Ответы на экзамен по Теории и истории налогообложения - файл n1.doc

Ответы на экзамен по Теории и истории налогообложения
Скачать все файлы (548 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc548kb.17.02.2014 15:05скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. Экономическая сущность и объективная необходимость налогов

В России впервые выражение «налог» было использовано в работе известного ученого Поленова А.Я. «О крепостном состоянии крестьян в России», опубликованного в 1776 г. С XIX века термин «налог» стал основным в России.

Выдающиеся ученые в области налогов Э.Селигман и Р.Стурм в своей работе «Этюды по теории обложения» рассмотрели эволюцию понятия налог в разных языках. Они выделяют 7 стадий в его становлении и развитии:

1. гражданин делал подарок;

2. государство просило о поддержке;

3. налогоплательщик выступает с инициативой одолжения государству;

4. пожертвование со стороны налогоплательщика;

5. обязательства гражданина как священный долг перед государством;

6. принуждение граждан;

7. идея определенной доли или оклада, установленной правительством вне всякой зависимости от воли плательщика

В современных научных работах много внимания уделяется определению налогов. Так, например, известный налоговед, Т.Ф.Юткина указывает, что понятие налог нужно рассматривать в широком и узком смысле этого слова.

В широком понимании налог представляет собой определенную совокупность финансовых (денежных отношений), складывающихся в процессе перераспределения совокупного дохода общества и выражающих движение его отдельных частей на условиях безэквивалентного, обязательного изъятия у непосредственных создателей в пользу государства на выполнение им своих обязанностей.

В узком смысле понятие «налог» представляет собой конкретную материализацию перераспределительных отношений в форме реальных налоговых платежей и сборов, обеспечивающих создание доходов бюджета. В них трансформируется объективное сущностное начало категории «налог», его глубинный внутренний потенциал. Реальные налоговые формы на практике (виды налогов, условия их «жизнедеятельности») выполняют функции, присущие всеобщей категории «налог». Они подчиняются классическим принципам налогообложения.

Взаимосвязь финансов и налогов



Любое экономическое явление имеет внешнюю форму своего проявления. Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения различных участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные до­ходы государства. С позиции налогоплательщика - это изъятие части его собственного дохода. Причем изъятие принудительное и неэквивалентное. Из этого следует, что между участниками нало­говых отношений неизбежно возникает объективное противоре­чие. Необходимость учета фактической платежеспособности нало­гоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, с другой стороны, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены как справедливость, эффек­тивность и простота.

Налоги имеют не только экономические, но и правовые формы внешнего проявления. В силу того, что налоговые отношения зат­рагивают важнейшие экономические интересы их участников, они должны быть законодательно закреплены. В современных государ­ствах составной самостоятельной частью финансового права выс­тупает налоговое право.

Наибольшее значение имеет экономическая сущность налогов. Она вытекает из природы налогов, их исторического характера. По мнению преподавателей кафедры «Налоги и налогообложение» МФА, налогам как экономической категории присущи такие специфические особенности:

1. устойчивые внутренние свойства (обязательный, законодательно-правовой характер, индивидуальность);

2. закономерности развития, которые характерны для всех стран в силу национальных особенностей;

3. налогам присущи свои отличительные признаки проявления в отличие от других категорий (цена, кредит, финансы).

Специфическими чертами налогов, которые отличают их от других видов финансовых платежей являются по мнению таких известных ученых как Д.Г.Черник, Л.П.Павлова, А.З.Дадашев, В.Г.Князев, В.П.Морозов: обязательный характер, законодательный характер, безэквивалентность, целевой характер

Современное определение налога (кафедра налогов МФА при Правительстве РФ):

Налог – это экономическая категория, выражающая денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения ВВП, НД страны в связи с формированием централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Под финансовыми ресурсами следует понимать фонды денежных средств, направленных на расширенное воспроизводство.

Таким образом, налоговые отношения являются важной составляющей частью огромного массива финансовых отношений. Налоговые отношения связаны с принудительным изъятием части дохода или имущества налогоплательщиков без притязания плательщиков на компенсацию уплаченных ими сумм со стороны государства.

Наглядно эти рассуждения обобщены таким образом (Д.Г.Черник, Л.П.Павлова, А.З.Дадашев, В.Г.Князев, В.П.Морозов)

Экономическая природа налогов

Экономическая сущность налогов

Внешние формы проявления налогов

экономические

правовые

Вид финансового платежа с присущими ему отличительными чертами:

1. Обязательность

2. Законодательный характер

3. Безэквивалентность

4. Целевой характер

Экономическая категория. Совокупность отношений между государством и налогоплательщиками по поводу перераспре­деления ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства

1.Доходы бюджета

2. Изъятие части

собственного дохода налогопла­тельщика

Нормы налогового права




Сущность любой экономической категории выражается через ее функции. Под функцией понимают наиболее важные, наиболее характерные черты данной категории.

Функции налога. Наиболее распространенная точка зрения выражена в работах проф. Л.П.Павловой о наличии у налогов двух функций (фискальной и регулирующей).

Фискальная - Способствует обеспечению государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности

Регулирующая - Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития.

- стимулирующая и воспроизводственная подфункции.

Социальная (распределительная) – налогообложение доходов оказывает влияние на остроту соц-х противоречий в общ-ве и может либо сглаживать, либо усиливать их.

Контрольная – Уровень налоговых поступлений и динамика их поступлений отражают состояние эконом. Тенденции её развития

По мнению преподавателей кафедры «Налоги и налогообложение» МФА, благодаря фискальной функции налогов происходит обеспечение государства финансовыми средствами, которые необходимы для его функционирования. В настоящее время эта функция усиливается, т.к увеличивается доля налоговых поступлений в бюджете государства. Можно утверждать, что чем более развиты рыночные отношения, тем должна быть действеннее фискальная функция.

Значение регулирующей функции проявляется в том, что налоги активно влияют на экономику по таким направлениям:

  1. стимулирование или сдерживание темпов воспроизводства;

  2. усиление или ослабление процесса накопления капитала;

  3. расширение или уменьшение платежеспособного спроса населения.

Таким образом, налоги как экономическая категория вмешиваются в процесс воспроизводства. Конкретными инструментами налогового регулирования являются – налоговые ставки, налоговые льготы и непосредственно разновидности налогов.

Через контрольную функцию проявляется эффективность налогового механизма. Она дает возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностью государства в финансовых ресурсах.

На современном этапе контрольная функция представлена налоговым администрированием, задача которого обеспечить контроль за правильностью исчисления и полнотой взноса в бюджет налогов.

В специальной экономической литературе можно встретить и другие точки зрения. Например, известный теоретик и практик в области налогов - И.Горский утверждает, что налогам свойственна одна функция – фискальная: в ней смысл, внутреннее предназначение и исторический движитель налога. Автор подчеркивает, что в западной литературе нет строгих определений налога, как нет и никаких упоминаний о его функциях.

Некоторые авторы выделяют также стимулирующую функцию. В настоящее время ее значение увеличивается.

2. Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней.

Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, политическую, социальную и др.

Отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов охватывает финансово-бюджетная система. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др.функций государства. Важными «кровеносными артериями» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть ВВП, создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Дело в том, что государство, являясь важнейшим общественным институтом, практически не имеет самостоятельного дохода (в современном обществе у государства есть доходы, принадлежащим ему акциям, а также доходы, создаваемые в гос. секторе экономики, однако объем указанных доходов несопоставим с объемом гос. расходов).

Совокупный доход общества создается в рамках индивидуальных хозяйств, которые ведутся экономически обособленными субъектами. Именно в процессе производства товаров, работ, услуг, а также в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство может получать денежные средства, необходимые для осуществления своей деятельности, только через изъятие части доходов, сформированных в рамках индивидуальных хозяйств.

Т.о. через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества м/у реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части государства. Т.о., изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования гос.доходов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие определенных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством ВВП, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а в микроэкономическом аспекте налог-это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

В НК РФ сказано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО. Иными словами, налог основывается на принципах:

- обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения;

- индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

- безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав,, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

- отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физ.лицу.

Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

В НК РФ дается и определение понятия «сбор» - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ.лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, ОМСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.

Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж д.б. законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

Кроме того. Данное определение страдает еще одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения.

Подобная увязка ограничивает возможность уплаты налога в других формах. Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не м.б. и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в СРП, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.

И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физ.лицам на праве собственности, хоз.ведения или оперативного управления денежных средств противоречит КРФ, поскольку согласно КРФ лишение имущества м.б. произведено только лишь по решению суда.

Т.о., можно дать следующее определение: налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО (Пансков).

По мнению Курочкина В.В., Осетровой Н.И. наиболее научной понятной является дефиниция налога, которая была дана в законе «Об основах налоговой системы в РФ» 1991г., где под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимался «обязательный внос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

В настоящее время формирование доходной базы бюджетов всех уровней осуществляется в соотв. С БКРФ в статьях 10,50,56, 61.

БК РФ определяет доходы:

Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при 3.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов.

Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

5.Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений

1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

Статья 61.1. Налоговые доходы муниципальных районов

Статья 61.2. Налоговые доходы бюджетов городских округов

3. Элементы налога как степень реализации отдельных функций конкретного налога.

Степень реализации отдельных функций конкретного налога определяется элементами налога. Элементы налога – отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должна содержаться исчерпывающая информация, которая позволила бы конкретно утвердить элементы налога. Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести:

Если законодатель по какой-то причине не установил или не определил хотя бы один из элементов налога, то обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев – уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом. Четкое определение элементов налога способствует планированию развития бизнеса, определению финансового результата предпринимательской деятельности, что особенно важно при рыночных отношениях.

Весьма существенную проблему представляет не только установление в законе о налогах всех необходимых существенных элементов, но и четкое их определение. Если тот или иной элемент в законе установлен, но не определен, то возникает необходимость дополнения закона подзаконными нормативными актами, в рамках которых и определяется элемент, установленный в законе.

Принято различать две группы элементов налога: обязательные (или существенные) и факультативные. Без первой группы элементов (или хотя бы при отсутствии одного из них) налог не может быть однозначно определен и соответственно может быть не уплачен. Наличие или отсутствие факультативных элементов не влияет на факт уплаты налога.

К числу обязательных (существенных) элементов налога относятся:

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налог

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Определение элементов налога

Элементы налога

Налоговый кодекс РФ

налогоплательщик


Ст.19 НК РФ: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

объект налогообложения


Ст.38 НК РФ: объектами налогообложения могут являться операции по реализации ТРУ, имущество, прибыль, доход, стоимость реализуемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

налоговая база


ст.53 НК РФ: стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения

налоговый период


ст.55 НК РФ: под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи

налоговая ставка


ст.53 НК РФ: представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

порядок исчисления налога


ст.52 НК РФ: налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

порядок и сроки уплаты налога


ст.57: сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

58 НК РФ: конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации