Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы - файл n1.docx

Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы
Скачать все файлы (18.8 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx19kb.18.02.2014 23:11скачать

n1.docx











Орг.момент

Подготовка к восприятию

Чтение и анализ художественного произведения

Подведение итогов

Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы

I. Выразительное чтение прозаического отрывка

II. Беседа по вопросам

— Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героя? -Что вы можете сказать о жизни ели и сосны? Почему жизнь этих деревьев вы назвали трудной?

-Какой прием использует автор в описании деревьев?Возможно, он даёт этим понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака — друг человека — и волк — враг человека. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.

Возможны и другие ответы учеников на этот вопрос. Учителю важно побудить детей к самостоятельным рассуждениям.

— Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова “кладовая солнца”?

С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.

В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая

— Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?

— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.

— Какой смысл вложил писатель в выражение “сказка-быль”?

“Сказка-быль” — это жанровое определение произведения. Сказка — это повествование, основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Возможно, автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились, но и в более широком смысле.

Слушаем рассказ подготовленного ученика о прежней жизни Травки и Антипыча и о жизни Травки без хозяина, о её противоборстве с волком.

— Какой эпизод является решающим в этом произведении?

Прочитаем выразительно кульминационный эпизод, когда Травка вытаскивает нового Антипыча из Слепой елани.

Как ведет себя Травка после смерти Антипыча? Она все время помнит о своем хозяине: «…плач сплетенных навеки деревьев не могла выносить собака: деревья животному напоминали о его собственном горе». Травка должна была теперь жить для себя. Она могла поймать много зайцев и не быть голодной. Но Травке этого было мало. Она уже не могла жить без человека, как дикий волк. Травка хотела, чтобы ее любили и чтобы она служила людям. История Травки.

-Почему Травке было трудно привыкать к дикой жизни?

О чем думала Травка, глядя на маленького человека в болоте? Она очень обрадовалась, но ее сначала остановили «тусклые и мертвые» глаза человека. У Антипыча, наверное, всегда были веселые и добрые глаза. А для Травки все люди делились на хороших и плохих, на Антипыча и врага Антипыча. Вот она и подумала: не враг ли это? Но когда в глазах у Митраши «загорелся огонек», Травка поняла, что это Антипыч. Когда же он позвал ее, то у Травки не осталось никакого сомнения. Митраша назвал ее «умница», «милая Затравушка», «голубушка» и этим напоминал доброго хозяина. Выбравшись из болота, он «властно приказал» ей подойти. Травка привыкла подчиняться хозяину и поняла, что это «прежний прекрасный Антипыч». «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

На примере взаимоотношений Антипыча и Травки Пришвин показывает, что «правда» жизни, ее важнейший смысл заключается в единстве человека и природы; в родственном отношении человека к природе, в его благотворном влиянии и мудром управлении силами природы,— обобщает Читатель. В результате всех наблюдений над произведением читатели осмыслят: писатель стремился показать силу и красоту человека, его огромные возможности в мире.

Серый Помещик.

- Почему автор не жалеет голодного волка Серого Помещика?

Вывод. Что такое счастье, по мнению автора?

— Почему Травка пришла на помощь человеку? Почему она после смерти Антипыча в каждом человеке пыталась увидеть своего хозяина?

— Как вы понимаете выражение: “Маленький человек остановил в себе большое сердце”?

Митраша маленький по возрасту, но душа у него, как у взрослого сильного и душевного человека. О таких людях говорят, что у них большое сердце.

— Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок... да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

— Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.

Читатель помогает насам сделать вывод, что, соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образа к жизнь природы (олицетворения), писатель выражает свою «главную» мысль: человек должен быть разумным в своих от-ношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.





Дата:

Тема: Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы

ФИО:

Цели:

Образовательная- показать значение и роль природы в худ.произведение и в жизни

Развивающая- развивать любовь к природе и оценивать ее значение в нашей жизни

Воспитатнльная- воспитывать любовь к русской литературе и слову

Тип урока: изучение художественного произведения
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации