Финансово-промышленные группы - файл n1.doc

Финансово-промышленные группы
Скачать все файлы (175.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc176kb.17.02.2014 12:16скачать

n1.doc

  1   2   3
Финансово-промышленные группы
Содержание
Введение 3

Глава 1. Основы деятельности финансово-промышленных групп 5

1.1. Предпосылки возникновения финансово-промышленных групп 5

1.2. Понятие и виды финансово-промышленных групп 7

1.3. Правовое регулирование деятельности российских

финансово-промышленных групп 12

Глава 2. Анализ финансово-промышленных групп

как важного элемента инфраструктуры рынка России 17

2.1. Различные финансово-промышленные группы и их характеристики 17

2.2. Источники финансирования финансово-промышленных групп 26

2.3. Проблемы функционирования финансово-промышленных групп 32

Заключение 35

Список литературы 37


Введение
В настоящее время в развитых рыночных странах активно происходит слияние финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь основных видов капиталов (финансового и промышленного) достигла такой степени, что их отдельное существование невозможно.

В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее полстолетие. Однако в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Но возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом.

Актуальность данной темы заключается в том, что в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.

Предметом данной работы является деятельность ФПГ, а объектом – финансово-промышленные группы в России.

Цель данной работы - рассмотреть, что представляют собой финансово-промышленные группы, выявить их значение и влияние на экономику страны. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- изучить предпосылки возникновения финансово-промышленных групп;

- рассмотреть понятие и виды финансово-промышленных групп;

- изучить правовое регулирование деятельности российских финансово-промышленных групп;

- выявить виды ФПГ в России и определить источники их финансирования;

- выявить проблемы функционирования финансово-промышленных групп.

Глава 1. Основы деятельности финансово-промышленных групп

    1. Предпосылки возникновения финансово-промышленных групп


В настоящее время в отечественной экономике возникли определенные условия, вызывающие необходимость создания финансово-промышленных групп.

Структурные сдвиги в промышленности обуславливают активное перепрофилирование многих предприятий, формирование новых производственных кооперационных связей; вступили в действие рыночные механизмы финансирования производителей, обострилась конкуренция, в первую очередь с импортными товарами.

Работа в таких условиях требует реорганизации предприятий, их технологического перевооружения и соответственно концентрации инвестиционных ресурсов.

Промышленные предприятия вынуждены искать новые формы кооперации, обеспечивающие возможность реализации долгосрочных производственных программ. В условиях инфляции перепрофилирование предприятий представляет значительную трудность с точки зрения привлечения долгосрочных инвестиций. Слабая договорная дисциплина, неопределенность результатов приватизации, окончательного перераспределения акций и консолидации контрольных пакетов делают поведение многих предприятий просто непредсказуемым. [8, c.21]

Поэтому для предприятий идея формирования относительно стабильных образований с эффективной внутренней системой управления оказалась привлекательной. В рамках таких образований производители конечной продукции питают надежду на улучшение дисциплины и условий поставок комплектующих изделий, а поставщики надеются на их стабильный сбыт.

Также одной из причин, подтолкнувших Правительство к созданию ФПГ, является недостаток финансовых ресурсов. Возможность повысить таким образом управляемость ресурсами, изыскать дополнительные средства для финансирования и развития предприятий, безусловно, привлекательна. Если будут созданы мощные ФПГ, когда большое количество вопросов можно будет решать не очень большими деньгами, а их правильным использованием, это даст реальный шанс смягчить ситуацию в экономике.

Что мешает созданию финансово-промышленных групп, привлечению инвестиций в производственную сферу? Отвечая на этот вопрос, директора крупных российских предприятий к сдерживающим факторам относят следующее: отсутствие каких-либо гарантий на случай риска, отсутствие настоящей собственности на землю, орудия производства; рынка основных фондов как возможного залога под инвестиции. [13, c.9]

Влияет также на невыгодность вложения денег в производство инфляция, отсутствие законов, защищающих инвесторов, нестабильная политическая обстановка, а в результате этого - неуверенность “держателя денег” в завтрашнем дне: лучше сделать короткие деньги, конвертировать их и откладывать. Купи-продай - это российский пик инвестиций.

По оценкам самих российских банкиров, главные факторы, сдерживающие активность финансовых институтов, следующие: отсутствие надежных механизмов возврата кредитов, сформировавшегося денежного рынка; несовершенство залогового права, процентной политики ЦБ РФ, системы страхования вкладов; неподготовленность клиентов к использованию услуг кредитных учреждений, а специалистов банка - к новому содержанию работы кредитных институтов.

Вместе с тем, необходимость участия банков в формировании ФПГ приобретает все более острый характер в связи с тем, что инвестирование важных проектов в промышленности, особенно в военно-промышленный комплекс, требует больших объемов капитала и под силу лишь крупным банкам.

Таким образом, при анализе нынешнего состояния промышленных предприятий становится очевидным, что основной трудностью для них является привлечение инвестиций. А отсутствие инвестиций не только тормозит подъем производства, но и способствует его дальнейшему спаду.


    1. Понятие и виды финансово-промышленных групп


Действующее законодательство исходит из понимания финансово-промышленной группы (ФПГ) как рыночного прототипа прежних производственных и научно-производственных объединений. Как известно, ранее существовала головная организация (НИИ, КБ, завод), которой административно подчинялись входящие в объединение производственные и обслуживающие их предприятия. В ФПГ же эти предприятия связаны экономически: отношениями собственности. При этом производство "разбавляется" финансистами (кредитно-финансовыми учреждениями, инвестиционными институтами и страховыми компаниями). Очевидно, что и финансово-промышленная группа изначально слилась как основная форма сохранения и рыночной трансформации хозяйственных структур советского периода. Косвенным подтверждением тому служит то, что подавляющая часть действовавшей ранее нормативной базы по регулированию деятельности ФПГ отводилась именно вопросам приватизации и порядку использования государственной собственности. [18, c.14]

"Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест" (статья 2 "Закона РФ о финансово-промышленных группах"). Таким образом, российское законодательство исходит из двух основных форм организации ФПГ: холдинга и системы участия. При этом под последней понимается объединение капиталов.

Холдинг, как форма организации финансово-промышленной группы, предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет (имеет в уставном капитале контрольные пакеты акций) вторыми. Такая ФПГ создается путем поглощения (скупки) или создания новых зависимых по собственности предприятий. На практике, однако, таких зарегистрированных ФПГ крайне мало.

Дело в том, что функционирующие в стране финансово-промышленные группы можно разделить на два основных вида - формальные и реальные. Вторые - это те, которые являются ФПГ де-факто. Им не требуется государственной регистрации. Здесь основной принцип: не звание, а суть. Такие группы очень крупные, выросли они, как правило, из государственной собственности или банковских образований. Реальные ФПГ не нуждаются в определенной Законом государственной поддержке, эта поддержка у них есть изначально. Практически все реальные финансово-промышленные группы являются по организационной структуре холдингами. К ним можно отнести группу Мост, объединение Менатеп, РАО ЕЭС России и ОАО Газпром, Интерppoc-Микродин и др. В их названии понятие "ФПГ" не всегда присутствует, однако, с экономической точки зрения, именно в данном случае речь идет о такого рода объединении. [6, c.28]

Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим образом, исходя из того, чего именно хотят учредители ФПГ:

1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении средств. Целенаправленно консолидируя акции торговых, промышленных, транспортных предприятий (непосредственно или через создание холдинговых структур), финансовые компании становятся ядром группы.

ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В сегодняшних условиях образования ФПГ такого рода сомнительно, т.к. банки избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно крупные.

2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий. В недалеком прошлом для этих целей создавались крупные производственно-хозяйственные комплексы, которые могли быть организационно оформлены в производственные или научно-производственные объединения, а также путем установления устойчивых кооперационных связей, оформленных договорными отношениями на основе фондовых нарядов и разнарядок. Но сегодня государственного финансирования и фондового материально-технического обеспечения нет. К тому же в результате акционирования и приватизации предприятий единственной формой хозяйственных контактов стала система участий, то есть взаимопроникновения акционерной собственности различных предприятий.

Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и инвестиционные компании.

Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки. Сейчас, желая создать ФПГ, многие также собираются учреждать новые банки в составе этих групп. Эти банки, как правило, маломощны. К тому же сейчас Центральный банк РФ установил для коммерческих банков нижний предел уставного капитала, который трудно преодолим.

Эти типы ФПГ ориентированы на интересы частных предприятий и собственно рыночные условия их работы.

3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение.

Эти ФПГ ориентированы на предприятия либо государственные, либо акционированные, но с высоким удельным весом федеральной собственности.

К этому виду можно отнести ФПГ, которые намерены создать региональные администрации в своих краях и областях, желая использовать новую структурную форму для достижения своих целей.

4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных соглашений. Предполагается, что эти ФПГ обладают двумя особенностями: во-первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах, во-вторых, перечень российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее 25%. [11, c.23]

Однако многие не считают создание ФПГ на базе государственных предприятий перспективным. Наиболее предпочтителен, полагает заведующий отделом организации управления собственностью и предпринимательства Правительства РФ Прохоров В.А., вариант организации ФПГ предприятиями России и стран СНГ. Это поможет восстановить технологические связи, погасить взаимную задолженность, установить тесные контакты, прерванные в последние годы.

Можно привести следующие типовые варианты формирования финансово-промышленных групп [20, c.11]:

1. “Инкомбанк”. Крупный, быстро растущий банк, имел систему дочерних финансовых, инвестиционных, страховых и других компаний, проводящих согласованную политику на финансовых рынках. С учетом избранных отраслевых приоритетов банк приобретал значительные пакеты акций различных предприятий, причем необязательно своих клиентов. Высокая прибыльность основного банковского бизнеса позволяла финансировать экспансию в промышленность путем покупки ваучеров и прямых приобретений акций.

2. “Альфабанк”. Сравнительно небольшой банк, контролирующий один из самых больших в стране чековых инвестиционных фондов. Банковские средства были инвестированы в основном в интенсивную стартовую рекламную компанию по аккумуляции чеков населения и начальную деятельность фонда. Текущая деятельность фонда финансировалась за счет операций на чековом рынке и за счет операций с акциями приватизированных предприятий. Одновременно происходило постепенное инвестирование собственных чеков в приватизируемые объекты.

3. “Биопроцесс” / НИПЕК. Это в гораздо большей степени промышленная группа, чем предыдущие. “Биопроцесс” - один из первых крупных кооперативов в стране в области биотехнологий и нефтепереработки. Учрежденная группой инвестиционная компания НИПЕК стала одним из первых в России акционерных обществ, активно привлекавших деньги населения. В настоящее время НИПЕК практически реализует инвестиционную стратегию “Биопроцесса”. За 1993 год группой были приобретены на чековых аукционах акции около 100 промышленных предприятий в химической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также в секторах гражданского машиностроения. Среди наиболее известных - покупка примерно 20% акций объединения Уралмаш. Входящий в группу Промышленно-инвестиционный банк среди прочих функций финансировал приобретение приватизационных чеков за счет специально полученных межбанковских кредитов. Обслуживание кредитов осуществлялось за счет текущей прибыли членов группы.


    1. Правовое регулирование деятельности российских финансово-промышленных групп


Финансово-Промышленные Группы – активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Согласно российскому законодательству, ФПГ – это “ совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”. [7, c.31]

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза. [16, c.10]

Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.

Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:

Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.

Глава 2. Анализ финансово-промышленных групп как важного элемента инфраструктуры рынка России

    1. Различные финансово-промышленные группы и их характеристики


Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

Сегодня в мире накоплен большой опыт создания развития финансово-промышленных групп, отработано много подходов к их формированию в виде самых разнообразных организационных форм, позволяющих получить дополнительные конкурентные преимущества от соединения промышленного и финансового капиталов. В их рамках происходит объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установления между ними отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности

В ФПГ объединяются юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности. Подавляющее большинство участников представляют собой приватизированные и частные предприятия, объединенные по типу верти­кальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и регио­нальной принадлежности. В основном, направления деятельности зарегистрирован­ных групп соответствуют приоритетам, установленным Программой содействия фор­мированию ФПГ (см. табл. 1).
  1   2   3
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации