Ответы на вопросы к зачёту - История экономических учений - файл n1.doc

Ответы на вопросы к зачёту - История экономических учений
Скачать все файлы (382 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc382kb.03.02.2014 22:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
1.Предмет и метод истории экономических учений.

История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика».

Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.

Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, индукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, системный, математического моделирования и др.

Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория.

Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической, культуры. Но в процессе ее изучения, говоря словами нобелевского лауреата по экономике Милтона Фридмена, следует обращаться еще и к «автобиографиям и биографиям... и стимулировать его с помощью афоризмов и примеров, а не силлогизмов (дедуктивных умозаключений. — Я.Я.) или теорем»1.

О структуре курса истории экономических учений

Исходя из логики научного анализа и особенностей эволюции мировой экономики и экономической науки, в курсе истории экономических учений правомерно выделить следующие три раздела:

1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики.

Первый раздел включает в себя характеристику экономической мысли в периоды древнего мира и средневековья, особенностью которых было господство натурально-хозяйственных отношений и экстенсивный характер воспроизводства. Второй раздел истории экономических учений охватывает периоды эволюции школ и направлений экономической мысли, придерживавшихся теоретико-методологических принципов, принципов ничем не ограниченной свободы предпринимательской деятельности.

Третий раздел истории экономических учений образуют новейшие теоретико-методологические достижения XX столетия, связанные с творческим наследием авторов вновь появившегося (20—30-е гг.) социально-институционального направления экономической мысли, а также новых лидеров неоклассического направления, возникшего еще в конце XIX в.

2.Особенности экономической мысли Древней Индии и Древнего Китая.

ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕЙ ИHДИИ Особенности Индии является раннее деление населения на касты. Наиболее яркое выражение экономическая мысль нашла в Законах Ману, они составлялись на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до н.э.) и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются Ману мифическому прародителю людей. 1. Рабство - нормальное явление, и существует семь случаев превращения человека в раба: плен; содержание или рождение в доме господина; покупка; дарение; передача по наследству; в силу наказания. Допускалось долговое рабство: "пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты". Рабство выдается за социальную систему, установленную самим богом. Царь призывался ревностно заставлять вайшью и шудру выполнять свой долг, потому что они "избегая своих обязанностей, потрясают этот мир". Экономическая мысль Индии ставила вопрос о государстве. Она допускала самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. На царя возлагалось дело колонизации окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрение иммиграции иностранцев, строительство колодцев и резервуаров, ирригационная система, поощрение земледелия, скотоводства, садоводства. Характерно, что купцы описывались как мошенники, и государю рекомендовалось пресекать вред, который наносят стране "Воры не носящие названия воров, т.е. купцы, наемные работники, жонглеры, нищие и прочие мошенники". Царю же предлагалось принимать участие в торговле, предварительно выяснив положение на рынке; поощрять купцов ввозящих иноземные товары. Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это показывает, что начали ослабляться натуральнохозяйственные мотивы, хотя они и продолжали доминировать.

ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕГО КИТАЯ. Китай оказался родиной многих экономических идей. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводили к целому ряду реформ и даже политических переворотов. Основные проблемы экономической мысли: вмешательство государства в экономическую жизнь, проблема государственных монополий, проблему взаимоотношений рабства и общины, вопросы финансовой политики, торговли. VI-V вв. до н.э. появилась школа экономической мысли, основателем которой был Кун Фу-Цзы, (551-479 гг. до н.э.), сановник при дворе одного из князей. Он изложил свое учение в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"), защищая идею долга и повиновения, заветы старины и привилегии знати. По его мнению, каждый человек должен занимать определенное место в жизни и знать свои обязанности в отношении семьи, государства, человечества. Идеализируя старину, он пропагандировал культ предков и стремился к восстановлению общинно-патриархальных отношений. Его взгляды были достаточно противоречивы, но очень характерны для периода разложения общинного строя и формирования рабовладельческого государства. Конфуций спорит о первом и боится последнего, но он связан с аристократией, которая заинтересована в рабовладении и поэтому он призывает к покорности судьбе, смирению, выполнению долга, чинопочитанию. Задача князя усматривалась в обогащении народа, так как это будет означать обогащение государя. Во главу всего ставилась добродетель, и подчеркивался неустойчивый характер богатств, присвоенных нечестными методами. Огромное значение он придавал росту населения в увеличении материального богатства. Уже в IV в. до н.э. идет острая полемика о судьбах общины, ее экономических возможностях и недостатках. Развивая конфуцианство, выступает Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.). Основные цели - ограничить произвол богачей, уравнять крестьян, урегулировать землепользование. Он предлагает возродить так называемую "колодезную систему", при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать не только свои наделы, но и надел, урожай с которого шел в пользу государства - речь о реставрации общественного строя. Теоретическими противниками были леггисты, тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь. Они проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков. Крестьянские семьи обязывались делиться под угрозой взимания двойного налога, если в них оказывалось двое и более мужчин. Отменялась отработочная форма налога, устанавливался табель о рангах, родовитые дома, не имевшие военных заслуг, исключались из списков знати. Люди, которые якобы "беднеют от лени", подлежали отдаче в рабство, вместе с женами и детьми. Изменялся поземельный налог в пользу государства, он определялся в зависимости от обрабатываемой земли (вместо 1/10 урожая). Реформы Шан-Яна затронули коренной вопрос- быть общине или рабству, и решили его в пользу последнего. Основные идеи леггистов: 1. Сильное государство, накопление богатства только в государственной казне (обогащение частных лиц угрожает узурпацией власти). 2. Ироничное отношение к бесплодным умствованиям, книжной учености, ремеслу и торговле, считая правомерными лишь земледелие и военное дело. (Страх перед торговлей, потому что она подрывает устои натурального хозяйства, отсюда- воспевание земледелия). 3. Народ противопоставлен государству, слабость народа- сила государства.

3.Особенности экономической мысли Древней Греции.

Раннее рабовладельческое общество (VIII, преимущественно VII-VI вв. до н.э.). В начале первого этапа в истории экономической мысли античной Греции нужно выделить период формирования рабовладельческого строя. Экономический подъем городов и образование полисов обостряли экономические противоречия Греции. Общинный строй разлагался, крестьянское хозяйство оказалось под угрозой, самому крестьянину угрожало порабощение.

Экономические воззрения находили свое отражение лишь в произведениях и материалах, мало связанных с экономикой. Это относится к греческому эпосу, в частности представленного в "Илиаде" и "Одиссее". Своеобразный культ войны, защита натурального хозяйства (торговля еще развита слабо, и не затрагивает основ экономики).

Более зрелый этап (VII-VI вв. до н.э.). Гесиод "Труды и дни". Оно полно воспоминаний о тех временах, когда земля была плодородней, свобод было больше. Гесиод рекомендует "систему двух детей" для ограничения дробления земельных наделов. На первом плане - постройка дома, покупка вола. Защищая крестьянские идеалы, Гесиод считает покупку рабыни в качестве погонщицы волов- обычным правомерным делом.

Большие надежды возлагаются на труд, как источник богатства (земледельческий). Против увеличения дохода торговлей и судоходством, предпочтение более спокойным доходам сельскохозяйственного происхождения.

ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС V век до н.э.( Афины) .

1. Рабство как основа производства; рабы-иноземцы.

2. Торговля, превращение в международный торговый центр.

3. Колонизация как возможность избавиться от "излишнего" населения и получения дополнительных ресурсов.

4. Подкармливание свободного гражданства за счет рабов, военной добычи, аграрной периферии.

5. Демократия как форма государственного устройства.

Экономическая мысль периода расцвета рабовладельческого полиса может быть названа скорее описательной. Перикл(около 500 г. до н.э.), который правил Афинами в течение 15 лет воспевал их как рай земной.

В IV в. до н.э. экономическая мысль Греции развивается в новых условиях. Начинается кризис рабовладения:

1. Рабство - социальная опасность.

2. Пауперизация свободного населения (из за торгово-промышленного направления экономики).

3. Неустойчивость экономической системы.

Под влиянием этих факторов формируются вопросы: не вернуться ли к земледелию и натуральному хозяйству? ликвидация рабства невозможна, но как смягчить его противоречия? как увеличить эффективность рабского труда? Наблюдается рецидив натуральнохозяйственной концепции.

КСЕНОФОНТ (444-356 гг. до н.э.), современник Платона. Предшественник Аристотеля. Написал большое количество разнообразных произведений. Экономические взгляды нашли отражение в "Домострое"("Экономикос"). Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон, правило). Свои экономические и политические взгляды изложил наиболее полно в характеристике экономического строя Спарты. В небольшом сочинении "Лакедемонское государство" Ксенофонт дал яркое описание социально-экономического устройства Спарты - программа действий для греческих рабовладельцев.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПЛАТОНА (427-347 гг. до н.э.)

Основная задача - выход из кризиса рабовладельческого государства. Его проекты - новое и любопытное явление в истории экономической мысли Греции.

1. Преувеличение роли государства- государство может своими предписаниями полностью регламентировать все отношения экономической и политической жизни.

2. Сохранение классов - одни должны работать, другие - воевать, третьи - управлять, причем положение не может изменяться.

3. Общественный строй Спарты- первичный и наиболее чистый.

Свои экономические проекты Платон дал в двух основных вариантах: "Политика" (или "Государство") 380-370 гг. до н.э. и "Законы" (366,347 гг. до н.э.)- период сомнений в "благости человеческой природы".

Платона называют первым в истории коммунистом за его представления государства. "Коммунист" Платон: "Наилучшим является первое государство, где у друзей все общее. Общие жены, дети, все имущество, частная собственность повсюду устранена из жизни"; "Пусть граждане разделят землю и жилища".

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель - сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, при дворе тирана, в 343 году стал учителем А.Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии. Вынужден покинуть Афины.

Наиболее всеобъемлющий ум древности, энциклопедия ее науки. Универсальная эрудиция и поразительная логика суждений.

Кризис строя зашел еще дальше и Аристотель мог высказывать более зрелые суждения о причинах кризисных явлений.

4.Особенности экономической мысли феодального государства.

Экономическая мысль феодальной эпохи формировалась под влиянием новых условий жизни общества. Базис феодальной экономики - мелкое производство крестьян и ремесленников, собственность феодалов на землю, внеэкономическое принуждение. Феодальная экономика носит феодальный характер, господствует натуральное хозяйство. Идеология формируется духовенством, поэтому экономические воззрения дошли до нас в религиозной оболочке.

С ходом развития производственных сил, общество накапливало свои экономические знания. Нередко эти идеи находили отражение в религиозной философии.

Так, например, социально-экономические идеи Корана воплотились в исламе. Коран уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества.

Идеолог расцвета феодализма в арабских странах Ибн Хальдуна выдвинул тезис о том, что в продуктах заключается “труд, который проявляется как стоимость”. Это позволило ему сделать вывод, что продукты труда приобретаются “путем равноценного обмена по стоимости”, и что золото и серебро “служит воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом”. Он так же отличал от стоимости рыночную цену: “если на рынке мало предметов роскоши, то цена будет выше стоимости их труда”. Ибн Хальдуна считал, что путь расцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов.

Памятником разложения первобытнообщинных отношений и возникновения феодализма является “Салическая правда”, составленная в Королевстве франков. Она защищала общинную собственность, не забывая и о частной собственности. Феодальная собственность и крепостничество получили поддержку в “Капитуляриях о виллах” (“Закон о поместьях”) в период 18-19 веков.

Представители церкви также выступали идеологами экономических отношений. Примером может служить концепция Фомы Аквинского, его идеи о “справедливой цене” установленной богом. Присвоение торговой прибыли, и % он считал нарушением “справедливой цены” и требовал запрещения крупной торговли и ростовщичества. Фома сводил обмен к равенству пользы: чтобы компенсировать ущерб от лишения нужной вещи владелец продает ее дороже, чем купил.

Начиная с 15 века по всему миру стали появляться различные экономические школы и учения. Учение утопического социализма взяло начало с книги Томаса Мора “Утопия”. В этой вымышленной стране была общественная собственность, всеобщностью труда, регулирование производства, и не было денег.

Почти тем же путем шел Томазо Кампанелло. Его представления о будущем были больше похожи на коммунизм, который базируются на ремесле, земледелии и скотоводстве с главенством общественной собственности.

Учение раннего меркантилизма, изжившее себя к середине 16 в., характеризуется тем, что богатство отождествляется с деньгами, накопление которых может быть достигнуто с помощью власти, законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз их за границу. Отождествляя богатство с деньгами, меркантилисты игнорировали проблему стоимости товара и подменяли ее меновой денежной стоимостью, не в состоянии объяснить стоимость самих денег.

Поздний меркантилизм во главе Т. Меном (Англия) достиг расцвета во второй половине 17 века. Центральной была идея о “системе торгового баланса”, а именно: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости ввезенных и вывезенных товаров. Для этого поощряли посредничество и вывоз денег за границу. Выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другую. Был запрещен вывоз готовых изделий и предметов роскоши.

Меркантилисты уделяли большое внимание сфере обращения. С появлением в 1615 году “Трактата о политической экономии” А. Монкретьена, выделилась наука о торговом балансе с ее основной идеей – “много продавать, мало покупать”.

Постепенно меркантилисты дошли до мысли, что товар – деньги, но они не могли объяснить, как и почему товар становится деньгами. Отстаивая активный торговый баланс, поздние они увидели в деньгах не только средство накопления, но и средство обращения, а защищая посредническую торговлю, признавали функцию денег как капитала. Ими был выдвинут тезис, что труд является производительным лишь в тех отраслях, продукты которых при вывозе за границу приносят прибыль.

5.Особенности русской экономической мысли в феодальную эпоху.

Принципы экономической политики киевских князей.

1. Проблема изыскания средств на содержание двора и дружины, на ведение войны. Собирают дань, оброк с населения. Устанавливаются нормы обложения. ("Князь Игорь, только что собравший дань с древлян и решивший тут же получить ее с них вторично, был убит возмущенными древлянами. Его жена, Ольга, после усмирения древлян, установила "уставы и уроки", "оброки и дани", т.е. размер налогов, сроки, их уплаты и места, где они должны собираться".

2. Штраф за убийство человека "вира", "продажа"- за другие преступления.

3. Торговые пошлины, внешняя торговля.

4. Натуральные повинности - строительство укреплений.

5. Чеканка золотой и серебреной монеты.

6. Сосредоточение земли у князей.

Дошедшие до нас многочисленные списки пакта "Правды Русской" делятся на две группы, различные по объему и содержанию: "Краткая Правда" и "Пространная Правда".

Экономические идеи в "Правде Русской".

("Правда Ярослава" - 30 год XI века, "Правда Ярославичей" - 70 год, "Устав Владимира Всеволодовича" - 1113 год).

Центральное место в "Правде Русской" занимают вопросы экономических имущественных отношений: определение ответственности за различные преступления в этой области: воровство, нарушение пашенных меж и т.д., а так же нормирование разных имущественных отношений: займа, наследования и т.д. Если отдельные статьи "Правды Русской" сгруппировать по их содержанию, то окажется, что почти в половине статей "Краткой Правды" (в 20 из 43), речь идет об ответственности за нарушение права собственности и другие вопросы экономического характера. Из 121 статьи "Пространной Правды", 87 статей посвящены экономическим вопросам:

- "Вира" и "продажа"- в пользу князей, изредка в пользу потерпевшего;

- Охрана земельной собственности, землевладения, ответственность за нарушение межи;

- "Челядин"- собственность господина наравне со скотом и вещами, за кражу его- штраф.

В восьми статьях "Правды Русской" речь идет о займах, процентах, об охране интересов кредитора, о порядке взыскания долгов. (На 5 кун- 3-4 куны сверху, это около 80%). Кредитные отношения- "долг", денежный процент и т.д. Долговые обязательства в натуральной форме- ссуда продуктами с возвращением с прибавкой.

Закуп превращается в полного холопа при бегстве или в случае кражи на стороне, штраф за которую платил господин. Можно отлучаться от господина в поисках заработка. Имеет право обращаться в суд с жалобой на господина. Статьи "Устава о закупах" историки связывают с восстанием в 1113 году.

"Устав о холопах". Условия для превращения в раба:

- купля холопа при свидетелях, хотя бы за полгривны и отдача денег при самом холопе;

- женитьба на рабе без всякого условия (если с условиями, то на тех правах, на которых было условлено);

- поступление на тиуны (домашнюю челядь) или ключники без условия;

- закуп, ушедший от господина и не доказавший, что ходил искать управы на хозяина.

Нельзя обращать в холопство ни за прокорм, ни за предметы домашнего обихода. Если, не дослужив до срока, работник хочет уйти, не ставить ему это в вину, только пусть возвратит хозяину деньги. Уголовная ответственность за оказание помощи беглому холопу и вознаграждение за поимку беглеца.

6.Социально-экономические условия возникновения идей меркантилизма.

В 16 в. и первой половине 17 века происходит разложение феодальных отношений и возникновение в ряде стран капиталистического производства в форме мануфактуры. Этот период может быть охарактеризован как период резкого перелома в экономическом мышлении европейских государств, примыкавших к Атлантическому океану, и перемещения к этим государствам центра тяжести экономического прогресса из торговых городов Италии. Расцвет итальянских городов продолжался до 1453 года, когда Византия была завоевана турками, прервавшими торговые сношения итальянцев, а через их посредство - и остальной Европы, с богатым Востоком. Это привело к потере итальянцами монополии в восточной торговле и к попыткам найти новые пути на Восток - в Персию, Индию, Китай. Но для этих целей географическое положение стран, примыкающих к побережью Атлантического океана, было гораздо благоприятнее.

В 1492 году Христофор Колумб, в поисках морского пути в Индию, открывает берега Америки и тем самым кладет начало эпохе великих географических открытий. Между европейскими государствами разворачивается борьба за монополию в торговле между Европой и новооткрытыми землями. В этот период кладется начало колониальным владениям европейцев.

Две цели влекли многочисленных авантюристов в неизвестные края: найти дорогу к таинственной стране золота Эльдорадо и овладеть богатствами Индии и Персии - шелками и пряностями, высоко ценимыми в Европе. Погоня за золотом и торговлей с Востоком явилось следствием того, что примитивное натуральное хозяйство раннего феодализма давно уже отошло в прошлое, что товарное производство, возникшее на основе отделения города от деревни, вытеснения ремесла из сельского хозяйства, достигло известной степени развития в отдельных странах.

Возникновение и развитие капитализма в странах западной Европы имело предпосылкой развитие производительных сил. В качестве существенного фактора в деле разложения феодального строя Энгельс рассматривал власть денег. Он отмечал наличие тесной связи между жаждой золота, характерной для Европы 15 века, , и великими географическими открытиями . “До какой степени - писал Энгельс, - в конце 15 столетия деньги подкопали и разъели изнутри феодализм, ясно и видно по той жажде золота которая в эту эпоху овладела Западной Европой; золота искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем востоке; золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото - вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег” (“Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” Маркс и Энгельс избранные произведения в 2 томах. 2 том, 1955, стр.355.

Великие открытия имели большое значение в усилении могущества буржуазии. Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Торговля до этого не ограничивалась только узкими рамками обмена между городами и прилегающими к каждому из них сельскими округами. Уже задолго до эпохи великих географически открытий развивается торговля между различными странами и с конца 15 и начала 16 века она получает новый толчок.

Восточные рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средства обмена и товаров вообще дали неслыханной до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие новых, капиталистических отношений.

В результате великих географических открытий и последовавшей за ними колонизации все более развивались экономические связи между отдельными частями и народами мира, резко возрастала область сбыта. Одним из необходимых условий развития капитализма в Европе явились рост внешней торговли и зарождение мирового рынка в период разложения феодализма. Арена рыночной борьбы между производителями перерастает местные рамки и приобретает широкий размах. Все это способствовало превращению ремесла в мануфактуру. Возникновение мануфактур предполагало наличие на рынке свободной рабочей силы, поскольку ремесленник был уже не в состоянии обойтись собственными силами. Образование кадров наемных рабочих, которые должны были обслуживать потребности игравших все большую роль мануфактур, лишение значительных масс людей их традиционных средств существования, составляло существенную сторону процесса, так называемого первоначального накопления капитала. Другой стороной процесса первоначального накопления капитала было накопление капитала в руках капиталистов, происходившее самыми грязными и кровавыми способами. И здесь исключительную роль сыграла колониальная система.

В классической форме процесс первоначального накопления капитала, происходивший во всех странах Европы, где в недрах феодального строя зарождались капиталистические отношения, протекал в Англии.

Вызревание в недрах феодализма капиталистических отношений обусловило зарождение и формирование новой идеологической надстройки, отражавшей практические потребности буржуазии. Новые передовые идеи, которые выдвинула поднимавшаяся вверх буржуазия, когда Европа выходила из средневековья, были противопоставлены феодальному мировоззрению. Были подвергнуты критике устаревшие догмы, на которых базировалось теологическое мировоззрение средних веков. Идейное движение охватило и социально-политическую мысль.

Меркантилизм и представлял собой яркое воплощение экономической политики ряда феодальных государств (в течение 15-17 веков) в период упадка феодализма как системы общественного устройства в интересах нарождавшейся буржуазии.

7.Концепция меркантилизма.

Меркантилизм - это систематизированная политика, направленная на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли.

Во-первых, Адам Смит, первый давший систематизированную критику меркантилизма, отрицал его как систему торговли.

“Устанавливались два принципа, согласно, которым, во-первых, богатство заключается в золоте и серебре, и, во-вторых, эти металлы могут быть привезены в страну, не имеющую рудников только вследствие установления определенного торгового баланса, т.е. экспортирования большей стоимости, чем импортируется; поэтому важнейшей задачей политической экономии неизбежно становится максимально возможное снижение импорта зарубежных товаров для внутреннего потребления и максимально возможное увеличение экспорта продукции национальной промышленности. Поэтому его (меркантилизма) двумя главными моторами, работающими на обогащение страны, были ограничения на импорт и меры по стимулированию экспорта.

Второй вопрос - это воззрения Кейнса на меркантилизм как на монетарную политику. В своей “Общей теории” он считал меркантилизм “доктриной, которую классическая школа отрицала как детскую, но которая заслуживает реабилитации и почета”.

Трактовка меркантилистами взаимоотношения экономики и политики объективно отражала роль государственной власти в эпоху первоначального накопления капитала, как существенной части надстройки в деле утверждения капиталистического способа производства. В тесной связи с классовой сущностью меркантилизма, как идеологии буржуазии в эпоху первоначального накопления капитала, находилась и трактовка меркантилистов отдельных категорий политической экономии.

Меркантилистическая система в своем анализе отдельных категорий политэкономии останавливалась только на внешней видимости явлений. Это объясняется тем, что он вынуждена была базироваться на поверхностных явлениях процесса обращения в том виде, в каком они обособились в движении торгового капитала. Особое внимание меркантилистов к торговому капиталу объясняется тем, что торговый капитал являлся первой и старейшей формой капитала, исторически предшествующей промышленному капиталу, а также существенной ролью торгового капитала в первоначальном накоплении капитала, его преобладающем значением в деле создания в недрах феодального производства необходимых условий для возникновения капиталистического способа производства. Таким образом, меркантилистическая система как первая школа буржуазной политэкономии, сделавшая своим отправным пунктом функцию торгового капитала, - обслуживание им процесса обращения товаров, - является предшественницей действительно научной буржуазной политэкономии, которая сделала отправным пунктом процесс материального производства.

Меркантилисты не мыслили себе стоимость иначе как представленную в деньгах, представляли себе стоимость как продукт обмена. Они исходили из того, что прибавочная стоимость в форме прибыли обусловлена исключительно процессом обмена, что она объясняется продажей товаров выше его стоимости.

Меркантилисты считали, что прибавочная стоимость в виде прибыли носит относительный характер, - то, что выигрывает один, то проигрывает другой. Применяя это положение к совокупному капиталу страны, меркантилисты приходили к выводу, что внутри страны никакого процесса образования прибыли не происходит. Прибыль возникает только в сношениях различных стран друг с другом. Что касается излишка, который одна страна реализует по отношению к другой, то он выражается в деньгах, в активном торговом балансе.

Меркантилистическая система исходила из предпосылки, что деньги представляют собой исключительную форму богатства, она провозгласила золото и серебро единственным богатством. Что касается цели внешней торговли, то меркантилисты выдвигали в качестве таковой цели приток из-за границы золота и серебра.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что меркантилисты вовсе не оставляли в поле зрения процесс производства, который они, и этот в особенности применимо к позднейшим меркантилистам, рассматривали как предпосылку процесса обращения, как условие для создания богатства на путях внешней торговли., При всей ошибочности воззрений меркантилистов на богатство и деньги, Нельзя при этом не учесть того обстоятельства, что в эпоху, в которой они действовали, капиталистический способ производства еще находился в зачаточном состоянии.

Таким образом, в лице меркантилистов буржуазная политэкономия нашла своих первых толкователей, главным образом, под углом зрения сферы обращения, с позиций торговой буржуазии, игравшей в ту эпоху в экономике различных стран главенствующую роль.

8.Идеи меркантилизма в России.

В XVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. В связи с ростом общественного разделения труда в ней начал формироваться единый национальный рынок. В промышленности появляются крупные предприятия в форме мануфактур. Образуется сословие купцов. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным, но заметно увеличивается и производство на рынок. Передовые деятели России уже вполне осознавали необходимость ликвидации экономической отсталости России от передовых стран Запада. Наиболее ярким выразителем нового направления русской экономической мысли явился выдающийся государственный деятель А.Л. Ордын-Нащёкин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667 г. явился крупным законодательным актом, регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговли и купечеству. С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие государственный аппарат, армию и хозяйственную жизнь. Более того, начиная со времен царствования Петра I крупное предпринимательство взяло четкую ориентацию на военно-промышленный комплекс, и эта ориентация на протяжении трех веков превратилась в прочную национальную традицию. Эти российские особенности нашли отражение во взглядах первого русского экономиста И.Т. Посошкова (1652-1726), взгляды которого представляют своеобразное сочетание идей, как классической политической экономии, так и меркантилизма. Меркантилисты выступали в защиту национального рынка, за поддержку отечественной торговли и активное вмешательство государства в экономическую жизнь, считая, что "политика правителя - главная сила". Но взгляды представителей этой школы неоднородны. Испанские меркантилисты выступали за запрет вывоза золота из Испании и ограничения ввоза иностранных товаров. Французские - в центр внимания ставили проблему обеспечения положительного торгового баланса. Меркантилизм же в России имел свои особенности, связанные с тем, что внешняя торговля играла для развития экономики нашей страны значительно меньшую роль, чем в Западной Европе. И Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Название его основного труда "Исследование о скудости и богатстве" (1724 г.) очень напоминает название работы А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". И это сходство не только внешнее. Обе работы рассматривают главные проблемы политической экономии: сущность и формы богатства нации, механизмы его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для меркантилистов Запада. Общественное же значение труда Посошков видел в том, чтобы давать "прибыток", который фактически представляет у него разницу между ценой и издержками производства.

В то же время меркантилизм Посошкова отчетливо проявляется при характеристике торговли. Он полагал, что "купечеством всякое царство богатится", защищал ее монополию. Совершенно в русле меркантилистских идей, Посошков предлагал регламентировать внешнюю торговлю: повышать экспортные цены, ограничивать операции иностранцев лишь рядом портов, запрещать ввоз предметов роскоши и т.д. Однако он был чужд односторонности концепции "торгового баланса". В отличие от западноевропейских меркантилистов, у Посошкова богатство не отождествлялось с деньгами. Более того, в целом он осуждал денежное богатство как символ корыстолюбия и противоречащее нравственным устоям общества и в этом заключается еще одна особенность русского меркантилизма. Как и А.Смит, богатство народов Посошков видел не в деньгах, а в вещественном богатстве, приобретаемом исключительно трудом и потому считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли, безусловно, деньги должны быть полноценными. Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. Как и все представители меркантилизма, он является сторонником сильной государственной власти. В то же время, признавая самодовлеющую роль государства в экономике, в своем сочинении Посошков говорит о том, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами деньги собираются в казну, и проводит четкое различие между богатством казны и богатством народа. Для увеличения последнего необходимо, по его мнению, хорошее управление страной, хорошие законы, правильный суд. Он писал о "правде" как необходимой предпосылке возможности устранения скудости и умножения богатства в стране. В поисках правды и справедливости И.Т.Посошков проявляет значительный радикализм, осуждая подушную подать (как не учитывающую разницы в экономическом положении плательщиков), рост оброков и барщины, предлагая фиксировать повинности крестьян при наделении их землей. К этому добавляются предложения о размежевании крестьянских и помещичьих земель, снижении податей, установлении равного суда для всех сословий и т.д. Возможно, именно за эти предложения Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где и скончался.

9.Экономическое учение школы физиократов.

Физиократия (с греч. - «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству. Наиболее известными идеологами физиократизма были Венсуан де Гурнэ (1712-1759), Франсуа Кене (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1724-1781). Школа физиократов выработала учение, которое держалось на нескольких важных идеях. Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства. Центральные идеи теории физиократии таковы:

-Экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

-Источник богатства есть сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

-Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, не производящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.

-Бесплодной считалась и торговая деятельность.

-Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу.

-Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

-Физиократы дали определение «первоначальным авансам» (основной капитал) - затраты на земледельческое оборудование и «ежегодным авансам» (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.

-Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

*налогообложение является источником дохода;

*наличие соотношения между налогами и доходами;

*издержки взимания налогов не должны обременять.

10.Возникновение классической школы политической экономии в Англии. Учение У. Петти.

Научное направление в буржуазной политической экономии, известное как классическое, возникло в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. С XVI в. в Англии феодальный строй вступил в стадию разложения, в его недрах стали бурно развиваться капиталистические отношения. В результате грабительского процесса экспроприации крестьянство лишалось земли и пополняло армию наемного труда. Происходило обуржуазивание землевладельцев, появлялось «новое дворянство», которое ориентировалось на фермерское хозяйство капиталистического типа, рассматривая его как источник денежных доходов, коммерческой ренты.

Капиталистические отношения развивались и в промышленности. Мануфактурное производство распространилось в суконном и горном деле, кораблестроении, металлургии и хлопчатобумажной промышленности. Важной сферой приложения капитала стала внешняя торговля. Англия, оттеснив Испанию, Голландию и Францию на внешних рынках, начинает создавать свою колониальную империю. Колониальный грабеж стал важным источником обогащения английской буржуазии.

Маркс отмечал, что победа буржуазии в Английской революции XVII в. была победой нового строя. Капитал подчиняет себе экономику, преобразует все общественные отношения. В торговой политике господствовал меркантилизм. С развитием мануфактурного капитализма возникли новые источники прибыли. В XVIII в. обнаружилось противоречие между теорией и практикой. Подчинение торгового капитала промышленному требовало замены доктрины меркантилизма, идеализировавшей сферу обращения и доказывавшей, что прибыль приносит лишь внешняя торговля, а единственным видом богатства является золото и серебро. Промышленной буржуазии нужны были свои идеологи, обосновывающие превосходство капиталистического производства перед феодальным. Эту миссию выполнила классическая буржуазная политическая экономия. К. Маркс писал, что задача этой школы состояла «лишь в том, чтобы показать, каким образом богатство приобретается в рамках отношений буржуазного производства, сформулировать эти отношения в виде категорий и законов и доказать, что эти законы и категории гораздо удобнее для производства богатств, чем законы и категории феодального общества».

В отличие от меркантилистов, которые занимались обобщением поверхностных явлений, происходящих в сфере обращения, экономисты классической школы изучали внутренние экономические связи пришедшего на смену феодализму капитализма. Объектом их исследования стало материальное производство. «Подлинная наука современной политической экономии начинается лишь с того времени, когда теоретическое исследование переходит от процесса обращения к процессу производства», — писал К. Маркс. Он подчеркивал: «Замечу раз навсегда, что под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию, начиная с У. Петти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства».

Экономисты-классики внесли существенный вклад в развитие экономической науки. Их учение явилось одним из источников идей марксизма.
  1   2   3   4   5   6
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации