Факторы ценообразования - файл n1.doc

Факторы ценообразования
Скачать все файлы (163.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc164kb.18.02.2014 22:00скачать

n1.doc




Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Московский государственный индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по маркетингу
ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ


Студент _____________________

Группа ______________________

Руководитель _________________

Москва 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………..………….3

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ………………….…….5 ФАКТОРОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ……………..…………………………….5

1.1. Ценообразующие факторы…………………………………………………..5

1.2. Факторы ценообразования в системе маркетинга ………………………..10

2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ООО «АВА-ТРАНС»......15

2.1 Характеристика ООО «АВА-ТРАНС…………………………………...….15

2.2. Выбор ценовой стратегии…………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………..……27

Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсового исследования обусловлена тем фактом, что в условиях конкурентной среды маркетинговые мероприятия в области ценообразования представляются очень важными. Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой для целевого потребителя.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спро­са и предложения. Он является одним из регуляторов общественного про­изводства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот перелив осуществляется пред­приятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отноше­ний. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функ­ция цены как критерия рационального размещения производства.

В системе маркетинга установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом и тот в свою очередь может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукта или в умении и опыте предпринимателя. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке.

Понятно, почему высокая цена вызывает неудовольствие покупателя, но не всегда понятно, почему низкая цена может вызвать неудовольствие.

В случае, когда товар нуждается в послепродажном, гарантийном или ином обслуживании, а назначенная за него цена слишком мала, прибыль полученная от продажи оказывается недостаточной для обслуживания клиента далее на должном уровне. В таком случае, покупатели разочаровываются в данном товаре, оказанном им обслуживании и в данном предприятии.

Цель настоящей курсовой работы состоит в рассмотрении основных факторов и методов современного ценообразования.

Задачи, решаемые в связи с поставленной целью:

  1. Изучить учебную и специальную литературу по проблеме исследования.

  2. Проанализировать факторы ценообразования.

  3. Рассмотреть методы ценообразования на предприятии.

Следует отметить, что предприятия малого бизнеса имеют небольшое число сотрудников, и поэтому существуют некоторые особенности ценообразования для таких предприятий. Во-первых, часто малое предприятие не имеет отдельного отдела, который бы занимался проблемами экономического анализа и ценообразования, и эту работу приходится проделывать руководителю (владельцу) предприятия, следовательно, нужно экономить время на сложных математических расчетах. Во-вторых, номенклатура продукции таких предприятий, как правило, не велика. Тем не менее, содержание маркетинговой деятельности как для малого, так и для крупного бизнеса не меняется.

Объект исследования – маркетинг организации.

Предмет исследования – факторы и методы ценообразования.

Курсовая работа состоит из введения, основной части (двух глав), заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФАКТОРОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

    1. Ценообразующие факторы


Для выбора ценовой политики фирма должна выявить и проанализировать все ценообразующие факторы. Они могут быть как внешние по отношению к фирме и не контролируемые ею, так и внутренние. Кратко остановимся на характеристике основных ценообразующих факторов.

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.1

Взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть представлена в виде:


QDx=ѓ(Px, Py, … Pz, I, W, Tx, F, S, q), (1)


где:

QDx – объем спроса на товар X в единицу времени;

Px – цена товара X;

Py, … Pz – цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

I – доход покупателя;

W – уровень благосостояния, то есть покупательская способность потребителя;

Tx – потребность покупателя в товаре X;

F – мнение потребителя относительно перспектив его благосостояния;

S – сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром;

q - количество покупателей.

Фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в его продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным ориентиром целесообразности производства и соответствия спросу.2

Функция предложения показывает взаимозависимость между предложением товара и определяющими ее факторами, которая может быть представлена следующим выражением:


QSx=ѓ(Px, Py, … Pz, K, L, N, q), (2)


где:

QSx – объем предложения на товар X в единицу времени;

Px – цена предложения товара X;

Py, … Pz – цены на товары-конкуренты и товары, производимые совместно с данным товаром;

K – уровень технологии производства;

L – государственная политика в области налогообложения;

N – плата за ресурсы;

q - количество продавцов.



Рис. 1. Кривые спроса и предложения

На рисунке 1 показаны в наиболее общем виде те многообразные и динамичные процессы, которые в реальной действительности в сфере движения товаров и цен. Особенность свободного рынка в том, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Таким образом, при равновесии спроса и предложения устанавливается рыночная (равновесная) цена.

Однако состояние равновесия спроса и предложения никогда не бывает статичным из-за большого количества влияющих на эти процессы факторов. Следствием этого влияния является постоянное смещение кривых спроса и предложения (вправо или влево, вверх или вниз), в результате которого происходит нарушение равновесия. Новое равновесие устанавливается в другой точке, которой будет соответствовать новая рыночная цена. Практика много знает много случаев, когда «инициатором» нарушения равновесия выступает как спрос, так и предложение. При анализе спроса и предложения наибольший интерес, как правило, представляет изменение спроса и предложения в ответ на изменение цены товара или какого-либо другого параметра, определяющего величины спроса и предложения. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность.

Определение спроса:
Цена
совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Однако следует иметь в виду, что высокая или низкая цена, назначенная фирмой сразу, не отразится на спросе сразу. Зависимость между ценой и соответствующим ей уровнем спроса отражена кривыми спроса на рис. 2.




Ц3


Ц2



Ц2



Ц1

Ц1





К1

К1

К2



А. Для большинства товаров

Б. Для престижных товаров


Рис. 2. Зависимость между ценой и уровнем спроса

На рис.2 можно наблюдать, что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими. Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии, как показано на рис.2. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон типа представленного на рисунке Б.

Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках иного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, то есть чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос.

Эластичность – это число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1 %. В самом деле, предпринимателю необходима информация о том, на сколько изменится спрос под воздействием ряда фактов (доходов, цен на другие товары, налогов и т. п.).3

Особую важность представляет эластичность спроса от цен, или ценовая эластичность, которая показывает реакцию величины спроса в ответ на изменение цены и определяет, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%.Она определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.



Степень ценовой эластичности определяют с помощью коэффициента эластичности Еd по формуле:

, где (3)
Q1, Q2 – объем продаж по старым Р1 и новым Р2 ценам.

В зависимости от величины коэффициента ценовой эластичности спроса различают: неэластичный спрос при Еd<1; спрос единичной эластичности при Еd=1; эластичный спрос при Еd>1.

Что дает предпринимателю знание эластичности спроса? Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, определила, что спрос на товар неэластичен, то можно дать руководителю фирмы рекомендацию о повышении цены на этот товар, выручка при этом будет расти. Если спрос на товар эластичен, то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет снижаться. В данном случае целесообразнее рассмотреть предложение о снижении цены, выручка при этом будет расти за счет увеличения спроса на товар.

Снижает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением ценовая и неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. В значительной степени она влияет на уровень цены. Фирмы-продавцы следуют кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Ценовую конкуренцию может начать не только фирма, занимающая господствующее место на рынке, но и небольшое предприятие, чтобы выжить в условиях конкуренции. Основное условие успешной ценовой конкуренции – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости.4

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако, на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это (а не снижение цены) позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Следующий важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены, - потребители. Любой предприниматель должен видеть глубокую взаимосвязь между ценой и восприятием ее различными потребителями. Покупатели по их восприятию цен и ориентации в покупках делятся на четыре группы:5

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, а следовательно, и на всю предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта, является государственное регулирование цен.

Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на цены. Прямые меры осуществляются путем установления определенного порядка ценообразования, косвенные направлены на изменение конъюнктуры рынка, создания определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.

Способы воздействия государства на цены представлены в Приложении 1.
1.2.Факторы ценообразования в системе маркетинга
Взаимосвязь понятий “цена” и “прибыль” очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.

Существуют два основных способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукта и из возможностей рынка (покупательной способности). Первый способ называется ценообразование по издержкам, второй — ценообразование по спросу. Третьим, менее распространенным, но тоже важным способом является ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию.

Можно выделить несколько факторов, под воздействием которых находится непосредственно предприятие малого бизнеса при выборе способа ценообразования на свой товар:

фактор ценности — один из наиболее важных факторов. Каждый товар способен в определенной степени удовлетворить потребности покупателей. Для согласования цены и полезности товара можно: придать товару большую ценность, просветить покупателя посредством рекламы о ценности товара, скорректировать цену так, чтобы она отвечала настоящей ценности товара.

фактор затрат — затраты и прибыль составляют минимальную цену товара. Самый простой способ образования цены: при известных издержках и расходах прибавить приемлемую норму прибыли. Однако даже если цена только покрывает расходы, нет гарантии, что товар будет куплен. Именно поэтому некоторые предприятия становятся банкротами, рынок может оценить их товары ниже, чем стоят производство и продажа.

фактор конкуренции — конкуренция оказывает сильное влияние на ценовую политику. Можно спровоцировать всплеск конкуренции назначив высокую цену или устранить ее назначив минимальную. Если товар требует особого метода производства, или производство его очень сложное, то низкие цены не привлекут к нему конкурентов, но высокие цены подскажут конкурентам, чем им стоит заняться.

фактор стимулирования сбытав цену товара включается наценка, которая окупает мероприятия по стимулированию рынка. При выпуске товара на рынок, рекламе нужно перейти порог восприятия, прежде чем потребители узнают о товаре. Все средства, затраченные на стимулирование сбыта должны в дальнейшем окупаться за счет продаж товара.

фактор распределения — Распределение товара значительно влияет на его цену. Чем ближе товар к потребителю, тем дороже для предприятия его распределение. Если товар будет поступать напрямую к потребителю, то каждая сделка становится отдельной операцией, деньги, предназначенные поставщику, получает производитель, но и его издержки возрастают. Преимущество такого метода распределения заключается в полном контроле над продажами и маркетингом.

При продаже товара крупному розничному торговцу или оптовику, продажи исчисляются уже не единицами, а десятками, но контроль над продажами и маркетингом утрачивается.

Распределение товара является самым важным фактором в маркетинге после самого товара. При покупке, товар редко удовлетворяет запросы покупателей полностью. Поэтому они идут на уступки в качестве, весе, цвете, технических данных и т.п. более или менее охотно в зависимости от уровня цен, но даже если у данного продавца самые низкие цены на рынке, никакая реклама не может компенсировать отсутствие нужного товара в нужное время в нужном месте.

Найти компетентных дистрибьютеров, которые бы активно взялись за продажу товара, весьма дорогостоящее дело. Они захотят получить плату за хранение на складах и распределение товаров сразу после их продажи. Эта сумма должна входить в цену и не превышать аналогичных расходов конкурентов.

фактор общественного мненияобычно у людей имеется некоторое представление о цене товара, независимо от того, является ли он потребительским или промышленным. Приобретая товар, они руководствуются некоторыми границами цен, или ценовым радиусом, определяющим, по какой цене они готовы купить товар.

Предприятие должно либо не выходить за границы этого радиуса в ценах на свой товар, либо оправдать почему цена на него выходит за них. Товар может превосходить существующие аналоги по каким-то качествам, и если такие преимущества воспринимаются покупателями положительно, то цену можно поднимать, если же преимущества данного товара не так очевидны, требуется прибегнуть к дополнительной рекламе.

фактор обслуживанияОбслуживание участвует в предпродажном, продажном и послепродажном этапах сделки. Расходы по обслуживанию должны входить в цену. В такие расходы входят: подготовка котировок, расчетов, установка оборудования, доставка товара, обучение персонала, предоставление гарантии или права оплаты в рассрочку.

Для многих товаров послепродажного обслуживания не требуется, но значительная группа товаров широкого потребления (типа продуктов и повседневных товаров) требует предпродажного обслуживания, например, помещения их на витрину или демонстрации качеств. Весь этот сервис должен окупаться через цену товара.

Таким образом, рынок - это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены. Цена занимает центральное место в планировании маркетинга на фирме, сгла­живая противоположные интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из ключевых звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом ее управления.

2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ООО «АВА-ТРАНС»
2.1 Характеристика ООО «АВА-ТРАНС»
Общество с ограниченной ответственностью «АВА-ТРАНС», далее сокращенно ООО «АВА-ТРАНС», зарегистрировано в ИФНС №24 по ЮАО г. Москвы 31 октября 2002 года под ОГРН 1027724009983

Основной деятельностью ООО «АВА-ТРАНС» являются транспортно-экспедиционные услуги. Компания имеет лицензию по перевозке грузов автотранспортом по территории Российской Федерации, регистрационный № ГСС 77-077096 от 26 декабря 2004 г.

Местонахождение общества:

117105 г. Москва, Варшавское шоссе, д.35, стр.3.

Фактический адрес общества на данный момент:

142800, МО., г. Ступино, ул.Фрунзе, д.37

Рассмотрим ценовую политику и методы ценообразования, применяемые на ООО «АВА-ТРАНС»

Прежде всего, необходимо выяснить, из каких факторов складывается цена на услуги (Приложение 2).

Цена приобретаемых услуг у владельцев автотранспортных средств включает все расходы по содержанию и эксплуатации автомашин + прибыль для владельца автотранспортного средства.

Валовая прибыль, которая покрывает расходы ООО «АВА-ТРАНС» (см.расходы)

Таким образом, ООО «АВА-ТРАНС» фактически не несет расходы по содержанию, эксплуатации, заработной плате водителей, не платит транспортного налога, т.к. не является владельцем автотранспортного средства, а только определенным образом покупает транспорт на использование услуги у продавца, и сделав надбавку, перепродает их заказчику. Заказчик, естественно, может работать с продавцом и напрямую, то есть минуя посреднические услуги. В этом случае ООО «АВА-ТРАНС» потеряет прибыль.

В 2009году ООО «АВА-ТРАНС» работало по договорам транспортно-экспедиционных услуг основным заказчиком была фирма ООО «ФритоЛейМануфактуринг». Ей оказывались транспортные услуги по перевозке продукции на склад и заказчикам одноименной фирмы (табл. 1)

Таблица 1

Виды оказываемых услуг ООО «ФритоЛейМануфактуринг»

Виды услуг

Маршрут

Стоимость с НДС 18%

Перевозка продукции а/м «Тент» и «Изотерма» 82м.куб.

КАШИРА-МИХНЕВО

2124,00




КАШИРА-МОСКВА

6100,60


Рассмотрим расценки исполнителей на эти же рейсы, то есть себестоимость услуг (табл. 2):

Таблица 2

Расценки исполнителей на эти же рейсы, то есть себестоимость услуг

Вид а/м (прицепа)

Маршрут

Стоимость с НДС 18%

Тент и Изотерма

КАШИРА-МИХНЕВО

2015,00




КАШИРА-МОСКВА

5790,00


Таким образом, разница между покупной и реализацией составляют (см. табл.3)

Таблица 3

Разница между покупной и реализацией

Рейс

Стоимость исполнителя с НДС

Стоимость заказчика с НДС

Разница с НДС (наценка)

Надбавка

%

Валовая прибыль без НДС

КАШИРА-МИХНЕВО

2015,0

2124,0

109,0

92,40

5,41%

КАШИРА-МОСКВА

5790,0

6100,60

310,60

263,20

5.,30%


Из таблицы видно, что наценка за оказываемые посреднические услуги ООО «АВА-ТРАНС» составляет более 5%, такая же политика действует и на другие виды транспортных услуг. Эти 5% были рассчитаны, исходя из среднего объема оказываемых услуг.

Они включают издержки ООО «АВА-ТРАНС» на содержание штата (з/плату), аренду офиса, налоги и пр.
2.2. Выбор ценовой стратегии
Рассматриваемая нами фирма выбирает ценовую стратегию, направленную на внедрение на рынке новой услуги. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик. Вследствие этого принятие одной из них ведет к отрицанию преимуществ другой. В результате реальная оценка действительности приводит к необходимости ориентации в деятельности фирмы на смешанные стратегии ценообразования. На ООО «АВА-ТРАНС» такими стратегиями являются: завоевание лидерства по показателям качества и сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности.

Процесс ценообразования на ООО «АВА-ТРАНС» представлен следующими основными этапами:

- постановка цели (задачи) ценообразования;

- определение уровня спроса на данный вид услуги;

- оценка издержек производства и степени регулирования цен на предоставляемые услуги;

-анализ цен и услуг конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

- расчет исходной цены услуги;

- установление окончательной цены.

Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:

- спрос на услугу;

- государственное регулирование цен;

- издержки по производству и реализации услуг;

- конкуренция;

- другие факторы.

Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене автотранспортных услуг могут приобрести покупатели.

В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.

Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.

Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кэ):
Q1-Q2 P2-P1

Кэ = -------------: ---------- (4),

Q1+Q2 Р1+Р2
где:

Q1 – объем продаж по прежним ценам;

Q2 – объем продаж по новым ценам;

Р1 – прежняя цена услуги;

Р2 – новая цена услуги.

Спрос на услуги ООО «АВА-ТРАНС» может быть как эластичным так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее единицы.

Основу цены услуги, предоставляемой автотранспортной фирмой «АВА-ТРАНС» составляют издержки, связанные с ее производством и реализаций, поэтому их размер во многом определяет уровень цены.

В состав издержек входят затраты как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Например, стоимость материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы – факторы, внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара.

Другая группа затрат – уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда и другие – непосредственно зависящие от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, например, по сырью можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, использованием вторичных ресурсов и т.д. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, то в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара.

Если предположить, что возможности ООО «АВА-ТРАНС» не ограничены в смысле того, что руководство всегда может изыскать дополнительных исполнителей с нужным количеством автотранспортных средств, то можно предположить, что существует реальная возможность увеличения объемов предлагаемых услуг.

Для того, чтобы заполучить нового заказчика и заключить договор с уже имеющимся, но со значительно большими объемами услуг, то можно снизить цену или предложить накопительные скидки.

Рассмотрим предполагаемую выгоду от увеличения объемов для ООО «АВА-ТРАНС»:

Выручка ООО «АВА-ТРАНС» напрямую зависит от объемов, так как имеет определенный процент от каждого выполненного рейса, и естественно, чем больше рейсов получит ООО «АВА-ТРАНС», тем большее будет ее прибыль, в том числе и чистая, так как издержки у ООО «АВА-ТРАНС» постоянные за исключением тех, которые зависят от объемов покупаемых услуг.

Основным заказчиком ООО «АВА-ТРАНС» является ООО «ФритоЛей Мануфактуринг». За 2010 г. объемы оказания транспортно-экспедиционных услуг в натуральном и стоимостном выражении составили 96% от общего объема. ООО «ФритоЛейМануфактуринг» для организации своей деятельности пользуется транспортными услугами также и других фирм, являющихся для ООО «АВА-ТРАНС» конкурентами. Доля услуг ООО «АВА-ТРАНС» для ООО «ФритоЛейМануфактуринг» составляет 13-15%. Цены конкурентов ООО «АВА-ТРАНС» находятся одном уровне. По сравнению с 2009 годом, в 2010 году объемы оказываемых услуг для ООО «ФритоЛейМануфактуринг» выросли на 19% (в 2009 году 77%). Это свидетельствует о том, что ООО «АВА-ТРАНС» пользуется доверием со стороны ООО «ФритоЛейМануфактуринг» и показало себя как надежный партнер.

Сопоставив эти факты, можно сделать следующие выводы:

1. ООО «АВА-ТРАНС» выполняет только 1/7 часть всех объемов транспортных услуг для ООО «ФритоЛейМануфактуринг», то есть 100%:(13%-15)=7. Таким образом, можно планировать увеличение услуг максимально, в 7 раз больше. Для этого необходимо минимизировать конкуренцию.

2. ООО «ФритоЛейМануфактуринг» ежегодно тратит очень большие средства на транспортные услуги, и даже небольшое снижение цен очень положительно отразится на себестоимости их продукции.

3. Захватить все 100% продаж автотранспортных услуг для ООО «АВА-ТРАНС» невозможно, так как в этом случае можно потерять заказчика. Это объясняется тем, что конкуренты, имеющие собственный автотранспорт, могут перебить нашу цену в сторону значительного снижения, т.к. ООО «АВА-ТРАНС» является посредником и не сможет установить свою цену ниже себестоимости (покупной цены)

В связи с вышеизложенным, предлагаем:

1. Заключить договор, увеличив объемы в 2 раза.

2. Снизить наценку на покупные услуги на 2%

3. Ввести систему накопительных скидок, начинающую действовать при обращении более 2-х раз.

Расчет результата рассмотрим на примере 2010 года.

В 2010 году валовая прибыль от сотрудничества с ООО «ФритоЛей Мануфактуринг» составила 12241250-48 = 14444675-57-2203425 руб. за 3714 рейсов.

Стоимость 3714 рейсов = 11627228,84 руб. (без НДС)

Прибыль =614021,64 руб.

Наценка = 5,2%

Средняя стоимость рейса = 12241250:3714 = 3295,97

Средняя стоимость покупного рейса = 11627228,84 : 3714 = 3130,65

Наценка 5,2%

Прогноз:

Если рейсов будет в 2 раза больше, а наценка на 2% меньше, то

    1. Наценка составит: 5,2%-2% = 3,2%

    2. Стоимость попутного рейса не изменится и составит 3130,65руб.

    3. Стоимость рейса равна 3130,65+3,2% = 3230,83 руб.

    4. Количество рейсов: 3714х2% = 7428

    5. Валовая прибыль = 7426х3230,83 = 23998605,24 руб.

    6. Стоимость покупных услуг = 3130, 65х7428 = 23254468,2 руб.

    7. Прибыль составит: 23998605,24-23254468,2 = 744137,04

Вывод: при благоприятном прогнозировании прибыль увеличится на 130115,40 руб., что составит на 21% больше. Чем было в прошлом году.

Примечание: при расчете не учитывались издержки ООО «АВА-ТРАНС» кроме прямых расходов на покупку услуг, так как предположительно все остальные расходы считаются постоянными, так как они не зависят от объемов, и на процентное отношение прироста прибыли не повлияют (табл.4).

Таблица 4

Прогнозируемый прирост прибыли при применении метода увеличения объемов в два раза за счет снижения наценки на 2%

Показатели

Фактическая прибыль в 2010 г.

Прибыль при применении метода

Отклонения, в натур. выражении

Отклонения,%

1.Кол-во рейсов

3714

7428

3714

100,0

2.Стоимость реализованных рейсов, руб.

12241250,46

23998605,20

11757354,70

96,0

3.Стоимость покупных рейсов,руб

11627228,80

23254468,2

11627239,30

100,0

4.Прибыль,руб.

614021,60

744137,00

130115,40

21,0

5.Наценка,%

5,2

3,2

2,0

-38,0

6.Средняя стоимость рейса,руб.

3295,90

3230,80

-65,1

-2,0

7.Средняя стоимость покупного рейса,руб.

3130,65

3130,60

0

0

Изучение спроса – очень важная и необходимая часть методики ценообразования. На зарубежных предприятиях этому вопросу придают исключительное значение, поскольку спрос и предложение – два основных рычага рыночной экономики. Коэффициенты эластичности спроса в зависимости от изменения цен являются достаточно надежным измерителем всех рассмотренных выше показателей: спроса, предложения, цен.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены методы ценообразования на коммерческом предприятии. Следует отметить, что в системе торгового дела установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом и тот в свою очередь может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукта или в умении и опыте предпринимателя. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке.

Рынок и цена являются категориями, обусловленными товарным про­изводством. При этом первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства через рынок. Имен­но рынок является основной формой проявления товарно-денежных от­ношений и стоимостных категорий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В плановой экономике при единой государственной собственности ре­гулирование экономики осуществляется через закон планомерного разви­тия и централизованное планирование. Отсюда все экономические инст­рументы, в том числе и цена, привязаны к плану, подчинены его выполне­нию.

По мере перехода к рыночной экономике центральной фигурой стано­вится предприятие-собственник, которое самостоятельно, на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия прини­мает производственно-экономические и другие решения. Только предпри­ятие решает: что, сколько, когда, где, какого качества изготовлять, кому и на каких условиях, по какой цене продавать свою продукцию и т.д.

Иными словами, в условиях рыночных отношений трудовые, матери­альные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства не го­сударством, а самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых им, полностью отражаются на конечных результатах его деятельности. В этом случае государство за это не отвечает, так как оно не принимает решений о включении предприятия в общественное воспроизводство.

В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется в числе других законов и законом стои­мости, который действует через механизм цен и ценообразования. Коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, что ре­альный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений.

В работе были рассмотрены основные пути совершенствования ценообразования на коммерческом предприятии, предоставляющим автотранспортные услуги. Предприятия малого бизнеса очень важны для экономики каждой страны, особенно на таком этапе становления экономической системы, который в данный момент проходит наша страна. Это связано с тем, что малые предприятия легче приспосабливаются к изменяющимся условиям экономики, быстрее реагируют на технологические и иные новшества. Являясь основой экономики страны, малые предприятия закладывают основы крупных путем слияний.

Ценообразование как для малых, так и для всех остальных предприятий является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов. Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию требует анализа аналогичных услуг конкурентов с учетом всех различий между данными товарами. Естественно, нижней границей цен являются издержки, но в дальнейшем они не являются ориентиром. Предприятие может придерживаться среднего уровня цен, что гарантирует от ошибок при ценообразовании, но в то же время не принесет больших прибылей и исключает возможность ведения ценовой войны с конкурентами.

В сегодняшних условиях России, когда страна все более входит в рыночную сферу, существенно меняются и активнее возрастает роль изыскания путей совершенствования ценовой политики фирмы. Это вытекает, в частности, и из того, что все большее значение имеют удовлетворения не групповых, а индивидуальных потребностей. Клиента интересуют не услуги вообще, а прежде всего те, которые отвечают его индивидуальным требованиям. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно создать отдел маркетинга, в обязанности которого вменить вопросы, связанные с изучением рынка услуг, конкуренции, обеспечение рекламы.

Для любого субъекта индустрии автотранспортных услуг, особенно учитывая некоторую сезонность в их работе, а также ужесточение конкуренции большое значение приобретает снижение финансового риска. Важно при этом, чтобы участники процесса не пошли только по наиболее, на первый взгляд, простому пути, а именно, снижению издержек или снижению цены, хотя гибкая ценовая политика необходимое условие для успешной деятельности автотранспортных перевозок. Наиболее плодотворный путь как представляется, появление продуманных методов соперничества, особенно расширения, а может быть, и обновления предоставляемых услуг.

Для совершенствования работы по продвижению и сбыту автотранспортных услуг на ООО «АВА-ТРАНС» в ближайшем будущем можно рекомендовать внедрение следующих мероприятий:

  1. Открыть свой сайт в сети Интернет, что позволит заключать контракты с потребителями напрямую, минуя посредников.

  2. Ввести картотеку потребителей. Разработать систему скидок для постоянных клиентов.

  3. Предоставлять автотранспортные услуги со скидкой в 5% в праздничные дни.

Таким образом, в рыночной экономике имеются многие механизмы регулирования деятельности предприятия в системе маркетинга, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые либо создают условия для появления заинтересованности предприятия следовать за потребно­стями общества, либо имеют ограничительный характер, защищающий интересы общества, государства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. Учебник. - М.: Финансы и ста­тистика, - 2009.- 224с.

  2. Балабанов И.Т. Анализ и планирование процесса ценообразования хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика. - 2010. – 290с.

  3. Басовский Л.Е. Ценообразование в маркетинге - М.: ИНФРА –М.: Перспектива 2009 г.-222с.

  4. Михайлис М.М. Ценообразование на ресурсы. – М.: Проспект. – 2009. – 221с.

  5. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление ценообразованием на предприятии. Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.- 400с.

  6. Савицкая Г.В. Методы и методика ценообразования в маркетинге. – Минск: ООО «Новое знание», 2009. – 200с.

  7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Факторы ценообразования на коммерческом предприятии – М.: НОРМА. – 2010. – 190с.

  8. Семенов Л.Д. Ценообразование в маркетинге: вопросы и ответы. – М.: Перспектива. – 2009.- 304с.

  9. Справочник маркетолога (под редакцией проф. Э.А.Уткина) – М.: Тандем, Экмос, 2009. - 452с.

  10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.- М.- ИНФРА-М.-2009.-312с.

  11. Черепанова В.А. Функции цены. – М.: Проспект. – 2009. – 332с.

  12. Маркетинговые исследования: ситуации, тесты, примеры: Учебное пособие (Под ред.Власова М.И., Ширяева А.Д.).-М.: Финансы и статистика, 2010.-656с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Составляющие компоненты цены услуги на ООО «АВА-ТРАНС»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ценовая и неценовая конкуренция


Q1

Q2

P2

P1

Кривая спроса


Количество



Рис. 1. Ценовая конкуренция

К
Q1

Q2

P2

P1

Кривая спроса


Количество


омпания, действующая при значениях
P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.



- - - - ПРОДУКЦИЯ С ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

------- ПРОДУКЦИЯ БЕЗ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Рис.2. Неценовая конкуренция

Через неценовую конкуренцию фирма переводит потребительский спрос вправо, успешно выделяя сваю продукцию (услуги среди конкурирующих). Это позволяет фирме:

а) увеличить спрос с Q1 до Q2 при цене P1;

б) увеличить цену с P1 до P2 при сохранении спроса на уровне Q1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Факторы, влияющие на установление цен


ПОТРЕБИТЕЛИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО

УЧАСТНИКИ КАНАЛОВ СБЫТА

КОНКУ-

РЕНТЫ

ИЗДЕРЖКИ




ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕШЕНИЯ ПО ЦЕНАМ


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Воздействие правительства на принятие решений по ценам




1 Михайлис М.М. Ценообразование на ресурсы. – М.: Проспект. – 2009. – С.56.

2 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА. – 2009. – С.178.

3 Семенов Л.Д. Ценообразование в рыночной экономике. – М.: Перспектива. – 2009. – С.192.

4 Валеева С.М. Ценовая конкуренция в условиях рыночной экономики.//Вопросы экономики. - №4. – 2010. – С.8.

5 Терпеливцева З.М. Исследования между ценой и восприятием ее различными потребителями//Экономическое образование. – 2009. - №5. – С.23.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации