Общеразвивающие упражнения - файл n1.docx

Общеразвивающие упражнения
Скачать все файлы (46.4 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.docx47kb.17.02.2014 11:49скачать

n1.docx

Первая младшая группа.

В первой младшей группе общеразвивающие упражнения без предметов проводятся в небольшом объеме. Расчлененные движения малодоступны
ребенку этого возраста. У него еще слабо развита координация
движений, он не умеет управлять движениями отдельных частей
тела: рук, ног, туловища. Часто даже образец воспитателя малыш не
может воспроизвести в точности. При проведении общеразвивающих упражнений с детьми З-го г. жизни большое значение имеют
конкретность заданий и имитационный характер движений, использование мелких предметов и игрушек. Приседания ребенок выполняет, держась руками за
спинку стула, рейку гимнастической стенки, длинную палку. Это облегчает выполнение упражнений, помогает сохранять равновесие,
приучает держать спину прямо, не опускать голову. В упражнения с наклонами вперед детям хоть и надо напоминать о том, чтобы они не сгибали ног, но это требование не является обязательным. Упражнения выполняются в основном в положении стоя. Многие упражнения выполняются лежа на спине, животе, или сидя, а так же стоя на коленях. На занятиях используют предметы знакомые детям. Предлагая детям, какой- либо предмет, воспитатель знакомит со свойствами предмета.
В младших группах количество предметов, используемых на занятиях, должно соответствовать числу детей. Самыми простыми из упражнений с предметами являются упражнения с платочками и флажками. Действия с пестрыми цветными и разнообразными флажками привлекают и радуют детей. Упражнения можно выполнять с 1-2 флажками. Детям этого
возраста лучше давать по одному флажку одинакового цвета. При
использовании разноцветных флажков малыши начинают сравнивать их, выбирать более яркие цвета, выражать недовольство, если
не достается флажок желаемого цвета. Это мешает заниматься,
отвлекает от выполнения упражнений. Кроме упражнений с флажками, дети проделывают общеразвивающие упражнения с погремушками, небольшими обручами, кубиками, игрушками, палочками, шишка. Для раздачи предметов пользуются несколькими приемами. Воспитатель может заранее разложить предметы на полу на необходимом расстоянии. Тогда после вводной части при перестроении
для выполнения общеразвивающих упражнений малыши подходят к
предметам, берут их, останавливаются там, где они лежали, и поворачиваются лицом к воспитателю. В этом случае раздача предметов
совмещается с построением по ориентирам, меткам. Можно до начала занятия положить предметы на стулья, скамьи, стоящие вдоль
стены. По указанию воспитателя в нужный момент дети подходят
и самостоятельно берут их. Закончив упражнения, дети самостоятельно кладут пособия на
место, а после занятия помогают воспитателю убрать их. На одном занятии не следует использовать для общеразвивающие упражнений предметы двух или более наименований. Важно, чтобы при выполнении этих упражнений дети не задержи-
вали дыхания. Добиваться умения сочетать дыхание с движением
еще преждевременно. Приучая ребенка занимать определенное исходное для упражнения положение, не следует требовать от него четкости движений
в самом упражнении. Для того чтобы обеспечить одновременность движений
относительную их правильность, можно иногда пользоваться
длинными палками.

Примерные упражнения для рук и плевого пояса.

И.п.: встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. В.: поднять руки
вперед-вверх, потянуться, посмотреть на них («Какие мы большие»). Опустить
руки.

И. п.: то же. В.: поднять руки вперед, помахать кистями. Опустить руки.
И. п.: то же. В.: поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз («Как птицы
крыльями»). Опустить руки.

И. п.: встать прямо, ноги слегка расставить, руки согнуть в локтях. В.: выпрямлять
руки вперед и снова сгибать их («Паровоз»).

И.п.: встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить, в руках флажок.
В.: вытянуть руки вперед («Покажем флажок»), убрать их за спину («Спрячем
флажок»).

И.п.: сесть на стул (скамейку), в одной руке держать флажок (погремушку)
В.: поднять флажок, помахать, посмотреть на него. Опустить флажок. Взять флажок
в другую руку, сделать то же.

И. п.: встать прямо, ноги слегка расставить, руки спрятать за спину, в руках
погремушка. В.: вытянуть руки вперед, переложить погремушку в другую руку.
Погреметь ею. Спрятать погремушку за спину.

И. п.: встать прямо, ноги слегка расставить, ступни параллельно, в руках флажки. В.: размахивать руками вперед-назад, поднимая их все выше и выше.

И.п.: сесть на стул (скамейку): руки опустить. В.: поднять руки над головой, посмотреть на них, похлопать в ладоши. Опустить руки.

И.п.: сесть на пол, ноги вытянуть, руки впереди, в руках рыбка. В.: поднять
рыбку вверх, выпрямить спину, посмотреть на рыбку. Опустить руки вперед.
Примерные упражнения для ног.

И. п.: встать произвольно, руки вниз. В.: встать, ступни параллельно, ноги чуть
расставить. Снова стать произвольно, походить на месте.

И.п.: встать, ноги вместе, руки вниз. В.: сделать шаг вперед,приставить ногу,
сделать шаг назад, приставить ногу.

И. п.: встать, ноги вместе, руки вниз. В.: сделать шаг в сторону, сделать шаг
в обратную сторону.

И. п.: встать к стулу, стене, шесту боком, одной рукой придерживаться за спинку
стула, шест. В.: сгибать и выпрямлять вперед ноги («Как Лошадка»).

И.п.: встать, держась руками за стул, шест, кольца. В.: присесть, положить
руки на колени, встать.
Примерные упражнения для туловища.


И.п.: встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить В.: поворачивать
плечи вправо-влево, свободно размахивать руками.

И.п.: стать прямо, лицом к горизонтальному у шесту (веревке) (расположен
на уровне бедер ребенка), ступни параллельно, в каждой руке по кубику. В.: Наклониться вперед, перегнуться через шест, положить кубики па пол. Стать прямо.
Наклониться, взять кубик.

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, ступни параллельно, руками придерживаться за спинку стульчика (рейку гимнастической стенки). В.: присесть (спрятаться за стул). Встать, выпрямиться.

И.п.: сесть на пол в один ряд (или по кругу). У первого ребенка в руках
большой мяч. В.: передавать мяч обеими руками рядом сидящему в одну, потом
В другую сторону.

И.п.: сесть на пол полукругом. Ноги вытянуты, слегка разведены в стороны.
У каждого в руках одно кольцо (погремушка, палочка и др.). В.: поднять руки
вверх и показать предмет, наклониться и положить его подальше; сесть прямо,
показать «пустые ручки». Наклониться, взять предмет, снова показать его.

И.п.: сесть на пол ноги вытянуты. руками опереться сзади. В.: согнуть ноги,
выпрямить.

И. п.: стать на колени, сесть на пятки. В.: выпрямиться, поднять руки вверх,
потрясти ими, опустить, снова сесть на пятки.

И.п.: стать на колени. В.: наклониться вперед, поставить руки на пол (на четвереньки ) , «потопать ручками раз-два. раз-два», выпрямиться.

И. п.: стать на колени. В.: наклониться вперед, поставить руки на пол («встать на четвереньки»), «потопать руками, как мишки», поднять правую руку вперед, снова
поставить руку на пол и «потопать руками», поднять левую руку вперед, еще раз
«потопать руками», стать на колени. Встать и поднять руки вверх, опустить руки.

И. п.: сесть, опереться руками сзади, ноги вытянуть вперед. В.: согнуть ноги,
выпрямить («длинные и короткие ножки»).

И. п.: лечь на спину, руку вытянуть вдоль туловища. В.: приподнять руки и
ноги, произвольно двигать ими ("Как жук» ).

И. n.: лечь на спину, руки вытянуты вдоль туловища. В.: сесть произвольно, обхватить колени рукам, подтянуть колени к груди («Замерзли, съежились»), снова
лечь на спину.

И. п.: лечь на живот, руки согнуты в локтях вдоль туловища. В.: выпрямить
руки вперед, приподнять голову, снова согнуть руки («Поплыли»).

И. п.: лечь на спину, ноги вытянуть, руки вдоль туловища. В.: повернуться на
бок, ноги подтянуть, руки согнуть, сложить ладошками, положить под щеку, голову
положить на руки ( «Кошечка спит»), снова лечь на спину. То же, поворачиваясь на
другой бок.

Вторая младшая группа.

От детей не требуют четкого и точного воспроизведения всего упражнения в целом. Однако правильное выполнение некоторых частей упражнения уже возможно. Ребенок занимает необходимое исходное положение, к концу года кратковременная фиксация отдельных положений рук. Сопровождает по указанию воспитателя движение рук движением головы и взглядом. Как и прежде выполнить поставленные задачи помогают подражательные действия , конкретные задания с ориентирами (дотянуться до ленточки,
повернуться так, чтобы увидеть кубик, и пр.). Широко применяются
мелкие предметы, с которыми действует сразу вся группа (флажки,
кегли, колечки и др.). Все предметы для занятия должны быть подобраны заранее.
игрушки и пособия располагают так, чтобы дети могли самостоятельно подойти к ним, взять в нужный момент и положить обратно
Детям этого возраста удобнее действовать с мячом средних размеров (18-20 см). Воспитатель раздает мячи или до того, как дети построятся в круг, или стоя в центре круга. Он берет мячи со специальной подставки, из корзины, ящика и бросает или катит их
сразу всем или каждому ребенку по очереди. Малыши ловят мячи
двумя руками и держат их перед собой, пока педагог раздаст их
всем. После выполнения упражнении дети, проходя в колонне, друг
за другом, опускают мячи в сетку, корзину или ящик. Убирать мячи
можно и без предварительного построения в колонну. Тогда дети
свободно уходят со своих мест, опускают мячи в сетку и возвращаются туда, куда укажет педагог.

На занятиях упражнения с мячами удобно сочетать с упражнениями в бросании, ловле, прокатывании мячей. Если вначале проводятся обшеразвивающие упражнения с мячами, то после них целесообразно организовывать скатывание мяча по наклонной доске либо попадание мячом в цель . В заключение занятия в таких случаях можно давать подвижную игру с мячом. Такое сочетание упражнений обогащает двигательную деятельность детей, облегчает организацию занятия, увеличивает его плотность. Несколько увеличивается в этой возрастной группе объем упражнений для рук, ног, туловища, выполняемых без предметов. Как и в других группах, широко применяются упражнения, способствующие укреплению мышц и связок стопы, ее формированию

(например, захватывание ступнями мешочков с песком и других предметов, приподнимание
их, перекладывание). В целях выработки правильной осанки большое внимание уделяется упражнениям для укрепления мышц туловища, особенно
живота и спины. Для этого часто
используется исходное положение
лежа. При выполнении общеразвивающих упражнений дети должны
дышать глубоко, не задерживая дыхания, сочетать ритм дыхания
с движениями. Педагог подсказывает воспитанникам, когда удобнее
сделать вдох, когда - выдох. Если, например, в упражнении имеется
наклон вперед и последующее выпрямление, то выдох целесообразно
делать во время наклона, а вдох - при распрямлении, когда грудная
клетка ребенка расширяется. Для уточнения момента выдоха детям
можно изредка задавать произнесение звукосочетаний или слов
типа «ух», «уф», «вниз». Но этим приемом не следует злоупотреблять,
так как он не способствует полному выдоху. На занятиях проводятся обычно 4-6 упражнений общеразвивающего характера с повторением 4-6 раз.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

И. п.: стать, руки вниз. В.: вытянуть руки вперед, ладони вверх («Покажи ладошки» ). Спрятать руки за спину («Спрячь ладошки»).

И. п.: то же. В.: вытянуть руки вперед, сделать хлопок перед собой. Опустить
вниз (или спрятать за спину).

И. п.: то же. В.: размахивать прямым и руками вперед-назад («Маятник»).
И п.: то же. В.: поднять руки через стороны вверх, сделать хлопок над головой. Опустить руки через стороны вниз.

И. п.: стать, руки перед грудью, согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. В.: делать круговые движения рук перед грудью, (одна рука вращается вокруг
другой), развести руки в стороны, опустить вниз («Заводим мотор»).

И. п.: стать, ступни параллельны. Руки вниз, в одной руке флажок. В.: поднять
флажок вверх, помахать им, посмотреть на него, опустить вниз. Взять флажок в
другую руку, повторить то же.

И. п.: то же. В.: поднять флажок вверх, помахать им. Поднять другую руку
переложить флажок над головой из одной руки в другую, опустить руки вниз (сразу
обе, по одной).

И. п.: стать, ступни параллельны, руки вниз, в руках флажки. В.: поднять руки
вперед-вверх, помахать флажками, опустить.

И. п.: сесть на стулья (скамейки), в руках флажки. В.: поднять флажки вверх,
помахать ими, посмотреть на них, опустить флажки.

И. п.: стать, ступни параллельны. Держать мяч двумя руками внизу. В.: поднять
мяч вверх, хорошо потянуться, опустить его вниз.

И. п.: стать на колени, держать мяч двумя руками внизу. В.: поднять мяч
вперед, опустить.

И. п.: сесть калачиком, держать мяч двумя руками. В.: поднять мяч вверх,
прогнуться, посмотреть на него, опустить.
Упражнения для ног.

И. п.: стать, ступни параллельны, руки на поясе. В.: поочередно поднимать
правую и левую ногу, согнутые в коленях, опускать их («Лошадки»).

И. п.: то же, руки вниз. В.: присесть на корточки («Стали маленькие»), об-
хватить колени руками и наклонить голову, сгруппироваться. Встать, выпрямиться.

И. п.: то же В.: хлопнуть в ладоши перед собой, присесть, хлопнуть в ладоши
внизу. Встать, выпрямиться.

И. п: то же, в руках флажки (кубики). В.: присесть. постучать палочками флажками об пол, встать, выпрямиться.

И. п.: то же. В.: присесть. постучать палочками флажков (кубиками) об пол. Встать, помахать флажками над головой, опустить флажки.

И. п.: то же. В.: присесть, положить флажки (кубики) на пол, стать прямо,
руки за спину. Присесть, взять флажки (кубики), спрятать их за спину.

И. п.: то же, в руках мяч. В.: присесть, коснуться мячом пола, встать, выпрямиться.

И. п.: то же. В.: подняться на носки, мяч в вытянутых руках поднять вперед,
стать на всю ступню, руки с мячом опустить.

И. п.: то же, руки на поясе. В.: делать 2-3 полуприседания подряд.

И. п.: стать боком на палку (диаметр 6-8 см), опираясь серединой ступней. В.: передвигаться приставными шагами в сторону.
Упражнения для туловища.

И. п.: стать прямо, руки вниз. В.: поднять руки вверх, потянуться, присесть,
руками обхватить колени, спрятать голову, встать, выпрямиться («Большие-
маленькие» ).

И. п.: сесть на пол, опираясь руками сзади, ноги вытянуть. В.: подтянуть ноги
к себе, сложить их калачиком, вытянуть ноги.

И. п.: то же. В.: подтянуть правую (левую) ногу к себе, обхватить колено
руками, выпрямить ногу, руками опереться об пол.

И. п.: то же. В.: подтянуть обе ноги к себе, обхватить колени руками, выпрямить
ноги, руками опереться об пол.

И. п.: то же. В.: приподнять правую (левую) ногу, положить ее на левую
(правую). Поменять положение ног несколько раз.

И. п.: стать, в руках мяч (кубик). В.: присесть, стать на колени, положить
мяч подальше от себя, приподняться и встать.

И. п.: сесть, ноги калачиком, в руках мяч. В.: положить мяч на пол перед собой,
придерживая его руками, прокатить вокруг себя.

И. п.: сесть в круг, друг от друга на расстоянии вытянутых рук, ноги калачи-
ком, в руках мяч (кубик). В.: повернуться вправо, передать мяч рядом сидящему,
сесть прямо, затем делать то же в левую сторону.

И п.: сесть на пол, ноги калачиком, в одной руке флажок. В.: повернуться,
положить флажок сзади себя, сесть прямо, повернуться, взять флажок, сесть прямо.

И. п.: то же, в руках кубик. В.: повернуться вправо (влево), положить предмет
сбоку. Сесть прямо, руки положить на колени, повернуться, взять предмет. Сесть
прямо.

И. п.: стать прямо, флажки (кубики) за спиной. В.: ваять флажки, наклониться
вперед, положить их на пол, выпрямиться, снова наклониться, взять флажки, спрятать
их за спину.

И. п.: сесть на стул, в руках предмет. В.: наклониться вперед, не вставая со
стула, постучать палочкой флажка (кубиком, колечком) об пол, выпрямиться.

И п.: то же. В.: наклониться вперед, спрятать флажок (кубик) под стул, выпрямиться , руки за спину, наклониться вперед, взять предмет, помахать им над
головой.

И. п.: сидя на стуле (скамейке). В.: наклониться вправо (влево), положить
флажок (кубик, мяч) на пол, сесть прямо, наклониться, взять предмет.

И. п.: лечь на спину, руки вдоль туловища. В.: повернуться на живот и обратно на спину.

И. п.: то же. В.: поднять обе ноги вверх, опустить.

И. п.:.то же. В.: поднять ноги повыше, свободно двигать ими («Велосипед»).
И. п.: лечь на живот, руки согнуть, кисти одна над другой под подбородком. В.: согнуть ноги, выпрямить.

И. п.: то же. В.: согнуть правую ногу, выпрямить, согнуть левую ногу, выпрямить.
И. п.: то же, руки согнуть в локтях вдоль туловища, кисти на уровне лица. В.:
развести руки в стороны, положить на пол.

Средняя группа.

В средней группе требования к детям при выполнении общеразвивающих упражнений возрастают.

В стойках ноги вместе или на ширине ступни стопы следует располагать параллельно, колени выпрямлять, массу тела равномерно
распределять на обе ноги; стоять подтянуто, ровно, голову держать
прямо, плечи слегка отводить назад и свободно опускать; руки
выпрямлять вдоль туловища, пальцы должны· быть полусогнуты. Повторяются основные положения и движения рук: в стороны,
вперед, вниз, назад, за спину, на пояс. Дети должны знать, что
в положениях руки вниз, вперед и вверх ладони принято держать
обращенными внутрь (друг к другу), а в положении руки в стороны обращенными вниз. Руки должны быть прямыми, кисти на одной линии с предплечьями, пальцы сомкнуты и вытянуты.

При приседаниях ребенок должен следить за тем, чтобы туловище и голова не наклонялись вперед. Вводится приседание на всей
стопе и на носках ноги вместе или с разведением коленей в стороны. Четкость в поворотах туловища вправо и влево, наклонах вперед,
вправо и влево не сразу дается детям. Постепенно их подводят
к тому, чтобы движение совершалось в пояснице, ноги и спина
оставались прямыми, колени не поворачивались за корпусом, голова
оставалась неподвижной. Повороты (вправо и влево) и наклоны головы вперед, назад,
влево и вправо могут выполняться как самостоятельные упражнения или как их составные части.

В положении сидя, опираясь руками сзади, детей приучают
держать руки прямыми, не слишком далеко от туловища, с кистями,
развернутыми назад; спина прямая, плечи слегка отведены назад. В целом в средней группе возрастает объем общеразвивающих
упражнении без предметов. И все-таки большая часть общеразвивающих упражнений основана на действиях с предметами. Помимо
названных ранее пособий, применяются малые мячи, веревки, палки,
обручи и набивные мячи. В средней группе дети совершенно самостоятельно берут не-
обходимые пособия. Каждый ребенок выходит из круга, шеренги
или звена, берет не торопясь обруч, мяч и снова становится
на свое место. Целесообразно, чтобы пособия брали сначала дети
одного звена, затем следующего. Во II полугодии к раздаче пособий привлекают и звеньевых.

После выполнения упражнений дети, проходя в колонне, друг за
другом, кладут предметы на место. В некоторых случаях они свободно, без всякого построения, подходят к сетке, подставке, кладут
пособия и становятся на место. Упражнения с палками и обручами применяются в средней группе в небольшом количестве в основном во II полугодии, когда дети
становятся более самостоятельными в построениях и хорошо осваивают основные положения и движения рук. Сначала детей знакомят с простейшими положениями палки
и движениями руки (вперед, вверх, на голову, за плечи, на грудь,
за спину и др.). Только после этого переходят к разучиванию несложных сочетаний движений рук с различными движениями
туловища (присесть, палку вверх, наклониться, палку вперед и т. д.). Наиболее характерными в упражнениях с палками являются
движения потягивания. В этой группе не следует использовать
лежащие на полу палки для перепрыгивание и обеганий. При наклонах, поворотах и приседаниях с палкой в руках важно, чтобы
каждый ребенок принимал правильное исходное положение для ног,
иначе упражнение будет выполнено некрасиво и неправильно. Не следует добиваться от детей высокой четкости в основных
положениях и движениях рук с обручем и палкой. В средней группе распространены
упражнения с длинной веревкой. Длина веревки зависит от количества занимающихся: на каждого ребенка должно приходиться не менее 70-80 см. Кроме обычных мячей, могут быть использованы и набивные массой не более 1 кг. Упражнения с такими мячами включаются в занятия лишь во второй половине года. Число их на одном занятии не должно превышать 2-3. При этом упражнения
должны охватывать разные группы мышц. Для детей 5-го жизни наиболее целесообразны перекладывание, перекатывание, переноска набивных мячей, различные наклоны и повороты туловища. Мяч держат двумя руками. Перебрасывание набивных мячей в средней группе не применяется. Для занятий подбирают примерно 5-7 упражнений общеразвивающего характера, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Воспитатель следит за дыханием детей, напоминает о необходимости полного выдоха, подсказывает, когда его лучше делать.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

И. п.: стать прямо, руки вниз. В.: поднять руки в стороны, ладонями вверх (пальцы вытянуты), опустить

И. п.: то же. В.: поднять руки вверх, ладонями внутрь, посмотреть на них,
опустить. То же, прижимаясь спиной к стене.

И. п.: то же. В.: поднимать попеременно руки вперед-вверх, опуская, отводить
их назад.

И. п.: то же. В.: поставить руки перед грудью (заложить за голову), расправить
плечи, опустить руки.

И. п.: стать, ноги на ширине ступни, руки вперед (в стороны). В.: сжимать и
разжимать кисти, вращать их.

И. п.: то же. В.: руки согнуть в локтях, совершать круговые движения, опустить.
И. п.: стать прямо, в руках флажки. В.: поднять руки через стороны вверх,
постучать палочками флажков над головой, опустить через стороны вниз.

И. п.: стать прямо, в правой (левой) руке кубик или маленький мячик. В.: поднять
через стороны руки вверх, передать кубик в левую (правую) руку, опустить через
стороны вниз.

И. п.: стать, ступни параллельны. палка (обруч) вниз. В.: поднять предмет
вверх, посмотреть на него, опустить. То же, поднимая предмет вперед.

И. п.: то же. В.: поднять палку вверх, посмотреть на нее, опустить палку за
плечи (обруч на плечи - голова в обруче), поднять палку вверх, опустить вниз.
И. п.: стоять в колонне, у первого в руках мяч. В.: передавать мяч друг другу
над головой вперед и назад. То же, сидя верхом на гимнастической скамейке. В
звеньях сидя, ноги калачиком.

Упражнения для ног.

И. п.: стать прямо, руки на пояс. В.: присесть, посмотреть вперед, выпрямиться.
И. п.: то же, руки вниз. В.: делать 4-5 полуприседаний подряд, свободно раскачивая руками вперед и назад («»Пружинки»).

И. п.: то же, руки на пояс. В.: подняться на носки, опуститься на всю ступню.
И. п.: то же, руки вниз. В.: поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене,
сделать хлопок под коленом. Приставить ногу, опустить руки вниз.

И. п.: то же, руки за спину. В.: выставить одну ногу вперед на пятку (носок), приставить, потом приставить другую ногу.

И. п.: стать прямо, в руках флажки, кубики. В.: поднять правую (левую) ногу,
согнутую в колене, поставить предмет на колено, взять предмет, приставить ногу,
опустить руки.

И. п.: стать прямо, ноги вместе, руки на пояс, впереди носков лежит мяч. В.:
согнуть ногу, выпрямить вперед, опустить на мяч, снова выпрямиться ногу вперед,
согнуть в колене, приставить.

И. п.: стать прямо, палка вниз. В.: присесть, положить палку на пол, встать,
выпрямиться, присесть. Взять палку, выпрямиться, поднять палку над головой,
опустить.

И. п.: стоя в обруче (обруч лежит на полу), ноги вместе, руки вниз. В.: присесть,
взять обруч двумя руками (с правого и левого бока), встать, присесть, положить
обруч на пол, встать.

И. п.: стоя у палки (диаметр 6-8 см), руки вниз. В.: передвигаться по палке, переступая боком (приставным шагом).

И. п.: стоя (сидя). В.: собирать пальцами ног веревку.

И. п.: упор сидя сзади. В.: вахватыватъ стопами и перекладывать с места на
место предметы.

И. п.: то же. В.: оттягивать носки, сгибать стопу, вращать ее.

Упражнения для туловища.

И. п.: стать прямо, руки на пояс. В.: повернуться вправо (влево), посмотреть
вправо (влево), стать прямо. То же, разводя руки в стороны.

И. п.: то же, в руках палка, обруч, мяч. В.: повернуться вправо (влево), вы-
тянуть руки с предметом вперед, стать прямо.

И. п.: сесть, ноги калачиком, руки свободно положены на колени. В.: повернуться
вправо (влево), вытянуть руки вперед; сесть прямо, руки на колени.

И. п.: стать прямо, ноги пошире, руки на пояс. В.: наклониться вперед («Гуси шипят»).

И. п.: стать, ноги пошире, ступни параллельны, палка вниз. В.: наклониться
вперед -вниз, не сгибая колен, коснуться палкой носков ног, выпрямиться. То же,
с мячом - наклониться, постучать мячом об пол, выпрямиться.

И. п.: присесть. В.: положить мяч на пол, придерживая его руками, прокатить
вокруг себя. То же, стоя на коленях.

И. п.: стать, ноги пошире, мяч вниз. В.: наклониться, положить мяч на пол,
придерживая его руками, покатить вокруг одной и другой ноги, взять мяч двумя,
руками, выпрямиться.

И. п.: стать, ноги вместе, мяч вниз. В.: присесть, положить мяч перед носками
ног, выпрямить ноги, не опуская мяча и не поднимая его с пола, снова присесть;
встать, выпрямиться.

И. п.: сесть, вытянув ноги, в одной руке держать мяч, кубик. В.: приподнять
одну ногу над полом, переложить предмет из одной руки в другую под ногой, опустить
ногу.

И. п.: в упоре сидя сзади. В.: приподнять обе ноги над полом, опустить. Подтягивать к себе одновременно обе ноги, выпрямлять их.

И. п.: сидя верхом на гимнастической скамейке, руками опираться сзади. В.:
поднять одну ногу, положить ее на скамейку, то же, другой ногой, опустить ноги
на пол.

И. п.: лечь на спину, руки в стороны, они плотно прижаты к полу ладонями
вверх. В.: поднять прямые руки вперед, сделать хлопок. Развести руки в стороны,
опустить на пол. То же, перекладывая кубик из руки в руку.

И. п.: лечь на спину, руки вытянуть над головой, в руках мяч, руки и мяч на
полу. В.: повернуться со спины на живот и обратно, сесть, затем снова лечь.

И. п.: лечь на живот, руки с мячом вытянуть вперед. В.: приподнять мяч, опустить. То же, с палкой, держа ее за середину.

И. п.: в упоре стоя на коленях. В.: прогибать и выгибать спину, поочередно
поднимать одну, потом другую руку, опускать.

И. п.: сидя с поддержкой за ноги. В.: лечь на спину, сесть.

И. п.: лежа на животе, руки вперед. В.: приподнять руки, плечи и голову, прогнуться, лечь.

Примерные упражнения с длинной веревкой.

Поднять веревку вверх, посмотреть на нее, опустить вниз.

Поднять веревку вверх, посмотреть на нее, одновременно подняться на носки. Опустить веревку, стать на всю ступню.

Держать веревку у груди. Поднять веревку вверх, опустить на грудь.

Стать по кругу в затылок друг другу, веревка вверх. Перебирая руками, передавать ее по кругу вперед и назад,

То же, веревка на уровне пояса. Свободно держа веревку левой рукой, передвигать ее вправо по кругу, перебирая правой рукой. Делать то же в левую сторону,
перебирая левой рукой.

Присесть, положить веревку на пол, встать, выпрямиться. Присесть, взять
веревку с пола, поднять ее над головой, опустить вниз.

Держать веревку внизу. Присесть, колени развести пошире, 'веревку вперед. Встать, опустить веревку вниз. .

Держать веревку на уровне пояса. Поднять правую (левую) ногу, согнутую
в колене, коснуться коленом веревки, приставить ногу.

Положить веревку на пол по кругу. Перепрыгивать через веревку в круг и из
круга прямо, боком, с поворотом на прыжке.

Наклониться вперед, положить веревку на пол, выпрямиться. Наклониться,
взять веревку, выпрямиться.

Держать веревку внизу в правой (левой) руке, свободная рука на поясе. Наклониться в левую (правую) сторону, веревку поднять вверх. Выпрямиться, опустить веревку.

Перешагивать через веревку правой, левой ногой, в круг и из круга, не вы-
пуская веревки из руки, выпрямиться.

Стать на колени, веревку вниз. Поднять веревку вверх, посмотреть на нее,
опустить.

В том же положении наклониться вперед-вниз, положить веревку на пол подальше от себя, выпрямиться. Наклониться, взять веревку, выпрямиться.

Сесть на пол, ноги калачиком, в руках веревка, поднять веревку вверх, посмотреть
па нее, опустить вниз. Наклониться вперед, положить веревку на пол впереди себя
как можно дальше, сесть прямо; наклониться, взять веревку, поднять ее вверх,
вернуться в исходное положение.

Сесть на пол, ноги вытянуть, в руках веревка. Наклониться вперед, достать
веревкой носки ног, сесть прямо, поднять веревку вверх и опустить вниз.

Сидя перенести через веревку одну, затем другую ногу, опустить их на пол
(веревка под ногами). Веревку из рук не выпускать. Проделать то же в обратном
направлении.

Сидя перенести через веревку одновременно обе ноги (вперед и назад).

Из положения сидя лечь на спину, держась за веревку, подняться и сесть,
держась за веревку.

Сесть ноги калачиком. Встать, держась за веревку, снова сесть.

Веревку положить на пол, сесть лицом к ней, опираясь руками сзади. Захватить
пальцами ног веревку и приподнять ее от пола, положить на пол.

Старшая группа.
Многие исходные положения и движения рук, ног, туловища, головы хорошо
известны детям; ребенок свободно ориентируется в действиях с разными предметами и без них. Накопленный опыт позволяет совершенствовать умения в выполнении движений отдельных частей тела,
даже таких мелких, как кисть, стопа, пальцы. Улучшается координация движений, все более доступными делаются общеразвивающие упражнения без предметов. Становится возможным более высокое качество движений. От детей требуют точного соблюдения
направления, амплитуды, темпа движения, четкости не только исходных и конечных, но и промежуточных положений. Воспитатель
требует, чтобы дети правильно обозначали положения рук вперед,
вверх, в стороны, перед грудью, за голову, К плечам; выпрямляли,
если это надо, руки в локтях, сжимали и вытягивали пальцы; во время наклонов в стороны не сгибали ноги в коленях; не сгибались и не прогибались в пояснице; при приседаниях держали спину прямо, не опускали голову,
держали пятки вместе; поднимая
ноги, оттягивали носки. В старшей группе в основном
закрепляются навыки элементарных движений. В упражнениях более сложных,
связанных с проявлением силовых усилий (сесть и встать без
помощи рук; поднять обе ноги вверх, лежа на спине; лежа на
полу, перевернуться со спины на живот и т. п.), не следует стремиться к тому, чтобы дети четко согласовывали друг с другом
свои движения. Темп выполнения подобных упражнений небыстрый, он должен ориентироваться на индивидуальные возможности каждого ребенка. Одно и то же упражнение при разучивании
и при первых повторениях можно проделывать более медленно,
чем в дальнейшем. Во второй половине года для (поворотов туловища, наклонов, приседании, кроме основного исходного положения стоя ступни слегка расставлены и параллельны, при меняется и основная стойка: пятки вместе, носки врозь, плечи слегка отведены назад, голова прямо, руки вниз. Используются положения сидя, лежа, стоя на коленях. Все чаще встречается слитное беспрерывное повторение одноного и того же движения несколько раз: на счет «раз-два-три» наклоняться вперед все ниже, на «четыре» встать, выпрямиться, руки
на пояс. В процессе счета интонацией голоса воспитатель акцентирует те моменты движений, которые должны быть выполнены
резче, быстрее или более плавно, медленно. Подготовительная
фаза движения может быть обозначена в счете «и». Подсчет во
время упражнений почти всегда перемежается с поправками, подсказками по поводу последовательности и качества движений,
указаниями на моменты вдоха и выдоха по ходу выполняемых упражнении. В старшей группе имитационные упражнения занимают немного
места. Дети выполняют общеразвивающие упражнения не только
по показу во питателя, но и на основе объяснения На занятиях гимнастикой используются различные предметы. Наиболее распространены палки, обручи, мячи веревки, скакалки,
косички (несколько сплетенных веревочек), большие кегли, кубы.
Дети совершенно самостоятельно приносят, раздают и убирают
пособия. Разнообразнее становятся способы держания палки: за концы,
за середину, одной рукой за конец, а другой за середину и др. При всех этих способах кисти рук располагаются сверху либо снизу
палки: хват сверху и хват снизу. Упражнения с палками дети дошкольного возраста проделывают в основном без перемены хвата. Целесообразны упражнения с длинными палками, с большими обручами (диаметр 1,5 м). В этих упражнениях с одним
пособием одновременно действует несколько или много детей. Каждому ребенку приходится согласовывать свои действия с действиями товарищей. Во время упражнений с предметами воспитатель добивается
четкости заданных направлений перемещения предмета, точности
исходных, промежуточных и конечных положений самого предмета, а также рук, ног и туловища. Кроме обычных мячей, используются и набивные. Упражнения
с набивными мячами должны предусматривать участие разных групп
мышц. Наиболее типичны перекладывания, перекатывания, переноска, передача набивных мячей, различные наклоны, повороты туловища, приседания, держа мяч двумя руками. Перебрасывание набивных мячей, сопровождаемое ловлей, для старшей группы нехарактерно. Для занятий в старшей группе подбирают примерно 5-8 упражнений общеразвивающего характера, каждое из которых повторяется до 6-8 раз в зависимости от сложности. Не следует на одном занятии использовать более 1-2 совершенно новых упражнений. Воспитатель подсказывает детям наиболее удобный в каждом отдельном случае ритм дыхания; привлекает их внимание к
наиболее удобному согласованию вдоха и выдоха с определенными
моментами движения.


Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации