Дипломная работа - Развитие малого бизнеса в России: проблемы и перспективы (на примере Красноармейского района города Волгограда) - файл n1.doc

Дипломная работа - Развитие малого бизнеса в России: проблемы и перспективы (на примере Красноармейского района города Волгограда)
Скачать все файлы (450.5 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc451kb.03.02.2014 21:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы изучения проблем малого бизнеса в России………………………………………………………...8

1.1 Основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе…………………………………………………………………………...8

1.2 Истоки формирования и основные характеристики малого бизнеса в России…………………………………………………………………………….20

1.3. Нормативно-правовое обеспечение развития малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне………………………………32

ГЛАВА 2. Особенности становления и развития малого бизнеса в городе Волгограде (на примере Красноармейского района)……………………...50

2.1. Управление развитием малого бизнеса в городе Волгограде………………………………………………………………..………50

2.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в городе Волгограде (на примере Красноармейского района)………………………….58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…73

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета для предпринимателей ……………………….82

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется следующим. Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.

Малое предпринимательство — не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения инноваций, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса отражаются, в первую очередь, на жизнеспособности субъектов малого предпринимательства, которые в условиях сокращения банковского кредитования, резкого падения спроса на товары и услуги вынуждены принимать решения о сокращении, а в отдельных случаях и о полном прекращении своей деятельности.

Значимость изучения проблем малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

Проблема развития малого бизнеса, по мнению российских предпринимателей, кроется в двух основных причинах, во-первых, это чрезмерное государственное регулирование (бюрократизм). Вторая не менее важная проблема, которую необходимо решить — это финансы: нехватка оборотных средств, долгосрочного финансирования и высокая стоимость кредитов.

С момента принятия Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (далее — Закон № 88-ФЗ) произошли существенные изменения в законодательной базе. Были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О приватизации государственного и муниципального имущества». Это привело к коллизии норм федерального законодательства и отмене ряда статей Закона № 88-ФЗ. В таком урезанном виде Закон носил декларативный характер и, в сущности, являлся недействующим нормативно-правовым актом с устаревшими нормами, а малое предпринимательство оставалось обделенным сектором предпринимательства.

Вступивший в силу с 1 января 2008 г. новый Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является нормативным закреплением позиции государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и отправной точкой, дающей старт дальнейшим изменениям в этой сфере.

Таким образом, проблемы становления малого бизнеса и перспективы его дальнейшего развития получили наиболее полное освещение в работах исследователей. Однако некоторые аспекты данной темы остаются еще не достаточно изучены. Это определенно вызывает научный интерес автора выпускной квалификационной работы к данной проблематике.

Цель исследования: изучить роль и место малого бизнеса в современном российском обществе и разработать рекомендации по повышению значимости и эффективности деятельности малого бизнеса.

Указанная цель достигается через решение следующих задач:

Объектом исследования выступает малый бизнес в России.

Предметом исследования является роль малого бизнеса в развитии общества, его проблемы и перспективы в России.

Эмпирический объект исследования — предприниматели, занятые в сфере малого бизнеса.

Теоретико-методической основой исследования явились труды отечественных авторов в области изучения проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур, таких как Буянкина1, В. Я. Горфинкель2, В. Демкович3, Н. Е. Егорова4, В. Г. Игнатов5, Н. М. Краева6, М. Г. Лапуста7, И. Б. Левин8, Л. К. Пятилетова9, Л. Сон10, Е. Г. Ясин11 и др.

Эмпирическую основу исследования составили законодательные акты, регулирующие деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по поддержке и развитию малого бизнеса: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; Федеральный закон от 24.07.2007 г. N-209-ФЗ (ред. от 02.08.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации; Законы и Постановления субъектов Российской Федерации и др. законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Указы президента, Постановления правительства и Министерства экономического развития Российской Федерации, акты местных органов, результаты социологического опроса проведенного автором в январе 2010 года среди предпринимателей Красноармейского районе города Волгограда.

Научная и практическая значимость исследования. Результаты аттестационного исследования могут быть использованы в практической деятельности по исследованию в области проблем малого предпринимательства. Практические рекомендации, сделанные в работе, могут быть использованы при разработке местных программ поддержки малого предпринимательства и быть полезными для определения стратегий улучшения положения субъектов малого предпринимательства.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе раскрываются теоретические аспекты изучения малого бизнеса.

Во второй главе рассматриваются региональные аспекты развития малого бизнеса в Волгоградской области.

В заключение подводится итог и дается общая характеристика состояния малого бизнеса в России и в Волгоградской области.

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы изучения проблем малого бизнеса в России
§ 1.1 Основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе

В современный период рыночного хозяйства особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. По размышлениям Н. Е. Егоровой: «Малое предпринимательство — это один из ведущих векторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта»12.

С точки зрения З. М. Ларичевой, Л. В. Стрелковой, большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономики нашей страны. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на изменения в экономике. Мелкие предприятия стали индикатором общего состояния дел в экономике. Они наиболее чутко реагируют на изменение в хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях. Волна разорений или образования новых компаний начинается в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят «отдушину» в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Развитие малых предприятий при преодолении кризиса служит важным средством оздоровления экономики13.

Доля малого бизнеса в экономике России составляет около 15-20%, тогда как для развитых стран этот показатель находится на уровне 60-80%. Таким образом, мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. В связи с этим необходимо поставить на федеральном уровне задачу увеличить долю российского малого бизнеса к 2020 году до 40-60%, «чтобы правительство отчитывалось не каким-то набором абстрактных мер, а результатом – долей малого бизнеса»14. Соответственно ежегодно для достижения этой цели доля малого бизнеса должна расти примерно на 5-10% в год.

В отличие от крупного бизнеса, малый бизнес в большей степени доступен, поскольку не требует больших первоначальных вложений капитала. Малый бизнес, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Он обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые вследствие малой серийности или небольших объемов стали невыгодными для крупных предприятий. Малый бизнес создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации. Кроме того капиталоемкость и короткие сроки сооружения нового предприятия (либо реконструкции прежнего) по сравнению с крупными объектами. Занимая небольшие рыночные ниши, малый бизнес, особенно в небольших городах и поселках, обеспечивает снижение безработицы, способствует самообеспечению граждан рабочими местами, дает налоговые поступления в местные бюджеты. Немаловажным является тот факт, что малый бизнес способен освоить небольшие местные источники сырья, способствовать переработке отходов, обеспечить удовлетворение потребности населения в бытовых и иных услугах. Малый бизнес решает также одну из наиболее важных социальных задач — формирует средний класс—основу эффективности национальной экономики, который к 2020 году должен составить в России до 60-70%, как отмечалось на заседании Госсовета в марте 2008 года.

Отдельно необходимо отметить роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики. Малый инновационный бизнес связан с формированием внутренних венчуров в рамках старых компаний, разработкой и реализацией инкубаторных программ. Как отмечалось на Восьмой всероссийской конференции представителей малых предприятий, состоявшейся в Москве 16 мая 2007 г., стимулирование предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей — диверсификации экономики России и развития её инновационного потенциала. Для этого необходимо обеспечить взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки в межрегиональном сотрудничестве малых предприятий, маркетинговое и логистическое обеспечение работы малого бизнеса и среднего предпринимательства с использованием инструментов гарантий и поручительств, сертификацию качества товаров, работ и услуг, производимых малыми и средними предприятиями по международным стандартам, развитие бизнес-инкубаторов и технопарков, развитие бизнес-образования в регионах РФ15.

Все это требует от органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня определения круга задач и разработки стратегии развития предпринимательского потенциала регионов с учетом особенностей внутренней структуры, особенностей ресурсов и потенциальных возможностей.

В данном контексте следует отметить, что развитие малого бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу16.

Распределение малых предприятий по отраслям экономики в России приведено в таблице № 1.

Таблица 1

Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности и отраслям экономики

Вид экономической деятельности и отрасль экономики

1996

2006

тысяч

в % к итогу

Тысяч

в % к итогу

ВСЕГО

841,7

100

1032,8

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10,9

1,3

28,9

2,8

Рыболовство, рыбоводство

Х

х

2,4

0,2

Добыча полезных ископаемых

Х

х

4,1

0,4

Обрабатывающие производства

131,9

15,7

123,4

12,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Х

х

4,1

0,4

Строительство

138,0

16,4

117,1

11,3

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования

373

44,4

464,6

44,9

Гостиницы и рестораны

Х

х

20,8

2,0

Транспорт и связь, в том числе связь

20,4/2,9

2,4/0,3

50,3/7,1

4,9/0,7

Финансовая деятельность

10,8

1,3

14,7

1,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3,9

0,5

163,3

15,8

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

35,9

4,3

Х

Х

Образование

6,6

0,8

2,7

0,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

11,0

1,3

10,8

1,0

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

19,1

2,3

25,3

2,4

Культура и искусство

6,5

0,8

Х

Х

Наука и научное обслуживание

46,7

5,5

Х

Х

Другие отрасли

26,0

3,0

Х

Х

Как видно из таблицы № 1, число малых предприятий за 11 лет (1996—2006) возросло с 841,7 до 1032,8 тыс., или на 22.5%.

Наибольшими темпами росло число малых предприятий: в сельском хозяйстве с 10,9 до 28.9 тыс., или в 2,8 раза; в оптовой и розничной торговле с 373,9 до 464,6 тыс., или на 24,3%; на транспорте и связи — с 20,4 до 50,3 тыс., или в 2,5 раза.

Высокими темпами возросло число малых предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом: с 3.9 до 183,3 тыс., или более чем в 40 раз. Если в 1996 году их удельный вес в общем числе малых предприятий составлял лишь 0,5%, то в 2006 году их доля возросла до 15,8%.

К сожалению, производственное предпринимательство в составе малого бизнеса в России пока не преобладает.

Несколько снизилось число малых предприятий, занимающихся строительством: с 138 до 117 тыс., а их удельный вес в общем числе малых предприятий уменьшился с 16,4 до 11,3%. По-прежнему незначительно число малых предприятий, занимающихся финансовой деятельностью, их удельный вес в общем числе малых предприятий застыл на уровне 1,3 — 1,4%, что совершенно недостаточно.

К сожалению, нет возможности оценить участие малых предприятий в науке и научном обслуживании, в культуре и искусстве, так как по методике 2006 года эти отрасли в статистической отчетности не выделяются.

Вместе с тем, малое предпринимательство в России по сравнению с развитыми странами Западной Европы, США и Японии развито недостаточно.

Так, по некоторым данным, число малых предприятий во Франции около 2,0 млн., в Германии — 2,3 млн., в Великобритании — около 3,0 млн., в Италии — около 4,0 млн. В Японии их число составляет 6,5 млн., а в США — около 20 млн., что намного больше, чем в России. К этому надо добавить, что доля малых предприятий в этих странах в общей численности занятых составляет от 45 до 80% (для сравнения, в России за 2006 год — 12,8%17), а в валовом внутреннем продукте от 50 до 70% (в России за 2004 год — 11,4%18).

Одной из главных проблем развития малого бизнеса, по мнению З. М. Ларичевой, Л. В. Стрелковой: «…является бюрократизация нашего государственного аппарата. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом, должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством»19.

Справедливость этих обличений полностью подтверждают авторитетные ученые, обобщившие опыт развития малого бизнеса в современной России. «Успешный предприниматель, сегодня в России должен в первую очередь уметь ладить с властью, налаживать контакты с «нужными людьми», а вовсе не разбираться в логистике, маркетинге или управлении персоналом.… Без разрушения административного произвола в отношении действующих предпринимателей ряды малого бизнеса пополняться не будут»20.

«Само существование (а сегодня и расцвет) теневой деятельности малого бизнеса (его суммарное «выпадение» из легальной экономики оценивается в 36,5 – 49 млрд. долларов в год) обусловлено принимаемыми решениями и практикой власти (государства, местного самоуправления, чиновничества в целом и конкретных чиновников)»21.

И. Левин неслучайно обращает внимание на двойную трудность, которую приходится преодолевать малому предпринимателю в нашем обществе: «внешнюю», в виде незащищенности от чиновничьего и криминального произвола, и «внутреннюю» - «субъективное переживание» своего положения как нормативно и морально неясного, двусмысленного, не опирающегося на устойчивые социальные установки, легитимирующие предпринимательскую деятельность в самосознании самой личности»22.

К сожалению, пока в России даже на уровне экспертного сообщества существует недооценка малого бизнеса как стратегического фактора роста национальной экономики, причем применительно именно к текущим российским условиям. Малый бизнес в российской экономике — это огромная структурная проблема, суть которой в том, что если в развитых странах доля малого бизнеса в ВВП превышает 60%, то в России она составляет только 15 — 20%. То есть в России другая экономика, в которой малый бизнес даже близко не играет той роли, какую он играет в развитых странах — роль стратегического фактора устойчивого социально-экономического роста23.

Сейчас развитие малого бизнеса происходит в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере24.

В данном контексте представляется обоснованным размышление Л. К. Пятилетовой: «Социально-экономическая ситуация выталкивает работников малых предприятий в сферу посреднической деятельности, малые предприятия вынуждены концентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и важных для собственного выживания направлениях деятельности. Половина всех малых предприятий в стране работает в торговле, значительно меньшее количество занимается обрабатывающим производством и строительством. Во всех остальных отраслях число малых предприятий незначительно. Практически не получил развития сектор малых инновационных предприятий»25.

Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства.

По мнению В. Г. Игнатова, малое предпринимательство в России обладает рядом отличительных особенностей (не характерных для малого бизнеса на Западе). Среди них:

Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше – стратегическое.

Вот почему даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса наблюдается активное движение. Многие фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность.

Итак, малый бизнес – это, с одной стороны, инструмент решения социальных задач страны, так как он обеспечивает население рабочими местами, увеличивает занятость социально незащищенных слоев общества – молодежи, женщин, пенсионеров, а с другой – эффективный способ разработки и внедрения инноваций. Поэтому отношение к малому бизнесу – это философская проблема: либо государство будет поддерживать монополии, развивать торговые сети и таким образом формировать общество, зависимое от собственников этих монополий, либо развивать инициативу отдельных предпринимателей и в результате иметь общество самодостаточных независимых граждан.

Вместе с тем, изучая сущность и роль малого бизнеса в современном обществе, необходимо знать его истоки и процесс развития в нашей стране.
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации