства стран современного мира как основа юридического образования, основа кодификаций национального гражданского права, основа теории права.
Вопрос 2. Этнические корни Рима.

Римское право развивалось в условиях интенсивного хозяйственного, военного, культурного и политического взаимодействия народов, живших вокруг Средиземного моря. Этнически эти народы принадлежали к племенам коптов (египтян) на южном побережье, арамеев (сирийцев) на восточном, эллинов и италиков - на севере и западе. Эти главные участники исторического процесса эпохи античности естественно соприкасались с многочисленными соседями: эфиопами и берберами в Африке, персами, индийцами и арабами в Азии, кельтами и германцами в Европе.

В продолжительном соперничестве политическое и культурное лидерство досталось Корни италийского племени обнаруживают в древнейших обитателях Аппенинского полуострова, которых языкознание разделяет на три группы: япиги, этруски и италики.

Япиги проживали на крайнем юго-востоке полуострова. Предполагают, что этнически они были близки к эллинам; кроме того, их полагают историческими автохтонами, то есть коренными жителями.

Этруски проживали в северной части полуострова и заметно отличались по своим обычаям, религиозным представлениям и своим диалектом как от италиков, так и от греков.

Италийский народ (италики), расселившийся в центре и на востоке, делился на два племени - латинов и умбров. Последним были близки южные племена марсов, вольсков и самнитов. Все они принадлежали к одному звену цепи индо-европейских яыков, наряду с эллинами, кельтами, германцами, славянами.
Вопрос 3. О сходстве и различии между италиками и греками.

Фундаментальное сходство между эллинами и италиками проявляется, прежде всего, в том, что в историческое время они являются народами не кочевыми, а земледельческими, вынужденными примерно в одинаковых климатических условиях налаживать соответствующее хозяйство и общинное управление.

С незапамятных времен италики, как и греки, вели земледельческое хозяйство. Именно земледелие сделалось для греко-италийской народности зародышем и сердцевиной общественной и частной жизни; у италиков, также как у эллинов, мифы и религия, общинные установления и обычаи всецело связаны с земледелием. Сходство проявлялось в устроении дома и ведении домашнего хозяйства, в одежде, в оружии и приемах ведения боя.

Сходные материальные основания жизни народов вызывают одинаковые представления о должном укладе всей жизни человека: устройстве семьи, дома, рода, об управлении общественными делами. Но именно в этих сферах, во многом подпадающих под влияние религиозных и нравственных представлений того или другого народа, то есть не целиком зависящих от материальных условий, но, в большей степени, от духовного развития, первоначальное единство со временем подвергается существенным изменениям и клонится к разнообразию.

Совместная жизнь в семейных общинах под властью начальника племени, какою она, вероятно, была в греко-италийскую эпоху... уже должна была заключать в себе зачатки юридического развития и тех, и других... Основы римского государственного устройства - царская власть, сенат и народное собрание, имевшее право лишь утверждать или отвергать предложения, внесенные царем и сенатом, - едва ли где-нибудь описаны так ясно, как в аристотелевском сообщении о древнем государственном устройстве Крита. Точно так же у обеих наций мы находим зачатки больших обширных государственных союзов, возникавших вследствие братских соглашений между отдельными государствами или даже вследствие слияния нескольких племен, живших до этого самостоятельно (симмахия, синойкизм).

В духовной сфере и в тех продуктах духовного труда, которыми являются семья, искусство, государство, религия, опыт греков и италиков создает совершенно различные результаты. И это различие предопределяет, в конечном счете, различие исторической судьбы данных народов.

Единые основы хозяйственного и общественного быта древних италиков и греков не помешали тому, что историческое развитие этих народов пошло различными путями именно в области государства и права, в значительной степени, возможно, ввиду несходства духовного развития, которое ярко проявилось в отличие религиознаго акта греков и римлян, а также в искусстве.

Оба народа развились односторонне, и поэтому оба развились так совершенно... Идеальный мир прекрасного был для эллинов всем и даже до некоторой степени восполнял для них то, что им в действительности недоставало; если в Элладе иногда и проявлялось стремление к национальному объединению, то оно исходило не от непосредственнных политических факторов, а от игр и искусств: только состязания на Олимпийских играх, только песни Гомера, только трагедии Еврипида соединяли Элладу в одно целое.

Напротив того, италик решительно отказывался от произвола ради свободы и научался повиноваться отцу, для того чтобы уметь повиноваться государству. ...При такой покорности могли пострадать отдельные личности и могли заглохнуть в людях их лучшие природные задатки, зато эти люди приобретали такое отечество и проникались такою к нему любовью, каких никогда не знали греки, зато между всеми культурными народами древности они достигли - при основанном на самоуправлении государственном устройстве такого национального единства, которое, в конце концов, подчинило им разрозненное эллинское племя и весь мир.
Вопрос 4. Организация поселений латинов.

Срединная часть Италии уже в глубокой древности была заселена различными племенами латинской национальности. То племя, которое известно в истории под именем латинов, названное впоследствии "древние латины" (prisci Latini) для отличия от других латинских общин, занимало Лациум - небольшую часть среднеиталийской равнины. Территория эта делилась на родовые участки, на которых проживало по нескольку родов. Эти роды не были самостоятельны, а включались в политическую общину (civitas, populus) - совокупность родовых поселков, связанных единством происхождения, языка, обычаев. Члены общины обязаны были мирно разрешать взаимные споры, помогать друг другу при обороне или в нападении. Подобная община имела центр, который служил местом совместных собраний и празднеств, проведения суда, размещения общественных святынь. Такой центр, имеющий какое-то укрепление, использовался также, как укрытие для членов родов и их имущества (скота), при вражеских нападениях. Подобные центры назывались "вершинами" (capitolium). Это еще не город, но основа будущего города (urbs).

Подобные округа, общины, состоящие из нескольких родовых поселков, представляли прообраз первоначальных государственных образований латинов, как впрочем и других италийских племен.

Первоначально насчитывалось тридцать самостоятельных латинских общин, первенство среди которых принадлежало Альбанскому округу, древнейшему месту поселения латинов и месту проведения союзных собраний этих суверенных общин.

Выражением союзного единства латинских общин служил "латинский праздник" (feria Latinae), на котором, по обычаю, проводились совместные жертвоприношения на Альбанской горе. Из преданий известно, что существование этого латинского союза порождало определенные правовые последствия. Так, помимо общего религиозного праздника предполагают наличие собрания представителей общин и единства правового регулирования важнейших отношений. Союз поддерживал единообразие применения соответствующих норм и мог наказывать за нарушение союзных постановлений. В рамках союза достаточно единообразно регулировались брачные и имущественные отношения, так что любой латин мог проживать в любой из общин, создавать семью, приобретать земельную собственность, заниматься торговлей. При возникновении споров между общинами, союз устанавливал третейский суд для их разрешения.

В целом, содержание прав этого союза было неопределенным и изменчивым, однако он был не случайным соединением различных более или менее чуждых друг другу общин, а необходимым и в значительной степени правовым выражением единства латинского племени.
Вопрос 5. Возникновение Рима

На левом берегу Тибра, недалеко от его устья с древнейших времен проживала община рамнов (Ramnes); полагают, что это имя может обозначать "приречные жители". На ближних холмах селились общины тициев и луцеров. Полагают, что Рим возник в результате объединения этих трех общин, являвшихся частью латинского племени.

Быстрое развитие, возвышение и исключительность положения Рима среди других общин объясняют его положением: Рим, по его расположению на левом берегу Тибра невдалеке от его впадения в море, оказался удобным местом, к тому же достаточно защищенным, для морских и речных торговых перевозок, то есть центром для вывоза италийских товаров и привлекательным местом для средиземноморских торговцев (этрусков, финикян, греков); таким образом, его положение представляло торговые и стратегические преимущества. "В этом смысле Рим действительно мог быть тем, за что его выдают народные сказания, - скорее искусственно созданным, чем возникшим сам собою городом и скорее самым юным, чем самым старым из латинских городов".

Как рынок Лациума Рим отличался от иных латинских общин: очень рано он противостоит союзу латинских общин как единый замкнутый город; общественная и частная деятельность римлян определялась их городским и торговым бытом, тогда как характер жизни других общин был преимущественно крестьянским. Поскольку Рим служил для латинских общин торговым и складочным местом, рынком, в нем, преимущественно перед крестьянской, развивалась городская жизнь, что определило характер его общественных учреждений и обеспечило основу для его особого положения.

Однако первоначально Рим был скорее совокупностью городских поселений, чем цельным городом. Единство образуется, когда окружаются единой стеной поселения на Палатинском, Квиринальском, Авентинском и Капитолийском холмах, что приписывается инициативе царя Сервия Туллия (середина VI в. до Р.Х.).

В предшествующую эпоху латинское племя выходит на путь интенсивных торговых сношений, укрепления политических связей как внутри общин, так и в Латинском союзе, развития городской культуры. Образование единого крупного города соответствует уже той эпохе, "когда город Рим начал свою борьбу за господство в Латинском союзе и в конце концов вышел из этой борьбы победителем".

Вопрос 6. Очерк римской государственности. Первоначальная римская община.

Образцом для римского общинного управления явилась римская семья, главной чертой которой была неограниченная власть мужчины над женой, детьми, их женами и их детьми, а также над клиентами (нашедшими убежище в общине иностранцами, а также бывшими рабами, которые пользовались свободой благодаря покровительству отца семейства). Единство семьи было столь крепко, что даже смерть главы не вполне его уничтожало: мать переходила под опеку (tutela) сыновей, незамужние сестры - под опеку братьев. Тем не менее, со сменой поколений единство власти домовладыки, определяющее семейный круг (агнатов) разделялось, образуя род – совокупность тех, кто ведет происхождение от единого предка, но не может при этом указать на последовательное происхождение одного поколения от другого.

Древняя римская община образовалась из соединения родов, а первоначальная территория – из принадлежавшей этим родам земли. Римским гражданином признавался тот, кто происходил из одного из родов, то есть тот, кто был рожден в законном браке от римского граждана. Таким образом, население общины состояло из полноправных граждан - коренных жителей и неполноправных пришельцев, которые хотя и были свободны, но не имели гражданских прав. Во главе общины стоял выборный вождь – царь. Кроме него в управлении участвовали собрание полноправных граждан и совет родовых старейшин - сенат.

Царь (rex) считался господином общины точно так, как глава семейства считался господином всех, кто в нее входил. Немногочисленные должностные лица - градоначальник (prefectus urbi), которому поручалось расследование преступлений и ведение менее важных судебных дел в отсутствие царя, начальники отрядов пехоты и конницы (tribuni) действовали только по его воле; их полномочия исходили исключительно из царской власти.

Эта власть прекращалась смертью царя, после которой она переходила на короткое время (interregnum) совету старейшин, который выбирал нового царя.

Фактическое и нравственное ограничение царской власти состояло в том, что граждане подчинялись ему, вовсе не считая его неким высшим существом (как в восточных теократических монархиях); и если царь злоупотреблял полнотой своей власти, несправедливо посягая на время, свободу, имущество и жизнь граждан, они, понимая, что эта власть исходит не от богов, а с божьего благословения от народа, представителем которого царь является, считали себя вправе отказать в принесенной ему присяге.

Граждане или иначе, "копьеносцы" (quirites), ибо только они имели право и обязанность носить оружие, составляли народное собрание, первоначально называвшееся куриатными комициями (comitia curiata) - сходками по куриям (попечительствам). Собрания созывались царем, как правило, два раза в год, а сверх того, когда он считал это нужным. Одобренное куриями предложение царя становилось законом - lex (то есть "связь") и имело значение договора между царем и общиной.

Наряду с царем и собранием граждан, выступал совет старейшин родов - сенат (senatus). Сенат по существу являлся носителем высшей власти (imperium) и покровительства богов (auspicia), так как именно от него всякий вновь избираемый царь получал эти характеристики; таким образом, сенат являлся залогом непрерывного существования государства и его монархического порядка. Главной задачей сената было сохранение существующего гражданского строя.

Государственное устройство и его идеология, описанные выше, сложились на протяжении длительной эпохи, называемой "эпохой царей", когда единственной политически активной силой оставались полноправные граждане, рядом с которыми возрастал и приобретал экономическое влияние политически бесправный класс - неграждане. Традиция отводит этой эпохе период с 753 г. до Р.Х. (год легендарного основания Рима первым царем Ромулом) до 510 г. до Р.Х., когда произошло резкое изменение политического строя.

События 510 г., получившие наименование "изгнание царей", хотя и носили характер государственного переворота, важны между тем в силу того, что явились толчком к более чем двухсотлетним усилиям нации по установлению нового государственного устройства, резкому увеличению значимости писанного права (ius scriptum) по сравнению с обычным правом (ius non scriptum).

Новый строй отношений и порядок управления складывался постепенно в борьбе интересов и представлений различных групп общества и, возможно, в этом был залог того, что созданные при этом государство и право оказались наиболее приспособленными для решения реальных национальных задач.
Вопрос 7. Становление республиканского строя.

Наряду с гражданской общиной образовалась вторая римская община; частично из клиентов, частично по иным основанием возникли плебеи (plebs). И если первые находились в подзащитном отношении к гражданам, то вторые, будучи независимы, только не обладали политическими правами. Процесс этот заключал в себе опасность сильного социального напряжения.

Конституционная реформа, проведенная в середине VI в. до Р.Х. и приписываемая предпоследнему, шестому царю, Сервию Туллию, возложила на плебеев гражданские обязанности, не предоставив им никаких гражданских прав. Неграждане были привлечены к уплате налогов, к несению некоторых трудовых повинностей, а главное – к несению военной службы.

Помимо прочего, реформа создала несущественный казалось бы механизм, знаменательный политическими последствиями его применения: испрашивание мнения центурий (подразделений легионов) относительно начала наступательной войны.

Сервиева реформа обеспечила организационную базу (в виде центурий и офицеров из плебеев) для развития другого противоречия в государстве – между гражданами и негражданами и подтолкнула стремление последних к политическому равноправию. Наконец, обезземеливание мелких общинников привело к образованию многочисленного земледельческого пролетариата и к обострению противоречия между бедными и богатыми.

Рим превращается из монархии в республику (res publicum - общее дело, общее достояние). Теперь община полноправных граждан становится носителем верховной политической власти, сувереном, самостоятельным владыкой своих судеб. Оскорбление общины квалифицируется как тягчайшее преступление - оскорбление его величества римского народа (crimen laese majestatis). Полновластие гражданской общины выразилось в изменении функций народного собрания, сената и в установлении консульской власти.

Консульская власть. Юридически царская власть не была устранена: вместо одного пожизненного царя теперь назначались два - и только на год. Они назывались полководцами (praetores), судьями (iudices) или сотоварищами (consules). Основными чертами консульской власти, придававшими ей нужную действенность вне зависимости от личных качеств ее носителя, были: ее полнота (абсолютность), ответственность носителя власти, срочность и коллегиальность.

Верховная власть была возложена не на обоих должностных лиц в совокупности, а в целом на каждого из них. Они не совместно принимали решения, а каждый в отдельности, но во всей его полноте. Не допускалось разделение компетенций (не существовало даже такого понятия), так что нельзя было поручить одному судебную власть, а другому командование армией, но оба одновременно осуществляли и то, и другое.

Однако каждый из консулов был наделен правом кассировать (парализовать) решение другого (право интерцессий (ius intercessionis)), если оно было, по его мнению, направлено против интересов общины. Таким образом, власть осуществляла не коллегия, а коллеги, наделенные сильным оружием взаимного контроля.

Эти черты косулата свидетельствуют о желании общины сохранить царскую власть во всей ее юридической полноте и потому не раздроблять царскую должность и не переносить ее с одного лица на коллегию, а просто удвоить число ее носителей, чтобы в случае нужды они уничтожили власть друг друга.

Народное собрание. Именно община приобрела важнейшие права: право ежегодно избирать консула и право пересматривать в последней инстанции смертные приговоры над гражданами. Но важнее всего, что изменился самый субъект этих прав.

Революция привела к расширению общины, так как в состав курий были включены все неграждане, за исключением рабов и иностранцев. Одновременно у куриатных комиций были отняты все существенные полномочия. Сохранились такие, как принесение присяги консулам и диктаторам при вступлении их в должность, вынесение решения по усыновлениям, утверждение завещаний. Постановлять значимые политические решения оно уже не могло.

Все политические права общинного собрания (разрешение апелляций по уголовным делам, что, как правило, оказывалось политическим процессом, назначение должностных лиц, вотирование законов) были переданы собранию лиц, обязанных нести военную службу - центуриатным комициям. Таким образом, собрания центурий превратились в собрания суверенного народа.

Но обсуждения в центуриях, в отличие от прений в куриях, происходили исключительно по инициативе председательствующего должностного лица. Поэтому данная перемена вряд ли свидетельствует о расширении демократии. Скорее произошло перемещение законодательной власти в пользу знати и зажиточных людей, поскольку сам порядок голосования предрешал решение в их пользу: прерогатива голосования в первую очередь закреплялась за богатыми и знатными.

Сенат. В отличие от народного собрания коллегия старейшин осталась исключительно патрицианской и сохранила свои главные прерогативы: право утверждать должностное лицо в период между истечением полномочий одного консула и началом полномочий другого, а также – право утверждать или отменять решения общины. В добавление к этому сенат получил право утверждать или не утверждать выбранных общиной должностных лиц.

Было установлено господство аристократии: она поставляла кадры для высших должностных лиц; в лице сената контролировала их действия, оказывала решающее влияние на законодательство и заведовала финансами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации