Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере - файл n1.doc

Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере
Скачать все файлы (544.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc545kb.18.02.2014 17:23скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ВЕЩНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С УЧАСТИЕМ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
МОНОГРАФИЯ
В.Н. СОЛОВЬЕВ
Рецензенты:
Мохов А.А., доктор юридических наук, профессор, кафедра гражданского права и процесса Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.
ВВЕДЕНИЕ
Сложившиеся в современной России конституционные императивы признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, с одной стороны, создание социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих высокий уровень жизни и свободное развитие человека, - с другой, требуют дальнейшего совершенствования ряда институтов социальной сферы. Социальная сфера охватывает такие области жизни человека, как труд, семья, социальное обеспечение, образование, наука, культура, спорт, жилищные условия, в которых в конечном счете формируется и поддерживается тот уклад жизни, который отвечает интересам всех и каждого <1>.

--------------------------------

<1> См. подробно: Социальная сфера. Проблемы и суждения. М., 2002.
Социальная сфера является одним из направлений деятельности государства и традиционно обеспечивается за счет публичной собственности. Значимую роль при этом играют финансируемые публично-правовыми образованиями некоммерческие организации, создаваемые в форме учреждений. Именно на них ложится основная ответственность за создание благоприятной среды при осуществлении жизнедеятельности каждого гражданина России.

Следует признать, что система социальных учреждений сложилась еще в середине XX века и настоятельно требует реформирования, поскольку государству порой становится непосильной ноша содержания экономически неэффективных структур. Именно с этой целью в настоящее время проводится реформа, направленная на наиболее эффективное использование государственной и иной публичной собственности для решения социально значимых задач в деятельности бюджетных и иных государственных и муниципальных учреждений.

Следует отметить, что нечасто эффективным является осуществление предпринимательской деятельности для выполнения общественных функций.

Вследствие этого важным вопросом на повестке дня остается задача привлечения частного капитала (денежных средств работодателей, работников) для повышения качества социального обеспечения, а также создания благоприятных условий для осуществления деятельности частными учреждениями в социальной сфере.
Глава 1. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Исследование вопроса о социальных функциях некоммерческих организаций следует начать с вопроса о понятии и сущности такого рода организаций.

Необходимо отметить, что современный законодатель так и не смог дать обобщенного термина для данного вида юридических лиц, используя отрицательное, а следовательно, условное определение <1>. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. При этом согласно абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

--------------------------------

<1> См.: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007.
Таким образом, законодатель обозначил основной критерий, который положен в основу разграничения двух традиционных типов организаций, - критерий цели.

Подобный подход не является изобретением отечественного законодателя, на указанных принципах основаны и зарубежные правопорядки, в которых он получил название функционального <1>, филантропического, альтруистического <2>.

--------------------------------

<1> Note, Permissible Purposes for Nonprofit Corporations, 51 Colum. L. Rev. 889, 890 (1951); Note, New York's Not-For-Profit Corporation Law, 47 N.Y.U. L. Rev. 761, 768 (1972); Note, Nonprofit Corporations - Definition, 17 Vand. L. Rev. 336, 337 (1963).

<2> Oleck Howard L. Nature of Nonprofit Organizations in 1979, 10 U. Tol. L. Rev. 962, 972. N 60, 975 (1979); Cf., Wood William H. What Are Improper Corporate Purposes for Nonprofit Corporations? 44 Dick. L. Rev. 264 (1940); Note, Permissible Purposes for Nonprofit Corporations, 51 Colum. L. Rev. 889 (1951).
Типичным примером данного подхода к выделению типа некоммерческих организаций являются положения Германского гражданского уложения (§ 21 - 22) <1>. В русском переводе данных положений начальные слова звучат соответственно: "Объединение, не преследующее цели осуществлять предпринимательскую деятельность..." (BGB, § 21) и "Объединение, преследующее цель осуществления предпринимательской деятельности..." (BGB, § 22) <2>.

--------------------------------

<1> Ср.: BGB, § 21 Nichtwirtschaftlicher Verein: "Ein Verein, dessen Zweck nicht auf einen wirtschaftlichen Geschaftsbetrieb gerichtet ist, erlangt Rechtsfahigkeit durch Eintragung in das Vereinsregister des zustandigen Amtsgerichts", BGB, § 22 Wirtschaftlicher Verein: "Ein Verein, dessen Zweck auf einen wirtschaftlichen Geschaftsbetrieb gerichtet ist, erlangt in Ermangelung besonderer/*reichs*/gesetzlicher Vorschriften Rechtsfahigkeit durch staatliche Verleihung. Die Verleihung steht dem Bundesstaate zu, in dessen Gebiet der Verein seinen Sitz hat". Размещено на интернет-сайте: http://bundesrecht.juris.de/bundesrecht/bgb/index.html.

<2> См.: Гражданское уложение Германии // Deutsches Burgerliches Gesetzbuch mit Einfuhrungsgesetz: Вводн. закон к Гражд. уложению: Пер. с нем. / Научн. ред. А.Л. Маковский и др. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 2 - 3.
Учитывая, что режим налогообложения некоммерческих организаций существенно отличен от организаций коммерческих, возникает вопрос о причине предоставления подобного рода преимуществ. Полагаем, что следует согласиться с мнением Д.И. Степанова, который утверждает, что их рациональным основанием является общественно полезная функция, которую выполняет некоммерческая организация. Следовательно, конкретные преимущества - "это в известном смысле плата, индульгенция, которую государство дает некоммерческой организации за то, что последняя выполняет часть функций, которые в иных случаях пришлось бы брать на себя государству, поскольку социальные программы - это традиционно сфера ответственности государства" <1>.

--------------------------------

<1> Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3.
Учитывая наделение некоммерческих организаций специальными функциями, государство закрепляет для них в законодательстве, в отличие от коммерческих юридических лиц, специальную (целевую) правоспособность <1>.

--------------------------------

<1> См.: Беляев К.П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. К 80-летию С.С. Алексеева. М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2004. С. 391.
Исходя из ст. 2 Закона о некоммерческих организациях и руководствуясь вышеизложенным, следует назвать квалифицирующие признаки некоммерческих организаций: 1) извлечение прибыли не является основной целью некоммерческой организации; 2) полученная прибыль не распределяется между участниками; 3) основная цель организации - достижение общественных благ.

Первый квалифицирующий признак некоммерческой организации в юридической литературе был подвергнут критике <1>. Так, В.С. Белых и М.Л. Скуратовский подчеркивают, что в реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности от не основной: многие некоммерческие организации формально (по закону и уставу) не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически получают огромные доходы от осуществления предпринимательской деятельности. При этом они считают, что некоммерческие организации должны быть лишены какой-либо возможности заниматься предпринимательской деятельностью, а главное, извлекать при этом прибыль. Автор настоящего исследования полагает, что в случае, если на законодательном уровне для некоммерческих организаций будет установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (при неработающей ст. 31 Закона о некоммерческих организациях), многие некоммерческие организации будут вынуждены прекратить не только свою деятельность, но и существование в целом, поэтому данное предложение вряд ли является целесообразным.

--------------------------------

<1> См., например: Андреев В.К. Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство // Государство и право. 1996. N 4. С. 115.
В то же время современные ученые единодушны: некоммерческая деятельность такого рода организаций декларативна и далеко не всегда осуществляет сугубо общеполезную деятельность, действуя на благо конкретных индивидуумов и получая прибыль <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юристъ, 2001. С. 148 (автор соответствующей главы - В.А. Рахмилович); Басин Ю.Г. Юридические лица по гражданскому праву. Понятие и общая характеристика // Избранные труды по гражданскому праву. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. С. 106; Степанов Д. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2003. N 10. С. 6; Костенко Н.В. Гражданско-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 12 - 13 и др.
В связи с этим можно отметить несколько широко освещаемых случаев, когда некоммерческие организации (в том числе структурные подразделения иностранных и международных организаций) попадали в конфликтные ситуации в связи с осуществлением деятельности, не соответствующей уставным целям <1>.

--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.

Статья Ю.С. Леонова "Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика" включена в информационный банк согласно публикации - "Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 6.
<1> См.: Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2008. Серия: Развитие России. N 2(347). Некоммерческие организации: законодательное регулирование, практика и зарубежный опыт. С. 12 - 13.
Так, в январе 2006 года Росрегистрация обратилась в суд с иском о прекращении деятельности российской общественной организации "Союз комитетов солдатских матерей" (организация не представила своевременно отчеты о своей деятельности). Впоследствии иск был отозван.

В 2006 году Международному обществу "Мемориал" Росрегистрацией было вынесено предупреждение о нарушении законодательства (несоответствии деятельности организации уставным целям). Впоследствии предупреждение было признано необоснованным Тверским районным судом г. Москвы.

В декабре 2007 года МИД России объявил о приостановлении с 1 января 2008 года деятельности региональных отделений Британского совета, за исключением московского офиса <1>. Основанием для прекращения деятельности филиалов Британского совета послужило отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для работы организации в России.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Комментарий официального представителя МИД России М.Л. Камынина на вопрос СМИ о ситуации вокруг деятельности в России Британского совета. // [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru/bl.nsf/78b919b523f2fa20c3256fa3003e9536/61ed47e0d6bfd753c32573af004cf4c3/$FILE/12.12.2007.doc.
Несмотря на явное несовершенство первого признака некоммерческой организации, отдельными авторами он небезосновательно поддерживается <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С. Алексеева; Исследовательский центр частного права. Уральский филиал. Российская школа частного права. Уральское отделение. М.: Статут, 2000. С. 42.
В отношении второго признака некоммерческой организации (полученная прибыль не распределяется между участниками) В.В. Кванина указывает, что этот критерий используется законодателем непоследовательно. Речь идет в первую очередь о потребительских кооперативах (ст. 24 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), которым Закон разрешает не только извлекать прибыль в ходе осуществления предпринимательской деятельности, но и распределять ее между членами кооператива <1>. В этой связи Т.Е. Абова замечает, что "резкую грань следовало бы проводить не между производственными кооперативами, путем отнесения первых к коммерческим, а вторых к некоммерческим организациям, а между кооперативами (независимо от их разновидности) и хозяйственными обществами и товариществами, для которых основная цель - извлечение прибыли" <2>. В то же время для остальных видов некоммерческих организаций данный признак является системообразующим, а для отдельных видов, таких, как бюджетные учреждения, даже необходимым.

--------------------------------

<1> См.: Кванина В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. С. 37 - 38.

<2> Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России: правовые проблемы теории и практики // Государство и право. 1998. N 8. С. 74.
Неприятие вызывает у ряда ученых и третий признак некоммерческой организации - создание общественных благ <1>. Мотивируется данное неприятие тем, что якобы указанный критерий - следствие сохранившихся идеологических догм, кроме того, любая коммерческая организация создает общественные блага, иначе ее деятельность должна быть признана антисоциальной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Автор настоящего исследования относится критически к указанной точке зрения, так как некоммерческие организации, создавая общественные блага, заполняют те экономические ниши, которые, как правило, бесперспективны с точки зрения бизнеса, но при этом способствуют развитию культурных и духовных ценностей (нематериальных потребностей), без которых невозможно создание гражданского общества.

--------------------------------

<1> См.: Кванина В.В. Указ. соч. С. 38.
С точки зрения целей, места и функций в современном обществе некоммерческие организации не являются однородными. Одни из них создаются и функционируют для предоставления экономических благ третьим лицам, которые не являются участниками некоммерческой организации (учреждение, фонд, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация), другие - для удовлетворения, прежде всего, потребностей участников некоммерческой организации (ассоциация, союз, некоммерческое партнерство).

С социальной точки зрения некоммерческие организации являются важнейшими субъектами рыночных отношений современной России, основа так называемого третьего некоммерческого сектора <1> страны, призванного решать ряд жизненно - необходимых задач по реальной социальной поддержке миллионов людей, созданию десятков тысяч рабочих мест, осуществлению множества общественно полезных проектов.

--------------------------------

<1> Термин "третий сектор" является на сегодняшний день общепризнанным в мировой практике обозначением некоммерческих, благотворительных инициатив (первый сектор - государственный, второй - частный).
В соответствии с характеристикой отношений собственности некоммерческих организаций целесообразно деление некоммерческих организаций на государственные, муниципальные и частные организации.

К государственным некоммерческим организациям относятся те, которые принадлежат на праве собственности Российской Федерации (федеральная некоммерческая организация), а также субъектам Российской Федерации (некоммерческая организация субъекта РФ).

Аналогичным образом осуществляется деятельность муниципальных некоммерческих организаций, к которым традиционно относятся общеобразовательные учреждения, детские сады, поликлиники, органы местного самоуправления и др.

Создание такого рода организаций в значительной степени обусловлено задачами управления при осуществлении деятельности. Одной из важнейших функций государственных и муниципальных некоммерческих организаций является предоставление в равном количестве общественных благ каждому члену общества в данный момент времени, без которых его дальнейшее экономическое и социальное развитие становится весьма затруднительным. Таким образом, посредством создания государственных и муниципальных некоммерческих организаций обеспечивается поддержание определенного уровня потребления общественных благ.

В связи с изложенными целями создание такого рода организаций возможно лишь в определенных организационно-правовых формах. Традиционно для государственных некоммерческих организаций ими выступают учреждения, государственные корпорации, специализированные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования), а в настоящее время - автономные учреждения.

В отношении муниципальных организаций, не преследующих цель извлечения прибыли, создаются учреждения и автономные учреждения. Также обращает на себя внимание ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Как представляется, указанная норма по своему смыслу ограничивает права представительных органов муниципальных образований в части создания некоммерческих организаций в иных, помимо автономных некоммерческих организаций и фондов, формах <1>.

--------------------------------

<1> См.: Саладников В.В. Субъекты судебной защиты прав местного самоуправления в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 10.
В то же время предоставление возможности создания иных форм некоммерческих организаций, за исключением предусмотренных ГК РФ, не может рассматриваться только как положительный результат, поскольку речь идет о создании некоммерческой организации на основе муниципальной собственности (имущества, принадлежащего всему населению муниципального образования). Обратим также внимание на то, что собственниками имущества муниципального образования станут созданные некоммерческие организации, а муниципальное образование права на указанное имущество утратит.

На недопущение расширения круга собственников публичного имущества направлено Постановление Президиума ВАС РФ, который указал, что ГК РФ не предусмотрена возможность осуществления прав собственника муниципального имущества иными органами, кроме указанных в ст. 125. Полномочия собственника городского имущества осуществляют комитеты по управлению имуществом города (п. 10 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <1>).

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1997. N 7.
В то же время следует отметить, что деятельность государственных, муниципальных некоммерческих организаций имеет и ряд недостатков.

В первую очередь к таковым следует отнести центральное регулирование процесса производства и создания материальных благ за счет соответствующего выделения необходимых ресурсов государства и органов местного самоуправления (традиционно это может влечь для собственника такого рода организаций возложение дополнительных обременений, возникающих при осуществлении их деятельности). Данное положение наглядно иллюстрируется положениями статей 120, 1069, 1070 ГК РФ, возлагающих субсидиарную либо непосредственную ответственность по договорным и внедоговорным обязательствам такого рода организаций.

Вторым существенным недостатком является неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание общественных благ, отсутствие экономически эффективной деятельности, бюрократический стиль управления и т.д.

Целям повышения самостоятельности публичных некоммерческих организаций (в основном учреждений) при увеличении свободы расходования выделяемых средств, возможно, призван служить разработанный Минэкономразвития России проект Закона "О специализированных государственных и муниципальных некоммерческих организациях" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бевеликова Н.М. О правовом статусе публичных медицинских учреждений // Медицинское право. 2008. N 2.
В соответствии с законопроектом такой организацией "признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, других социально значимых услуг", которая "может быть создана в результате ее учреждения, а также образована в результате реорганизации государственного или муниципального учреждения" <1>.

--------------------------------

<1> Проект Федерального закона "О специализированных государственных и муниципальных некоммерческих организациях" // [Электронный ресурс]: www.csr.ru/normotvor/original_201.stm.
По мысли разработчиков этого законопроекта, благодаря существованию данных некоммерческих организаций выделяемые из бюджета на социальные нужды деньги будут "следовать" за каждым пациентом поликлиники, учеником школы, студентом вуза. Как считают авторы законопроекта, новая система поможет избежать множества проблем в сфере бесплатной медицины и образования <1>.

--------------------------------

<1> См.: www.lex-pravo.ru/codex.php?ch=93&art=1473.
Перспективность всех законодательных преобразований может быть определена следующим: исключением субсидиарной ответственности государства (муниципального образования) по обязательствам учреждений и выведением из государственного влияния тех учреждений, финансирование которых в полном объеме государством нецелесообразно; преобразование учреждений в организации, для которых создается возможность формировать и внедрять структуру и механизмы управления, соответствующие социальным потребностям; расширение имущественной самостоятельности публичных учреждений в распределении дополнительных доходов, что в установленном законом порядке переводит такие учреждения на систему самофинансирования.

По мнению Н.В. Козловой, попыткой внесения данного проекта государство пытается перевести большинство государственных и муниципальных учреждений на самофинансирование, закрепив за ними имущество на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 9 проекта) и оплачивая за счет средств государственного бюджета только товары, работы или услуги, выполняемые данными организациями по государственным контрактам (п. 2 ст. 9 проекта), что фактически превратит эти учреждения в своеобразные коммерческие организации. По ее мнению, данная конструкция явно неудачна, поскольку не соответствует целям и задачам этих организаций и в то же время стесняет их экономическую свободу, лишая при этом финансовой поддержки государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005.
Следует отметить, что указанный законопроект так и не был принят Государственной Думой РФ к рассмотрению, однако основные его идеи получили свое воплощение в ФЗ "Об автономных учреждениях".

Достойной альтернативой государственным и муниципальным негосударственным учреждениям в последнее время становятся негосударственные некоммерческие организации. В настоящее время некоммерческие организации рассматриваются в качестве важнейшего элемента гражданского общества <1>. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что некоммерческие организации "могли бы стать хорошими, действительно незаменимыми партнерами государства в решении наиболее острых проблем, таких, как борьба со СПИДом, наркоманией, беспризорностью, помощь в социальной реабилитации инвалидов, развитие территориального самоуправления" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Леонов Ю.С. Указ. соч. С. 14.

<2> Путин В.В. Вступительное слово на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека 20 июля 2005 года // [Электронный ресурс]. http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/07/91629.shtml.
Так, основными направлениями выделения грантов частным некоммерческим организациям в настоящее время являются: социологические исследования и мониторинг состояния гражданского общества (60 млн. руб.); гуманитарные проекты в области культуры, искусства, образования и общественной дипломатии (270 млн. руб.); правозащитная деятельность (около 136 млн. руб.); пропаганда здорового образа жизни (150 млн. руб.); социальное обслуживание малоимущих граждан (400 млн. руб.); поддержка молодежных проектов (230 млн. руб.) <1>.

--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.

Статья Ю.С. Леонова "Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика" включена в информационный банк согласно публикации - "Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 6.
<1> См.: Леонов Ю.С. Указ. соч. С. 14 - 15.
Негосударственные некоммерческие организации, будучи основаны на частной форме собственности, действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества.

В социальной рыночной экономике на негосударственные некоммерческие структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись государством. В результате некоммерческие организации, являясь негосударственными, удовлетворяют прежде всего потребности в общественных благах. В то же время, являясь негосударственными, они в процессе функционирования в большей мере следуют законам рынка, чем государственные организации. Это выражается в быстрой реакции на спрос, намерении предоставлять качественную продукцию, экономить издержки производства, вести активную разработку новых направлений деятельности и пр.

Функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ. Их деятельность, напротив, расширяет структуру общественных потребностей, создает возможности для дополнительного альтернативного предоставления продуктов потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики, социализации экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества <1>.

--------------------------------

<1> См.: association.urkom.ru/sdassociation04.html.
На сегодняшний день некоммерческие организации представляют собой относительно устойчивый, динамично развивающийся социальный институт: по состоянию на 1 августа 2007 года на учете в Росрегистрации и ее территориальных органах состояло 218730 некоммерческих организаций <1>; только за последние три года доход от продажи некоммерческими организациями социальных услуг населению увеличился в 2,5 раза <2>.

--------------------------------

<1> См.: www.rosregistr.ru/index.php?menu=4705000000&id=3673.

<2> См.: Нестеренко Н.С. Некоммерческие организации в трансформирующемся российском обществе: социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. С. 3.
Практика показывает, что для стран, переходящих к рынку, функционирование негосударственных некоммерческих организаций является даже более важным, чем для развитых стран рыночной экономики. Это объясняется неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью социально-экономических вопросов переходного периода. В результате в этих странах негосударственным некоммерческим организациям приходится частично решать задачи, традиционно принадлежащие государству в рыночной экономике <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сундатова О.Ю., Ходина Э.В. Законодательство в отношении неправительственных организаций зарубежных стран // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Серия: Развитие России. 2008. N 2(347). Некоммерческие организации: законодательное регулирование, практика и зарубежный опыт. С. 33.
Возможности участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг в последнее время становятся предметом пристального изучения, в том числе в юриспруденции.

Так, довольно серьезные научные исследования посвящены вопросам участия в такого рода деятельности общественных организаций <1>, фондов <2>, некоммерческих партнерств, автономных негосударственных организаций <3> и др.

--------------------------------

<1> См.: Толмасова А.К. Социальный заказ в регионах России: проблемы и перспективы. М.: Charities Aid Foundations (CAF), российское представительство, 1998; Барков А.В. Реализация гражданской правосубъектности общественного объединения инвалидов в сфере социальной защиты: Монография. Коломна, 2003; Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007.

<2> См.: Хананашвили Н.Л. Авторская концепция системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 10; Хананашвили Н.Л., Зыков О.В., Абросимова Е.А., Цетлин М.Г., Гончарова Л.А. Государственный социальный заказ. М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании", 1995.

<3> См.: Василец С. Некоммерческие заботы // Юрист. 2007. N 12.
Возникновение некоммерческих организаций в конкретной сложившейся ситуации предопределено их правовой и экономической природой, стремлением человека создать комфортную среду обитания и возможностью ее формирования по своему усмотрению, путем соединения интересов в различных организационно-правовых формах для социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Несмотря на то что о российской экономике в целом пока рано говорить как о социально ориентированной, очевидно, что при формировании ее социальной направленности необходимо учитывать неразрывный синтез коммерческих и некоммерческих организаций в современном рыночном хозяйстве. Поэтому в ходе экономических и социальных реформ проводимые мероприятия должны быть нацелены на становление не только коммерческих, но и некоммерческих организаций. Это, бесспорно, окажет положительное влияние на общественное сознание и правосознание общества в целом.

Таким образом, в настоящее время некоммерческие организации призваны осуществлять важнейшие государственные функции в социальной сфере. При этом одной из задач государства становится не только реформирование бюджетных некоммерческих организаций, но и создание условий для деятельности частных некоммерческих организаций. А следовательно, при определении юридической характеристики такого рода юридических лиц целесообразно в качестве признаков выделять не только отсутствие цели извлечении прибыли, невозможность ее распределения между участниками, но и наличие цели достижения общественных благ, имеющих социальную направленность, ориентированных для выполнения социальных функций.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации