Финансовая политика государства - файл n1.doc

Финансовая политика государства
Скачать все файлы (429.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc430kb.18.02.2014 06:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: финансовая политика

по дисциплине «Финансы»

Выполнил: ._________________

________ "__"_______2010г.

Научный руководитель:

_____________________

_________ "__"______2010г.

Результат защиты __________________________________________________________

(дифференцированная оценка)

Председатель комиссии__________________________________(__________________)

Члены комиссии __________________________________(__________________)

__________________________________(__________________)
"_____"______________2010г.

Севастополь

2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….…….3

1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики…………………………....…5

1.1 Экономическая сущность, цели и задачи финансовой политики ………………….….…5

1.2 Составляющие элементы финансовой политики……………………………………….…9

1.3 Типы финансовой политики…………………………………………………………….…18

2 Инструменты регулирования финансовой политики …………………………………..…..…...21

2.1 Финансовый механизм……………………………………………………….……….……21

2.2 Нормативно-правовое регулирование финансовой политики…………………….…….25

3 Особенности финансовой политики Украины ……………………………………………..……28

3.1 Государственное регулирование финансовой политики ….……………………….…...28

3.2 Тенденции развития финансовой политики ………………………………………….…36

3.3 Пути совершенствования финансовой политики Украины…………………….……….41

Заключение …………………………………………………………………………………….….….46

Список использованной литературы……………………………………………………….….……48


ВВЕДЕНИЕ
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Финансовая политика есть материализованная в финансовые решения и в практику, осознанная государством и обществом, предприятиями и фирмами необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала. Делается это через объективно присущую финансам функцию распределения и перераспределения вновь создаваемой стоимости, выраженной в денежной форме. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В качестве основных элементов финансовой политики на уровне государства выступают налоговая политика, бюджетная политика, кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, социальная политика, таможенная политика, ценовая политика и политика в области международных финансов, а также политика в области государственных расходов и фискальная политика.

Анализ применявшейся различными странами финансовой политики позволяет выделить три основных ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный.

Финансовый механизм – важнейшая составляющая часть финансовой политики. Посредством финансового механизма происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.Финансовый механизм – система установленных государством норм и методов организации финансовых отношений.

Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Эффективность функционирования государственной финансовой политики обеспечивает финансовый контроль.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература,экономические словари, комментарии к законодательству). К третьей отнесены специализированные веб-сайты.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью исследования теоретических аспектов финансовой политики продиктованной актуальностью построения адекватной современным экономическим условиям финансовой политики, которая является одним из основных инструментов воздействия на экономику.

Объектом исследования данной курсовой работы является финансовая политика.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данной работы. Целью данной курсовой работы является анализ финансовой политики государства. Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:

1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики

1.1 Экономическая сущность, цели и задачи финансовой политики

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы или совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций [ 22,с. 226].

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

  3. организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

  4. выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

  5. создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Некоторые ученые и практики определяют также другие задачи проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции, уменьшение влияния экономических циклов (особенно на спаде), другие. Но легко увидеть, что эти задачи являются производными от стратегической цели финансовой политики - обеспечение высокого уровня благосостояния всего населения [19,с.410].

Целями финансовой политики могут являться:

В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:

1) научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

2) прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;

3) учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

4) четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;

5) учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

6) комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства — денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

7) многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

8) учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства [25,с.306].

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовая политика оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.

Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:

Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития [27,с.402].

Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта, национального дохода. Государство определяет налоги, принципы направления использования финансовых ресурсов. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль. Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.Можно изобразить эти связи:

1. Использование финансов через познание возможностей этой категории.

2. Правовое оформление финансовой политики.

3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.

4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.

В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:

1. проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения;

2. преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно - кредитной системы;

3. комплекс мер по социальной защите населения.

В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются разумная приватизация государственного сектора; дальнейшее развитие антимонопольной политики; совершенствование действующей налоговой системы; развитие финансового рынка; ликвидация бюджетного дефицита; сокращение внутреннего и внешнего долга.

Для реализации финансовой политики необходимо снижение социальной напряженности; оздоровление государственных финансов; восстановление нормального функционирования банковской сферы; сбалансированность товарных и денежных потоков; разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого государства; искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции [26,с.517].
1.2 Составляющие элементы финансовой политики
В качестве основных элементов финансовой политики на уровне государства выступают налоговая политика, бюджетная политика, кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, социальная политика, таможенная политика, ценовая политика и политика в области международных финансов, а также политика в области государственных расходов и фискальная политика.

Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.
К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада относят: 

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой доказано, что налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы имущества); превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов; косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;  высокие налоги приводят к утечке капитала; в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала [16].

Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

Бюджетная политика основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-эко­номическая направленность бюджетной политики [14,с.504].

Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Денежно-кредитная политика - целенаправленные действия государства (центрального банка) по регулированию количества денег в обращении. При уменьшении денежной массы сокращается совокупный спрос, за счет этого уменьшается инфляция спроса, но одновременно снижаются инвестиции в реальный сектор экономики. А это уже приводит к снижению темпов роста производства. Наоборот, при увеличении денежной массы возрастает спрос практически на все виды товаров и услуг, что при их недостатке ведет к появлению и развитию инфляции спроса. Однако рост спроса обычно ведет к увеличению предложения за счет расширения производства. Для регулирования количества денег в обращении используются в основном три инструмента: ставка рефинансирования центрального банка (официальный учетный процент); нормы обязательных резервов банка; скупка-продажа государственных ценных бумаг центральным банком. Повышение ставки рефинансирования, норм обязательных резервов коммерческих банков и увеличение продажи государственных ценных бумаг имеет следствием сжатие денежной массы. При снижении ставки рефинансирования, норм обязательных резервов и при увеличении скупки государственных ценных бумаг происходит расширение денежной массы. Задачи денежно-кредитной политики:

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность. Инвестиционная политика - совокупность согласованных социально-экономических и хозяйственных решений, определяющих направление и концентрацию капитальных вложений внутри страны и за рубежом с целью достижения наибольшей эффективности использования имеющихся ресурсов. Объемы, структура, направления вложений зависят от внутренней и внешней политики государства, его стратегических замыслов.

Финансовая политика государства имеет социальную направленность. Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан страны, установленных Конституцией, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовую помощь отдельным социальным группам населения и др. К задачам в этой области относятся:

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами [29,с.845].

Ценовая политика государства - это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на достижение трех основных целей: последовательного проведения ценовой либерализации, государственной регуляции цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг) и осуществления контроля за их сдерживанием. Разработка ценовой политики как неотъемлемой части общей экономической и социальной политики государства является одной из важнейших составляющих реформирования экономики. ее внедрение содействует развитию рыночных отношений, уменьшению инфляции и смягчению ее негативных социально-экономических последствий, ведет к повышению качеству продукции и развития конкуренции и, в конечном итоге,
способствует росту эффективности рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что в странах со стабильной рыночной экономикой правительство, как правило, мало вмешивается в процессы ценообразования, но полной свободы в вопросах формирования цен нет и государственное их регуляция в той или иной мере существует в каждой из них. Степень, формы и масштабы государственного вмешательства в ценообразование зависит от состояния экономического развития страны, интенсивности инфляционных процессов, степени монополизации и конкуренции, удельного веса государственного сектора и других факторов. Во всех странах государственная регуляция цен не является разовым действием, а происходит постоянно с предшествующим периодов его усиления и послабления. Во время кризисных ситуаций, разрушение денежно-финансовых систем, значительного дефицита товаров и большого избытка денег в обращении, государственное вмешательство в ценовые процессы является жестче и объемно.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях. Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала. Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства. Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ [29,с. 849].

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов и снижение налогового бремени.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов [27,с 312].

Таким образом, можно выделить политику в области государственных расходов и фискальную политику как два главных элемента, составляющих финансовую политику.

К политика в области государственных расходов можно отнести все программы, связанные с государственными расходами.

Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой. Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже поразил хозяйство страны. Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу. В общей сложности общественные работы являются неэффективным инструментом.

Вторым инструментом являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.

Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается следующим макороэкономическим законом: S + M = C + In + Xn + G, то есть сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или In приведет к росту C + In + Xn + G относительно сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП.

Сущность фискальной политики заключается в изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг[26,с 502]. .

Известно, что существуют два типа фискальной политики:

а) Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику;

б)
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации