Бюджет и бюджетное устройство РФ - файл n1.doc

Бюджет и бюджетное устройство РФ
Скачать все файлы (810.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc811kb.18.02.2014 00:16скачать

n1.doc



Частное образовательное учреждение

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Курсовая работа
По дисциплине «Бюджетная система РФ»

Тема 10. Бюджет и бюджетное устройство РФ.

Специальность: Финансы и кредит
Группа: ФЗУ 401

Выполнила: Сурова Н.С.

Проверила: Сергеичева И.А.
Челябинск.

2010г

Введение.

Глава 1. Государственный бюджет РФ 4

    1. Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство 4

    2. Устройство бюджетной системы 7

    3. Принципы функционирования бюджетной системы РФ 11

Глава 2. Бюджеты Российской Федерации 14

2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации 14

2.2 Бюджет субъекта Российской Федерации 20

2.3 Местные бюджеты 24

Глава 3. Современное состояние бюджетной системы Российской Федерации 29

3.1 Основные задачи бюджетной политики на 2010год 31

Заключение 37

Список литературы 39

Введение.

Бюджетная система - один из важнейших институтов государства. Она позволяет осуществлять регулирование экономических, и социальных процессов, в интересах общества.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, государственного бюджета и бюджетного устройства.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

- раскрытие содержания государственного бюджета;

- обосновать принципы построения бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;

- проанализировать основные принципы формирования и распределения бюджетных средств федерального, субъектов РФ и местных бюджетов;

- проанализировать современное состояние бюджетной системы РФ.

- рассмотреть основные задачи бюджетной политики на 2010год

Предметом исследования выступают отношения в бюджетной системе РФ, складывающиеся между уровнями государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Объектом исследования является бюджетная система РФ.

Необходимость исследования содержания бюджетной системы РФ, принципов ее организации, а также перспективных направлений развития бюджетной системы РФ, обусловили выбор темы, цели, и задач исследования курсовой работы.

Глава 1. Государственный бюджет РФ.

1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджет, бюджетная система.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (5 Стр.). Государственный бюджет является для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий.

В настоящие время государственный бюджет составляется на три финансовых года приравненных к календарным годам т.е на период с 1 января до 31 декабря включительно.

Государственный бюджет выполняет четыре функций: распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую и контрольную.

Посредством распределительной (перераспределительной) функции бюджета происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального хозяйства между различными отраслями хозяйства, между производственной и непроизводственной сферами экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения.

Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности.

Регулирование и стимулирование экономики осуществляется посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов.

Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль.

Государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Но есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие:

1) государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных образований;

2) пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.п.) и многоуровневого (федеральный, региональный, городской и т.п.) перераспределения средств как бюджет;

4) сфера действия распределительной функции государственного бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства;

5) основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых экономических форм доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.(6 Стр.98-100)

Главное звено финансовой системы государства – бюджетная система.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.

Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.(2.Стр10-11)

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

1.2Устройство бюджетной системы.

Основы бюджетного устройства РФ определяются конституции РФ и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой, являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской федерации состоит из трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  2. Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

  3. Местных бюджетов.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, а это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права.

Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, с другой стороны, являются основой бюджетного федерализма РФ.

В соответствии с Конституцией РФ субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область и отдельные города (Москва, Санкт-Петербург). Субъекты РФ по своему административно-территориальному образованию состоят из районов, городов, поселений, составляющих муниципальные образования.

В соответствии с федеративным принципом построения государства, каждый субъект РФ имеет бюджет, средства которого используются для решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты субъектов РФ именуются региональными бюджетами.

Административно-территориальные или муниципальные образования, составляющие территорию субъекта РФ имеют собственные бюджеты, которые именуются в Бюджетном кодексе РФ местными бюджетами: районными, городскими, поселковыми, сельскими.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (рис. 1).


Рис.1. Структура бюджетной системы РФ

Федеральная компонента представлена двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств, в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня. Основываясь на федеральном принципе построения Российской Федерации и ее административно-территориальном делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет:

• один федеральный бюджет;

• 21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;

• пять краевых и областных бюджетов;

• два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;

• один бюджет автономной области;

• 10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;

• около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских).

Бюджетным кодексом РФ определено, что региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) и свод местных бюджетов данного региона составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) принято именовать территориальным бюджетом (без включения внебюджетных государственных фондов). Свод Федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ (рисунок 2).

Для группировки и анализа бюджетных расходов используется консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включающей федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, которые, в свою очередь, состоят из региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов.

Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Он в большей степени используется как счетная единица для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы. На основании данных консолидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами располагает государство на всех уровнях государственной власти, какие территориальные образования в большей степени нуждаются в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные консолидированного бюджета используются для составления проекта федерального бюджета.

При бюджетном планировании показатели консолидированных бюджетов используются, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и при определении размеров дотаций. В частности, при определении отчислений и размеров дотаций в расчете принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов базируются на консолидированных бюджетах (3Стр.88-98).



Рисунок 2. Структура консолидированного бюджета РФ

1.3 Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ (гл. 5).

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:

• право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

8. Принцип гласности означает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.

10 Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

Из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое. (4. Стр.44-47)

Глава 2. Бюджеты Российской федерации.

2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации.

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококва-лифицированных специалистов для РФ.

Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов. (1 стр.14)

К основным налоговым доходам федерального бюджета зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

• налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;

• налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;

• акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;

• акцизов на спирт, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;

• акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;

• акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;

• акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей — по нормативу 40%;

• акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;

• акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, — по нормативу 100%;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;

• налога на добычу полезных ископаемых (за исключением по­лезных ископаемых в виде углеводородного сырья и обще­распространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;

• сбора за пользование объектами водных биологических ре­сурсов (исключая внутренние водные объекты) — по норма­тиву 70%;

• сбора за пользование объектами водных биологических ре­сурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100%;

• водного налога — по нормативу 100%;

• единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100%.

Основные неналоговые доходы федерального бюджета включают:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказы­ваемых бюджетными учреждениями, находящимися в веде­нии органов государственной власти РФ, — после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;

• часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей унитарных предприятий, созданных РФ, — в размерах, устанавливаемых Правительством Россий­ской Федерации;

• сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятель­ности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за ис­ключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачисле­нию в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты);

• таможенные пошлины и таможенные сборы — по нормативу 100%;

• платежи за пользование лесным фондом в части минималь­ных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;

• плата за пользование водными объектами — по нормативу 100%;

• плата за негативное воздействие на окружающую среду- по нормативу 20%.

В доходы федерального бюджета поступают:

• прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности.(2 стр.77-79)

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внеш­нюю торговлю и внешнеэкономические операции — 25%, в их чис­ле главное место занимают импортные пошлины.

Вторую группу составляют неналоговые доходы — 6%, в том числе доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

Поступления от целевых бюджетных фондов — 0,5% (Федераль­ный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.) и безвозмездные перечисления (1%), как видим, занимают небольшое место в доходах федерального бюджета.

Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям, облигациям государственного сберегательного займа, облигациям государственных нерыночных займов.

Расходы федерального бюджета. В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

(1) обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной из­бирательной комиссии Российской Федерации, федераль­ных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

(2) функционирование федеральной судебной системы;

(3) осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с междуна­родными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Рос­сийской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

(4) национальная оборона и обеспечение безопасности государ­ства, осуществление конверсии оборонных отраслей про­мышленности;

(5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

(6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного транспорта;

(7) государственная поддержка атомной энергетики;

(8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

(9) исследование и использование космического пространства;

(10)содержание учреждений, находящихся в федеральной собст­венности или в ведении органов государственной власти РФ;

(11)формирование федеральной собственности;

(12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;

(13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

(14) пополнение государственных запасов драгоценных металло и драгоценных камней, государственного материального резерва;

(15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

(16) федеральная инвестиционная программа;

(17) обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

(18) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

(19) финансовая поддержка субъектов Федерации;

(20) официальный статистический учет и др.

Средства федерального бюджета используются дл финансирования мероприятий регионального и местного значения,, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджете субъектов Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

(1) государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяй­ства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорож­ного хозяйства, метрополитенов;

(2) обеспечение правоохранительной деятельности;

(3) обеспечение противопожарной безопасности;

(4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно изыскательские работы, обеспечивающие научно технический прогресс;

(5) обеспечение социальной защиты населения;

(6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидро­метеорологической деятельности;

(7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

(8) развитие рыночной инфраструктуры;

(9) обеспечение развития федеративных и национальных отно­шений;

(10)обеспечение деятельности избирательных комиссий субъек­тов Федерации в соответствии с законодательством РФ;

(11)обеспечение деятельности средств массовой информации;

(12)финансовая помощь другим бюджетам;

(13) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос­сийской Федерации, субъектов Федерации и муниципаль­ных образований.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции. (2 Стр. 81-85)

2.2 Бюджет субъекта Российской Федерации.

Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для финансового обеспечения задач регионов и выполнение функций государственными органами управления субъектов РФ.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.

Роль региональных бюджетов усиливается.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и не налоговых доходов.

Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджета­ми субъектов РФ и местными бюджетами определены зако­ном о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся:

• налог на имущество организаций;

• государственная пошлина;

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы. Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов.

РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются реше­нием Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирую­щие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным нало­гам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:

• акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акци­зов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ — 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);

• налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным видам полезных ископаемых 60%);

• сбор за пользование объектами водных биоресурсов, кроме внутренних водных объектов (отчисляется 30%);

• платежи за пользование лесным фондом (плата за дре­весину, отпускаемую на корню), отчисляется до 100% пла­ты при превышении минимальных ставок;

• плата за негативное воздействие на окружающую среду (отчисляется 40%);

• налог на доход физических лиц (отчисляется 70%);

• налог на прибыль организаций при выполнении согла­шений о разделе продукции (отчисляется 80%);

• единый сельскохозяйственный налог (отчисляется 60%). Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формиру­ются за счет:

• части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;

• доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;

• доходов от продажи (приватизации имущества), нахо­дящегося в собственности субъектов РФ;

• других источников получения доходов.

Расчет неналоговых доходов субъекта РФ

Неналоговые доходы в региональном бюджете формиру­ются за счет следующих поступлений:

а) Доходов от продажи имущества, находящегося в соб­ственности субъекта РФ, источниками которых являются:

• поступления от приватизации организаций;

• поступления от продажи субъектом РФ принадлежа­щих ему акций организаций;

• поступлений от продажи квартир;

• поступлений от продажи производственных и непро­изводственных фондов и активов, транспортных средств и оборудования;

• поступлений от продажи конфискованного, бесхозного имущества и имущества, перешедшего в собственность субъекта РФ;

• поступлений от продажи земли;

• поступлений от штрафных санкций, административ­ных платежей и сборов;

• поступлений от внешнеэкономической деятельности;

• других поступлений от реализации имущества.

б) Доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или от деятельности субъекта РФ, которые подразделяются на следующие виды доходов:

• доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; (3. Стр. 138-153)

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

• доходы от процентов, полученных от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюд­жета субъекта РФ;

• доходы от оказания услуг или компенсации затрат субъекта РФ;

• платежи, поступающие от подведомственных субъек­ту РФ, организаций;

• другие поступления от использования имущества, на­ходящегося в собственности субъекта РФ.

Расходы бюджета субъекта РФ

В соответствии с задачами и функциями органов власти субъекта РФ основные средства бюджетных доходов исполь­зуются по следующим направлениям на выполнение мероп­риятий:

• обеспечение финансирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

• обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долга субъекта РФ;

• обеспечение реализации региональных целевых про­грамм;

• содержание и развитие учреждений и объектов, на­ходящихся в ведение органов власти субъекта РФ;

• формирование государственной собственности;

• обеспечение СМИ, выборов;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам и т. д.

• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

• компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

2.3 Местные бюджеты.

Местные бюджеты – это третий уровень бюджетной системы РФ.

Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.

Местные бюджеты выполняют следующие функции:

1) формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2) распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;

3) контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. (1стр.20)

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлен общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципаль­ной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

В местные бюджеты поступают: ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на ком­пенсацию дополнительных расходов, возникших в результате реше­ний, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

В бюджеты поселений зачисляются доходы от местных налогов:

• земельного налога — по нормативу 100%;

• налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%. В бюджеты поселений зачисляются доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов:

• налога на доходы физических лиц — по нормативу 10%;

• единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30%.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по норматива отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов.

Основные налоговые доходы муниципальных районов. В бюджеты муниципальных районов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:

• земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100%;

• налога на имущества физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

• налога на доходы физических лиц — по нормативу 20%;

• единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 90%;

• единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30%;

• государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100%;

• за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению на­логовые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми ре­жимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Основные налоговые доходы бюджетов городских округов.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от сле­дующих местных налогов, устанавливаемых представительными ор­ганами городских округов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах:

• земельного налога — по нормативу 100%;

• налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от

следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотрен­ных специальными налоговыми режимами:

• налога на доходы физических лиц — по нормативу 30%;

• единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 90%;

• единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 60%;

• государственной пошлины.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, пре­дусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов РФ для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов.

Неналоговые доходы местных бюджетов.

Формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%.

В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного: строительства, — по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи передачи в аренду находящихся в государственной собственно земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, — по нормативу 100%.

Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

Расходы местных бюджетов ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных opганов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищное коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансируются следующие функциональные виды расходов:

• содержание органов местного самоуправления;

• формирование муниципальной собственности и управление;

• организация, содержание и развитие учреждений образова­ния, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

• организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

• содержание мест захоронения;

• организация транспортного обслуживания населения и учреждений;

• обеспечение противопожарной безопасности;

• охрана окружающей природной среды муни­ципальных образований;

• реализация целевых программ, органами местного самоуправления;

• обслуживание и погашение муниципального долга;

• целевое дотирование населения;

• содержание муниципальных архивов;

• проведение муниципальных выборов и референдумов.(2.Стр.91-100)

Глава 3. Современное состояние Бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система представляет собой единую совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - обеспечения социально-экономического развития государства и его регионов за счет средств, аккумулированных в бюджетах соответствующих уровней.

Говоря о современном состоянии бюджетной системы необходимо иметь двоякость ее строения. Одно – внешнее – проявляется в уровнях бюджетной системы и финансовых взаимоотношениях между ними, основанных на федеральном законодательстве (вертикальные финансовые потоки). Другое – внутреннее – представляет собой многочисленные, друг с другом не координируемые, зачастую встречные финансовые потоки, выражающие межрегиональные, всероссийские и даже международные интересы органов власти субъектов федерации и муниципалитетов (горизонтальные финансовые потоки).

Бюджет России на 2010 год, одобренный парламентом и президентом, предусматривает доходы в размере 6,95 триллиона рублей, а расходы - в 9,886 триллиона рублей. Дефицит составит 6,8 процента ВВП, или 2,937 триллиона руб. На 1 января 2010 года объем Резервного фонда составил 1,83 триллиона рублей, а объем ФНБ составил 2,77 триллиона рублей. В текущем году Россия из-за значительного дефицита бюджета также впервые за 10 лет будет заимствовать средства за рубежом. Первоначально планировалось, что объем заимствований составит 17,8 миллиарда долларов, но Россия возьмет в долг меньшую сумму. (8)

В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации излагается.

Экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

Значительный спад ВВП в 2009г, более глубокий по сравнению с первоначальными прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста ВВП в 2010 году остаются неопределенными. Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.

Бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

Нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

При реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.

Поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности.

3.1 Основные задачи бюджетной политики на 2010год.

Бюджетная политика ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

В этих целях необходимо решение следующих основных задач.

1). Обеспечить исполнение социальных обязательств.

2). Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

3). Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.

4). Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.

5). Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

6). Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

7). Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

8). Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

9). Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

10). Определить и реализовать комплекс мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

Налоговая политика нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

При формировании налоговой политики, а среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов:

-в кризисный период произошло резкое снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.

- большинство граждан и организаций находятся сегодня в сложном финансовом положении.

-принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут- при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

В 2010-2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

С 2010 года увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год.

С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:

-увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;

-установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом.

По отдельным направлениям государственной политики целесообразно использование следующих подходов.

1. Финансовое обеспечение пенсионной реформы.

Пенсионная система должна быть надежной и сбалансированной, располагать собственной финансовой базой, основу которой составят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Пенсионная система должна обеспечивать достойный уровень жизни граждан пожилого возраста. К 2024 году средний размер трудовых пенсий по старости должен возрасти до величины, обеспечивающей минимальный воспроизводственный потребительский бюджет пенсионера (2,5 прожиточного минимума пенсионера).

2. Безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи.

3. Формирование заделов на будущее.

Прежде всего, требуется обеспечить полноценную реализацию приоритетных национальных проектов, сконцентрировав усилия на распространении наилучшего опыта, полученного в предшествующие годы. Возможность улучшения жилищных условий не должна быть привилегией лишь немногочисленной группы лиц с очень высокими доходами. Необходимо добиться повышения доступности жилья для граждан до уровня, ранее определенного в рамках соответствующего национального проекта, прежде всего на основе реализации программ ипотечного кредитования, в том числе с использованием механизмов субсидирования первоначальных взносов и процентных ставок.

4. Стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике .

5. Повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки. Приоритет должен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей. Поддерживать нужно только те предприятия реального сектора экономики, которые имеют рынки сбыта своей продукции. Или же государство само должно выступать заказчиком этой продукции.

6. Реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда. Прежде всего, бюджетные ассигнования следует направить на профессиональную подготовку и переподготовку безработных и лиц, находящихся под риском увольнения, а также на поддержку граждан, которые хотят и готовы начать собственное дело, задействовав при этом механизмы со финансирования региональных программ содействия занятости населения.

7. Финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее нового облика.

8. Финансовое обеспечение выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств. Выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе в части содействия развитию беднейших стран, а также по проведению крупных международных мероприятий - саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в г.Владивостоке в 2012 году, Универсиады в г.Казани в 2013 году, Олимпиады в г.Сочи в 2014 году.

Политика в сфере межбюджетных отношений основана на стабильности законодательно закреплённого разграничения расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов. Её целью должно стать повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в субъектах Российской Федерации, в том числе за счёт расширения практики учёта результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета.

Необходимо консолидировать отдельные узконаправленные виды субсидий в рамках формируемых долгосрочных целевых программ или приоритетных направлений государственной политики. Одновременно должны быть установлены индикаторы эффективности их использования и общие требования к региональным или муниципальным программам в соответствующих сферах деятельности.

В связи с высокой степенью дифференциации налогового потенциала и стоимости оказания бюджетных услуг в регионах Российской Федерации при распределении субсидий следует учитывать уровень бюджетной обеспеченности регионов.

Одновременно следует поэтапно сокращать долю средств, предусматриваемых в составе дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на компенсационные меры. В условиях существенного роста налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации сохранение существующей доли таких средств  на неопределённый срок по сути означает снижение финансовой поддержки регионов с объективно низким уровнем бюджетной обеспеченности.

Задача внедрения передовых принципов организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях должна решаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственную политику в соответствующей сфере. При оценке качества управления региональными финансами должна учитываться доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации, формируемая в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.

Должны быть сформированы стимулы к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами. Условиями, обеспечивающими надлежащее качество финансового менеджмента, могут быть расширение бюджетных возможностей для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проводящих ответственную финансовую политику, и меры воздействия на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в которых качество финансового управления не обеспечивает реализацию прав граждан на услуги и гарантии, предоставляемые органами государственной власти.

Необходимо ежегодно осуществлять мониторинг и составлять рейтинг качества финансового управления в субъектах Российской Федерации.

Для муниципальных образований в субъектах Российской Федерации должны быть установлены стимулы к повышению эффективности использования бюджетных средств и формированию заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов.

В этих целях необходимо продолжить проведение федеральных конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов в рамках конкурсов по реформированию региональных финансов и разработать рекомендации по проведению аналогичной работы в субъектах Российской Федерации.

Заключение.

В результате написания курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Бюджет по своей природе является базисом социально-экономического развития государства, а по экономической сути бюджет — это денежные отношения, возникающие между государством и обществом по вопросу перераспределения части национального богатства сосредоточенного в государственной казне, именуемой бюджетом.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в го функциях. Основными функциями бюджетов всех уровней бюджетной системы являются: накопительная, распределительная, регулирующая, стимулирующая, планирующая и контрольная.

Бюджетная система Российской Федерации является трехуровневой, включающей:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

местные бюджеты.

Бюджетная политика, осуществляемая Правительством России в настоящее время, предполагает стимулирование экономического роста через сокращение государственных расходов и обеспечение профицита бюджета, направляемого на погашение государственного внешнего долга.

Проектирование бюджета производится с учетом динамики макроэкономических показателей, что позволяет не допускать перерасхода бюджетных средств и создавать дополнительные денежные резервы. При этом основными проблемами российского бюджета продолжают оставаться его высокая зависимость от мировых цен на энергоносители и значительная долговая нагрузка. Приоритетными направлениями совершенствования государственного бюджета являются проведение налоговой политики, повышение эффективности управления государственной собственностью, финансирование социальной сферы, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию объявил начало нового курса, направленного на преодоление всеобщей отсталости России через всеобщую модернизацию.

Модернизация - вещь не всегда материальная. Четкие критерии степени ее осуществления не так легко определить. Уровень жизни, конечно, отчасти является таким критерием. Но, как показали последние годы, повышение благосостояния жителей страны может случиться и без модернизации или реформирования отдельных отраслей, а исключительно за счет роста цен на энергоносители. И в нынешнем Послании Дмитрий Медведев представил собственное видение того, "как нам обустроить Россию", уйдя от нефтяной зависимости и "поработав" над собственным менталитетом.

Список литературы.

1. И. В. Бурханова Бюджетная система Российской Федерации .Конспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр.

2.Г.П. Поляк Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Юнити- Дана, 2008г- 703с.

3. И.М. Александров Бюджетная система Российской Федерации: учебник.- 2-е изд. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007г. -486с.

4. Т.П. Николаева Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. - 225 с.

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации

6 И.М. Мысляева Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, 2007. - 360.

7. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

8. Российская газета. 2 декабря 2009 г.

9.Федеральный закон. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Ресурсы Интернет:

www.budgetrf.ru - сайт посвященный бюджету РФ

www.minfin.ru – сайт министерства финансов РФ


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации