Шпоры к экзамену по философии - файл n2.doc

Шпоры к экзамену по философии
Скачать все файлы (383.9 kb.)

Доступные файлы (3):
n1.jar
n2.doc516kb.11.06.2011 21:35скачать
n3.doc549kb.11.06.2011 21:42скачать

n2.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  1. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

  2. Предмет философии, ее место и роль в обществе.

  3. Структура философского знания. Функции философии.

  4. Становление философии и ее основные вопросы.

  5. Основные направления и школы философии.

  6. Этапы исторического развития философии.

  7. Античная философия.

  8. Философия Средневековья.

  9. Философия Возрождения.

  10. Философия Нового времени.

  11. Проблема человека в философии Просвещения.

  12. Классическая немецкая философия.

  13. Возникновение и развитие марксисткой философии.

  14. Русская философия 19 начала 20 века.

  15. Человек в мире и мир человека (экзистенциализм).

  16. Герменевтика как метод философского познания.

  17. Исторические формы позитивизма.

  18. Учение о бытие. Монистические и плюралистические концепции.

  19. Материя и ее атрибуты.

  20. Самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального.

  21. Движение и развитие, диалектика.

  22. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

  23. Пространство и время, их свойства.

  24. Материальные и духовные ценности в жизни общества.

  25. Диалектика, ее сущность и исторические типы.

  26. Теория диалектики.

  27. Сознание и познание.

  28. Чувственное и рациональное познание.

  29. Познание, творчество, практика.

  30. Проблема истины. Критерии истины.

  31. Понимание и объяснение.

  32. Структура научного познания, его методы и формы.

  33. Эмпирическое познание и его стадии.

  34. Теоретическое познание и его стадии.

  35. Вера и знание.

  36. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

  37. Действительность, мышление, логика и язык.

  38. Искусство спора. Основы логики.

  39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

  40. Смысл человеческого бытия, свобода и ответственность.

  41. Сознание, самосознание и личность.

  42. Человек, общество, культура.

  43. Человек и природа.

  44. Насилие и ненасилие.

  45. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

  46. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

  47. Религиозные ценности и свобода совести.

  48. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

  49. Общество и его структура.

  50. Гражданское общество и государство.

  51. Роль материального производства в жизни общества.

  52. Сущность общественного прогресса и его критерии.

  53. Общественный прогресс и рубежи всемирной истории.

  54. Человек в системе социальных связей.

  55. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

  56. Научные революции и смена типов рациональности.

  57. Наука и техника.

  58. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

  59. Глобальные проблемы современности: причины обострения и пути решения.

  60. Идеи И. В. Вернадского о ноосфере и их актуальность.

  61. Социальное предвидение и его научные критерии.


1. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

М - это обобщенная система взглядов ч-ка на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка чел-ком смысла своей жизни и деятельности, судеб челов-ва; совок-ть обобщ-х науч., философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения:

• мифология; (миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков)

• религия; (Религия- это форма общественного сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов).

• философия. (основывается на научных данных и отчасти на религии

1. Мифология — форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

2. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются:

• христианство;

• ислам;

• буддизм.

3. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

• космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

2. Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Предмет философии

«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой отделились от нее, перед философами встала непростая проблема: что осталось на долю философии от ее прежнего предмета - целого мира?

В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, "чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство.

Словом, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия», «философский» в обыденной речи, мы ощущаем, что они связаны с каким-то видом чрезвычайно сложной духовной (умственной) деятельности далекой от реальной материальной жизни и практической пользы. Как бы предвидя такую участь философии, великий древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что от философии не нужно ждать сиюминутной практической отдачи. По своей сути философия связана не с решением частных прикладных, то есть тактических задач, а со стратегией человеческой жизни, со свободой человека. Философия – удел свободного человека. Кстати, зарождение философии связано с разделением общества на богатых и бедных и с отделением умственного труда от физического, когда появились люди, свободные от тягот и лишений повседневной жизни и занимающиеся преимущественно умственным трудом. Когда за нас думают, за нас решают, о нас заботятся, философия не нужна. Она нужна людям, которые берут на себя груз ответственности за свою жизнь и за свою судьбу, отвечают за свой выбор, за свои решения. Но это лишь одна сторона зарождения философии. Другой его стороной является способность к абстрактному мышлению, умение оперировать воображаемыми объектами, то есть вырабатывать «мысли о мыслях».

Таким образом, философия дистанцируется как от науки, так и от философствования на обыденном уровне. Действительно, в предмет науки не входят «запредельные проблемы», а обыденное философствование не привлекает рациональные формы в виде теорий, понятий, концепций и учений.

Философию нельзя выучить как физику или химию. Философские воззрения должны быть самостоятельно выработаны, выстраданы личным опытом на пути личных, собственных исканий истины. Философские идеи не передаются сугубо «книжным» путем из «головы в головы». Они воспринимаются не только «головой», то есть разумом, но и «сердцем», то есть чувствами. Философия связана с жизнью, ибо черпает свои проблемы из них. Однако между философией и жизнью так или иначе располагается мысль. А с другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на предельные основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия.

3. Структура философского знания. Функции философии

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.

Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии – онтологию;

2) учение о деятельности – праксеологию;

3) теорию познания – гносеологию;

4) теорию ценностей – аксиологию;

5) учение о человеке – философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества – социальную философию (социологию).

Отдельными областями философии являются философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии.

4.Становление философии и ее основные вопросы

Первичными формами мировоззрения, существовавшими задолго до философии, были: магия, мифология, религия, из которых впоследствии произошла философия. В отличие от мифа, основанного на устном предании о сверхъестественных причинах возникновения мира и человека, философия учит разумному постижению реальности, в этом заключается превосходство над мифом.

В сфере политической жизни частная собственность приняла форму полисной демократии, в которой верховная власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Демократия, в сущности, всегда была рынком слов и идей, только роль денег играет там не золото, а иной всеобщий эквивалент - голоса избирателей. Демократия-то и стала родной матерью философии, поскольку нуждалась в профессиональных ораторах, умеющих убеждать народ словом. В этих условиях возникла диалектика - искусство речи, узаконившая свое философское право в античном мировоззрении. Триумф греческой философии был идеальным «эхом» той власти, которую имело в полисе разумное слово, по-гречески «логос».

Именно вследствии того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные.

Основные вопросы философии:

Это вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

Основные вопросы философии имеет две стороны:

-что первично, что вторично

-познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании) При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм (считают, что материя первична, а сознание вторично) и идеализм (наоборот)

К решению второй стороны философы относились по разному.

Идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания. Гегель считал, что познаваемы мысль, мышление человека, абсолютная идея и дух. Фейербах - процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)

5. Основные направления, школы философии

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

• объективный идеализм; отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств

• субъективный идеализм; отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальнос

• материализм;

• вульгарный материализм; они упрощали, с его точки зрения, материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания,

• дуализм; сознание и материя представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции

• деизм; ризнающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений,

C гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм; ротивопоставление духовного мира материальному, который рассматривался как порождение, воплощение тёмных сил

• агностицизм; считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта.

• эмпиризм (сенсуализм); признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

• рационализм. признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности

Периодизация по смене основных проблем

Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Хронологическая периодизация

Ранняя классика (Архаика)

VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители:

Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай

VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.

Основные школы:

Младшие софисты: Фрасимах, Калликл, Критий, Ликофрон, Алкидам)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации