Муниципальная модель профильного обучения г.Перми - файл n1.doc

Муниципальная модель профильного обучения г.Перми
Скачать все файлы (625 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc625kb.18.02.2014 14:27скачать

n1.doc

  1   2   3
«Муниципальная модель

профильного обучения г.Перми»


Актуальность
Современная педагогическая концепция предполагает реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными и образовательными запросами граждан, определяя ведущей социальную функцию образования. Его результатом должно стать формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться и активно трудиться. Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути.

Однако реальность такова, что многие выпускники школы, обладая определенной системой знаний, не могут найти им адекватного применения, не способны адаптироваться в обществе и выбрать социальную нишу с учетом собственных возможностей и склонностей. Закончив среднее учебное заведение, выпускники школы нередко теряются в первой же проблемной ситуации, связанной с выбором профессии, определением своего социального статуса.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о несоответствии основной цели образования его реальным результатам. Введение профильного обучения призвано способствовать более эффективному достижению целей, поставленных перед современной школой, поскольку оно предполагает обеспечение условий для каждого учащегося для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории. При этом радикально должно измениться качество образования выпускника школы, которое характеризуется уровнем владения им системой общеобразовательных компетенций. Они определяют возможности активного взаимодействия обучаемого с окружающим миром и эффективного решения задач, возникающих в разных сферах науки и практической деятельности людей.

Поставленные цели определяют массовый характер профильной школы и необходимость развития профессионального самоопределения каждого учащегося. Однако глубина освоения им учебных дисциплин и степени прикладной и практической направленности изучаемого материала зависит не только от его интересов, но и множества других факторов, в частности познавательных способностей. Поэтому формы профилизации, с одной стороны, должны быть адекватны запросам учащихся, а с другой - устанавливать необходимый баланс этих факторов, учитывая возможности педагогического коллектива школы и опыт дифференциации и индивидуализации обучения в разных типах образовательных учреждений.

В настоящее время модели профильного обучения и предпрофильной подготовки разрабатываются и адаптируются в образовательном пространстве города. Анализ предлагаемых многими образовательных учреждений вариантов профильного обучения позволяет зафиксировать ряд недостатков. Выделим наиболее типичных из них.

В целом отчетливо прослеживаются две тенденции в организации профильного обучения. Условно обозначим их как «жесткая профилизация» и «мягкая профилизация». В первом случае предусматривается дифференциация учащихся в зависимости от выбранного профиля обучения и достаточно однозначное построение содержания образования с выделением профильных предметов и системы курсов по выбору как специализации в рамках выбранной сферы науки. Это образование соответствует профильному уровню образовательных стандартов. Во втором случае общеобразовательная подготовка школьников дополняется определенной системой курсов по выбору, часто логически не связанных между собой и отвечающих интересам учащихся в освоении тех элементов содержания образования, которые являются для них значимыми на данном этапе обучения. В обоих случаях не удается в полной мере учесть интересы всех обучаемых, поскольку спектр услуг одного образовательного учреждения весьма ограничен. Очевидно, что нужны формы профильного обучения, позволяющие сочетать фундаментальность подготовки по дисциплинам учебного плана с их прикладной и практической направленностью, одновременно обеспечивая развитие профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, целесообразно эффективно использовать ресурсы не конкретного образовательного учреждения, а в целой всей системы образования г. Перми, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и дополнительного образования. В условиях образовательного процесса в средней школе – это может быть индивидуально-групповая форма обучения, а в масштабе города – сетевая организация образования.

Данный подход к профильному обучению соответствует личностной парадигме образования и является привлекательным в социальном плане, поскольку учащихся специально готовятся к активному вхождению в социум и самоопределению в нем. Практическая реализация этого подхода требует разработки особых механизмов становления профильного обучения в системе образования г.Перми. В данный момент они отсутствуют. Имеющие место стихийные процессы формирования моделей профильного обучения должны регулироваться на муниципальном уровне, быть юридически правомерными, педагогически целесообразными и гарантирующими необходимое качество образования.

В связи с этим возникает потребность в создании муниципальной модели профильного обучения, реализация которой должна обеспечить доступность профильного обучения для каждого школьника г.Перми на основе интеграции образовательных ресурсов городской системы образования.

Цель исследования заключается в разработке и апробации муниципальной модели профильного обучения и технологии управления системой такого обучения на муниципальном уровне.
Объект исследования - образовательный процесс в общеобразовательных школах г.Перми.

Предмет исследования - сущность профильного обучения на муниципальном уровне (его структура, содержание, способы взаимодействия школы с различными организациями и ведомствами) и механизмы управления системой профильного обучения.

Задачи:

  1. Разработать концепцию профильного обучения на муниципальном уровне, опираясь на современные достижения психолого-педагогической науки.

  2. Создать структурную модель профильного обучения, определяющую характер взаимодействия образовательных учреждений друг с другом и с различными организациями и ведомствами в рамках муниципального образовательного пространства.

  3. Определить общие подходы к разработке содержания профильного образования в городе в соответствии с государственными образовательными стандартами.

  4. Создать единую систему муниципального мониторинга, выступающую в роли средства управления качеством образования учащихся и их профессиональным самоопределением.

  5. Сформировать нормативно-правовую базу, фиксирующую способы взаимодействия различных типов образовательных учреждений (в том числе начального, среднего и высшего профессионального образования), различных организаций и ведомств в процессе организации профильного обучения.

  6. Провести апробацию разработанной модели профильного обучения в образовательном пространстве города и оценить ее эффективность

  7. Разработать методические рекомендации для различных субъектов управления образованием по внедрению муниципальной модели профильного обучения в массовую педагогическую практику.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработаны теоретические основы формирования индивидуальной образовательной траектории обучаемого с целью его профессионального самоопределения в муниципальном образовательном пространстве; раскрыты эффективные способы взаимодействия образовательных учреждений, гарантирующие необходимый уровень качества профильного обучения учащихся; разработаны подходы к организации индивидуально-групповой формы профильного обучения в рамках образовательных учреждений и созданы механизмы управления профильным обучением как компонентом целостной системы образования города.
Практическая значимость определяется востребованностью данной формы профильного образования различными социальными слоями населения, интеграцией образовательных ресурсов муниципальной системы образования и реализацией потенциальных возможностей педагогических ресурсов образовательных учреждений, повышением социального и экономического эффекта образования, созданием условий для функционирования и развития муниципальной системы образования как подсистемы единой социально-экономической системы города.
Концепция проекта
Психолого-педагогические основы проекта
Главная цель профильного образования – обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием путем создания условий для полноценной реализации обучающимися их индивидуальных склонностей и потребностей, социального, в том числе профессионального, самоопределения в единстве с овладением ими знаниями, умениями и способами деятельности.

Эта цель определяет и педагогические подходы к организации профильного образования, среди которых ведущим в Концепции модернизации Российского образования является компетентностный подход. В соответствии с ним качество современного образования определяется сформированностью целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также накоплением опыта самостоятельной деятельности в различных сферах науки и практики. В данном случае речь идет об образовательных компетенциях (ключевых, общепредметных и предметных), которые создают основу для успешного формирования в будущем профессиональных компетенций. О полноценном профессиональном самоопределении учащихся можно говорить только тогда, когда они имели возможность пробовать свои силы в различных сферах социальной практики и профессиональной деятельности еще в период обучения в школе. Поскольку компетенции рассматриваются по отношению к личности ученика и отражают деятельностную составляющую общего образования, то их развитие в средней школе предполагает использование личностно-деятельностного подхода. Конкретные пути реализации указанных подходов определяются спецификой образовательного учреждения и механизмами самоопределения личности.

В современном понимании профессиональное самоопределение понимается как развитие личности в качестве субъекта деятельности, а его главная цель заключается в постепенном формировании у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, коррекции и реализации личных перспектив своего развития (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). При этом выбор рассматривается как одно из упражнений формирования способности к последующим выборам.

Готовность личности к профессиональному самоопределению рассматривается как ее интегративное свойство, имеющее сложную многоуровневую структуру, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-действенный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный компоненты, и позволяющее субъекту осуществлять сознательное и самостоятельное конструирование личного плана профессионального развития.

Содержательная характеристика каждого из компонентов готовности отражает сформированность качеств личности учащихся, характеризующейся готовностью к профессиональному самоопределению (табл.1).

Таблица 1

Характеристика личности, обладающей

готовностью к профессиональному самоопределению


Компоненты

Качества личности


1

2

Мотивационно –

Ценностный

Потребность в профессиональном развитии; устойчивая мотивация к самообразованию в интересующей профессиональной сфере; осознанность важности профессионального самоопределения; характер доминирующего мотива выбора профессии; сформированность и структура профессиональных интересов; структура жизненных целей.

Когнитивный

Знания о своих индивидуальных особенностях; наличие системных представлений о мире профессий и их особенностях; наличие представлений о потребностях рынка труда в регионе; уровень информированности о выбранной профессиональной сфере деятельности. Сформированность представлений о востребованных в регионе профессиях; наличие умений адекватно оценить конъюнктуру рынка труда.

1

2

Эмоционально –

Волевой

Сформированность активной позиции в выборе профессиональной сферы; уверенность в своих силах в достижении поставленных профессиональных целей, целеустремленность, волевая саморегуляция.

Оценочно –

Рефлексивный

Самооценка своей социальной компетенции: умение принимать решения и делать выбор, готовность брать ответственность за свой выбор, способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими и т.д. Осознание требований социума и их анализ с точки зрения поставленных целей профессионального развития. Способность к прогнозированию развития своих мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых особенностей в выбранной сфере профессиональной деятельности. Способность к осмыслению результатов саморазвития в выбранной сфере профессиональной деятельности и определение (в случае необходимости) альтернативных вариантов ее изменения.

Операционально –

Деятельностный

Владение методами конструирования личного плана профессионального развития: владеть алгоритмом составления плана, уметь ставить корректные, реальные, измеримые цели, планировать действия по их достижению, оценивать продвижение к поставленной цели, осуществлять коррекцию как разработанного плана, так и поставленных целей.


Нахождение баланса между осознанием учащимися своих индивидуальных качеств, профессиональных интересов и общественных потребностей составляет основной механизм процесса профессионального самоопределения, так как в результате раскрываются возможности саморазвития и самореализации личности в наиболее подходящей для нее профессиональной сфере. При этом соотнесение интересов и склонностей (“хочу”) с индивидуальными психологическими особенностями, способностями (“могу”) и потребностями общества (“надо”) определяют характер отношений личности к труду, обществу и коллективу.

На каждом этапе обучения в средней школе выделяются задачи профессионального самоопределения школьников с учетом их возрастных особенностей.

Таблица 2


Этап

Задачи профессионального самоопределения

1-4-й

класс

Развитие трудолюбия и интереса к выбору профессии; ознакомление с миром профессий. Формирование ценностного отношения к труду, включение в различные виды деятельности.

5-7-й

класс

Выявление индивидуальных задатков, разработка рекомендаций по формированию индивидуальной траектории их развития.

Создание условий для развития соответствующих склонностей и способностей (вариативности, личностной ориентации образовательного процесса и т.д.). Развитие представления о собственных интересах и возможностях.

Формирование потребности в профсамоопределениии, развитие интересов и склонностей.

8-9-й

класс

Создание условий (индивидуальные консультации, групповые психологические тренинги и т.д.) для совершенствования и коррекции индивидуальных свойств организма.

Создание условий для выбора учащимися практико - ориентированных курсов, соответствующих их профессиональным интересам и потребностям.

Формирование профсамосознания, осознанного намерения продолжения образования, образовательного запроса.

10-11-й класс

Создание условий для выбора учащимися практико - ориентированных курсов, соответствующих их профессиональным интересам и потребностям.

Развитие убежденности в адекватности сделанного выбора профессии; подготовка к реализации профнамерения. Апробация различных типов профильного обучения.


Для эффективного решения этих задач необходимо создание муниципальной модели профильного обучения, учитывающей обозначенные подходы и специфику образования г.Перми. В основе построения такой модели следующие положения.

  1. Образование современного выпускника школы предполагает овладение им навыками самостоятельного конструирования личной траектории развития на основе соотнесения своих способностей и потребностей.

  2. Развитие у учащихся качеств личности, необходимых для профессионального становления в будущем, – непрерывной процесс, охватывающий все основные этапы обучения в средней школе и сохраняющий преемственность на каждом из них.

  3. Подготовка учащихся к осознанному и самостоятельному самоопределению в социальной сфере является системообразующим фактором их образования и рассматривается в гармоничном единстве с овладением ими специально-предметным содержанием учебных дисциплин.

  4. Каждый ученик должен иметь возможность выбора значимого для него содержания обучения и формирования своей индивидуальной образовательной траектории с учетом собственных интересов и возможностей.

Предлагаемая модель является многоуровневой, поскольку предусматривает фиксирование общих подходов к организации профильного обучения в масштабе города, а затем их конкретизацию с учетом возможностей образовательного учреждения. Кроме того, муниципальная модель интегрирует различные варианты профильного обучения, сложившиеся в городе, определяя характер взаимодействия ОУ друг с другом и с ОУ регионального и федерального уровня (включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и дополнительного образования).

Выделим основные принципы организации профильного обучения, реализуемые в данной модели:
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации