Экономика знаний - файл n1.doc

Экономика знаний
Скачать все файлы (196 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc196kb.18.02.2014 22:41скачать

n1.doc

  1   2
Федеральное агентство по образованию РФ

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика»

на тему: «Экономика знаний»

Выполнила:

студентка группы ЭК 51-09

Ялугина Екатерина Олеговна

Проверила:

Митрофанова М. Ю.
Чебоксары – 2010

Содержание:

Введение

Глава 1. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России


1.1. Экономика, основанная на знаниях как закономерный этап развития общества

1.2.Характерные черты современной экономики

1.3. Влияние знания и информации на развитие общества

Глава 2. Проблемы развития новой экономики в России


2.1.Состояние и тенденции развития человеческих ресурсов в России

2.2. Сетевые технологии – основа глобальной экономики завтрашнего дня

2.3. Наднациональная природа электронной экономики и проблемыбезопасности

Заключение

Использованная литература.
Введение

В настоящее время общество находится в процессе смены исторических эпох. Наступает новый этап глобальной эволюции мировой цивилизации – переход к постиндустриальному обществу, основным признаком которого является  снижение роли материальных факторов производства и повышение значимости информации и знаний как основных производственных ресурсов.

Общество, приходящее на смену индустриальному производству, часто обозначают как экономику, основанную на знаниях (knowledge based economy), или проще, но менее корректно – как экономику знаний (knowledge economy).

Актуальность темы исследования. Современное развитие связано с мировым переходом к экономике, основанной на знаниях, где экономическая и образовательная политика обеспечивают и резонируют друг друга.

Процессы, связанные с развитием экономики, основанной на знаниях, генерируют значимые в рамках данного исследования явления, которые воздействуют на институциональные структуры, регулирующие экономические отношения между агентами по поводу производства и распространения знаний. Функционирование современной экономики, основанной на знаниях, опирается на целый ряд базовых институтов -законодательных и традиционных, определяющих поведение экономических субъектов. Изменение институтов ведет к формированию сложной структуры экономических отношений, к формированию соответствующих институциональных структур.

Происходящая трансформация институтов определена структурными сдвигами в экономике - её информатизацией, интенсивным развитием средств коммуникации, усилением конкуренции в инновационной и образовательной сфере. Это принципиально изменяет экономическую деятельность всех субъектов экономики, основанной на знаниях. В современных условиях определяющую роль в развитии всех процессов играют не материальные и природные ресурсы, а знания и информация, которые становятся основным фактором производства. Это осуществляется через образование, подготовку высококвалифицированных специалистов.

Становление экономики знаний постоянно требует создания новой, соответствующей ей системы образования. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации
осуществляется в соответствии с законодательством РФ и применяемыми нормами международного права, международными соглашениями, в т.ч. Болонской конвенцией. Сегодня качество и доступность образования, его соответствие потребностям развивающейся экономики, основанной на знаниях, и конкретной личности в решающей степени определяют состояние и будущее интеллектуального базиса. Образование, особенно высшее имеет огромное значение для инновационной системы страны и развития человеческого капитала.

Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где социальное и экономическое благополучие страны определяется высшими технологиями, инновационной способностью и уровнем интеллектуального развития. В экономике, основанной на знаниях, основным производителем и распространителем знаний является такая институциональная структура как образовательный комплекс. В условиях увеличения конкуренции на рынке образовательных услуг одной из ключевых задач должна стать приоритетная поддержка начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимо создание эффективных механизмов взаимодействия работодателей и образовательных институциональных структур, ориентированных на улучшение подготовки и обеспечения трудоустройства молодых рабочих кадров и специалистов среднего и высшего звена.

В современную эпоху развитие мировой экономики определяется знаниями в форме идей и технологий. Во всех странах это заставило институциональные структуры в области образования пересмотреть политику и предпосылки качественного непрерывного образования. Темпы инноваций за последнее время ускорились: во всём мире растёт доля услуг в экономике. Продолжают увеличиваться мощность и быстродействие компьютеров. Прогресс телекоммуникаций и спутниковых технологий, позволяющий передавать данные с высокой скоростью и при очень маленьких затратах, практически свёл на нет физическое расстояние как коммуникационный барьер и как фактор экономической конкурентоспособности. Современные технологии проникают повсюду, о чём свидетельствует распространение интернета и мобильной телефонии. Образовательный комплекс, как институциональная структура экономики знаний, включающая в себя образовательные подсистемы разного уровня, и, играющая важную педагогическую, научно-исследовательскую и информационную роль, жизненно необходим для адаптации общества к столь далеко идущим переменам.

Рост экономики, основанной на знаниях, может дать стране больше возможностей для решения таких острых проблем, как бедность, неравенство и социальное отторжение.

В новой экономике, основанной на знаниях можно столкнуться с отсутствием адекватных решений ряда застаревших проблем в области образования. К их числу относятся: повышение уровня развития институциональных структур в образовательной сфере в соответствии с новыми требованиями, предъявленными к ним, обеспечение сбалансированных и устойчивых способов расширения охвата населения профессиональным образованием, относительное неравенство в доступе к образованию и в результатах обучения, проблемы качества и соответствия образования потребностям современной экономики, а также отсутствие . гибкости в структурах и методах управления. Необходимость разработки этих проблем и определило актуальность данного направления исследования.

1.ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Современная эпоха во многих странах стала эпохой радикальных изменений в самом базисе существования и развития человеческого общества. В экономической, социально- политической и философской литературе последних десятилетий пристальное внимание учёных приковано к исследованию социально - экономических процессов, характеризующих трансформацию индустриального общества в постиндустриальное, информационное общество. В результате сформированы ряд концепций развития экономики и общества, учитывающие как новые знания о предмете исследования, так и современные мировые тенденции.

Одна из таких концепций - концепция экономики знаний. Рассмотрим её содержание и место в системе общественного развития. Термин "экономика знаний" (или "экономика, базирующаяся на знаниях") ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.
Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации - наши современники. А это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Постоянные инновации в производстве, технологии, управлении, правовых нормах и других значимых сферах жизни стали нормой. Это меняет не только производственную базу общества, но и социально-экономические отношения, культуру, межличностные взаимосвязи; в конечном итоге меняются требования к самой человеческой личности - к её способности быстро приспосабливаться к переменам, усваивать, продуцировать и распространять новые знания, развивать свои творческие возможности в условиях экономики знаний.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая -дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Характеризуя теоретические подходы к анализу современного общества в условиях экономики знаний, прежде всего, необходимо подчеркнуть различие между понятиями «информация» и «знание». Дж. Ходжсон объясняет это различие следующим образом: «Информация -совокупность данных, которые уже интерпретированы, которым удалось придать некий смысл. А знания - продукт использования информации». Он придаёт первостепенное значение именно знаниям при характеристике современного общества и тех социально- экономических изменений, которые в нём происходят, и связывает знания и особенности их применения с наличием определённых социальных институтов в обществе. М. Кастельс в отношении понятия «знание» оперирует определением Д.Белла: «знание- совокупность организованных высказываний о фактах или идеях,представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, которая передаётся другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме». В отношении понятия «информация» он цитирует М. Пора: «Информация есть данные, которые были организованы и переданы».3 М. Кастельс говорит о смене индустриального способа развития, главный двигатель производительности которого- новые источники энергии и способность децентрализовать использование энергии в ходе производства и распределения, информационным способом развития, а главным источником производительности последнего он называет технологию генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации.

Американский социолог Р. Кроуфорд ключевую роль в процессе развития человеческого общества отводит знаниям и называет современное общество «обществом знания». «Новые знания приводят к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что, в свою очередь, приводит к социально- политическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы, или нового видения мира. Эту модель можно использовать для объяснения тех серьёзных экономических социальных и политических изменений, которые сейчас происходят в мире». При этом, различая понятия «знание» и «информация», он пишет: «Знание - это способность применить информацию к конкретному роду деятельности».

Нам представляется, что в условиях экономики знаний, знание и информация как социоприродные феномены обладают определёнными свойствами, влияние которых на экономику и всю общественную жизнь тем сильнее, чем в большей степени знание и информация превращаются в экономические ресурсы и факторы конкурентоспособности. На эти свойства неоднократно обращали внимание различные исследователи в процессе анализа функционирования компаний, отраслей, регионов, стран в знание ориентированной экономике.

Как свидетельствует проведённый автором анализ различных источников, знания и информация анализируются современными зарубежными экономистами с двух различных позиций.

Первая для стандартной микроэкономики, понимает знание как информацию, необходимую экономическим агентам для совершения рационального выбора, и фокусируется на определении нужного типа и объёма этой информации и на способности агентов получать и передавать её. Здесь знание рассматривается через процесс превращения неких исходных данных в собственное знание, которое может быть использовано экономическими агентами для анализа реальной ситуации, по сути своей мало отличается от информации. Существуют разной степени и характера информационные потоки между экономическими агентами. Данный аспект достаточно давно и глубоко изучен традиционной (прежде всего классической и неоклассической) экономической наукой.

С другой позиции, в период становления экономики знаний, им, знаниям, уделяется всё большее внимание, знание рассматривается как экономический актив, аналогичный иным, давно известным видам активов — финансовым материальным и т.п. В этом случае знание может выступать и как ресурс (компетенция экономического субъекта), и как продукт (инновация). В определённых обстоятельствах, знание может быть приватизировано, и реализовываться как «обычный товар». Формирующаяся экономическая теория знания, так же, как теории инноваций и фирменных компетенций, концентрируют своё внимание на процессах производства, распространения и использования знания в рыночной экономике.

Поскольку роль актива знание играет сравнительно недавно (с исторической точки зрения), то специфика этого процесса пока остаётся объектом исследования для экономистов. Называя знания и информацию «непривычным видом ресурсов», в отличие от денежных, природных, трудовых и материальных ресурсов, закономерности использования которых, в производстве давно и достаточно глубоко изучены, многие исследователи склоняются к тому, что знание нельзя строго отнести ни к той, ни к другой группе товаров. Основной проблемой здесь называют то, что если признать знание общественным товаром, к которому каждый может иметь беспрепятственный доступ, у частных хозяйствующих субъектов не будет рациональных мотивов инвестировать в его производство и распространение.

С учётом названных характеристик Стюарт вполне логично определил знание как «общественное благо», начав с главного его отличия от традиционных ресурсов - с того, что знания не убывают по мере их использования. Приобретение кем - либо определённого объёма знаний не уменьшает способности других пользоваться теми же знаниями. Это свойство знания, которое можно назвать его неотчуждаемостью, определяет и то, что на издержки производства знания не влияет количество его потенциальных потребителей. Они будут одинаковы независимо от того, пять или пять тысяч человек используют его впоследствии (хотя здесь надо отличать собственно знание от его материального воплощения - затраты на печать книги зависят от тиража, но затраты на производство изложенных в ней знаний не зависят).

Неотчуждаемость знания и информации порождает возможность продавать одну и ту же информацию или знание различным потребителям по несколько раз, а так же не мешает купившим знание перепродать его без потери его объёма и качества. Знания существуют вне зависимости от пространства. Они могут потребляться одновременно различными субъектами в различных точках планеты.

Однако многие знания, будучи независимы от пространства, весьма зависимы от времени: они достоверны, следовательно, имеют ценность в определённый период либо до наступления определённого события, после чего могут полностью обесцениться (например, конфиденциальная информация об условиях проведения какого — либо конкурса ценна лишь, пока конкурс не состоялся). В силу этого столь большое развитие получило различного рода прогнозирование. Даже более устойчивые знания об объективных законах природы достоверны до тех пор, пока в результате исследований не получены новые, существенно расширяющие горизонты познания. Таким образом, темпы морального износа знания гораздо выше, чем других видов ресурсов. То же, и даже в большей степени, можно сказать и об информации.

Знание и информация обладают ещё одним свойством, отличающим их от традиционных активов и существенно изменяющим условия их трансакций — их ценность сложно оценить заранее и их невозможно забрать обратно: «...Покупатель не может судить, стоит ли платить за информацию до тех пор, пока её не получит, но как только он завладел ею, ему больше не нужно её покупать».

Такая особенность экономики знаний как изобилие, существенно ограничивает возможность применимости постулатов традиционной экономической теории к производству знания и информации. Если в традиционной экономической теории категория стоимости выводится из понятия редкости какого - либо блага и напрямую от него зависит, то объём производимых знаний и информации, напротив, возрастают в последние десятилетия в геометрической прогрессии, но они от этого не становятся менее ценными. Напротив вновь произведённые знания зачастую требуют дальнейшего расширения и углубления, что повышает ценность способности производить, анализировать и применять новые знания.

Знание и информация идеальны, поэтому для своего бытия они нуждаются в объективизации, которая осуществляется в продуктах труда, технологии, социальных институтах, предметах культуры, образовании. При этом знания и информация объективируются знаково - символическими средствами естественных и искусственных языков. С возникновением и развитием письменности и книгопечатания этот вид объективизации стал наиболее распространённым и адекватным способом фиксации и исторической трансляции знания и информации. С развитием компьютерной техники и электронных средств коммуникации всё большее значение приобретают такие формы фиксации, как банки информации, экспертные системы и т.п.

В большинстве современных исследований по проблемам знания и информации отмечается, что они как социоприродные и экономические феномены гетерогенны по своей природе, что проявляется в существовании различных типов, видов и форм знания и информации.

Однако, как уже отмечалось в приведённых ранее определениях, знание, в отличие от информации, более глубоко связано с человеком как отдельным индивидуумом и с человеческим обществом в целом, в большей степени зависит от интеллектуальных и чувственных способностей человека воспринимать, анализировать, использовать и генерировать знание. Оно возникает на основе информации, которая должна быть получена, упорядочена, осмыслена и в таком использована как базис дальнейшей деятельности.



  1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ.

В экономике нового типа можно выделить следующие характерные черты:

Экономика, основанная на знании. Новая постиндустриальная экономика – это экономика, основанная на  знании, а именно, на человеческом факторе и сетях обмена информацией благодаря информационным технологиям. Знания пронизывают все существенные факторы экономики – людей, продукты, организации. Архитектура заводов существенно меняется: заводы наполняются роботами, работающими на микропроцессорах, все больше рабочих должны иметь высшее инженерное образование.

Человеческий  фактор становится основным активом фирмы. Рассмотрим Netscape как пример компании экономики нового типа. При оценке компании, подобной Netscape, мы не задаем вопросы, характерные для периода старой  экономики, такие как: «Сколько земли компания имеет?» или «Какова стоимость производственного оборудования или какова стоимость офиса, сырья и материалов?». Единственно важным в данном случае является количество активов, сосредоточенных в сознании менеджеров и других работников компании. Даже финансовый капитал становится лишь производным от капитала  знаний. Как признавал Билл Гейтс, компания Microsoft потерпела бы фиаско, если бы в свое время не было принято решение совершить  поворот на 180 градусов и начать освоение Internet. Современное Интернет-поколение не становится средством производства, а становится доминирующей социальной силой – не только в области экономики, но и в социальных структурах, области окружающей среды и  человеческом существовании.

Цифровая экономика. Информация в новой экономике все более представлена в цифровой форме. Благодаря этому, огромные массивы информации могут быть зашифрованы и перемещены на большие расстояния со скоростью света.

Виртуальность. Подобно тому, как аналоговая информация становится цифровой, физические вещи становятся виртуальными, меняются типы возможных институтов и отношений, сама природа экономической деятельности. Вот некоторые виды виртуальных объектов:

Молекуляризация. Новая экономика – молекулярная экономика. Корпорация становится дезагрегированной, заменяется на динамичные молекулы и кластеры индивидов. Иерархическая структура организации заменяется на процессно – ориентированную. Например, средства массовой информации становятся молекулярными средствами, где читатели, слушатели и зрители становятся  клиентами с правом доступа к информации и взаимодействия посредством миллионов каналов связи.  Массовое производство становится молекулярным (индивидуальным) производством, с размером партии - одна единица вместо, например, одного миллиона пар джинсов, массовый маркетинг становится молекулярным по мере  того, как маркетологи начинают учитывать информацию о продажах от отдельных групп клиентов. Является вполне вероятным,  что новые условия рынка потребуют организации более динамичных отношений между молекулами, побуждая их объединяться в кластеры.

Интегрированность, работа по сетям связи. Благодаря тому, что иерархические сети уступили место сетям по модели Интернет, посредством сетей молекулы могут объединяться в кластеры. В отношениях между всеми уровнями и бизнес-функциями внутренние и внешние границы становятся прозрачными и  мягкими. Новые технологии позволяют малым предприятия противостоять преимуществам крупных  компаний – экономии от масштабов производства и доступа к ресурсам. В то же время малые фирмы не обременены такими недостатками крупных фирм, как сдерживающая бюрократичность, иерархия и неспособность к изменениями. Сети обеспечивают быструю адаптацию бизнеса к изменениям, в деятельности Интернет – предприятия участвуют все заинтересованные стороны, и совместный эффект оказывается сильнее, нежели суммарных эффект отдельных несвязанных элементов.

Отсутствие посредничества. Устраняется необходимость посредников между продавцами и покупателями. В настоящее время музыканты и продюсеры  уже стараются не пользоваться услугами записывающих компаний, торговых агентов или радиовещательных корпораций и размещают записи напрямую в Интернет. Производители еды не пользуются услугами супермаркетов и оптовиков, и обслуживают конечных потребителей еженедельно с доставкой на дом путем аккумулирования заказов. Заводы также имеют возможность продажи через Интернет, сокращая посреднические розничные каналы.

Конвергенция. В экономике старого типа ключевым сектором экономики была промышленность. В экономике нового типа функцию ключевого сектора выполняет новая среда, которая образуется в результате слияния вычислительной техники, телекоммуникаций и производящего сектора. В США масс - медиа нового типа уже обеспечивают более 15 процентов ВНП. Прибыль в условиях новой среды перемещается в производящий сектор, где создается стоимость. Наиболее успешными в настоящее время становятся компании, основанные на использовании компьютеров, пакетов прикладных программ и цифровых телекоммуникациях.

Пока  еще нет единого мнения о масштабах развития новой среды. Некоторые работники телевидения видят развитие новой среды лишь в появлении интерактивного телевидения, некоторые производители фильмов  считают, что развитие новой среды их не коснется, компьютерные компании сконцентрированы только на производстве пакетов прикладных программ для бизнеса. Некоторые телефонные компании занимаются  исключительно развитием телефонии и возможности проведения видеоконференций. Рынок  рассудит, кто был прав. Конвергенция становится базисом всех секторов. Новая среда окажет влияние  на искусство, на способы проведения научных исследований, способы получения образования.

Инновации. Экономика нового типа основана на инновациях. Девиз компании Microsoft: «Сделать собственные продукты устаревшими, создав более современные». Даже  в области искусства возникают  новые формы, основанные на интерактивных мультимедиа. Многотомные энциклопедии заменяются на  CD-ROM, в которых может храниться до 360000 страниц текста. В условиях новой экономики система образования должна постоянно менять свое содержание, средства преподавания и подходы,  чтобы оставаться действенной. В новой экономике воображение и фантазия человека становится основным средством создания стоимости. Для предприятий необходимо проводить инновации, чтобы обогнать рынок, предвосхищая потребности  клиентов своих клиентов.

Ориентация на потребителя. В новой экономике пропасть между потребителем и производителем исчезает. Производители вынуждены производить специфичные продукты, которые отражают потребности и вкусы отдельных потребителей. Уже сейчас потребители могут по своему желанию с помощью компьютера создать дизайн будущего автомобиля, таким образом включаясь в производственный процесс. Крайслер способен производить автомобили по специальному заказу в течение 16 дней.

Быстрая адаптация производства. В 1990 на разработку и производство автомобиля требовалось около 7 лет. В настоящее время – около 2 лет. Продукты электроники уже, как правило, имеют жизненный цикл 2 месяца. Предприятие нового типа – это предприятие режима реального  времени, способное быстро приспосабливаться к изменениям благодаря информации. Сырье доставляется и продукты производства отгружаются  по системе точно-в-срок, таким образом сокращая излишние функции складов и позволяя предприятиям перейти от массового производства к производству по он-лайн заказам потребителя. Системы электронного обмена информацией обеспечивают более дешевую связь потребителя и производителя, сокращая расходы на оформление заказов, извещениях об уплате и отгрузке, на учетные работы.

Глобализация. Для мировой экономики ничто не имеет такого значения как товары, услуги, капитал, труд и информация. По мере того, как знания становятся основным ресурсом, границы национальный экономики стираются и не существует никакой другой экономики,  кроме мировой экономики. Мировые покупатели покупают мировые продукты. Затраты на производство также имеют общемировой характер. Штаб-квартира транснациональных компаний становится не местом на карте, а системой в мировой сети.

Противоречия. Новая политическая экономия поднимает вопросы, касающиеся власти, собственности, доступа, равенства, качества работы и качества жизни и касающиеся будущего самого демократического процесса.

В настоящее время благодаря новым тенденциям оказывается сильное влияние на рассеивание экономической и политической власти. Это приводит к конфликту старых структур, стремящихся к концентрации экономической и политической власти.

Природа труда меняется. Так же как и вначале века происходило снижение удельного веса сельскохозяйственных рабочих, количество рабочих,вовлеченных в производственный процесс, снижается в последнее десятилетие. Новый тип работы сулит высокую оплату, но существует проблема низкой мобильности и способности к переквалификации.

Существуют конкурирующие намерения фирм по обеспечению независимой занятости и сохранению занятости на контрактной основе в производственном секторе, основанном на ограниченном количестве старых знаний. Руководители уже не способны ограничивать доступ к ресурсам производства, т.к. основными ресурсами становятся знания. В настоящее время достаточным для производства является набор из знаний и способности мыслить, телефона, модема и персонального компьютера.Образованные же производители могут использовать  потенциалы своих фирм гораздо более эффективно и разносторонне.

Экономика нового типа поднимает перед руководителями новые вопросы. Фирмы  вынуждены модернизировать свою бизнес-модель – свои продукты, рынки, каналы распределения, организационную структуру, культуру и т.д. Это возможно лишь в случае, если вся компания участвует в выполнении соответствующей стратегии.

  1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации