Структура культуры - файл n1.doc

Структура культуры
Скачать все файлы (92.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc93kb.18.02.2014 18:04скачать

n1.doc



НОУ Сибирский Университет потребительской кооперации

Бурятский филиал
Контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

Тема 2
Выполнила: студентка І курса

заочной формы обучения

шифр - БХ-09-002

Савельева Н.В.
Проверил: Алексева М.С
Улан-Удэ

2010

Содержание

  1. Структура культуры …………………………………………………...3

  2. Политическая культура ……………………………………………...…...12

  3. Достижения и потери древней (античной) культуры………………......14

Библиографический список
1.Структура культуры

Культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.

Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходи­мом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходи­мость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, кото­рые образованы в нем жизнью в обществе или культурой. Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, направленную на их удовлетворение, которая может быть творче­ской, а может быть и пустыми хлопотами.

То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает интерес, преобразуется в ценности. Мир ценностей и их про­изводство – является важным структурным элементом культуры. Следовательно, образуется следующая цепочка понятий: потребности — интересы — ценности — культура.

Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль традиции в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция выступает как потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры».

Однако традиции иногда могут восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Тради­ции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, для данного общества или группы людей.

Время производит отбор традиций, но вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Не смотря на то, понятие культура имеет множество значений, любая культура вбирает в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: ма­териальной культуры и духовной культуры.

Материальная куль­тура — одна из частей целостной человеческой культуры, вопло­щенная в форму вещи духовность человека, результаты творче­ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспе­чивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энер­гетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология про­изводства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, слу­жебного и развлекательного назначения, разнообразные средст­ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура — одна из частей целостной человечес­кой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интел­лектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспе­чивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по­ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкрет­но-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сфе­ры деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, фи­лософии, науки и т. д.

Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художест­венно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — ре­ализацией культурного исторического опыта человечества. Ху­дожественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отноше­ния к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ — это суть искусства, это чувст­венное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, автор­ских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художествен­ный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музы­кальное произведение, картина, роман, а также фильм и спек­такль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, сти­лях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объ­единяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эс­тетику.

Искусство обогащает культуру духовными цен­ностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему обра­зов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Следовательно, искусство имеет три измерения: прошлое, настоящее и бу­дущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые, создает искусство. Это ретроценности, кото­рые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, аван­гардные ценности, ориентированные на будущее.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благода­ря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость чело­века, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осу­ществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоз­зрения, определяющие отношение человека к миру и выступаю­щие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Главное почти во всякой религии — это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непости­жимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируют­ся все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изме­нять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому сплочение, и связь — главные ее регулятивы. Ценности ре­лигии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде всего, через мотивы консолидации, за счет еди­нообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Основу религии составляет та или иная культовая систе­ма, т. е. система обрядовых действий, связанная с определенны­ми представлениями о сверхъестественном и возможностью об­щения с ним. В ходе исторического развития в обществе проис­ходит институционализация культовых систем, обретение ими формы той или иной организации. Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь — объединение ве­рующих и служителей культа на основе определенного вероуче­ния и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди которых на первом плане - формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию цен­ностей, придает им святость и безусловность, это ведет к то­му, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» — от зем­ных и обыденных до божественных и небесных.

Требование посто­янного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззрен­ческих систем, включает в систему «мир—человек» дополни­тельное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях челове­ческого бытия. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям, и интерпретации в духе времени. Общая тенден­ция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, т. е освобождения культу­ры из-под влияния религии. Эти процессы в первую очередь, связаны с усиливающейся потребностью людей в создании собственной картины мира, через его постижение и осмысление. Так появляется еще один структурный элемент культуры - философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»).

Философия возникла как духовное преодоление ми­фа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее кри­тическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, фи­лософия обращается к предельным смысловым основам бытия, ви­дит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) из­мерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоз­зрение и выражает человеческие ценности, человеческое отноше­ние к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, го­воря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообра­зие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между со­бой философских учений.

Духовная эволю­ция через миф, религию и философию привела человечество к на­уке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверя­ется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объек­тивных знаний. Объективность не включает в себя оценочного от­ношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого-ли­бо ценностного значения для наблюдателя. Самый важный результат научного прогресса — возникно­вение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями - это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как ци­вилизующая сила, а культура — как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разу­ма, рационального обитания. Рациональность не всегда укладыва­ется в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональ­ностью и нравственностью не разрешились и по сей день, поэтому, в определенном смысле, ци­вилизация и культура несовместимы. Технитизированные фор­мы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая циви­лизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания че­ловечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовы­вают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистичес­кие формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Поэтому можно говорить о том, что ценность научного знания пропорцио­нальна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание — сила!» — ут­верждал Ф. Бэкон. Но для каких целей, и с каким смыслом употреб­ляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки — истина, в то время как высшая ценность для культуры — человек.

Таким образом, только при синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации.

Подводя итог, можно говорить о том, что культура - это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются:

1. в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2. в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.

3. в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

На формирование и развитие культуры конкретного общества или отдельных его групп влияют самые разные факторы. Так каждая культура вбирает в себя социальные или демографические особенности жизни, зависит от природных и климатических условий, а также от уровня развития общества в целом. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, формируется мировоззрение и ментальность, свойственная лишь конкретным носителям культуры.

В глобальном понимании культура включает в себя все достижения человечества в мировых масштабах. Этот синтез лучших достижений всех национальных культур различных социальных групп и народов, населяющих нашу планету, называется мировая культура. Мировая культура имеет достаточно сложную структуру, которую следует рассматривать, по крайней мере, на нескольких уровнях:

  1. мировая культура как целое;

  2. мировая культура как совокупность сменяющих друг друга культурных эпох;

  3. культурная эпоха как объединение развивающихся од­новременно региональных культур;

  4. культура конкретных народов и стран на каком-то кон­кретном отрезке времени;

  5. конкретная культура конкретного общества в его исто­рическом развитии этническая и национальная культура.

Однако, несмотря на включенность в историю мировой культуры, каждого отдельно взятого общества, ему присущи свои особые характеристики, отличительные черты, придающие ему уникальность и выраженные, как уже отмечалось в ценностях, традициях, достижениях и т.д. Совокупность ценностей, верований, достижений, традиций, которыми руководствуется большинство членов конкретного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

2. Политическая культура
Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее только в конце 50-60х гг.

Американский ученый ГюАлмонд, исследуя политическую систему, наряду с традиционным - институциональным характером ее изучения (предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационной (выделявший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам.) Последний и представлял собой характеристику особого класса политических явлений политическую культуру, соединявшую институциональный и реальный уровень уровни функционирования политической системы.

На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры.

Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Алмонд, Краснов, Верба). В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов (П.Шаран, И.Шапиро, В. Розенбаум)

Итак, обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.

Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.
3.Достижения и потери древней (античной) культуры.

Первобытная культура - самая большая и длительная исирическая форма культуры. На протяжении всей этой эпохи формировался биологический род человека. Родина человека - Восточная Африка, от гоминидов 3 млн. - 2,5 млн. лет назад. Сначала были палеоантропы. Хомо Эректус - человек прямоходящий, Хомохосбилис - человек трудолюбивый. Появляются питекантропы, австралопитеки и др. 2,5 млн. лет назад появились каменные орудия. И с этого времени начинается культурогинез (процесс формирования и дальнейшего развития культуры), антропосоциогинез (процесс формирования и развития человека в общественной среде). Homo Sapiens появились 180-150 тыс. лет назад и закончили формирование 45-40 тыс. лет назад.
Самые древние орудия дотируются около 2.5 лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железные века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Границы каменного века 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Палеолит в свою очередь подразделяют на 3 периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4-3 тыс. лет до нашей эры. Затем наступил бронзовый век (4 - начало 1 тыс. до н. э.). В начале 1 тыс. до н. э. его сменил железный век.
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее 10-ка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание 3-мя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития складывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобна для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и настадных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Эти технические достижения результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства - не меняли существа дела. Человечество по-прежнему присваивало продукты природы.
Открытие земледелия было сделано независимо в нескольких районах мира. Признаки земледелия уже прослеживаются в памятниках натуфийской культуры в Палестине, относящейся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукояти и зернотерки. В неолитических слоях Черихона обнаружены отпечатки зерен ячменя и пшеницы - элмера.
О происхождении другого вида производящего хозяйства - животноводства существовали различные гипотезы и предложения. Однако большинство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из прирученных животных - собака, была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Земледелие и животноводство сделали возможным существование на земле непрерывно возрастающего человеческого рода.
Палеолит - так как элементарными орудиями труда были грубейшие и простейшие каменные орудия, изготовленные из гальки - палеолит называется древним каменным веком. Кроме каменных были деревянные и костяные. Древний человек не знал одежды, обуви, не было никаких жилищных построек. При похолодании осваивают пещеры. Истребили целый вид животных из пещер (например, медведей). Не умели пользоваться огнем, в эпоху палеолита не было огня, посуды. Питались сырой свежеубитой дичью, кореньями, грибами, ягодами. Первобытные люди начинают накапливать знания о лечебных наркотических веществах. Не существовало семьи, и не было родовой общины и, как следствие, не было чувств.
Мезолит - совершенствуются каменные орудия, расширяется номенклатура изделий: каменные топоры, рубила, зубила, скрепки, проколки, наконечники, каменные наконечники стрел. Улучшается качество и технология. Появляется большой ассортимент костяных и деревянных вещей (костяная игла, одежда, обувь, лук, стрелы, копье). Появляется огонь. Люди активно расселяются на больших территориях. Появляется община, коллективная ответственность, происходит прирост населения и расселение. Монголоидная разновидность переходит через Берингов пролив.
Неолит - свершилась великая неолитическая революция. Характеристика: тончайшее разнообразие орудий, земледелие, скотоводство, переход к оседлости, возникают деревни и города.

Библиографический список

  1. Голосов Г. В. , Лифанов А. В. Введение в политологию.- Учеб. пособие. Новосибирск, 1991.

  2. Основы политологии. - Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1993

  3. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Руковод. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М., 1995.

  4. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002. - 608с.

  5. 4.Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

  6. Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997. – 617с.

  7. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ – ДАНА, 1998. – 788с.

  8. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994. – 549с.

  9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989



Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации