Паскал В. Программа психологической адаптации первоклассников к обучению в школе - файл n1.doc

Паскал В. Программа психологической адаптации первоклассников к обучению в школе
Скачать все файлы (89 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc89kb.17.02.2014 14:08скачать

n1.doc

Утверждено

методическим советом МОУ «Усть-Нерская основная

общеобразовательная школа

с коррекционными классами

“____” _________ 2008 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА

АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
МОУ «УНООШ с коррекционными классами»
Педагог-психолог: Паскал Виктория Викторовна





ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА

АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
- Цели и задачи:

- способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию

школьника;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в про

цессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции обучающихся;

- развивать способность к обобщениям;

- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать

состоянием нерешительности и неуверенности;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающих-

ся;

- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и жи

вому миру;

- снижать уровень агрессивности обучающихся;

- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

- создавать обучающимся ситуацию успеха;

- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;

- формировать адекватное поведение обучающихся;

- формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к

совместной деятельности с педагогом;

- формировать учебные мотивы обучающихся;

- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;

- определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;

- проводить диагностику способностей обучающихся;

- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
Актуальность программы:

В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

Неадаптированность обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемостьобучающихся в последующие годы.

Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.

Длительность программы 1 год



Программа реализуется на основе психодиагностики, которая прово -

дится 2 раза в год
Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,

психологического обследования
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных

особенностей детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны.

Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.

Настоящая программа составлена для учеников 1 класса В клас-

се: 7% обучающихся на высоком уровне, 35.7% на среднем и 57.3% низком уровне готовности к школьному обучению.

Психические процессы

У Р

Высокий

О В Н

Средний

И

Низкий

Память

14%

14%

72%

Внимание

14%

64.5%

21.5%

Уровень готовности к школьному обучению

7%

35.7%

57,3%

Произвольная сфера

37%

21%

42%

Интеллектуальное

развитие

7%

21%

72%

Воображение

28%

28%

44%

МЫШЛЕНИЕ

тип “мыслителя

тип “образного

мышления”




21%

79%

Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2008/09 уч.г. и индивидуальных особенностей обучающихся.
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Дата

Т е м а з а н я т и я:

Кол-во часов:

8.09

Тренинги:

а)“Интервью”;

б)“Планета сердец”;

в) Статистическая медитация

1

15.09

Исследование кратковременной памяти, уровня внимания и самоконтроля школьников

1

22.09

Тест Керна-Йирасека на определение интеллектуального развития ребенка

1

29.09

Исследование воображения, мотивации обучающихся

1

6.10

Исследование мышления

1

13.10

Урок релаксации. Сказкотерапия на тему: «Кроличий музей»

1

20.10

Развитие мелкой моторики пальцев рук (Игра «Дождик», упражнения «Сказочная поляна», «Лабиринты» ). Сказкотерапия: «Пойманчик Агао с планеты людчей»

1

27.10

Развитие воображения (Упражнения «Закончи рисунок», «Лесная газета») . Беседа на тему: «От болезней всех полезней»

1

17.11

Развитие цветоразличения (Упражнение «Краски», игра «Ромашка»)

1

24.11

Беседа на тему: «Эмоции и здоровье»

1

1.12

Развитие памяти (Упражнения «Волшебные мешочек», «Цепочка», «Цифры»)

1

8.12

Развитие психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников: «В гостях у месяцев»

1

15.12

Сказкотерапия: «Когда ребенка дразнят»

1

22.12

Игровая психотерапия: техника“Ноги топают” Кэти Вандерлих(Cathy Wunderlich)

1

29.12

Развитие воображения (Упражнения «Домовой», «Фигуры», игра « Узнай на ощупь»)

1

12.01.09

Беседа на тему: «Вредные привычки»

1

19.01

Развитие произвольной сферы (Упражнение «Узоры», игра «Кто точнее?»)

1

26.01

Развитие слуховой памяти (Упражнение «Звуки», игра «Стой»). Сказкотерапия: «Фиолетовый котенок»

1

2.02

Беседа: «Колокольчики добра». Тренинг “Домовой”

1

9.02

Коррекция произвольной сферы (Упражнения «Каждой руке – свое дело», «И мы»). Тренинг на тему: «Острова счастья»

1

2.03

Развитие логического мышления (Упражнения «Часы», «Найди пару») Тренинг: «Зажги звезду»

1

9.03

Развитие мышления (Упражнение «Раздели на части», игра «Не ошибись!»)

1

16.03

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Четвертый лишний», «Хлопки»)

1

30.03

Развитие концентрации внимания (Упражнения «Поезд», «»Цифры», «Сгруппируй узор»)




6.04

Коррекция агрессивности (Упражнения «Распускающийся бутон», «Письмо Бяке и Буке») . Галерея негативных портретов

1

13.04

Коррекция памяти (Упражнения «Окончание слов», «Назови слово»)

1

20.04


Развитие внимания и наблюдательности (Упражнение «Перепутанные линии», игра «Художник»).

1

27.04

Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый - мягкий», игра «Кубик»)

1

4.05

Развитие мелкой моторики пальцев рук (Упражнение «Золотая рыбка», игра «Звездное небо»)

1

11.05

Развитие способности к переключению внимания (Упражнения «Перепутанные буквы», «Угадай предмет»)

1

18.05

Коррекция памяти (Упражнение «Найди кольцо», игра «Учимся запоминать»). Тренинг «Созвездие»

1

25.05

Коррекция межличностных отношений класса (Упражнение «Живые цепочки», игра «Рукопожатие», «Подарок другу»)

1




Всего: 32 часа

32


К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;

* чувство единства, умение действовать согласованно;

* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

* целостная психолого-педагогическая культура;

* учебные мотивы;

* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;

* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

* нравственно-моральные качества;

* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ
- повыситься:

* уровень работоспособности;

* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

* уровень развития памяти;

* внимания;

* мышления;

* восприятия;

* произвольной сферы;

* интеллектуального развития;

* воображения.

* работоспособности;

* речевой активности;

* познавательной активности.

К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно в парах, в группах.
К КОНЦУ ГОДА ВСЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ БЛАГОПРИЯТНО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.

  3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.

  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.

  5. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

  6. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

  7. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

  8. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.

  9. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988

  10. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.

  11. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.

  12. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.

  13. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.

  14. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.

  15. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.

  16. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.

  17. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

  18. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.

  20. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.

  21. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.

  22. Школьный психолог - М., 2003 г


Программу составила


педагог-психолог: В.В.Паскал

Проверено зам. директора по УВР: В.Н.Якимец
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации