ООН. Образование, Устав, главные органы - файл n1.doc

ООН. Образование, Устав, главные органы
Скачать все файлы (102.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc103kb.18.02.2014 08:02скачать

n1.doc

Содержание.
Введение………………………………………………………………………....2.

  1. Образование ООН……………..………………………………………….3.

  2. Устав ООН………….……………..……………………………………....7.

  3. Главные органы ООН…………………………………………………….10.

Список использованной литературы………………………………………..…20.

Введение

Организация Объединенных Наций - это универсальная международная организация, созданная в момент завершения второй мировой войны, в условиях разгрома фашизма, благодаря совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза. При создании ООН был учтен отрицательный опыт Лиги Наций, существовавшей в период между двумя мировыми войнами, были отброшены те антидемократические черты, которые характеризовали структуру и деятельность Лиги Наций.

Инициаторами Организации Объединенных Наций явились Советский Союз, Соединенные Штаты Америки и Великобритания, причем особое значение имели усилия советской дипломатии. По словам С. Б. Крылова, участника всех подготовительных совещаний по выработке Устава ООН, «местом рождения Организации Объединенных Наций явилась Москва», так как именно здесь, на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, в октябре 1943 г. была принята Декларация по вопросу о всеобщей безопасности, предусматривавшая тесное сотрудничество Объединенных Наций как в ведении войны против фашизма, так и в обеспечении послевоенной безопасности. Декларация содержала тезис о необходимости учреждения всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств. Однако по данному вопросу существует и иная точка зрения.


Образование ООН.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор. Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества. В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно. Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных  Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Однако, 14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире». Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии.  Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября  в международном календаре называется  Днем ООН.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения  в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход  подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь  человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же  время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры  и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании. Советские  представители высказывали мнение, что  регулирование экономических отношений  является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств. Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в  общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет  . В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений   отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества   из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие  и вновь созданные специализированные межправительственные организации. Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН. Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила  характер сотрудничества и координации действий.


Устав ООН.

Основные положения Устава были выработаны на конференции представителей СССР, США, Великобритании, а также Китая, состоявшейся в августе-октябре 1944 г. в Вашингтоне, в старинной городской усадьбе Думбартон-Окс. Здесь были определены название Организации, структура ее Устава, цели и принципы, вопросы правового положения органов и т. д. Но некоторые важные вопросы (о первоначальных членах Организации, о процедуре голосования в Совете Безопасности) были урегулированы позднее на Крымской конференции руководителей трех держав. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (апрель-июнь 1945 г.) с участием представителей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и .Китай выступали как приглашающие державы.

Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 г. Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты сдавались на хранение Пра­вительству США, выполнявшему функцию депозитария. Предусматривалось, что Устав вступит в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией, Китаем и Францией, т. е. государствами, получившими статус постоянных членов Совета Безопасности, и большинством других государств, подписавших Устав. Таким днем явилось 24 октября 1945 г. Дата вступления в силу Устава ООН считается днем учреждения Организации Объединенных Наций и отмечается ежегодно как День Объединенных Наций.

10 января 1946 г. в Лондоне, в Вестминстерском дворце, открылась первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а спустя неделю там же собрался на первое заседание Совет Безопасности ООН. 1 февраля был избран первый Генеральный секретарь ООН, им стал Трюгве Ли (Норвегия). В последующем деятельность главных органов Организации (кроме Международного Суда) проводилась преимущественно в ее штаб-квартире в Нью-Йорке.

Устав Организации Объединенных Наций состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл. IV-VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл. XV - о Секретариате ООН). В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст. 108) и пересмотр Устава (ст. 109). Поправки, т. е. изменения отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех по­стоянных членов Совета Безопасности. Следовательно, без согласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (РФ, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем вступившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответст­вующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета (ст. 23, 27, 61 и 109, причем ст. 61 изменялась дважды).

Для пересмотра Устава требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается только по решению или при согласии двух третей членов Генеральной Ассамблеи и девяти (из пятнадцати) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конференцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обусловлено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопас­ности.

Стабильность Устава как основополагающего документа ООН ни в коей мере не означает неизменности правового положения и функций Организации. Напротив, по мере прогрессивного развития международных отношений и международного права, усиления универсального характера ООН и демократических тенденций в ее деятельности происходит постоянное обогащение ее структуры, компетенции и форм функциониро­вания ее органов. Но такое обогащение базируется на нормах Устава, на неукоснительном соблюдении его целей и принципов.
Главные органы ООН.
Главными органами ООН являются Генеральная ассамблея, Совет Безопасности, Экономический Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный Суд.
Генеральная Ассамблея.

Это орган, в котором представлены все государства – члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена рядом весьма важных функций: полномочием рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые в декабре каждого года лишь прерываются и продолжаются до начала следующей сессии. Пленарные заседания открываются во вторник после второго понедельника сентября. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Характерной особенностью деятельности Генеральной Ассамблеи в последние годы является то, что все большие значения в ее работе, да  и работе всех органов ООН приобретает впервые примененный в 1964г. в Совете Безопасности и широко используемый в Генеральной Ассамблеи метод выработки и принятия резолюций на основе принципа согласования (консенсуса), т.е. достижения общего согласия без проведения голосования по соответствующему решению.

Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательным для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Государства должны тщательно и добросовестно рассматривать резолюции Генеральной Ассамблеи.

Резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи являются важнейшим эталоном формирования международного права. В ООН сложилось следующая практика разработки международно-правовых документов. Вначале принимается декларация по какому-либо вопросу (например, Всеобщая декларация прав человека), а затем на основе таких деклараций вырабатывались международные договоры и конвенции (два Международных акта о правах человека, Договор о нераспространении ядерного оружия и др.).

Генеральная Ассамблея является подлинно демократическим представительным органом суверенных государств. Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решение Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3  присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства – не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Палестины и представители ряда международных организаций.
Совет Безопасности.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета – постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава – «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (п.2 ст.23).

Решение по процедурным вопросам в Совете Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее девяти любых членов Совета.

Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций является резолюция. Их принято за более чем полвека более 1300.

В ходе многолетней деятельности Совета Безопасности сложились вполне определенные методы и формы его реагирования и воздействия на те или иные события в мире. Одним из таких методов является осуждение Советом того или иного государства за совершенные им противоправные действия в нарушение целей и принципов Устава ООН. Например, Совет неоднократно осуждал в своих решениях ЮАР за проведение преступной политики апартеида. Нередко Совет Безопасности прибегал к такому методу, как констатация политического факта, того или иного сложившегося положения.

Наиболее часто используемым приемом – призывом к государствам, является способ улаживание конфликтов Советом Безопасности. Он неоднократно обращался с призывом прекратить военные действия, соблюдать прекращение огня, вывести войска и т.д. В ходе рассмотрения комплекса проблем югославского урегулирования, ирано-иракского конфликта, положение в Анголе, Грузии, в Таджикистане и вдоль Таджикско-афганской границы.

Совет Безопасности нередко исполнял и функции примирения сторон в спорах и конфликтах. С этой целью Совет назначал посредников, особенно часто поручал Генеральному секретарю или его представителю выполнить функции оказания добрых услуг, посредничества и примирения сторон. Эти функции использовались Советом при рассмотрении палестинского, кашмирского вопросов, положения в бывшей Югославии и др.

С 1948г. Совет Безопасности стал прибегать к такому методу, как направление групп военных наблюдателей и миссий наблюдения за выполнением требований о прекращении огня, условий соглашений И о перемирии, политическом урегулировании и т.д. До 1973 г. военные наблюдатели комплектовались почти исключительно из числа граждан западных стран. Впервые в 1973г. советские офицеры – наблюдатели были включены в состав Органа по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП), который до сих пор осуществляет полезные функции на Ближнем Востоке. Мисси по наблюдению направлялись, кроме того, в Ливан (ЮНОГИЛ), Индию и Пакистан (ГВНООНИП), Уганду и Руанду (МНООНУР), Сальвадор (МНООС), Таджикистан (МНООНТ) и др.

Важной сферой деятельности Совета Безопасности является его взаимодействие с региональными организациями. Такое сотрудничество осуществляется в различных формах, в том числе путем проведения регулярных консультаций, оказания дипломатической поддержки, посредством которой та или иная региональная организация может принимать участие в миротворческой деятельности ООН (например, ОБСЕ в Албании), путем  параллельного оперативного развертывания миротворческих миссий (например, миссия наблюдения ООН в Либерии (МНООНЛ) была развернута совместно с группой наблюдения (ЭКОМОГ) экологического сообщества западно-африканского государств(ЭКОВАС) в Либерии, например, Международная гражданская миссия ООН и ОАГ в Гаити (МГМГ).

Совет Безопасности играет важную роль в сфере раннего обнаружения и выявления зарождающихся конфликтов. В последние годы возникла насущная потребность в создании систем раннего предупреждения о возникновение очагов напряженности, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угроза голода и распространения болезней и эпидемий. Такого рода информацию можно было использовать для того, чтобы оценить, существует ли угроза миру, и проанализировать, какие действия могут быть предприняты Организацией Объединенных Наций для ее уменьшения и какие превентивные действия и меры могут быть приняты Советом Безопасности и другими органами ООН.

Одним из наиболее часто используемых Советом Безопасности инструментов является превентивная дипломатия. Превентивная дипломатия – это действие политического, дипломатического, международного, правового и иного характера, направленные на предупреждение возникновения споров и разногласий между сторонами, недопущения их перерастания в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Сотрудничая с Генеральным секретарем, Совет активно использовал средства превентивной дипломатии, обеспечивал условия для примирения, посредничества, добрых услуг, установлением и других превентивных действий.

Наиболее часто используемым инструментом, особенно в последнее время, являются операции по поддержанию мира (ОПМ), которых только по линии ООН было проведено с 1948г. свыше 50. Операция по поддержанию мира – совокупность предпринимаемых с согласия конфликтующих сторон взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий с участием беспристрастного военного, полицейского и гражданского персонала в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, проводимых в соответствие с мандатом Совета Безопасности или региональных организаций и направленных на создание условий, способствующих политическому урегулированию конфликта, и поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Действие (операции) по принуждению к миру могут быть квалифицированы как принудительные приемы в поддержку политических усилий по поддержанию мира, должны оснащаться легким стрелковым оружием и сохраняют всегда неотъемлемое право на самооборону.

Важным инструментом миротворческой деятельности ООН и ее Совета Безопасности является разоружение – совокупность мер, направленных на то, чтобы остановить неограниченные потоки вооружений и распространения оружия  массового уничтожения, сбор, обеспечение сохранности и уничтожения обычного оружия, разоружения вооруженных групп, разминирование и др. Первой миротворческой миссией ООН, содействовавшей разоружению и демобилизации, стала Группа наблюдателей ООН в центральной Америке (ГНООНЦА), которая была развернута в 1989г. такого рода акции предпринимались Советом Безопасности на основе соглашений о всеобщем мирном урегулировании при проведении своих операций в Сомали, Сальвадоре, Мозамбике, Анголе, Камбодже и др.

Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал такой инструмент, как санкции – экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры,  не связанные с использованием вооруженных сил, осуществленные по решению Совета Безопасности С целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий. Представляющих собой угроз миру, нарушение мира или акт агрессии.

Для контроля за осуществлением санкций Советом был создан ряд вспомогательных органов, например Совет управляющих Компенсационной комиссии и Специальная комиссия по ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом, Комитеты по санкциям в отношении Югославии, Ливии, Сомали, Анголы, Гаити, Руанды, Либерии, Судана, Сьерра-Леоне и др. Результаты применения Советом против них санкций являются далеко не однозначным. Так, принятые Советом против расистского режима Южной Родезии экономические санкции содействовали в известной мере ликвидации расистского режима, достижению народом Зимбабве своей независимости, вступлению этой страны в 1980г. в члены ООН. Ценность санкций как средства урегулирования конфликтов наглядно проявилась и при урегулировании других конфликтов, например, в Анголе, Гаити, Южной Африке. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с целым рядом негативных  последствий для населения и экономики стран – объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям.

Совет Безопасности активно использовал в своей миротворческой деятельности и такой инструмент, как пост-конфликтное миростроительство, - совокупность действий государств и международных организаций, направленных  на устранение коренных политических, экономических, социальных, гуманитарных и иных причин спора, приведшему к вооруженному конфликту, предотвращение возобновление конфликта, выявление и поддержка структур, предназначенных для укрепления мира и восстановления важнейших элементов инфраструктуры и гражданских институтов государства.

Такие действия нередко включались в мандат проводимой Советом Безопасности ООН операции по поддержанию мира(например, в Камбодже Анголе, и др.) и предусматривали, в частности, реинтеграцию бывших комбатантов  в производительную гражданскую жизнь, восстановление деятельности гражданских институтов, разминирование, проведение выборов и т.д.

Так, Совет Безопасности в своей резолюции (1037-1996г.) предоставил ВАООНВС мандат, заключающихся в организации выборов, оказании содействия в их проведении и удостоверении действительности результатов выборов. Одна из особенностей миростроительства состоит в том, что в стране, разрушенной войной, возобновление или,  по крайне мере, координацию деятельности в области миростроительства приходится сначала поручать многофункциональной операции по поддержанию мира. По мере достижения такой операцией успеха в деле восстановления нормальных условий обязанности, выполнявшиеся персоналами операции, передавались различным программам, фондом и учреждением системы ООН, занимающимся видами деятельности, из которых складывается миростроительство, а сама ответственность Совета Безопасности за принятие решений переходила к Генеральной Ассамблее или иным межправительственным органам, несущим ответственность за продолжение гражданского миростроительства. Именно так обстояло дело при проведении операций ООН по поддержанию мира в Мозамбике, Сальвадоре и др.

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять «быстрые и эффективные» действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен всегда быть представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседанием Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось. В среднем Совет Безопасности проводили 77 официальных заседаний в год.

Большое значение имеет и получивший в последнее время широкое распространение в деятельности Совета Безопасности метод проведения острых международных переговоров на уровне государств и правительств и министров иностранных для государств – членов Совета Безопасности. 31 января 1992г. состоялась первое в истории заседание Совета Безопасности на высшем уровне, которое дало мощный импульс международному обсуждению роли ООН в поддержали международного мира и безопасности в новых условиях и послужило отправной точной поступательного процесса выдвижения  начинающего и разработок новых подходов в сфере миротворчества.

Многогранная и эффективная деятельность Совета Безопасности на протяжение всей второй половины XX столетия дает все основания полагать, неотчуждаемая легитимизирующая роль Совета Безопасности и степень и масштабы его благотворного воздействия на состояние и развития подлинной безопасности стабильности на планете не только сохраняется, но и будут поступательно усиливаться и укрепляется на благо мира и процветание всего человечества в XXI в.
Международный суд.

Важное место в структуре ООН занимает Международный суд. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованием, предъявляемым в их странах для назначение на высшие судебные должности или являющиеся юристами с признанными авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеи и Советом Безопасности на срок в девять лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кандидату достаточно получить в голосов (все прочие решения требуют большинства в 9 голосов). Кандидатуры для избрания в суд выдвигаются национальными группами членов Постоянной Палаты третейского суда (по 4 члена в каждой группе). Местопребывание Суда –Гаага.

К настоящему времени 62 государства – члена ООН заявили о своем согласии с обязательной юрисдикцией суда в соответствие с п.2 ст.36 его Статута, причем многие заявление сопровождаются  такими оговорками, которые делают это согласие по существу иллюзорным.

За время существование суда на его рассмотрение государствами было вынесено более 70 споров и запрошено свыше 20 консультативных заключений суда. Решения суда считаются обязательным для государств – сторон в споре. В случае невыполнения какой – либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятие мер для проведения решения в исполнение» (п.2 ст.94 Устава ООН).

Помимо судебной, Международный суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Согласно ст.96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

В Декларации тысячелетия ООН лидеры всех стран мира заявили о своей решимости укреплять Международный Суд, с тем, чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах.

Международный суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного решения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

ЭКОСОС состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст.61), причем ежегодно избираются 18 членов, трехлетней срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решение в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендации в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом. Большая работа в рамках ЭКОСОС проводится по подготовке исследований, составления докладов по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, поощрения, уважения и соблюдения, прав человека и основных свобод.

ЭКОСОС проводит организационную сессию в Нью-Йорке в начале года и основную сессию летом каждого года поочередно в Женеве и в Нью-Йорке. Много внимания ЭКОСОС уделяет обзору мирового экономического и социального положения и рассмотрению такой важной проблемы, как содействие созданию благоприятных условий для развития, включая оценку последних событий  и перспектив в развитых странах, странах с переходной экономикой, развивающихся странах, а также анализу положения в области международной торговли и потоков финансовых средств.

В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются  и представляют доклады Совету. ЭКОСОС имеет 9 функциональных комиссий: Статистическую, Комиссию по народонаселению и развитию, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин, Комиссию по предотвращению преступлений и Уголовному расследованию, Комиссию по наркотическим средствам, Комиссию по науке и технике в целях развития  и Комиссию по устойчивому развитию.

Кроме того ЭКОСОС работает в тесном сотрудничестве с такими учреждениями, как Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Мировая Продовольственная программа, Международный научно-исследовательский институт по повышению образования женщин, Международный контрольный совет по наркотикам и др.
Совет по опеке.

Совет по опеке состоит из 5 членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год  в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных  территорий все в ходе работы  Совета получили  независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда,  Бурунди, Объединенная  Республика Танзания, Самоа, Науру, Патуа, Новая Гвинея.

На заседании Совета Безопасности ООН 10 ноября 1894 г. было отмечено, что система опеки ООН полностью выполнила свои задачи, связанные с правом народа на самоопределение.
Секретариат ООН.

Секретариат ООН состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Он обслуживает  другие органы ООН и проводит в жизнь работу программ деятельности и решений. Работа секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций  по проблемам мирового значения, составление обзоров мировых, социальных и экономических тенденций и проблем. В функции секретариата входит такой устный и письменный перевод  вступлений и документов и распоряжение документами.

Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, имеются такие подразделения в Женеве, Вене, Найроби,  Бангкоке и других городах.

Общая численность сотрудников Секретариата составляет более 15 тысяч человек, являющихся гражданами свыше 70 стран.
Генеральный секретарь.

Генеральный секретарь возглавляет секретариат и является главным административным  должностным лицом, назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности  на 5-летний срок, по истечение которого может быть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный доклад о работе Организации, а также доводит до сведения  Совета Безопасности любые вопросы , которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.


Список использованной литературы

1. Устав ООН, подписан 26 июня 1945 года.

2. Курс международного права: В 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права. М.: Наука, 2000.

3. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2006.

4. Победа в Отечественной войне и развитие международного права // Международное публичное и частное право. 2005. N 4, Лукашук И.И.

Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации