Учебник Юнита 1. Вопросы педагогической психологии: педагогическая деятельность, деятельность учения, развитие - файл n1.doc

Учебник Юнита 1. Вопросы педагогической психологии: педагогическая деятельность, деятельность учения, развитие
Скачать все файлы (369.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc370kb.17.02.2014 13:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7




КУРС: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Юнита 1. Вопросы педагогической психологии: педагогическая деятельность, деятельность учения, развитие.

Юнита 2. Диагностика школьного развития.

ЮНИТА 1

Предлагаемое пособие раскрывает содержание основных понятий и схем дисциплины «педагогическая психология» и дает представление об основных направлениях деятельности в этой области.

Оглавление


Тематический план......................................................................................

ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................................

НАУЧНЫЙ ОБЗОР ..............................................................................................

1. Структура курса педагогической психологии .............................

2. Основной процесс, которым управляет педагогический

психолог .............................................................................................................

3. Представление о структуре процесса учения

(по П.Я. Гальперину) .....................................................................................

4. Методы психологической психологии ............................................

5. Междисциплинарные аспекты педагогической

психологии ........................................................................................................

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...................................

ГЛОССАРИЙ *

Тематический план


Структура курса педагогической психологии. Основные аспекты психолого-педагогических разработок и исследований. Основные направления исторического развития педагогической психологии. Типовые задачи педагогической психологии. Общие задачи педагогического психолога. Частные задачи педагогического психолога. Рефлексивная функция задач. Логика и структура курса.

Основной процесс, которым управляет педагогический психолог. Понятие развития. В каком смысле можно говорить о развитии человека. Система образования и психология как механизмы развития человека. Схема протекания нормального педагогического процесса (по Г.П.Щедровицкому). Схема протекания ненормального педагогического процесса. Схема процесса развития (по Л.С.Выготскому).

Представление о структуре процесса учения (по П.Я.Гальперину). Теоретические основания. Параметры действия. Процесс формирования умственного действия. Методика поэтапного формирования умственных действий.

Методы педагогической психологии. Предварительные замечания. Метод наблюдения. Метод беседы. Метод тестирования. Метод эксперимента. Метод тренинга.

Междисциплинарные аспекты педагогической психологии. Общие представления о дисциплинарных аспектах. Семейный аспект. Организационный аспект. Групповой аспект.

литература

Базовый учебник


*1. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Т.4. М., 1984.

*2. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. М., 1993.

Дополнительная литература:


*3. Буткин Г.А. Ильясов И.И, Сохина В.П. Спецпрактикум по педагогической психологии. М., 1979.

4. Гальперин П.Я. Метод “срезов” и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // “Вопросы психологии” 1966, № 4.

 *5. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991.

7. Леонова А.Б., Кузнецов А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993.

8. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л., 1981.

9. Пезешкиан Носсрат. Позитивная семейная терапия. Семья как психотерапевт. М., 1996.

10. Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология. Методические указания. М., 1988.

11. Формирование знаний и умений на основе поэтапного формирования умственных действий. М., 1968.
НАУЧНЫЙ ОБЗОР*
1. СТРУКТУРА КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Основные аспекты психолого-педагогических

разработок и исследований
Существует три основных аспекта, вокруг которых концентрируются основные вопросы психолого-педагогических разработок и исследований:

1. Педагогическая деятельность.

2. Деятельность учения.

3. Развитие.

Если кратко сформулировать содержание этих аспектов, то оно состоит в следующем. Педагогическая деятельность - это область психолого-педагогических исследований, целью которых является повышение эффективности деятельности преподавателя, за счет следующих факторов: новых форм обучения (игровых, дискуссионных и т.д.), новых средств обучения (схем, диаграмм, алгоритмов, компьютерных программ, развивающих игр и игрушек), новой организации содержания обучения. Деятельность учения - это область психолого-педагогических исследований, целью которой является разработка принципов и схем самоорганизации ученика, позволяющих ему более эффективно усваивать знания и умения. Другими словами, это разработка комплекса процедур и средств, направленных на формирование у человека способности к обучению. Развитие - это область психолого-педагогических исследований и разработок, целью которых является включение педагогической и учебной деятельности в общее развитие ребенка. При этом учебная деятельность рассматривается как один из механизмов развития. Под «общим» мы понимаем развитие по четырем основным направлениям: биологическое (физический рост и физиологические изменения; механизмом этого направления развития являются биологические процессы развертывания генотипа и приспособления); социальное (процесс социализации, т.е. усвоения и активного воспроизведения индивидом норм социальной жизни; механизмом этого направления является процесс общения в наиболее обобщенном смысле - как процесс установления общности между двумя самостоятельными индивидами); личностное (процесс формирования «я»-концепции, т.е. осознанного воспроизводства конкретным индивидом только ему присущих личностных черт; механизмом этого направления развития является процесс самосознания); и культурное (это процесс освоения индивидом системы деятельностей, умение воспроизводить которые является необходимым условием жизни индивида в данной культурной среде; механизмом этого направления развития являются процессы учения и обучения).

1.2. Основные направления исторического развития педагогической психологии


В педагогической психологии можно выделить два направления развития. На разных этапах ее истории доминировало то одно, то другое направление. В современной психологии наметилась тенденция к слиянию этих направлений и осуществлен ряд попыток осуществить это.

Назвать эти направления можно по-разному. Мы дадим несколько вариантов названий, чтобы максимально задать систему смыслов каждому направлению и укажем их современный вариант. Их можно назвать научной и инженерной установкой в психологии. Научное направление ориентировано на получение знаний, а инженерное - на осуществление изменений. Их можно назвать теоретическим и практическим. Теоретическое направление ориентировано на объяснение явлений, а практическое - на их преобразование и получение определяемого целью результата. В современном варианте эти два направления представлены в педагогической психологии двумя типами задач, решаемых педагогическим психологом: 1-я задача - коррекции или рекомендации, т.е. либо осуществление некоторых изменений в учебном процессе самим психологом, либо разработка им некоторых алгоритмов или программ, по которым могут быть осуществлены изменения; 2-я задача – задача диагностики, т.е. получения знаний об актуальном состоянии учебного процесса.

Следует отметить, что данные направления, несмотря на ряд попыток их соединить, имеют самостоятельный статус в педагогической психологии, который задается отдельным методологическим аппаратом, обеспечивающим возможность решения каждой из задач.

1.3. Типовые задачи педагогической психологии


Вокруг указанных проблем при действии по линиям исторического развития сложился ряд типовых задач, решаемых педагогической психологией. Мы приводим их в этой теме в связи с тем, что в остальных темах данной юниты и в темах других юнит курса будут раскрываться способы решения данных типовых задач. В этом смысле можно сказать, что структура курса ориентирована на раскрытие способов решения типовых задач педагогического психолога.

Представление о целях и задачах деятельности
Цель педагогической психологии - скоординировать педагогический процесс и процесс индивидуального развития ученика и тем самым обеспечить включение ученика в педагогический процесс.

Задачи (в процессе деятельности) появляются в результате конкретизации цели. Они указывают на действия, которые необходимо осуществить, чтобы достичь цели. При этом действия могут быть ориентированы либо на получение результата, либо на получение продукта. Различие между результатом и продуктом состоит в том, что первый указывает на содержание действия, а второй - на его смысл. Другими словами, при определении результата мы должны ответить на вопрос о том, что сделано, а при определении продукта ответить на вопрос о том, для чего это сделано. Эти два типа действий осуществляются в ходе деятельности как бы параллельно. Схематично это выглядит таким образом:

Схема 1

Например, когда психолог с ребенком делает упражнения по развитию мышления, его действия ориентированы на результат - развить мышление. Когда психолог в процессе упражнений диагностирует уровень развития мышления и сравнивает его с усредненным для данного возраста показателем, его действия ориентированы на продукт - довести уровень развития мышления ребенка до нормального относительно других детей уровня.

Можно еще таким образом задать отношение между результативным и продуктивным действием: результативность действия оценивается с точки зрения того, что было сделано, а продуктивность - с точки зрения того, что необходимо сделать.

Задачи, отвечающие продуктивным действия мы будем называть общими задачами. Задачи, отвечающие результативным действиям мы будем называть частными задачами.

Общие задачи педагогического психолога - это диагностика, коррекция и рекомендация, контроль и оценка.

Частные задачи педагогического психолога - это мотивирование, формирование, совершенствование, регуляция и компенсация.

1.4. Общие задачи педагогического психолога


Диагностика - качественное и количественное измерение текущего состояния развития объекта, а также зоны его ближайшего развития. Эта задача возникает во второй основной ситуации на схеме процесса развития (схему процесса развития мы обсудим позже) и, решив эту задачу, психолог получает ответ на вопрос: что можно изменить сейчас и насколько серьезные изменения можно произвести. При этом мы придерживаемся взгляда, что изменения в человеке должны проходить постепенно и безболезненно. Необходимо отметить, что на этот счет существует и другая точка зрения: изменения должны происходить скачкообразно и болезненно.

Рекомендация и коррекция - определение способа, процедуры и приемов перехода от актуального состояния развития в зону ближайшего развития и осуществление этого перехода самим учеником или с помощью учителей и родителей. В этом определении дано другое название для ситуации перехода. Основной смысл этой ситуации состоит в создании условий, чтобы ребенок начал делать самостоятельно то, что он раньше делал с помощью взрослого. Психологу необязательно делать это самому. Он может дать рекомендации взрослым, с которыми ребенок сотрудничает в обычных условиях. Его рекомендации должны помогать взрослому в организации его взаимодействия с ребенком, чтобы тот стал более самостоятельным, занимаясь определенным видом деятельности.

Оценка - выявление разрыва между требованиями педагогического процесса и уровнем актуального и ближайшего развития, а также соотношения между нормативными показателями уровня развития для данной возрастной группы и показателями конкретного ученика. Данная задача решается в первой ситуации процесса развития, в которой устанавливается несоответствие структуры объекта структуре педагогического процесса. Для многих психических функций и учебных программ эта задача уже стандартизирована. Есть специальные методики, например, на развитие мышления, которые позволяют сразу получить ответ на вопрос: какими интеллектуальными операциями ребенок не владеет, но должен владеть, чтобы освоить учебную программу, например, программу третьего класса средней школы.

Контроль - это поддержание соответствия между требованиями педагогической ситуации, общегрупповыми нормативными показателями и зоной ближайшего развития ученика и своевременное решение задачи коррекции и рекомендации. Выше мы указывали, что при нормальном ходе педагогического процесса необходимости в педагогическом психологе не возникает. В этом случае он может выполнять профилактическую функцию, которой и отвечает задача контроля. На схеме процесса развития эта задача решается в третьей ситуации - в ходе нормального течения педагогического процесса.

1.5. Частные задачи педагогического психолога


Частные задачи имеют прямую связь со структурой объекта. Они указывают тот тип действия, которое осуществляет психолог, когда производит изменение в том или ином элементе объекта.

Мотивирование - пробуждение у ученика интереса к учебному процессу за счет установления связей между мотивационной структурой ученика и учебной деятельностью.

Формирование - выработка у ученика навыков самостоятельной работы над собой. В определенном смысле это - мета-психологическая задача. Суть ее заключается в том, чтобы передать ученику навыки психологической рефлексии и деятельности для самостоятельного управления процессом своего развития.

Совершенствование - повышение эффективности деятельности психических функций. Под эффективностью мы понимаем разницу усилий в действиях при достижении одного и того же результата. Более эффективное действие требует меньше усилий.

Регуляция - создание положительного эмоционального настроя на учебный процесс у учащихся, пресечение стрессового состояния и состояния фрустрации.

Компенсация - программирование индивидуального стиля деятельности для ученика с учетом сильных и слабых сторон его физиологической основы. Под физиологической основой в данном случае мы понимаем темперамент и особенности характера.

Это довольно интересная психолого-педагогическая задача и мы ее рассмотрим более подробно. Термин “компенсация” в психологии имеет двойной смысл. Проще всего его можно рассмотреть на примере компенсаторных процессов в случае ослабленной памяти. Если у человека (в силу каких-то обстоятельств) слабо функционируют мозговые структуры затылочной области, отвечающие за обеспечение памяти, то полноценная работа памяти может быть восстановлена в результате двух различных по своей структуре компенсаторных процессов. Первый вариант: другие отделы мозга возьмут на себя функцию памяти. Это область патопсихологии. Другой вариант, если человек привыкнет записывать все то, что он не хотел бы забыть. Тогда за него функцию памяти будет выполнять записная книжка. Когда мы говорим о компенсации в педагогической психологии, мы имеем в виду компенсацию второго типа.

Возможность компенсации основана на двух принципиальных вещах: возможности бесконечно подробного разворачивания и сворачивания деятельности в знаковых текстах, и различная свернутость и развернутость деятельности при ее индивидуальном осуществлении.

Анализ операциональной структуры деятельности может разворачиваться бесконечно долго. Критерием для его прекращения, т.е. критерием операции является очевидность операции с точки зрения исполнения. Например, если вам предлагается проделать некоторое математическое действие без калькулятора, то знаки умножения и деления будут иметь для вас смысл операций, потому что будут очевидны с точки зрения исполнения. А вот если вам встретится математическое выражение, содержащее квадратный корень, то вам придется проделать дополнительную работу и заменить его (квадратный корень) на ряд операций умножения и деления. В то же время, если вы будете считать с помощью калькулятора, на котором есть соответствующая кнопка, то вычисление корня будет иметь для вас такое же значение операции, как умножение и деление.

Что касается индивидуальной свернутости и развернутости деятельности, то проще всего это показать на примере профессиональной наблюдательности. Опытный психотерапевт может, только взглянув на клиента, понять с какой проблемой тот пришел. У него диагностическая процедура свернута до одного общего чувства, которое возникает у него при взгляде на клиента. В то же время, если вы попросите его рассказать, как он это делает, он предложит вам ознакомиться с какой-нибудь своей монографией, которая посвящена методам зрительной диагностики проблем пациентов. С точки зрения обсуждаемой темы, эта монография обеспечивает молодых диагностиков знаковыми средствами, позволяющими им компенсировать отсутствие опыта.

По механизму компенсаторная задача, решаемая программированием индивидуального стиля деятельности, аналогична. Например, гипертимные дети отличаются низкой способностью к концентрации и удержанию внимания. Следовательно, при работе с таким детьми психолог должен подготовить графические формы, которые могут служить средством управления вниманием, и обучить ими пользоваться ребенка.

1.6. Рефлексивная функция задач


Заканчивая данный раздел, мы бы хотели еще раз обратить ваше внимание на то, что приведенные выше задачи-действия нельзя рассматривать как непосредственные действия психолога. Это рефлексивный план его деятельности, т.е. то, как психолог осмысливает свою деятельность. Иначе говоря, так выглядят действия психолога с точки зрения самого психолога.

Например, психолог может предложить ученику помечтать вслух. Допустим ученик согласился. Что он при этом делает? - Мечтает вслух. А действия психолога при этом зависят от того, как он осмысливает то, что делает. Он может, например, заниматься диагностикой мотивационной сферы. Может совершенствовать психическую функцию - воображение. Он может заниматься эмоциональной регуляцией состояния ученика - при определенных обстоятельствах мечтание может действовать успокаивающе. От того, как психолог определит свою задачу, зависят его взаимоотношения с учеником в этой ситуации. Если он диагностирует мотивационную сферу, его будет интересовать содержание мечтаний, и он будет предлагать ученику помечтать о чем-нибудь еще и еще. Если его интересует совершенствование воображения, ему будут интересны детали и подробности, а не разнообразие. Наконец, если он занимается психорегуляцией, для него главным будет положительная окраска мечтаний. Его задачей будет изменение негативной структуры мечты, например: “Хочу, чтобы не было...”, - на позитивную, например: “Хочу, чтобы было ... и тогда ...”.

Следующим этапом наших действий будет обсуждение методов работы педагогического психолога, т.е. поиск ответа на вопрос о том, как решать изложенные в данной теме задачи.

1.7. Логика и структура курса


Исходя из описанной выше ситуации (наличие нескольких проблемных аспектов, наличие двух направлений исторического развития) и учитывая, что в педагогической психологии «оставили след» многие известные ученые, мы решили построить курс таким образом, чтобы с одной стороны, дать представление обо всех элементах ситуации, а с другой стороны - задействовать различных авторов, в том числе - современных.

Поэтому построение курса будет следующим. В первой юните мы раскроем содержание основных аспектов педагогической психологии, но в понимании различных авторов. Мы рассмотрим представление о педагогической деятельности, о том, как она понималась Г.П. Щедровицким; мы рассмотрим представление о развитии, как оно понималось Л.С. Выготским; мы рассмотрим представление об обучении, как оно понималось П.Я. Гальпериным. Кроме того, мы рассмотрим основные формы организации работы психолога, которые иногда (как нам кажется) не совсем точно называют в психологии “методами”. И в последней теме данной юниты мы рассмотрим междисциплинарные аспекты деятельности педагогического психолога.

Вторую и третью юниты мы посвятим двум направлениям развития педагогической психологии: коррекции и диагностики.

В четвертой юните мы рассмотрим попытку синтеза обозначенных выше представлений, предпринятую В.В. Давыдовым при разработке новой психолого-педагогической категории - категории “деятельности учения”. Эта попытка является одним из современных достижений в области педагогической психологии, претендующим на построение новой логики и структуры образования. Это попытка синтеза как аспекта психолого-педагогической психологии (поскольку, например, в этой концепции нет собственно преподавателей и учеников, поскольку они учатся друг у друга и учат друг друга), так и попытка синтеза двух направлений развития педагогической психологии поскольку необходимо диагностировать уровень сформированности деятельности учения, то такое содержание диагностики превращает ее из процедуры познавательной в процедуру рефлексивную; это означает, что процедура диагностики встраивается в общую структуру организации действия, которая состоит из стадии ориентировки в ситуации, стадии исполнения действия и стадии контроля результата; диагностика становится способом контроля результата.
  1   2   3   4   5   6   7
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации