Тесты, задачи, упражнения по философии - файл n1.doc

Тесты, задачи, упражнения по философии
Скачать все файлы (403.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc404kb.18.02.2014 00:02скачать

n1.doc

  1   2


Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта


Кафедра философии и социальных наук

С.В. Грибанов

ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ, УПРАЖНЕНИЯ

ПО ФИЛОСОФИИ

Учебно-практическое пособие

для бакалавров по всем направлениям технического вуза


Нижний Новгород

Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ»

2009

УДК 1 (075)

Г 82

Рецензенты:

А.А. Владимиров – доктор философских наук, профессор; В.А.Щуров – доктор философских наук, профессор.

Грибанов, С.В.

Тесты, задачи, упражнения по философии: учебно-практическое пособие / С.В. Грибанов. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 43 с.
В данном учебно-практическом пособии представлены тесты, задачи и упражнения по философии, предназначенные для более глубокого усвоения учебного материала, развития навыков самостоятельной работы при анализе текстов.

Предназначается для бакалавров технических высших учебных заведений и всех интересующихся проблемами философии.

Рекомендовано к изданию кафедрой философии и социальных наук «ВГАВТ», протокол №3 от 28.10.2008 г.

© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009

1. Философия, её предмет, проблемы и место в культуре человечества
Выберите один правильный вариант из четырёх возможных
1.1. Философия – это:

  1. система взглядов на объективный мир и место в нём человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности;

  2. совокупность или система теоретически осмысленных представлений о сущности и общих законах развития природы, общества и человеческого познания, о месте и возможностях человека в мире;

  3. система религиозных учений о мире и человеке;

  4. совокупность нравственных учений и норм.


1.2. Предмет философии:

  1. шире предмета исследования любой отдельной науки, так как, в той или иной мере используя данные науки, философия исследует не конкретные фрагменты мира, а его предельные основания и всеобщие закономерности;

  2. связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой;

  3. отличается от всех видов частного, конкретного вида духовного творчества своей универсальностью;

  4. варианты а, б, в верны.


1.3. Высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью – это:

  1. наука;

  2. философия;

  3. богословие;

  4. мифология.


1.4. Предмет исследования, методы, логико-понятийный аппарат философии имеет много общего с научным знанием. Можно ли отождествлять философию и науку?

  1. да, так как философия есть обобщение всех научных знаний;

  2. да, так как и наука, и философия являются теоретическими формами знания о мире;

  3. нет, так как результаты философствования не являются объективной истиной;

  4. нет, так как, во-первых, являясь теоретической формой знания, философия решает ряд вопросов, не относящихся к науке, во-вторых, ряд идеалистических философских учений, школ и направлений совсем не используют данные науки.


1.5. Плюрализм в философии означает:

  1. ненаучность философского знания;

  2. отсутствие критерия истинности философских учений;

  3. возможность сосуществования разных картин мира, ценностных систем, способов жизнедеятельности человека и общества;

  4. субъективность взглядов отдельных философов.


1.6. Какие из перечисленных ниже вопросов являются философскими:

  1. в чём смысл существования человека? Что такое истина?

  2. расширяется ли Вселенная?

  3. возможны ли небелковые формы жизни?

  4. каковы пути решения экологического кризиса?


1.7. Проанализируйте текст и выскажите своё отношение к каждому из следующих высказываний о философии:

  1. Философия является наукой лишь в производном смысле, а первично, по своим коренным основаниям, она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи… с религиозной мистикой (С.Л. Франк);

  2. Философия – наука, которая стремится установить истины не для избранных наций и народов, а для всех мыслящих людей (Н.О. Лосский);

  3. «Философия есть творчество, а не приспособление и послушание» в отличие от науки как познания и, соответственно, приспособления к необходимости. В философии осуществляется «самоосвобождение» творческих способностей человеческого духа, которое, в то же время, предполагает «особый дар свыше» (Н.А. Бердяев);

  4. Философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой. Философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже, не будучи ей. Двусмысленность философии вообще означает, что она представляется наукой и мировоззрением, не будучи ни тем, ни другим. Она приводит нас к невозможности удостовериться, является ли философия наукой и мировоззрением или нет (М. Хайдеггер);

  5. Философия – это познание Вселенной, или всего имеющегося… для философа это означает обязанность ставить абсолютную проблему, то есть не опираться... на уже сложившиеся верования, не придавать никакого значения тому, что уже известно. Известное перестает быть проблемой... Философия – это наука без предпосылок. Под нею я понимаю систему истин, построенную таким образом, что в ее основание не может быть положена ни одна истина, считающаяся доказанной вне этой системы... иными словами, философия автономна, она сама себе интеллектуальный закон. Я называю это принципом автономии... Вся философия – парадокс, она расходится с нашими естественными представлениями о жизни, потому что подвергает теоретическому сомнению даже самые очевидные, бесспорные в обычной жизни верования... (X. Ортега-и-Гассет).




    1. Какую задачу философии имел в виду Ф. Ницше, утверждавший, что философ должен быть человеком не сегодняшнего, а завтрашнего и послезавтрашнего дня, что он должен быть в разладе с сегодняшним днём, что философ должен быть «злой совестью своего времени», «приставлять нож к груди современным добродетелям»?




    1. Объясните, какая идея содержится в словах Д.Дидро: «Мир – это мяч, отданный на забаву философам».


2. Этапы исторического развития философии.




2.1. Античность и Средневековье.
2.1.1. Основной проблемой древнегреческой философии является:

  1. доказательство бытия Божия;

  2. метод познания;

  3. устройство космоса и место в нем человека;

  4. развитие мировой цивилизации и её типов.


2.1.2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего:

    1. вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен);

    2. монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг);

    3. гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит);

    4. варианты а и в верны.


2.1.3. Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула « … есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»:

  1. универсум;

  2. человек;

  3. Бог;

  4. природа.


2.1.4. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»

  1. знать всё и невозможно;

  2. знания увеличивают скорбь;

  3. знать что-то вовсе и не нужно;

  4. другие не знают и этого.


2.1.5. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

  1. первоматерии;

  2. эйдосов;

  3. множества конкретных предметов и вещей;

  4. представлений.


2.1.6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это:

  1. традиция рассмотрения человека как существа морально-политического;

  2. связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ);

  3. не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»);

  4. достижение общего блага, т.е. справедливости.


2.1.7. Философская система стоицизма построена на:

  1. признании множественности факторов, определяющих развитие мира;

  2. признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса;

  3. признании единства двух начал: духовного и материального, сознания и материи;

  4. отрицании возможности однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир».


2.1.8. В эпикуреизме философия рассматривается как:

  1. компетентное мнение;

  2. любовь к мудрости;

  3. искусство жить счастливо;

  4. процесс познания мира.


2.1.9. Основу философии неоплатонизма составляли:

  1. учение о Боге как первосущем, о природе которого невозможно никакое утвердительное суждение;

  2. учение, берущее за основу принцип удовольствия (гедонизм);

  3. признание мистического пути познания Бога через переживание его в человеческой душе;

  4. верны варианты а и в.


2.1.10. В эпоху упадка античной философской мысли основные её мировоззренческие итоги были подведены в доктрине:

  1. эпикуреизма;

  2. стоицизма;

  3. кинизма;

  4. неоплатонизма.


2.1.11. Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:

  1. античность, возрождение, новое время;

  2. апологетика, патристика, схоластика;

  3. возрождение, просвещение, неклассическая философия;

  4. варианты а и б верны.


2.1.12. Средневековая философия (III – XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали:

  1. гедонизм, атомизм, этический рационализм;

  2. платонизм, неоплатонизм и аристотелизм;

  3. пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;

  4. варианты а и б верны.


2.1.13. Существовавшая в Средние века картина мира получила название:

  1. геоцентрической;

  2. гелиоцентрической;

  3. механической;

  4. варианты б и в верны.


2.1.14. Согласно Аврелию Августину разумом постигается:

  1. сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца;

  2. вечное, абсолютная истина;

  3. знание о божественном (нетварном) бытии;

  4. как тварное (сотворённое), так и нетварное (вечное) бытие.


2.1.15. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

  1. исследовать социальную действительность;

  2. исследовать природу;

  3. найти рациональные доказательства веры;

  4. сформировать христианскую философию в противовес языческой.


2.1.16. Учение Фомы Аквинского (1221-1274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

  1. атомизмом;

  2. томизмом;

  3. августинизмом;

  4. папизмом.


2.1.17. Реализм (в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были Августин, Ансельм Кентерберийский, видит существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей. Это означает, что:

  1. существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только проявление общего как идеального;

  2. реально существуют только единичные, конкретно-чувственные вещи;

  3. общее вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом;

  4. общее неотделимо от единичных вещей, оно существует в них, и только абстрагирующее мышление человека рассматривает общее вне единичного.


2.1.18. Крайности номинализма и реализма преодолел … , выдвинувший концепцию умеренного реализма.

  1. Августин Блаженный;

  2. Фома Аквинский;

  3. Ансельм Кентерберийский;

  4. Климент Александрийский.


2.2. Возрождение и Новое время
2.2.1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах.

  1. провиденциализма;

  2. пантеизма;

  3. монотеизма;

  4. релятивизма.


2.2.2. Термин «гуманизм» происходит от лат. «Humanus», что означает:

  1. божественный;

  2. человеческий (человечный);

  3. природный;

  4. животный.


2.2.3. Пико делла Мирандола (1463-1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал:

  1. мир возник самопроизвольно, из «ничего»;

  2. мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»;

  3. мир создан Богом из ничего;

  4. мир был создан Богом в «уме».


2.2.4. Согласно символике Николая Кузанского (1401-1464) мир представляет собой:

  1. изолированный шар в лоне абсолюта;

  2. бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля;

  3. бесконечный шар с центром везде и нигде;

  4. бесконечный шар без центра.


2.2.5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

  1. космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

  2. бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

  3. космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

  4. космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.


2.2.6. Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой –

  1. астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы;

  2. представление о том, что Земля является центром вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё;

  3. представление о том, что Солнце является центром вселенной, а Земля стоит на трёх китах;

  4. астрономическая модель, согласно которой вселенная имеет два центра – Солнце и Землю.


2.2.7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею:

  1. множества миров и бесконечности вселенной;

  2. конечности вселенной в пространстве и во времени;

  3. качественного различия между Землёй и другими планетами;

  4. наличия у вселенной множества центров.


2.2.8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения –

  1. арианства;

  2. католицизма;

  3. православия;

  4. протестантизма.


2.2.9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы:

  1. феодальной аристократии;

  2. католического духовенства;

  3. утвердившегося класса буржуазии;

  4. доминиканских и францисканских монастырей.


2.2.10. Девизом философии Нового времени становится изречение:

  1. Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»;

  2. И.Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»;

  3. Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных-теологов научно обосновать церковную картину мира;

  4. Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».


2.2.11. Френсис Бэкон (1561 – 1636) призывает руководствоваться в познании методом:

  1. анализа;

  2. синтеза;

  3. дедукции;

  4. индукции.


2.2.12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596 – 1650) выдвигает:

  1. концепцию предопределения, согласно которой всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью;

  2. концепцию априоризма, согласно которой всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени;

  3. концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно);

  4. концепцию предустановленной гармонии, согласно которой причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно и независимо предустановленны, предопределены богом.


2.2.13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII—XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников:

  1. эмпиризма и рационализма;

  2. рационализма и эмпириокритицизма;

  3. материализма и идеализма;

  4. номинализма и реализма.


2.2.14. По мнению Джона Локка (1632 – 1704), душа человека – это:

  1. частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений;

  2. вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания;

  3. человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта;

  4. совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.


2.2.15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632 – 1677):

  1. бог и субстанция (природа) – это одно понятие;

  2. бог находится вне субстанции, но не является ее творцом;

  3. бог находится в природе, являясь ее творцом;

  4. бог находится в природе, являясь ее субстанцией.


2.2.16. Немецкий философ, математик Г. В. Лейбниц (1646 – 1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению:

  1. идея не может быть субстанцией, т.к. она есть чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов;

  2. материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой;

  3. субстанцией является движущаяся и вечно развивающаяся материя;

  4. в основе мира не может существовать какой-либо неизменной, единообразной, однородной материальной субстанции.


2.2.17. Английский философ Джордж Беркли (1685 – 1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает:

  1. существовать независимо от нашего сознания;

  2. определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;

  3. быть воспринимаемым ощущениями;

  4. существовать в человеческом представлении.


2.2.18. Скептицизм Дэвида Юма (1711 – 1776) заключается в том, что:

  1. он признавал духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла»;

  2. действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым;

  3. мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;

  4. в основе всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта лежит неведомая, непознаваемая, объективно существующая «вещь в себе».


2.3. Философия Просвещения
2.3.1. XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путём образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить:

  1. абсолютную монархию;

  2. нравы и образ жизни людей, само общественное устройство;

  3. феодально-аристократические устои общества;

  4. устои католической церкви.


2.3.2. В основу представлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании легла … картина мира.

  1. мифологическая;

  2. механистическая;

  3. религиозная;

  4. варианты а и б верны.


2.3.3. Упрощённые представления просветителей о детерминизме в природе, о понятии закономерности, а также о сущности человеческого познания, которое сводилось к пассивному отражению внешнего мира, были вызваны тем, что:

  1. они абсолютизировали роль географического фактора в развитии общества;

  2. движение сводилось ими к простому механическому перемещению;

  3. движение понималось ими как развитие;

  4. варианты а и в верны.


2.3.4. Представление о «духе законов» Монтескье положило начало направлению:

  1. духовного монизма;

  2. географического детерминизма;

  3. европейского гуманизма;

  4. социального фатализма.


2.3.5. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство:

  1. природное;

  2. имущественное;

  3. политическое;

  4. сословное.


2.3.6. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей – это равенство:

  1. природное;

  2. имущественное;

  3. политическое;

  4. сословное.


2.3.7. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:

  1. просвещённого монарха;

  2. избранного президента;

  3. объединённый народ;

  4. парламент.


2.3.8. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:

  1. собственную свободу;

  2. неограниченное право;

  3. гражданское право;

  4. естественное право.


2.4. Немецкая классическая философия
2.4.1. Впервые в науке и философии Иммануил Кант (1724-1804) поставил вопрос:

  1. о возможностях познавательных способностей субъекта;

  2. о социальном прогрессе, о наилучшем общественном устройстве;

  3. о разработке универсального метода познания естественных наук, которым смогли бы руководствоваться учёные всех отраслей знания;

  4. о сложности объекта познания философии.


2.4.2. По теории Канта, время и пространство:

  1. являются вечными реальными атрибутами субстанции;

  2. не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

  3. возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

  4. являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.


2.4.3. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

  1. связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

  2. человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

  3. человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

  4. человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.


2.4.4. И.Г. Фихте (1762-1814) попытался вывести всё разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала:

  1. Мирового Духа;

  2. Абсолютного Духа;

  3. Бога, ежесекундно творящего мир посредством собственной воли;

  4. некоего абсолютного субъекта, наделённого бесконечной активной деятельностью, который творит мир.


2.4.5. В учении Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) природа, общество, человек, Вселенная порождены:

  1. косной материей;

  2. сверхчеловеком;

  3. Абсолютной Идеей;

  4. Богом.


2.4.6. Последний представитель немецкой классической философии, философ-материалист, Людвиг Фейербах (1804-1872), в центр своего учения поставил:

  1. человека, как природное, психофизическое существо;

  2. утопический проект замкнутого «торгового государства»;

  3. объективно существующую, но неведомую, непознаваемую основу всех чувственно воспринимаемых и мыслимых предметов;

  4. науку о науке – «наукоучение».


2.5. Марксистская философия
2.5.1. Основатели марксизма – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления:

  1. неогегельянства;

  2. трансцендентализма;

  3. диалектического материализма;

  4. антропологического идеализма.


2.5.2. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвящённая развитию общества (социальная философия), получила название:

  1. младогегельянства;

  2. иррационализма;

  3. диалектического идеализма;

  4. исторического материализма.


2.5.3. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

  1. сознания;

  2. производительных сил;

  3. мирового исторического процесса;

  4. взаимодействия бога и природы.


2.5.4. Законы «единства и борьбы противоположностей», «перехода количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания» относятся к законам:

  1. мирового исторического процесса;

  2. антропологического идеализма;

  3. материалистической диалектики;

  4. иррационализма.


2.5.5. В основе марксистского учения о базисе и надстройке лежит положение:

  1. не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание;

  2. только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости;

  3. не бытие людей определяет их сознание, а, напротив, их общественное сознание определяет их бытие;

  4. климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества.


2.5.6. По Марксу, человек есть:

  1. совокупность всех общественных отношений, которая меняется от эпохи к эпохе;

  2. многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов;

  3. образ и подобие Бога;

  4. варианты а, б, в верны.


2.5.7. Мышление стало рассматриваться в марксизме не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической, общественно-трудовой деятельности, т.е.:

  1. миросозерцания;

  2. всеединства;

  3. диалектики духа;

  4. практики.




2.6. Философские альтернативы новейшего времени.

Современная западная неклассическая (постклассическая) философия
2.6.1. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают:

  1. интенциональность;

  2. инструментализм;

  3. верификацию;

  4. интерпретацию;


2.6.2. Согласно учению О. Конта развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:

  1. мифологическую – философскую – позитивную;

  2. теологическую – метафизическую – позитивную;

  3. религиозную – натуралистическую – позитивную;

  4. философскую – позитивную – религиозную.


2.6.3. С точки зрения представителей эмпириокритицизма задача философии состоит в:

  1. обобщении достижений естественных наук;

  2. выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;

  3. «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;

  4. создании целостной картины мира.


2.6.4. Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу):

  1. истина – то, что доказано;

  2. истина – то, что полезно;

  3. истина – то, что привычно;

  4. истина – то, что непостижимо.


2.6.5. Какое философское течение рассматривает человека как существо, «заброшенное в мир», жизнь которого трагична, проблематична, временна и абсурдна?

  1. экзистенциализм;

  2. позитивизм;

  3. неотомизм;

  4. прагматизм.


2.6.6. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, – это:

  1. исследование философских письменных памятников;

  2. современная интерпретация древних идей;

  3. толкование и осмысление текста;

  4. сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.


2.6.7. Согласно психоаналитическому учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

  1. мышлением;

  2. бессознательным;

  3. разумом;

  4. рассудком.


2.6.8. Какой принцип философии Фомы Аквинского лежит в основе современного неотомизма?

  1. принцип социального прогресса;

  2. принцип агностицизма – непознаваемости мира;

  3. принцип свободы человеческой личности;

  4. принцип гармонии между верой и разумом.




2.7. Русская философия
2.7.1. Первым русским философом считается:

  1. игумен Троице-Сергиевского монастыря Сергий Радонежский (1321-1392), благословивший московского князя Дмитрия Донского на Куликово сражение с татарами;

  2. Андрей Рублев (1360-1430), иконы которого предстают перед нами как «философия в красках»;

  3. киевский митрополит Илларион (XI в.), создавший проповедь-молитву «Слово о законе и благодати»;

  4. Григорий Сковорода (1722-1794), критиковавший официальную религию за её догматизм и схоластику.


2.7.2. … создал патриотическую идеологическую систему, которая утверждала принципы соборного единения народа, морально-этические нормы и ценности русского человека, национального миросозерцания, идеал Отечества («Святая Русь»)

  1. Григорий Сковорода;

  2. Андрей Рублев;

  3. Сергий Радонежский;

  4. Владимир I Святой.


2.7.3. Религиозно-философское обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром – Москвой (идеи «Москва – Третий Рим») содержится:

  1. в сочинении Иосифа Волоцкого «Просветитель или Обличение ереси жидовствующих»;

  2. в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея;

  3. в «Соборном Уложении» Ивана III;

  4. в сочинениях афонского учёного монаха Максима Грека, прибывшего на Русь для участия в переводах и сверке богослужебных книг.


2.7.4. Идеи исихазма (религиозно-этического учения о превосходстве духовных начал над материальными) высказывались в XVI веке:

  1. представителем нестяжателей – Нилом Сорским;

  2. представителем иосифлян – Иосифом Волоцким;

  3. представителем Избранной Рады – Андреем Курбским;

  4. представителем «ближнего круга» Ивана IV – монахом Сильвестром.


2.7.5. Заложив основу русской философской антропологии (трактат «О человеке, его смерти и бессмертии»), … попытался применить материалистическую методологию к анализу явлений психики и духовности, но пришел к идеям, схожим с идеями Платона (о вечности души и переходе ее от одного тела к другому)

  1. М.В.Ломоносов (1711-1765);

  2. А.С. Хомяков (1804-1860);

  3. К.С. Аксаков (1817-1860);

  4. А.Н. Радищев (1749-1802).


2.7.6. Этапы становления русского материализма связаны с именами:

  1. Максима Грека и Филофея;

  2. М.В.Ломоносова и А.Н. Радищева;

  3. А.С. Хомякова и К.С. Аксакова;

  4. Нила Сорского и П.Я. Чаадаева.


2.7.7. … поставил вопрос о «русском пути»: или для России не осталось иного пути, кроме западноевропейского, или она пойдет самобытным путем, отвечая на «важнейшие вопросы, какие занимают человечество».

  1. Т.Н. Грановский;

  2. К.Д. Кавелин;

  3. И.П. Кулибин;

  4. П.Я. Чаадаев.


2.7.8. … поставили своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского.

  1. Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин);

  2. Нестяжатели (Н. Сорский, С. Радонежский, М. Грек);

  3. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков);

  4. Народники (П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин).


2.7.9. В религиозно-философском учении А.С. Хомякова … – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жёстким иерархическим порядкам официальной церкви.

  1. соборность;

  2. общественное сознание;

  3. индульгенция;

  4. коммуна.


2.7.10. Основоположник теории «русского социализма» – А.И. Герцен (1812-1870) – критиковал … за то, что судьбу конкретной личности тот принес в жертву абсолютной идее (западная цивилизация богата внешними формами, но бедна человеческим содержанием – вот почему влияние европейской цивилизации опасно для всех народов).

  1. материализм Маркса;

  2. идеализм Гегеля;

  3. агностицизм Беркли;

  4. скептицизм Юма.


2.7.11. Суть теории «русского социализма», по Герцену, составляет соединение … и «русского быта», надежда на исторические особенности молодой русской нации, а также на социалистические элементы сельской общины и рабочей артели.

  1. русского православия;

  2. западной науки;

  3. идеологии народничества;

  4. идеи «Москва – Третий Рим».


2.7.12. В главном философском произведении Н.Г. Чернышевского – «Антропологический принцип в философии» (1860) обосновывается положение о:

  1. неизменности сущего, пребывающего во всех своих изменчивых формах;

  2. множественности миров, бесконечности мира в пространстве и времени;

  3. обусловленности хода мирового развития движением абсолютной идеи;

  4. материальном единстве мира и объективном характере законов природы.


2.7.13. Три главных направления народничества:

  1. консерватизм (К.Н. Леонтьев), персонализм (Н.А. Бердяев), онтологизм (С.Л. Франк);

  2. анархистское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров), заговорщическое (П.Н. Ткачёв);

  3. философия права (И.А. Ильин), философия культуры (Г.П. Федотов), философия истории (Н.Я. Данилевский);

  4. марксистское (Г.В. Плеханов), диалектическое (А.М. Деборин), «механистическое» (И.И. Скворцов-Степанов).


2.7.14. Принцип единства Вселенной, всего сущего, высший принцип организации бытия в философии В.С. Соловьёва получил название:

  1. триединства;

  2. пантеизма;

  3. космизма;

  4. всеединства.


2.7.15. Н.А. Бердяев называет человека:

  1. носителем разума;

  2. «экзистенциальным центром», наделённым свободой;

  3. идеальным центром «я»;

  4. символическим существом.


2.7.16. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого следует понимать как:

  1. бездействие, подобное «недеянию» Лао-цзы;

  2. сотворение добра;

  3. непричинение зла другому;

  4. середина между добром и злом.


2.7.17. Нравственным идеалом Ф.М. Достоевского была идея:

  1. анархизма;

  2. нигилизма;

  3. национализма;

  4. всечеловечности («Соборного всеединства во Христе»).


2.7.18. Истину П.А. Флоренский понимал как:

  1. нечто очевидное, а потому не нуждающееся в доказательстве;

  2. то, что приносит пользу, выгоду;

  3. совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование;

  4. адекватное, подтверждённое практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.


2.7.19. … утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков.

  1. С.Н. Булгаков;

  2. В.И. Вернадский;

  3. К.Э. Циолковский;

  4. Н.Ф. Фёдоров.


2.7.20. … явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства, считал космос живым и разумным, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.

  1. А.Л. Чижевский;

  2. В.И. Вернадский;

  3. К.Э. Циолковский;

  4. Н.Ф. Фёдоров.


2.7.21. … развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума).

  1. В.И. Вернадский;

  2. А.Л. Чижевский;

  3. К.Э. Циолковский;

  4. Н.Ф. Фёдоров.


3. Теория современной философии
3.1. Учение о бытии
3.1.1. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется:

  1. аксиологией;

  2. методологией;

  3. онтологией;

  4. антологией.


3.1.2. Категория «бытие» вводится в философский обиход:

  1. Парменидом;

  2. Ж.П. Сартром;

  3. Аристотелем;

  4. Буддой.


3.1.3. Понятие … обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений.

  1. пространство;

  2. время;

  3. сознание;

  4. субстанция.


3.1.4. В истории философии существовали различные мнения о том, сколько субстанций лежит в основе бытия. Дуалистами называют тех философов, которые:

  1. признают первичность одного из двух начал – материального или идеального;

  2. считают равноправными как материальное, так и идеальное начала;

  3. утверждают необходимость учёта множественности факторов (начал), определяющих развитие мира;

  4. варианты б и в верны.


3.1.5. Основными формами бытия являются:

  1. «взаимодействие между материей и информацией», «выделение и сохранение единства»;

  2. материальное, идеальное, человеческое, социальное;

  3. объективное, субъективное, имманентное, трансцендентное;

  4. сознательное, бессознательное, подсознательное, духовное.


3.1.6. Представитель элеатов, Парменид, опровергал существование небытия. Он утверждал, что небытие не существует, потому что оно немыслимо. А немыслимо оно потому, что сама мысль о небытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли.

Означает ли это, что «можно мыслить и то, чего нет»? Прав ли Парменид, опровергая существование небытия? Если нет, то в чём ошибочность его суждения? Ответ обоснуйте.
3.2. Современное учение о материи
3.2.1. В современной философии существует несколько подходов к понятию материя:

  1. материалистический, объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, позитивистский;

  2. количественный, качественный, динамический, популяционный;

  3. субстанциальный, реляционный, флуктуационный;

  4. механический, физический, химический.


3.2.2. Какое из перечисленных ниже определений соответствует понятию материализм:

  1. принцип жизни, который заключается в признании примата материальных благ для жизни общества;

  2. философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания, духа;

  3. практический, здравый взгляд на вещи, отказ от далёких от жизни рассуждений;

  4. признание реального существования конкретных вещей и отрицание существования, в качестве реальности духовного, идеального.


3.2.3. Характерными чертами (атрибутами) «материи» являются:

  1. объективный дух, субъективный дух, абсолютный дух;

  2. наличие движения, самоорганизация, размещённость в пространстве и времени, способность к отражению;

  3. наличие кварков, лептонов, микролептонов и античастиц;

  4. закон бытия, закон причинности, закон логического основания, закон мотивации для действий человека.


3.2.4. Определите, кому принадлежит следующее высказывание: «То, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»)».
3.2.5. Проанализируйте следующий силлогизм: «Материя – это философская категория. Все категории существуют только в сознании. Следовательно, материя существует только в сознании».
3.2.6. В.И. Ленин писал, что «противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна» (В.И. Ленин. Полное собр. соч. Т. 18. с. 151).

Объясните смысл данного высказывания. Почему нельзя абсолютизировать значение основного вопроса философии?
3.2.7. Английский философ Джордж Беркли считал, что вне нашего сознания нет никакого движения, что наблюдаемое богатство окружающего мира – это, всего-навсего, плод нашей фантазии, нашего воображения, иллюзия в нашем сознании. К какому философскому направлению относится такое понимание движения?
3.2.8. Русский физик Н.А. Умов в своём выступлении на II Менделеевском съезде в 1911 году говорил: «последнее развитие физики есть процесс против материи, окончившийся её изгнанием… Не пора ли изгнать материю?.. Материя исчезла, её разновидности заменены системами родственных друг другу электрических индивидов, и перед нами рисуется вместо привычного материального глубоко отличный от него мир электромагнитный».

В чём вы видите ошибку учёного? На чём были основаны подобные заключения? В чём их суть?
3.3. Учение о развитии
3.3.1. В современном понимании диалектика – это:

  1. искусство ведения диалога, спора;

  2. представление о вечном становлении мира;

  3. выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные;

  4. учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.


3.3.2. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

  1. законы, категории, принципы;

  2. понятия, суждения, умозаключения;

  3. ощущения, восприятия, представления;

  4. варианты б и в верны.


3.3.3. Любой предмет или явление рассматривается в … как некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон.

  1. диалектике;

  2. метафизике;

  3. монизме;

  4. плюрализме.


3.3.4. Согласно … развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

  1. метафизике;

  2. материалистической диалектике;

  3. идеалистической диалектике;

  4. вульгарному материализму.


3.3.5. Определите, какое из ниже перечисленных суждений относится к: а) диалектическому материализму, б) метафизическому материализму, в) физике:

1) атом есть протяжённая неделимая частица;

2) атом обладает сложной структурой;

3) атом существует независимо от нашего сознания.
3.3.6. Определите, какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Всё где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное».
3.4. Духовная реальность. Сознание
3.4.1. В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как:

  1. теория тождества;

  2. теория элиминации;

  3. теория отражения;

  4. солипсизм.


3.4.2. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:

  1. объективный идеализм;

  2. субъективный идеализм;

  3. диалектический материализм;

  4. экзистенциализм.


3.4.3. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:

  1.   1   2
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации