Мир звуков и слов - файл n1.doc

Мир звуков и слов
Скачать все файлы (37 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc37kb.17.02.2014 11:03скачать

n1.doc

Тема: мир звуков и слов.

Цели:

-воспитание слухового внимания

-различение речевых и неречевых звуков

- актуализировать знания о «звуках», «словах»


Оборудование: зеркала, ширма, муз инструменты, куб с пиктограммами эмоций, бумага, блюдце, полиэтилен и т.п. кукла, звуковые замки 3 цветов, наборы для звукового анализа, сюжетная картинка «Лес осенний»


Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика.

- Посмотрите на эти лица. Какие они разные. (дети называют эмоциональные состояния человека: радость, огорчение, грусть, печаль, злость. Кидать кубик, отгадывать похожего сказочного персонажа и изображать – злая Баба Яга, добрый волшебник, печальная Аленушка и т.д.)

2. Сообщение темы.

- Сегодня мы совершим путешествие в страну Грамоту.

- Будем учиться слушать, узнавать и произносить разные звуки и слова.

3. Развитие слухового внимания.

А) «Молчанка»

- Закройте глаза. 1,2,3,4,5 – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

- Что вы услышали?

Б) - Вокруг множество звуков. Предметы вещи могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки. (Играть на муз инструментах, резать бумагу, шуршать, топать и т.п.) Отгадайте их по звучанию. (действия выполняются за ширмой)

В) – Вы слышали разные звуки и по ним узнали какой предмет звучит. Чем мы слышали? (ушами). Уши это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вред?

4. Закрепление понятия «Звук»

На доске панно Звуковые замки красного, синего, зеленого цветов. В окошках кружочки тех же цветов (красных 6).

- К нам на занятие пришла кукла Маша (Валерик) Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница Грамота пригласила ее в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела замки.

- Какого они цвета?

- В окошках она увидела кружочки. Подошла к красному. Потогала 1й кружочек. И он зазвучал «Ааа», а другой «Ооо».

- Как звучат другие звуки в этом замке? Какие это звуки? Гласные.

- Подошла к синему замку. Услышала другие песенки громкие звуки М,Д, Ж, Б и тихие П, Ш, С, Т.

- А в зеленом звуки звучали нежнее, мягче, ласковее МЬ, ДЬ, БЬ и ПЬ,СЬ, ТЬ.

-Вы догадались, что это за звуки?

- А почему тут кружочки?

5. Артикуляционная гимнастика. Припоминание органов артикуляции.

А) - Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?

- В домике этом красные двери.

Рядом с дверями – белые звери.

Любят зверушки конфеты и плюшки.

- Произнесите звук П. Чем произносим? Какие звуки еще произносим губами?

- В домике есть потолок – небо, бугорки за верхними зубами – ольвиолы. Произнесите Д.

- Положите руку на голосовой моторчик – когда он не работает, звуки произносятся тихо, глухо – ТПК, а когда работает – громко, звонко ДБГ или поются АОУ.

Б) Упражнения для губ: жарко-холодно, «Лягушка-Слоненок», Окошко, для языка: чистим зубы, пол - потолок, моляр, барабан – пулемет.

- А еще надо правильно дышать. Упр. «мячик-ямка»

6. Физпауза. «Листики осенние»

Мы листики осенние.

На ветках мы сидим.

Дунул ветер полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набижал

И листочки все поднял.

Мы летели, мы летели.

И на место тихо сели.

Дети проходят за столы.

7. Дифференциация понятий «звук – слово»

А) - Куда пригласила волшебница Машу? В осенний лес.

Что увидела Маша в саду? (деревья, ежа, грибы и т.д.)

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным полно,

И безымянных нету!

И все что только видит глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

- Вы сейчас про лес сказали много… слов. Слова мы обозначаем полоской.

Б) - Маша спрашивает: почему звучат слова? Потому, что в них звуки.

- Слова состоят из звуков.

Есть звуки гласные – голосистые певучие,

Есть звуки согласные – шумные, скрипучие,

Рычащие, скрипящие, жужжащие, свистящие.

Но всегда согласные верно дружат с гласными.

И тогда из наших ртов вылетает много слов!

В) Звуковой синтез. «Назови слово целиком»

– Я скажу звуки драг за другом, а вы догадайтесь, какое слово получится:

Д-о-м, с-о-м, и-в-а, ш-к-а-ф, в-а-з-а, ль-и-с-а, т-у-ч-а.

Г) «Отгадай»

- Теперь вы знаете, что такое звуки и слова. Маша проверит, как вы их различаете. Возьмите кружочек и полоску и пеналов.

(Логопед произносит слова и звуки, дети поднимают символ)

8. Итог занятия.

- О каком волшебном городе мы узнали? Кто в нем живет? Зачем нам кружки? Зачем полоски?
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации