Курсовая работа - Современные тенденции оффшорного бизнеса - файл n1.doc

Курсовая работа - Современные тенденции оффшорного бизнеса
Скачать все файлы (394.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc395kb.18.02.2014 23:15скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Кафедра налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Современные тенденции оффшорного бизнеса.

(дисциплина «Основы налогообложения»)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………...………………………………….......…....3

СУЩНОСТЬ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА………………………………..….……4

1.1. Оффшорный  бизнес как проявление особенностей  налоговой системы….4

1.2.  Классификация оффшорных зон....................................................................................…7

1.3. Основные  компоненты среды оффшорного бизнеса…………………….…9

1.4. Инвестиционные возможности оффшорного бизнеса……………...………..11

2. ЭВОЛЮЦИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………………………………..13

2.1. Основные  этапы развития оффшорного бизнеса…………………………....13

2.2. Международное регулирование оффшорного бизнеса ……………..…..….19

2.3. Антиоффшорное  законодательство…………………….……………………26

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА………………………………………………………..29

3.1. Текущее состояние  оффшорного бизнеса…………………………….….…..29

3.2. Проблемы оффшорного бизнеса и возможные пути решения ……………..33

3.3. Тенденции развития оффшорных зон……………………………………34


3.4. Перспективы  развития оффшорного бизнеса ……………………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………….39

Расчетная часть по основным налогам РФ….……………………………………41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..48

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………….………...………..49 

ВВЕДЕНИЕ

Управление бизнесом – сложный, комплексный и творческий процесс, суть которого в поиске и принятии осмысленных и эффективных решений в их практическом осуществлении.

Налоговый фактор играет колоссальную роль в бизнесе, поскольку введение или изменение ставки существующего налога изменяет доходность бизнес-процесса. Но сокращение налоговых платежей не должно становиться главным инструментом управления бизнесом. Это лишь неотъемлемая часть менеджмента бизнес-организации.

В последние годы многие авторы обращаются к такому экономическому явлению, как оффшорный бизнес. Эта тема постоянно актуализируется в деловых журналах, экономисты посвящают оффшорному бизнесу свои статьи в специализированных изданиях, или целые книги, затрагивают эту тему в монографиях и учебниках. Данная тема интересна автору своей «двоякостью» - наличием положительных и отрицательных оценок ведения оффшорного бизнеса, специфичностью его черт и налоговых особенностей.

Целью данной работы является выявление современного положения и проблем оффшорного бизнеса в мировой экономике, его влияния на объем международного движения капитала, а также анализ перспектив развития оффшорных зон в условиях развивающегося мирового финансового кризиса.

Объектом исследования является роль оффшорных операций в укреплении позиции оффшорной экономической зоны на мировом финансовом рынке и повышении рейтинга страны, предоставляющей налоговые преференции. Предметом исследования является сущность и перспективы развития оффшорного бизнеса.

Задачами данной курсовой работы можно считать выделение понятия оффшорной экономической зоны, принципов организации и управления данного бизнесаи отношение мирового сообщества к оффшорному бизнесу. Отдельно стоит рассмотреть основные этапы развития оффшорного бизнеса и их классификаций, деятельность международных организаций, занимающихся регулированием и контролем. В третьей главе продемонстрированы основные проблемы оффшорного бизнеса в целом и перспективы его развития. Ответы на эти вопросы тем более важны, поскольку распространено мнение, имеющее достаточное количество оснований, что цель оффшорного бизнеса – вывоз капитала и «отмывание» криминальных денег.
1. СУЩНОСТЬ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА

1. Оффшорный бизнес как проявление особенностей налоговой системы

Любые шаги в бизнесе оцениваются в первую очередь на основе концепции экономической сущности, идея которой выражается так: поскольку бизнес делается не ради налогов, а ради прибыли, любые сделки бизнес-организации должны иметь цель – извлечение дополнительной прибыли. Вместе с тем для достижения бизнес-целей организации налоги должны не механически минимизироваться, а быть оптимальными. Для этого бизнес-процессы организовываются таким образом, чтобы бизнес-структура могла осуществлять свою деятельность наиболее эффективно.

Для эффективного управления бизнесом с налоговой точки зрения недостаточно знать текущее налоговое законодательство. Необходимо следовать концепциям, которые заложены в саму систему налогообложения. В этой связи следует отметить, что четырьмя канонами налогообложения считаются справедливость, определенность, удобство и эффективность (нейтральность).

Например, в то время как принцип справедливости требует, чтобы бремя налогообложения было распределено между всеми в соответствии с их возможностью уплатить налог или с объемом благ, получаемых от государственных расходов, принципы удобства и эффективности вызывают к жизни такие «несправедливые» (с точки зрения налогообложения) формы ведения бизнеса, как малые предприятия.

Важным является такой аспект «противостояния» принципов справедливого налогообложения и эффективной налоговой системы, как определение лучшей налоговой базы. Обычно налоговые системы включают как налоги на прибыль (доход), так и налоги на потребление. В налоговой системе после определения базы налогообложения следующим вопросом является определение налоговой ответственности (юрисдикции) субъекта. В международном аспекте подавляющее большинство налоговых систем (включая договоры об избежании двойного налогообложения) следуют двум основным критериям определения налоговой юрисдикции и достаточной степени присутствия:

      Налоговое право большинства  государств мира в значительной степени заимствует указанные критерии для определения присутствия, достаточного для возложения налоговой обязанности. Но поскольку мир бизнеса многообразен и находится в непрерывном развитии, то и существуют различные виды связей хозяйствующих субъектов, как с налоговой юрисдикцией, так и между собой. Поэтому до сих пор в мире не существует такого налогового акта, в котором давался бы исчерпывающий список кого и по каким критериям в том или ином случае следует признать налогоплательщиком той или иной страны или территории. Кроме того, правовыми системами стран предусмотрено следующее требование: субъекты территориального деления не могут устанавливать границы своей налоговой юрисдикции, поскольку обратное противоречит единству государственного экономического пространства. А согласно международным нормам государства не могут распространять границы своей налоговой юрисдикции на нерезидентов, осуществляющих деятельность за пределами территорий этих государств, поскольку обратное свидетельствует о нарушении суверенитета государства, чьим резидентом является хозяйствующий субъект. Российское международное право следует этой логике.

      Обобщая вышеизложенное, следует  отметить, что «достаточная степень присутствия» бизнес-организации в субъекте А (страна или субъект территориального деления страны), дающая этому субъекту право облагать бизнес-организацию налогом, чаще всего именуется структурным обособленным подразделением бизнес-организации в субъекте А. Однако существующая практика указывает на то, что нет исчерпывающего перечня того, каковы минимальные критерии подобного структурного подразделения. Налогоплательщикам и налоговым органам оставляется возможность самостоятельно определять это, то есть обособленным структурным подразделением в субъекте А, может быть как отдельный офис (представительство или филиал) организации, так и источник дохода. В тех случаях, когда связь бизнес-организации с юрисдикцией недостаточна (например, внешнеэкономическая деятельность через посредников; оказание услуг через Интернет, телефон), бизнес-организация избегает налогов. Одним из таких проявлений особенностей налоговой системы, особенно при наличии нескольких, конкурирующих, налоговых юрисдикции, является оффшорный бизнес.

     Оффшорный бизнес строится на возможностях, предоставляемых оффшорными зонами. Оффшорной зоной считается страна или территория, в законодательстве которой разрешено регистрировать компании, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации (оффшорные компании).

 Offshore в прямом переводе с английского  означает "вне берега", "вне  острова", и первоначально применялся  английскими юристами в отношении  компаний, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств (т.е. государств, расположенных вне Большого острова - Соединенного Королевства). On-shore - противоположность термина off-shore и означает "на берегу". Эти термины довольно часто используются юристами и консультантами, но фактически никогда не используются в национальных законодательствах. Например, с точки зрения британского законодательства компания, зарегистрированная в Англии, Уэльсе или Шотландии, является отечественным юридическим лицом (on-shore company - на юридическом жаргоне), а зарегистрированная в любой другой юрисдикции (США, Германия, Кипр, Багамы, etc.) - иностранным юридическим лицом (off-shore company - на юридическом жаргоне).

 Таким образом, оффшорный бизнес - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая в рамках международной группы компаний, часть подразделений которой расположена в странах, предоставляющих налоговые, валютные, инвестиционные и другие льготы при определенных условиях. Эти страны получили неофициальное название "налоговые убежища" (tax havens). Ричард Гордон (Richard Gordon) в своем аналитическом обозрении "Налоговые убежища и их использование налогоплательщиками США"1, подготовленном по заказу Службы внутренних доходов (СВД) - федеральной налоговой службы США, сформулировал следующее определение налогового убежища: "Налоговое убежище - любая страна, имеющая низкий или нулевой уровень налогообложения на все или некоторые категории прибыли, и предлагающая определенный уровень банковской или коммерческой секретности".

 В основу организации деятельности оффшорных  зон положен универсальный принцип  налогового законодательства, в соответствии с которым, обязательному налогообложению подлежат доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может быть исключен из сферы налоговой ответственности в пределах территории данного государства.

     По определению Центрального  банка РФ, «оффшорная компания - юридическое лицо-нерезидент Российской Федерации, зарегистрированное в стране или на территории, имеющей оффшорный статус, в пределах которой действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и другие льготы, и которая уполномочена осуществлять операции с нерезидентами страны местонахождения оффшорной компании»2.

     В итоге оффшорная компания  не имеет налоговую юрисдикцию Российской Федерации, если не осуществляет деятельность на ее территории, а трансфертное ценообразование создает возможности для управления (манипулирования) доходами и платежами. Вопрос же уменьшения связи между оффшорной компанией и самой бизнес-организацией реализуется как благодаря конфиденциальности учреждения компании в оффшорной зоне, так и за счет наличия слабых связей между государствами, где осуществляется бизнес и где зарегистрирована оффшорная компания.

     В оффшорных зонах предлагаются  различные методики работы. Однако все они сводятся к сокращению связи между бизнес-организацией и налоговой юрисдикцией. В большинстве случаев это достигается использованием через оффшорную компанию другой компании, находящейся в стране с высоким, по сравнению с оффшором, уровнем налогообложения.

     Следует подчеркнуть, что схемы,  преследующие своей целью не  развитие бизнеса, а расхищение активов, в любом случае будут замечены. А оспорить их налоговым органам будет не труднее, чем изобретателю подобных схем их реализовать. 

    1. Классификация оффшорных зон.

 

     Благоприятные режимы осуществления  хозяйственной деятельности, в том числе и налогообложения, предоставляют многие страны в зависимости от целей, которые преследует их внешнеэкономическая стратегия. Только «чистых» оффшорных зон, т.е. стран, которые целенаправленно создают на своей территории льготные условия для международной экономической деятельности, около 80. Эти зоны могут являться самостоятельными государствами: Ирландия, Люксембург, Мальта, Сингапур; быть зависимыми территориями: Гибралтар в составе Великобритании или Антильские острова в составе Нидерландов; частями государств: Нью-Брансуик (Канада), Вайоминг, Делавэр (США), кантон Цуг (Швейцария).

     Условно на карте мира выделяют  четыре региона  - североамериканский, карибский, европейский и Океания, характеризующиеся наиболее активной деятельностью в сфере оффшорного бизнеса.
    Существует множество характеристик  оффшорных зон: географическое положение, политическая стабильность, авторитет на международном рынке, наличие в стране профессиональных кадров, хороших коммуникаций и банков, иногда и возможность посещения этой страны, перспективность для удовлетворения каких-либо других проектов, которые могут возникнуть в дальнейшем. Но большинство бизнесменов, осуществляя выбор оффшорной зоны, ориентируются на четыре принципиальных момента:

• уровень  налогообложения;

 • необходимость  отчетности;

 • наличие  соглашений об избежании двойного налогообложения;

 • конфиденциальность учреждения компании.

     В соответствии с этими характеристиками  оффшорные зоны можно разбить  на три группы.

     К первой группе  можно отнести страны с низким налогообложением, не требующие отчетности. Это, как правило, небольшие государства третьего мира (так называемые «кокосовые оффшоры»). Наиболее известны среди них Багамские  острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, остров Теркс и Кайкос, Панама. Все эти зоны характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний (в Государственный регистр компаний заносится минимум сведений) и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний. Именно поэтому солидные компании и банки не хотят иметь с ними финансовых отношений. С компаний, как правило, не взимаются налоги, за что они платят ежегодный фиксированный сбор.

     Принципиальной разницы между этими территориями нет. Но к этой же группе можно отнести и некоторые европейские территории, например, остров Мэн, интересный возможностью создания резидентных освобожденных компаний.

     Вторую группу  составляют страны, предоставляющие оффшорным компаниям ощутимые налоговые льготы, но и требующие от них финансовую отчетность. Например, к этой группе можно отнести США (Делавэр, Вайоминг), Кипр. Регистрация и обслуживание компаний здесь дороже, а престиж страны высок.

     Постепенно переходят в эту группу и некоторые страны, прежде не требовавшие финансовой отчетности от нерезидентных компаний. Так, с 2000г. отчетность, заверенную аудитором, должны предоставлять все компании, зарегистрированные на Гибралтаре.

     Третья группа  оффшорных зон - это государства, формально не являющиеся оффшорами, но налоговые законы которых в некоторых случаях предполагают низкое (стимулирующее) налогообложение для определенных операций или групп инвесторов (как правило, иностранных). В других случаях снижение налогообложения доходов предприятий достигается применением условий международных соглашений об избежание двойного налогообложения или резидентства компаний. К этой группе можно отнести Великобританию, Бельгию, Австрию, Нидерланды, Швейцарию, Люксембург, Лихтенштейн.

     Но, следует сказать, что представление об оффшорной компании как о пути решения любых проблем бизнесмена, скорее всего, ошибочно. Следует понять, что этими преимуществами могут пользоваться в основном посреднические компании, которые не ведут конкретной деятельности в отдельной стране. После легализации в качестве представительства или филиала появляются и все местные налоги, а без такой легализации часто невозможно получить лицензию на конкретную деятельность в данной стране, проводить таможенные операции.

     Кроме того, налоговое законодательство  ряда стран (в число которых  входит и Россия) осуществляет  налогообложение своих резидентов  на основе их всемирных доходов.  В этом случае, как только доход  переходит с оффшорного предприятия на его непосредственного учредителя, так сразу и подвергается налогообложению по правилам страны резиденции получателя дохода.

     Существенные недостатки присущи  и самим оффшорным фирмам. Они в большинстве случаев исключены из сферы налоговых соглашений. Налоговые службы подвергают контракты с оффшорными фирмами особенно пристрастной проверке. В ряде стран (особенно в США и Великобритании) некоторые законы имеют явную антиоффшорную направленность, хотя сам термин может в них и не употребляться. 

1.3. Основные компоненты среды оффшорного бизнеса 

      Подобно любому другому виду  бизнеса, оффшорный бизнес определяется  средой, в которой он функционирует  (внешними по отношению к бизнесу  факторами). Поскольку оффшорный  бизнес оперирует в мировой среде, специалисты, применяющие оффшорные схемы, должны обладать знаниями из области общественных наук.

     Каждой стране присущи своя  история, свои ценности, политическая  система. То же самое можно  сказать и о бизнесе. Так,  например, принципы ведения бизнеса в России и США значительно различаются. Эти различия обусловливаются как разнообразием существующих в стране форм организации хозяйственной деятельности, так и влиянием на практику ведения оффшорного бизнеса таких составляющих внешней среды, как политика, экономика, правовая и налоговая системы, система государственного устройства, структура национального бюджета и платежного баланса страны, социальная структура, культура общества, идеология. Компоненты внешней среды (прямого и косвенного воздействия), оказывающие влияние на организацию и ведение оффшорного бизнеса, приведены на рисунке 1.3 


Рис. 1. Система компонентов  внешней среды  оффшорного бизнеса 



Политика 
 

Международное окружение

Внешняя среда косвенного воздействия



Экономика 
 

Уровень развития технологий

Внешняя среда прямого  воздействия

Собственники  и инвесторы

 

Контрагенты

Внутренняя  среда оффшорного бизнеса

  • Цель и логика бизнеса

  • Организационная и финансовая структуры

Конкуренты

 

Государственное и законодательное регулирование бизнеса


Рассмотрим в общих чертах основные компоненты внешней среды, оказывающие влияние на организацию и ведение оффшорного бизнеса.

     Политика и экономика. Есть страны, правительства которых не пытаются всеохватно вмешиваться в бизнес, а стараются регулировать и контролировать правила игры между экономическими субъектами, В других государствах правительства играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики. В этих странах правительством регулируется и контролируется не только хозяйственная деятельность предприятий в целях макроэкономического планирования, но и финансовые возможности бизнеса.

     Международное окружение, социально-культурная среда и экономика. Бизнес, как и политика, и идеология, не знает национальных границ. Технологии ведения бизнеса вообще и оффшорного бизнеса в частности экспортируются и импортируются. Таким образом, развитие и углубление международных отношений между странами все в большей степени влияют на национальные традиции ведения бизнеса. Вместе с тем особенности национальной бизнес-культуры обогащают мировую практику бизнеса.

     Правовое регулирование бизнеса. Все страны, в зависимости от типа законодательства и степени его влияния на различные стороны жизни, подразделяются на две большие группы:

• страны, имеющие разветвленный кодекс законов (например, Российская Федерация);

• страны, имеющие законодательство общеправовой ориентации (например, Великобритания, США). В первом случае законы носят жестко детерминированный характер, представляя собой, по сути, серию предписаний типа «вы должны». Физические и юридические лица в этой системе права должны следовать букве закона.

     Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права, представляющих собой серию ограничений типа «вы не должны». Законы этого типа указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу действия. Они более гибки и подвижны влиянию различных новаций.

     Наличие двух глобальных правовых систем усложняет взаимодействие экономических субъектов (резидентов стран с различными правовыми системами). Но в то же время существует и взаимопроникновение, взаимодополнение и интеграция таких правовых систем в международных масштабах.

     Прогресс. Уровень развития и технология ведения бизнеса в значительной мере определяются степенью развития производства, управления, финансовой системы и инфраструктуры. Эти категории обычно взаимосвязаны. Более высокий уровень производства порождает и более сложные управленческие процедуры, которые могут быть решены оригинальным способом высоко квалифицированными специалистами.

     Это означает, что к организации оффшорного бизнеса нельзя подходить традиционными способами. Жизнеспособность оффшорного бизнес-проекта будет определяться его эксклюзивным характером.

     Основными факторами внешней среды, влияющими на условия организации и ведения оффшорного бизнеса, являются:

 

 1.4. Инвестиционные возможности оффшорного бизнеса 

     При анализе любых инвестиционных  решений ключевые понятия — «доходность» и «риск». Решение об учреждении оффшорной компании (капиталовложение в новый, зарубежный бизнес-проект) должно так же основываться на анализе ожидаемой доходности и риска, как и любое другое инвестиционное предложение. Зачастую достаточно вычислить доходность и общий риск, чтобы оценка оффшорного проекта стала реальной. Однако количественное определение этих параметров осложняется различием валютных курсов, налогообложения, практики учета и факторов, влияющих на риск.

     Сравнивать между собой все  оффшорные зоны — некорректно. У каждой территории свое направление и свои предоставляемые бизнесу возможности. Поэтому выделим две категории оффшорных зон: зоны, ориентированные на регистрацию имущества, и зоны, обслуживающие финансовые потребности бизнеса. Первое, что интересует любого инвестора, — сколько он может заработать. Для оффшорных схем - это показатель прироста стоимости имущества (активов). Для первой категории оффшорных зон такой показатель определяется, исходя из следующих положений:

     Ряд факторов не подлежит прямой  материальной оценке, а оценивается предпринимателем на основе собственных специальных и жизненных знаний, теоретического и практического опыта, по доступным ему источникам информации, а также интуитивно.

     Для второй категории оффшорных  зон при принятии инвестором  решения об учреждении компании  показатель прироста стоимости имущества (активов) может быть определен через следующие факторы:

     Но независимо от результата инвестору следует ориентироваться на среднеотраслевые показатели доходности аналогичных по классу предприятий. Ради высокой доходности, как правило, приходится идти на большой риск, оценить степень которого довольно сложно. Стандартный инструмент такой оценки — среднее квадратическое отклонение прироста стоимости имущества (активов) за анализируемый период.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации